Развитие общей моторики ребенка

Черенкова Нина Алексеевна
Развитие общей моторики у детей раннего возраста

Движение – это огромная радость,

которая появляется от удовлетворения

естественной потребности ребенка в двигательной активности.

Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т. д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь ребенок!Ему предстоит познать четыре мира: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего «Я». По крайней мере, развитие трех из этих пунктов обеспечивает физическая активность ребенка. На страницах различных книг, посвященных развитию малышей, мы достаточно часто встречаем термин «моторика», и даже получаем общее представление, что это такое. Но, тем не менее, немногие взрослые отдают себе отчет, насколько важна для малыша эта моторика. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др., способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

В раннем возрасте уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Сегодня про мелкую моторику мы слышим отовсюду. Это и понятно, ведь она непосредственно влияет на интеллектуальное развитие детей. Но почему при этом развитие крупной моторики остается без внимания? А ведь ее развитие начинается намного раньше мелкой и тоже имеет важное значение для ребенка раннего возраста.

Крупные мышцы начинают развиваться сразу же после появления крохи на свет. Первыми начинают развиваться мышцы, которые отвечают за движения глаз, после – за поворот головы, а далее – вращение ею же. После развития этих мышц начинают совершенствоваться следующие. Трансформации спускаются вниз по телу – от головы к плечам, от плеч к ручкам, спинке, ножкам. Все это является крупной моторикой. Без нее ребенок не сможет выполнять самые простые действия и движения. Поэтому так важно начинать работу по развитию моторики с самого раннего возраста.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений: постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги; начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Поэтому перед нами стоит задача помочь каждому малышу лучше овладеть своими движениями, для этого мы создаем активную подготовительную среду, проводим разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

Умение двигаться позволяет ребенку открывать и познавать самого себя, собственное тело и окружающий мир. Малыш живет телом и чувствами, выражая их посредством движений – от радости до боли.

Мне часто приходится работать с детьми, у которых общая моторика развита недостаточно. В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. В виду того, что дети к нам приходят из социально неблагополучных семей, с отставанием физического и психического развития.

Психологическое и физическое здоровье тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.

Я стараюсь воспитывать у детей потребность в движении начиная с младенческого возраста. Приучать детей к выполнению утренней гимнастики, к массажу, играть в подвижные игры, игры в мяч, езда на велосипеде, игры в сухом бассейне и мн. др.

Применяю в своей работе с детьми по данной теме следующие методы и приемы:

1. Упражнения для развития крупной моторики,формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве:

«Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону;

«Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону;

Читайте также:  Умный ребенок центр развития искитим

«Гусеница».Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям;

«Червячок». Ползанье на спине без помощи рук и ног;

«Паучок». Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям – вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях;

«Слоник». Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест;

«Гусята». Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз;

«Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»). Ведущий (взрослый)делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши – а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести “запрещаемые движения”

2. Пассивная гимнастика (массаж). Продолжительность массажа 3-5 минут;проводится несколько раз в день:

– поглаживание: совершается в разных направлениях;

– растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);

– вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер);

– массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев;практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться,тогда возможно сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец По-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

3. Упражнения на повышение уровня активации. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развиваюттактильную чувствительность:

– Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

– Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

– Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем – от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

– Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

В этот блок упражнений включаю также различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.

4. Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением:

«Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

«Снеговик». Исходное положение – стоя. Детям предлагается представить, что они – только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант «растаять», начиная с ног.

«Дерево». Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, «дерево тянется к солнышку». От сильного порыва ветра «дерево» должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

Читайте также:  Окружающая среда в процессе развития ребенка

«Кулачки». Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

«Яйцо». Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в «яйце» и крепко держит края простыни над головой «цыпленка», начиная при этом раскачивать «яйцо» из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления.

В результате проведенной работы, значительно улучшились показатели развития у детей общей моторики, дети стали активнее, во время проведения занятий и игр преобладает положительный эмоциональный фон.

Здоровье детей и их будущее в наших руках, руках взрослых! С своевременным развитием движений связан прогресс всех остальных способностей малыша, его эмоциональное и психическое здоровье, развитие умственных и речевых способностей.

Используемая литература:

1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. -М.: Акаденмия, 2010

2. ГалановА. С. Развивающие игры. Вместе с малышом. От рождения до года.

-Минск: Букмастер 2014г.

3. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников,2016г.

Источник

Елена Бородулина
Упражнения для развития общей моторики

Важной составной частью развития предметно-манипулятивной деятельности является обучение владению телом.Виды нарушения:

-слабость мышечной силы;

-плохо координированное равновесие;

-плохой контроль за скоростью и силой движений:

-неловкость движений при обхождении препятствия;

-трудности включения всего тела в процесс движения.

Интенсивные упражнения, направленные на устранение

указанных нарушений, способствуют совершенствованию моторики. Возрастной период для этих упражнений охватывает первые шесть лет. т. к. развитие общей моторики в это время происходит наиболее интенсивно. При выполнении упражнений по овладению телом используется сверхактивность некоторых детей с ранним детским аутизмом.

Предлагаемые упражнения можно проводить как индивидуально, так и небольшими подгруппами.

Общие двигательные упражнения.

Упражнения для рук

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук развивается специальными упражнениями. Это – начальный этап,

предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.

Начинать следует с простых упражнений. Показав упражнение два раза, предложить ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

.1. Руки в стороны. Руки поднять до уровня плеч и составить с ними одну линию.

2. Руки вперед. Руки поднять до уровня плеч и параллельно одна другой.

3. Руки наверх. Руки поднять вертикально и приблизительно параллельно одна другой.

Обязательно следите затем, чтобы в плечах и руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

1. Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, как «веревочки».

2. Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев.Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, кисти, пальцы слегка сгибаются.

Предлагая ребенку выполнить различные упражнения для рук. необходимо постепенно усложнять их. При этом ребенок выполняет различные «роли».

«Петрушка» – предложить детям слегка наклониться. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

«Маятник» – дети слегка наклоняются. Руки – внизу, перед собой; раскачиваются параллельно вправо-влево.

«Балерина» – и. и. стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмахнуть кистями рук.

«Дерево на ветру» – и. п. стоя, руки подняты. Раскачивать туловище параллельно вправо-влево.

«Кулачки» – сжать пальцы рук в кулачки, а затем встряхнуть кистями так, чтобы пальчики расправились.

«Олени» – скрестить руки над головой с сильным напряжением (твердые, как рога, а затем быстро расслабить и опустить вдоль туловища.

«Подъемный кран» – вытянуть руки вперед и напрячь, как будто приходится удерживать на них тяжелый груз. Затем быстро расслабить, как будто резко сняли с них груз; уронить руки на «пуховые подушки».

«Резиновый мяч» – имитация сжимания и разжимания резинового мяча.

Упражнения для ног.

.«Загораем» – сидя, выпрямить ноги с напряжением (потягивание, как на пляже под •солнцем) и затем расслабить. Повторить 8 раз.

Читайте также:  Зак интеллектуальное развитие ребенка

«Ножницы» – сидя, выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные. Повторить 8 раз.

«Пружинки» – пальцами ног- надавливать на воображаемые пружинки, опирающиеся на пол, чередуя напряжение с расслаблением. Повторить 8 раз.

«Журавль на болоте» – ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги. Повторить 8 раз.

Упражнения для туловища

«Стирка» – наклониться и выполнять движения, напоминающие полоскание белья, затем после распрямления выполнить движения, имитирующие развешивание белья на натянутую высоко веревку. Повторить 8 раз.

«Куклы»:

«Деревянный Буратино» – замирание в позе навытяжку и расслабление. Повторить 8 раз.

«Тряпичная кукла» – полное расслабление всего тела, «провисание». Повторить 8 раз.

«Спортсмен» – имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания.

В такой же последовательности поднимание гири одной, а затем другой рукой и перетягивание каната. Каждое движение повторить 8 раз.

«На параде» – предложить ребенку пройти по комнате, как на параде, – под барабан. Объяснить, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предложить нормальный темп, быстрый, замедленный.

«Гимнаст» – положить на пол доску шириной 20 см, попросить ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперед и в обратном направлении. В конце – мягкий соскок на пол.

«По тропинке» – по доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.

«Акробат» – на полу – шнур, вытянутый по прямой линии. Пройти по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки – в стороны.

«Котенок» – на конце гибкого прутика – нитка длинной 0.5 м. К концу ее привязан бантик. Подпрыгнуть и пытаться достать бантик над головой.

«По камушкам» – продвинуться вперед на дух ногах (на расстоянии до двух метров). Можно обозначить «воду ручейка» полосками голубой бумаги, положенной поперек «ручейка». Перепрыгнуть через них.

«Волчок» – подпрыгнуть и вращаться вокруг себя.

«Мишка на бревне» – по доске шириной 20 см нужно проползти туда и обратно.

«Ручеек» – перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

«На бережок» – положить на пол поролоновый коврик или плоский поролоновый матрас. «Впрыгнуть на бережок» двумя ногами одновременно.

Упражнения для шеи

Попеременное напряжение и расслабление мышц шеи (голова «на ниточке» упала на грудь, на левое плечо, на правое плечо). Повторить 8 раз.

«Любопытная Варвара».

1 вариант.

Любопытная Варвара смотрит влево (вытягивая шею с напряжением,

Смотрит вправо,

А потом опять вперед.

Здесь немного отдохнет. (Шея не напряжена и расслаблена, голова прямо). Повторить 8 раз.

2вариант.

Любопытная Варвара смотрит вправо.

Дальше всех и дольше всех.

(поворот головы, шея напряжена).

Возвращается обратно,

‘ Расслабление приятно.

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех, все дальше вверх! (голову поднять вверх).

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена И расслаблена.

А теперь посмотрит вниз —

‘Мышцы шеи напряглись! (Голову опустить вниз.)

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена И расслаблена.

«Зайчики». Дети-зайчики прыгают на двух ножках па одном месте.Учитель: «Скачут зайки на полянке: прыг-скок, прыг-скок».

«Лягушки». Дети-лягушки прыгают на лужайке.После слов учителя: «Лягушки-подружки долго гуляли, домой опоздали» дети-лягушки прыгают в свои ямки (на стульчики).

«Лягушки и медведь». На полу вычерчивается круг-лужайка. Дети-лягушки прыгают на лужайке.После слов учителя: «Вот идет Мишка, лягушек «давишка» лягушки прыгают в разные стороны, стараясь выпрыгнуть из круга. Медведь идет вперевалку, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую и поочередно выставляя вперед руки-лапы. Если медведь успевает коснуться лягушки, та застывает на месте.

Рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с РДА.

Все дети в разной степени нуждаются в руководстве и организации их самостоятельной двигательной активности. Педагог, организуя подвижные игры с детьми, должен уметь дифференцированно помочь каждому ребенку.

Для гармоничного физического развития детей следует максимально поощрять, а также специально организовывать игры с мячами, обручами и другими игрушками.

Педагог подключается к игре ребенка, помогает ему добиваться положительных результатов от совместных действий с другими детьми.

Тренировка движений на природе обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию силы, выносливости, тренирует пространственные представления, развивает волевые качества личности. На природе создаются оптимальные условия для выполнения одних и тех же движений в различных вариантах, что способствует автоматизации движений.

Источник