Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми

Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми

Автор: Смирнова Людмила Ермиловна

Организация: ФГКДОУ Детский сад №145

Населенный пункт: Московская область, г. Можайск-3

Аннотация: в статье автор раскрывает проблему и значение общения со взрослыми для психического развития ребенка раннего возраста. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важным оно является в ранний период, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой родителями общения с ребенком в раннем возрасте, а так же организации сотрудничества педагога с ребенком в условиях детского сада.

Ключевые слова: ранний дошкольный возраст, общение, формы общения, игровое взаимодействие.

В период от рождения до школы ребенок интенсивно развивается и необходимо, чтобы это развитие было разносторонним и гармоничным. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» говорится о создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства [с.7]. Считаем, что одним из важных психолого-педагогических условий является обеспечение эмоционального благополучия ребенка, под которым понимаем организацию взаимодействия с ребенком в ситуациях детского сада и семьи. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важным оно является в ранний период, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека. Причем, чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми; на более старших этапах развития ребенку интересно общение со сверстниками. Исследования выдающихся отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.А Венгера, А.В. Запорожца и др. доказали, что общение является ведущий фактор психического развития ребенка и на ранних этапах формирования ребенка особое значение имеет общение со взрослыми. Это эмоциональное общение, первый вид социальной активности ребенка, в процессе которого вырабатывается доверие к миру и уверенность в собственных силах. Именно, благодаря любви близких взрослых, которые ласково разговаривают с ребенком, приговаривают при общении, поют колыбельные начинается приобщение к взаимодействию и социальному миру. Потребность в любви, в нужности другому человеку – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Обедняют жизнь детей те родители, которые по разным причинам не обращают внимание на эмоциональное общение с ребенком, это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Общение в семье – это актив ребенком, на котором строится дальнейшее его психическое развитие и развитие речи. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому родители должны знать и понимать, как важно для маленького ребенка простое внимание и доброжелательность близких взрослых. Следовательно, проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна, это первая человеческая деятельность, обеспечивающая вхождение ребенка в мир человеческих отношений. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой родителями общения с ребенком в раннем возрасте, а так же организации сотрудничества педагога с ребенком в условиях детского сада.

По исследованиям М.И.Лисиной в раннем возрасте существует две формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная (от рождения до шести месяцев жизни), которая включает «комплекс оживления» и ситуативно-деловая (в период от 6 месяцев до 2 лет), которая протекает на фоне практической деятельности ребенка со взрослым – манипулятивной, предметной деятельности. В связи с развитием активной речи ребенка на 3 г.ж., что является существенным показателем его психического развития, выступает новая форма общения: внеситуативно-познавательная, которая помогает ребенку расширить рамки сотрудничества со взрослыми в познавательной деятельности. Опираясь на индивидуальных и возрастные особенности детей раннего возраста, можно и надо строить взаимодействие с ребенком в развивающей речевой среде, т.е. учить общаться. Для этого имеется богатый арсенал средств, прежде всего, народная педагогика, произведения устного народного творчества. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучали ребенка, приобщали его к культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Например: потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки», «Сорока»). Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики ребенка, они дают ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальчики, ладошки, локоть, плечо – это дает ребенку чувство уверенности и эмоциональной стабильности. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые выразительные средства родного языка – речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, прибаутки легко запоминаются и широко используются детьми в играх.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Наиболее полно ребенок выражает свои чувства и переживания через игру. Игра – естественная форма детского существования и самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Педагог при помощи одной и той же игры может решать разнообразные задачи по развитию общения через поэтические и музыкальные жанры фольклора. Игры на основе прибауток нетрудно придумать самим – тексты которых, подсказывают характер движений. Придумывание движений вместе с детьми, обыгрывающих текст, занятие не только увлекательное, но и полезное: дети учатся соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Это поможет им развить выразительность своей речи, станет основой для формирования эмоциональной культуры, навыков невербальной коммуникации, а значит, поможет полноценному социальному общению, самореализации и успешной адаптации в жизни.

Пример игрового взаимодействия педагога с детьми 3 г.ж.

(проводится с подгруппой детей)

Педагог вносит в группу игрушку Зайчика, прижимая его к себе, собирает вокруг себя малышей чтением стихотворения А.Барто:

Зайку бросила хозяйка-

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Рассказ педагога, как она нашла зайца и обсуждение с детьми ситуации стихотворения. Давайте порадуем зайчика, исполним песенку «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова.

Дети выполняют движения под музыку по образцу педагога, соответственно тексту:

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, эдак попляши.

Педагог: какой зайка, кто знает? (белый, пушистый, трусишка и тд.).

Педагог предлагает детям пальчиковую игру «Зайка»:

Зайка мчится без оглядки (дети хлопают в ладоши),

Лишь сверкают его пятки (ударяют кулачками друг о друга).

Мчится, что есть духу (руки сцепляют в замок и шевелят пальчиками),

Хвост короче уха (ударяют кулачками друг о друга).

Живо угадай-ка: кто же это? (хлопают в ладоши и показывают пальцем на зайку).

Имитационно-образные движения детей «Зайка» (музыка на усмотрение педагога).

Проводится игра «Зайка беленький сидит».

Заканчивается мероприятие рисованием пальчиками «Следы зайца» на подносах с манной крупой дети оставляют отпечатки двух пальчиков одновременно сначала правой рукой, потом левой, двигаясь по всей плоскости подноса.

Педагог хвалит детей, раздает игрушечных зайчиков для самостоятельных игр детей.

Используемая литература:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.-128с.

2.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. -2 изд.

3.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.-352с.

Опубликовано: 31.01.2019

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 «Сказка» комбинированного вида города Белово»

Консультация

«Особенности общения детей раннего возраста с взрослыми».

Автор: Г.В.Борщева,

педагог-психолог

2013

Взрослый продолжает оставаться главной фигурой для детей З – го года жизни, т.к. дети во многом еще зависят от него. Взрослые – промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Маленькие дети не могут познавать мир, если им не объяснят смысл того, что они видят, слышат и т.д. Пожарная машина остается для них шумной пугающей, непонятной вещью до тех пор, пока взрослый не объяснит, что это пожарная машина, она спешит с пожарными тушить огонь. Без помощи взрослого ребенок не может справиться с различными бытовыми ситуациями. Раздеться? – Пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому ребенку и не всегда. Самостоятельно есть ложкой, многие уже умеют, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно ушиб коленку, то сверстник отнял лопатку и не отдаёт или сердитая собака бежит на встречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослых.

Ребенку третьего года жизни необходимо знать чувствовать, что взрослый готов ему помочь, поддержать, защитить. Общение с взрослыми как бы вплетается в новую для ребенка сферу овладения предметными действиями. Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка.

Читайте также:  Родителям об интеллектуальном развитии ребенка

Потребность ребенка в поддержке и оценке взрослыми его действий – один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в своих силах, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел. Ведь недаром дети так любят устраивать со своими игрушками поближе ко взрослому. даже если они оба заняты своими делами, малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого, который изредка поглядывает на него, разговаривает с ним или просто улыбается ему.

Строя свои взаимоотношения с ребенком второго года жизни, родителям необходимо знать, что ребенок лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении:

«Почему он не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по своему, как будто бы на зло». Нет, ребенок не пытается досадить Любиной маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!» сказать: «положи на место!» вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего – либо».

Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними, В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой, В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки, стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность не стоит упускать.

Не смотря на то, что на протяжении раннего возраста взрослый остается центральной фигурой для ребенка, но уже на первом году жизни младенцы начинают проявлять интерес к сверстникам. Но до 1,5 лет дети обычно действуют со сверстником как с неодушевленным предметом, игрушкой и малочувствительны к протестам и гневу сверстников, недовольного тем, как с ним обращаются.

После 1 ,5 лет в отношении детей происходит заметный перелом. Идут на убыль действия с ровесником как с неодушевленным предметом, бурно нарастают инициативные действия, чтобы заинтересовать собою сверстника, одновременно нарастает чувствительность малышей к отношению сверстников.

Со сверстниками ребенок общается на горизонтальной плоскости. Перед ним равное существо, которое так же легко освобождается от внешних окон и готово разделить стремление к самовыражению. В общении с ровесниками ребенок приобретает умение постоять за свои права, адаптироваться в обществе.

Отсутствие опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей.

К концу второго года жизни возникает особая форма общения со сверстниками – эмоционально окрашенная игра. Большинство совместных игр основано на стремлении друг другу подражать, дети вместе прыгают, падают на пол, кривляются.

Примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму, и даже плакать при приближении других детей. К 2 – 2,5 годам эта тревога при встрече с другими детьми должна пройти. Совместные действия детей в этом возраста еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, т. к. дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать интересы друг друга. Очень часто возникают конфликты из-за игрушек. Играть игрушкой одному или уступить ее другому – решить в этом возрасте непросто. Нравиться нам это или нет, но дети в этом возрасте собственники. Поэтому, покушение на игрушку – это покушение на его безопасность, на его личное пространство, даже мы взрослые не любим делиться, но требуем этого от детей. А ведь для малыша обладание машинкой или куклой, тоже самое, что для нас владение телевизором или машиной. Необходимо осознать право ребенка на собственность – это снимет многие ненужные проблемы.

Литература

1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Психология общения в детском возрасте, 3 – издание, из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. – 272с

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г. – 464с.

Читайте также:  Онтогенез развития ребенка до года

3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 164с.

4. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005 г. – 445с.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №18 » ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сообщение «Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми»

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

Хохлова Е. А.

Энгельс

2019

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.

Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу, мотиву добывания средств к существованию, охота, приготовление пищи, одежды и др. Проблема общения детей раннего возраста со значимым взрослым на сегодняшний день остается актуальной

Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно.

Выдающийся психолог М.А. Лисина выделила четыре формы общения детей со взрослыми, каждая из которых развивается в определенном возрасте.

Основные формы общения детей и взрослых:

– непосредственно-эмоциональное общение,

– деловое общение,

– внеситуативно-познавательное общение,

– внеситуативно-личностное общение.

Так, ситуативно-деловая форма преобладает на протяжении всего раннего возраста, начиная с 6 месяцев примерно до 3 лет. Данная форма связана с потребностью в деловом сотрудничестве. Взрослый интересен как «деловой партнер», который знакомит ребенка с различными свойствами предметов. На этом этапе важными средствами общения являются как экспрессивно-мимические, так и предметно-действенные, дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Для детей становятся привлекательными предметы и игрушки, которые оказываются в руках взрослых, который показывает ребенку как можно действовать с этим предметом или какие игровые действия можно выполнять с игрушкой.

Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они – в руках взрослого.

Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек, может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.

Были определено значение данной формы общения для психического развития ребенка:

1. ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать бытовыми предметами, играть с игрушками, одеваться, умываться и пр. ;

2. происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов;

3. начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнёром по общению;

4. появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово, причём эту задачу – произнести то или иное слово – ставит перед ребёнком только взрослый.

Источник