Развитие общения ребенка младшего школьного возраста
Особенности общения детей младшего школьного возраста
Границы младшего возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются с 6-7 лет до 9-10 лет. Начало обучения в школе ведёт к новой социальной ситуации развития ребёнка, когда он имеет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Главной ведущей деятельностью у ребенка – становится учебная.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста является появление произвольности действий, выделение внутреннего плана действий и рефлексии как умения разумно анализировать свои поступки и суждения с точки зрения соответствия их замыслу и условиям деятельности. Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них учёбы и игры, слабо выраженное разграничение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя норм и ценностей.
Эмоционально-смысловой доминантой общения является содержание основных сфер деятельности младших школьников: познания, деятельности, игры. С переходом ребёнка в новую социальную ситуацию, связанную с началом обучения, ребёнку необходимо понять и усвоить нормы нового вида общения – общения в процессе учебной деятельности. Кроме того, ему следует определить своё отношение к людям, взрослым и сверстникам, которые его окружают в школе, и установить с ними контакты.
Со взрослыми ученики начальной школы общаются преимущественно в семье и в школе: в процессе учебной работы, информирование о своих делах и делах класса, запрашивание у взрослых информации по конкретным вопросам, запрашивание у взрослых оценки своего поведения. Общение со взрослыми возникает и в ситуации разрешения конфликтов.
Очень значимо общение с учителем, причем оно практически не выходит из ролевых рамок. Именно поэтому и взаимоотношения “учитель – ученик” складываются преимущественно в зависимости от выполнения ребенком своей ученической роли: исполнительности, аккуратности, прилежания, поведения и, конечно же, успеваемости. Оценка учителя в значительной степени определяет и взаимоотношения ребят, и статусную структуру класса – от самых популярных в классе “любимчиков” до изолированных и пренебрегаемых.
Благополучие в общении со взрослыми внушают ребёнку уверенность и в успехе общения со сверстниками.
Контакты детей друг с другом возникают в связи с предыдущим опытом общения, пространственной близостью, в связи с совместной деятельностью и игрой. Межличностное общение в классе имеет инструментально-конкретный и ситуативный характер, т.е. возникает по поводу игры, урока и т.п.
Словарь младших школьников достаточно богат, но умение вести диалог развито слабо. Типичным для них является информационный диалог, диалог дискуссионного типа вести не умеют.
Структура круга общения младших школьников не очень устойчива. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе, к третьему классу наблюдается рост устойчивости предпочтений.
В 1-2 классах общение со сверстниками тесно связано с учебными достижениями. К 3-4 классу значимой и авторитетной фигурой для младшего школьника становится сверстник, мотивация межличностного выбора связана с независимой оценкой со стороны самого школьника личностных достоинств и форм поведения партнёра по общению. В этот период идёт формирование социального престижа ребёнка.
Но, к сожалению, в этот период жизни у младших школьников возникает немало трудностей. Многие из них связаны с общением в группе сверстников.
Анализ школьной практики в работе Н.Е.Колодий показывает распространенность у младших школьников негативных стереотипов, снижающих эффективность межличностного общения, учебной деятельности: стереотипы полоролевого поведения (мальчики и девочки дразнят друг друга и обижают), неадекватного разрешения конфликтов (драки, жалобы учителю), негативной самопрезентации (употребление ненормативной лексики, грубость, громкий голос и др.), негативного восприятия сверстников (придумывание прозвищ), психологической отверженности и др.
В начальных классах происходит много конфликтов на почве дисциплинарных требований или в играх.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы можно прийти к следующим выводам.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.
Поэтому так важно целенаправленно, систематически и последовательно учить детей навыкам эффективного общения, умению слушать и слышать другого, умению понимать чувства и настроение другого, умению быть внимательным к окружающим, умению осмысливать свои поступки и поступки другого, умению конструктивного разрешения конфликта и преодоления негативных стереотипов общения.
Источник
Развитие общения со сверстниками в младшем школьном возрасте
Начиная с момента поступления в школу, у ребенка складываются меж личностные отношения с одноклассниками и учителем. Однако вначале у пер воклассников общение со сверстниками отступает на второй план, т. к. они только начинают адаптироваться к школе, привыкать к новому укладу жизни, социальному положению и новому коллективу. Теперь основной деятельностью и обязанностью ребенка становится учение, которое требует от него дисципли ны, организованности, воли, приходится делать то, что надо, а не то, что хочет ся, считаться с чужими желаниями и интересами. Дети могут быть настолько поглощены своим новым статусом, что иногда просто не замечают однокласс ников и не могут ответить на вопрос, кто сидел с ними рядом. Они избегают об щения друг с другом, существуют сами по себе. Контакты между первоклассни ками осуществляются посредством педагога. Я. Л. Коломинский приводил при мер из школьной жизни первоклассников: у ребенка не было ручки, но он не по просил ее у товарищей, а привлек внимание учительницы плачем. Когда учи тельница спросила ребят, есть ли у кого-нибудь лишняя ручка, то тот школьник, у которого она была, отдал ее не лично товарищу, а учительнице.
Адаптировавшись в школе, ребенок начинает активно устанавливать дру жеские контакты. Если к 9-10 годам у ребенка сложились дружеские отношения с кем-то из одноклассников, можно сделать вывод, что он умеет налаживать контакт с ровесником.
На протяжении младшего школьного детства понимание дружбы и отно шение к друзьям меняется. Для ребенка 6-7 лет друг- это тот, с кем он играет, сидит за одной партой или живет в одном доме. В выборе друга ребенок ориен тируется не на качества личности, а на поведение. Ему важно, чтобы с друзьями было хорошо и весело. Дружеские отношения недолговечные, они легко возни кают и так же легко заканчиваются.
Дети 8-11 лет считают друзьями тех, кто помогает им, выполняет их просьбы, разделяет их интересы. Для них становятся важны качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно у ребенка складывается система личных отношений, основу которой составляют непосредственные эмоциональные отношения.
Среди младших школьников, так же, как и у дошкольников, появляются лидеры («звезды»). Лидеры, как правило, общительны, инициативны, имеют хо рошие способности и богатую фантазию, входят в положение сверстников, хо рошо учатся и готовы поделиться знаниями с одноклассниками; если это девоч ки, то имеют привлекательную внешность. Если воспитательная работа в школе находится в запущенном состоянии, то лидером может стать ученик с плохим поведением. Есть и дети, которых не очень любят в коллективе. Обычно они имеют трудности в общении со сверстниками, драчливы, вспыльчивы, капризны, грубы, замкнуты, неаккуратны, неряшливы; могут ябедничать, зазна ваться и жадничать.
Все эти качества по-разному проявляются на различных этапах младшего школьного возраста. Для первоклассников у лидеров наиболее важными осо бенностями являются красивая внешность, активность, готовность поде литься вещами и сладостями, хорошая успеваемость, физическая сила у мальчи ков. А у «непривлекательных» детей- неактивность, неопрятность, плохая учеба и поведение, дружба с нарушителями дисциплины, непостоянство в дружбе, плаксивость. Следовательно, первоклассники при оценке своих сверстников прежде всего обращают внимание на качества, которые проявляются внешне, и на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста на первый план при оценке сверст ников выходят организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Показатели, связанные с учением. Отходят на второй план. Для «непривлекательных» детей в этом возрасте характерны такие качества, как об щественная пассивность, недобросовестное отношение к труду и к чужим ве щам.
Такие критерии оценки одноклассников связаны с особенностями восприя тия младших школьников и понимания ими другого человека, а именно со слабой способностью выделять главное в предмете, ситуативностью, эмоцио нальностью, опорой на конкретные факты и трудностями установления причинно-следственных отношений.
Первое впечатление о другом человеке у младших школьников также си туативно, стереотипно, ориентировано на внешние признаки.
Чем старше ребята становятся, тем полнее и адекватнее они осознают свое положение в группе сверстников. Но в третьем классе происходит пере стройке межличностных отношений и их осознания. Адекватность восприятия своего социального статуса снижается: дети, занимающие благополучное поло жение в классе, недооценивают его, а имеющие неудовлетворительные показа тели-считают свое положение приемлемым. Это связано с тем, что в этот воз растной период возникает потребность занять определенное положение в груп пе сверстников. Также в 9-10 лет школьники начинают более остро реагировать на замечания, которые им делают в присутствии одноклассников, становятся более застенчивыми и стесняются не только незнакомых взрослых, но и незна комых детей. Осуждение учителями ученика перед всем классом является для него травмирующим фактором, нередко требующим психотерапевтического вмешательства.
«Непривлекательные» для сверстников дети очень остро переживают свое положение, и часто у них могут возникать неадекватные аффективные реакции. Но, если у ребенка есть хотя бы одна взаимная привязанность, он переживает меньше. Эта привязанность является для него психологической защитой.
Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю, т. к. он в этот период является для них выс шим авторитетом. Учитель, сам того не желая, может способствовать изоляции ребенка в классе. Если он сам не любит какого-либо ребенка, часто осуждает его, делает ему замечания, то дети начинают точно так же оценивать сверстника и перестают его принимать. Если же учитель захваливает одного из учеников и ставит его в пример другим детям, то одноклассники тоже перестают общаться с ним, считая его «любимчиком». Но педагог может и помочь «изолированно му» ребенку стать своим в коллективе. Это должна быть сугубо индивидуальная работа, зависящая от конкретной ситуации. Но есть и общие рекомендации: нужно вовлечь ребенка в интересную деятельность; помочь ему добиться успеха в той деятельности, от которой зависит его положение; преодо леть его аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость); помочь выработать уверенность в себе; предложить авторитетным сверстникам поддер жать ребенка.
Родители тоже могут помочь младшему школьнику наладить контакты со сверстниками. Для этого они должны быть приветливы и гостеприимны, когда ребенок приводит друзей домой, угощать их блюдами, которые им нравятся, приглашать их на совместные прогулки, экскурсии, походы в кино, помогать ре бенку делать первые шаги к установлению отношений с одноклассниками.
В младшем школьном возрасте у ребенка складывается определенная самооценка в отношении своих учебных способностей и общих возможностей. Для того, чтобы самооценка была достаточно высокой и адекватной, он должен знать свои способности и иметь возможности для их реализации. Ребенок в этом возрасте стремится овладеть различными умениями, делать что-то лучше всех. В случае успеха у него развивается чувство собственной умелости, полно ценности, а в случае неудачи-чувство неполноценности. Ребенку важно., чтобы его умение оценили и взрослые, и сверстники. Он должен чувствовать свою ценность и неповторимость. Задача взрослых-помочь ребенку реализовать свои возможности и раскрыть ценность его умений для одноклассников. Например, если школьник плохо учится, но хорошо рисует, можно организовать в школе выставку его работ. Это может изменить и отношение ребенка к учебе и классу, и отношение одноклассников к нему.
Знание ребенком своих сильных и слабых сторон способствует формиро ванию его самостоятельности, уверенности в себе, независимости, компетент ности в общении со сверстниками.
Кроме того, что общение со сверстниками влияет на самооценку и помо гает социализации детей, оно еще и стимулирует их учебу. К концу 1 класса дети способны воспринимать учебные задачи как стоящие перед всем классом. Они замечают, кто из детей мешает работать, кто хорошо усваивает учебный ма териал, а кто плохо. Доказано, что равноправное общение дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Если взрослый организует работу, а дети работают самостоятельно, они лучше учитывают позиции сверст ников, их точки зрения. Благодаря этому развиваются рефлексивные действия (рефлексия-это способность воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы). Также в процессе совместной работы дети учатся обращать внимание не только на результат, но и на способ своих и чужих дей ствий.
Постепенно у младших школьников появляется общественная направлен ность личности, заинтересованность делами одноклассников. Вначале обще ственная направленность проявляется в стремлении делать все сообща со сверстниками, делать то, что делают другие. Именно поэтому младшие школь ники часто подражают друг другу (например, если один ребенок поднимает руку, это делают и другие). Постепенно общественная направленность получает развитие. Дети начинают чувствовать себя частью коллектива.
Отношения со сверстниками формируют у детей стремление удовлетво рять нужды и потребности других людей. Это подтверждает эксперимент, про веденный В. Г. Яковлевым: детям прочитали рассказ В. П. Катаева «Цветик-семицветик», после чего они должны были анонимно в письменной форме отве тить на вопрос, как бы они истратили волшебные лепестки. У большинства де тей в ответах имелись желания, направленные на удовлетворение потребностей и интересов других людей (стать врачами, «чтобы не было больных», быть сильными, «чтобы защищать всех маленьких и слабых»).
Общественная направленность является одной из предпосылок усвоения ребенком требований, предъявляемых ему детским коллективом. Но для того, чтобы лучше усваивать эти требования, коллективу необходим организатор. Роль организаторов выполняют старосты, дежурные. Формируются так называе мые «отношения деловой зависимости» (по выражению А. С. Макарен ко).
Младшие школьники стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение товарищей. Для этого они вынуждены считаться с мнением коллекти ва, подчиняться его правилам и традициям. Благодаря этому формируются нрав ственные чувства и стремления.
Так же, как и дошкольники, младшие школьники много жалуются друг на друга. Мотивом этих жалоб является стремление ребят добиться правильного поведения со стороны всех учеников. В первом классе дети открыто жалуются учителю друг на друга, и тот, на кого жалуются, не обижается. В 3-4 классе уче ники начинают обсуждать поступки и действия товарищей между собой и влиять на них путем общественного мнения. Если кто-то из учеников жалуется учителю, его начинают осуждать и воспринимать как ябеду. В случае непра вильной воспитательной работы возникает тенденция покрывать товарища, даже если он совершил плохой поступок. Это говорит о создании учениками 3-4 классов собственных норм поведения, регулирующих взаимоотношения в клас се. В этом возрасте мнения товарищей легче усваиваются и часто оказывают большее влияние на каждого отдельного ученика, чем мнение учителя.
Для общей оценки уровня сформированности у младших школьников на выков общения со сверстниками можно использовать шкалу развития социаль ных отношений, разработанную А. Гезеллом. В этой шкале приведены профили социального поведения для детей 6 и 9 лет. Согласно шкале Гезелла, в 6 лет дети проявляют явный интерес к заключению дружеских отношений; хорошо ладят с друзьями, но без надзора взрослого долго вместе не играют; спорят, фи зически борются, стремятся настоять на своем; часто жалуются; могут прояв лять властолюбие по отношению к некоторым детям, исключать из игры третье го; не умеют проигрывать и жульничают ради выигрыша. Для детей 9 лет харак терны следующие признаки: у большинства детей есть хороший друг од ного с ним возраста и пола, они принадлежат к определенной группе детей; хо рошо ладят с друзьями, несмотря на встречающиеся ссоры и разногласия; в большей степени проявляют интерес к деятельности, чем к собственному отно шению к другу, присутствует кооперативная деятельность; могут подавлять свои собственные интересы ради других членов своей компании, стараются соблюдать правила группы и критикуют тех, кто их нарушает; девочки начина ют проводить вечера вместе; начинается период обожания старшего ребенка или взрослого; начинается оценка, а не только обсуждение других; мальчики ча сто шумят и борются, а девочки хихикают и шепчутся.
Список использованной литературы:
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Пи тер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
2. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстни ков: Автореф. докт. дис. – М., 1981.
3. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Про свещение, 1980. – 352 с., ил.
4. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы пси хологии. – 688 с.
5. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
6. Спок Б., Розенберг М. Б. Ребёнок и уход за ним / Пер. с англ.; Худож. обл. М. В. Драко. – 3-е изд. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 848 с.: ил.
7. Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2008. – 226 с.
Источник