Развитие общей культуры ребенка в доу

Татьяна Милованова
Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций

Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Пословицы, поговорки, потешки, песенки несли в себе богатство знаний об окружающем мире в интересной образной легкой для познания форме и понятной, близкой детям. Сказки увлекательно и неназойливо учили азам нравственности и морали. Именно фольклор сохранил для нас наш национальный дух и культуру с традициями.

В работе разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с историей русской культуры, обычаями, праздниками, устным народным творчеством, традиционными народными промыслами, по воспитанию нравственных чувств и пониманию моральных норм в обществе. Также включена работа с родителями по укреплению семейных уз, продолжению преемственности поколений, повышению интереса к совместному творчеству, народным промыслам.

Данный педагогический опыт показывает, как можно на основе национальных традиций воспитывать и развивать высоконравственную личность, смотрящую на жизнь с оптимизмом, добром и любовью.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Глава 2. Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование элементов традиционной народной культуры.

Глава 3. Опыт педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов – авторитета,

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

В многовековой истории России можно увидеть много примеров тяжелых испытаний на прочность нашей государственности, попыток изменить нашу культуру, традиции, завоевать и истребить русский народ. Но мы смогли победить и выстоять. Россия всегда гордилась сплоченностью народа, крепостью русского духа, широтой русской души. Лишь политика смены культурных приоритетов смогла нанести ощутимый вред и внести смятение в умы и души русских людей.

Самый ближайший пример испытаний и глубоко врезавшийся в память это момент распада Советского Союза и начало американизации и свободы нравов. Именно тогда, почему – то и кто – то решил что все русское не модно и неправильно. Шла пропаганда всего западного. Увы, наша страна осталась без основы, фундамента, что привело к потере целого поколения молодежи 90-х годов.Сменились приоритеты: если ранее ценились доброта, щедрость, взаимовыручка, толерантность, воспитанность, уважение к старшему поколению, то в 90 – е стали цениться и ставиться во главу материальные блага, связи и все зарубежное. Молодежь смеялась и порицала людей живущих по принципам нравственности и морали, не забывавших русскую культуру. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», – слова А. С. Пушкина. Нравственность, духовность, мораль – это как якори, которые помогают держаться и не уплыть по течению пороков, жестокости, зла, ненависти. Как нельзя лучше об этом сказал Белинский В. Г.: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, – ничего, чем человек есть человек». Отказ от своего культурного наследия привел к потере и деморализации целого поколения молодежи 90-х годов.

Отрадно видеть, что мы, россияне, снова повернулись навстречу гуманности, нравственности и духовности. Наконец, поняли важность сохранения национальной культуры и традиций, как основы процветания нашей нации. Очень важно, что и политика правительства помогает укреплению позиций народности в культуре, образовании. Это видно из слов Президента РФ В. В. Путина.

«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.

На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики.

Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2012г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»).

Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации,каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

Конечно, это – консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию. (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2013г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»)

Опора на национальную культуру, исторические корни и традиции помогут россиянам встать, как и раньше крепкой, дружной нацией. Именно нравственно-патриотическое воспитание в народных традициях подрастающего поколения является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Фольклор, древние пласты культуры, традиции в целом, это как неисчерпаемый источник воспитания и развития в ребенке нравственных качеств, положительных моральных приоритетов, патриотизма и гордости за свою страну, национальность. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт и мудрость, просеянные через сито веков, духовный мир, мысли, чувства, наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления», – писал В. Г. Белинский.

В дошкольном возрасте весь мир ребенка окрашен в яркие эмоции, которые помогают понимать ему других людей, переживать и давать понять взрослым о своем эмоциональном состоянии. Произведения устного народного творчества легки для восприятия, эмоциональны, веселы, образны и несут много знаний об окружающем мире. Фольклорные праздники и развлечения полны играми, песнями и хороводами, что очень близко детям дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. К 4-5 годам ребенок уже может управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму. Особенности эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста обуславливают использование элементов фольклора в воспитании и образовании детей.Поэтому актуальна в наши дни тема: «Нравственное воспитание дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе».

Цель работы: Обобщение опыта работы по формированию общей культуры, развитию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций.

Задачи работы:

– показать теоретическое обоснование формирования общей культуры и развития нравственных качеств личности детей в дошкольном возрасте на основе национальных традиций;

– раскрыть организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного пространства детского сада;

– познакомить с формами, методами и приемами ознакомления с элементами народной культуры, воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

– познакомить с формами работы с родителями детей дошкольного возраста.

Источник

Условия формирования
общей культуры дошкольника

Автор: Илькаева Гельфания Рафаиловна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 402 комбинированного вида»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. В нашем детском саду ребенок получает первый дошкольный опыт от взрослых, которые научат его любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.

В наше время происходят социальные и экономические перемены. Что отражается на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательными стандартами ДО»

Целью нашего детского сада является приобщить ребенка к общей культуре. Ведь культура – это нормы, обычаи, творчество, искусство, интеллектуальную деятельность. Воспитать культуру ребенка – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. Когда мы планируем образовательную работу, стараемся охватить все образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое;
  • Физическое развитие.

Физическое воспитание предусматривает поддержание у ребенка бодрого жизненного настроения, совершенствование всех функций организма, формирование основ физической культуры при выполнении физических упражнений в подвижных играх и в повседневной жизни. Дети учатся осознавать ценность здорового образа жизни.

Художественно-эстетическое – формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; развитие самостоятельной творческой деятельности детей – изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

Познавательное – развитие любознательности, воображения и творческой активности; изучение окружающего мира;

Речевое – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.

Социально-коммуникативное – развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Для успешной реализация цели, мы создаем необходимые условия:

  • организуем предметно-развивающую среду в группах нашего детского стада;
  • развиваем продуктивную деятельность и творческий потенциал детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • используем нетрадиционные, интегрированные формы занятий;
  • приобщаем к традициям родного края;
  • привлекаем родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности в воспитании.

Для освоения программы по развитию ребенка работа в нашем детском саду строится по следующим направлениям:

  • работа с детьми;
  • взаимодействие с семьёй.

Нашими основными условиями по реализации общего культурного развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, описывающих природу, труд);
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Для освоения программ воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует общему культурному развитию детей.

  • 1 блок – организованная деятельность,
  • 2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,
  • 3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • организованная деятельность с детьми (занятия),
  • праздники
  • развлечения, народные праздники – «Масленица», «Сабантуй», и другие.
  • театральные Среды
  • недели творчества, конкурсы стихов (о временных года, праздниках);
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок (по временам года, к дата красного календаря, бумажная пластика «Природа в творчестве детей»)
  • кружковая работа,

Все занятия отражаются в игровой деятельности детей, что позволяет получать знания эстетического цикла. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.

Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

Семья и детский сад связаны, это обеспечивает непрерывному совместному воспитанию и обучению детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

  • первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагоги посещают семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации.

второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

Использованная литература:

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника.-М:ТЦ Сфера, 2008.-96с.
  2. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду.-М: ТЦ Сфера, 2005-144с.
  3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.-М. Педагогика, 2010г.
Опубликовано: 30.04.2016

Источник

      Формирование у детей общей культуры , целостного представления о мире через различные виды театральной деятельности.

(из  опыта работы Никандровой Н.А. )

      «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда , когда он живёт в мире сказок, творчества , воображения , фантазии , а без этого он засушенный цветок».                  В. Сухомлинский

       «Жить – это не значит дышать ,это значит действовать .Не тот человек больше всего живёт , сколько может посчитать лет , а тот , кто больше всего чувствовал жизнь .»        Ж.Ж. Руссо

     Театр –один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей ,он позволяет решать многие актуальные  проблемы современной педагогики и психологии . помогает раскрыть духовный и творческий мир ребёнка и способствует его адаптации в социальной среде.

       Разнообразие форм театральной деятельности помогает  выполнять многие задачи программы детского сада от ознакомления с общественными явлениями коммуникации , формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

       Театрализация – импровизация оживления предметов и звуков .

       Театрализованная игра –это один из видов театрализации – эффективное средство социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Через Т.И. осуществляется эмоциональное развитие. Дети знакомятся с чувствами. настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения , осознают причины  того или иного настроя .Т.И .помогают совершенствовать диалоги и монологи , осваивать выразительность речи. Т.И. являются средством самовыражения  и самореализации детей.

     Дети  любят играть в театрализованные игры , которые наиболее близки к искусству , их часто называют творческими. В таких играх  большое внимание уделяется действию , предмету , костюму или кукле , потому  что они  имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий (играть можно самостоятельно . по желанию . то есть она не требует обязательного присутствия зрителя , участия профессиональных актёров , в ней иногда достаточно внешнего подражания).

      Драматизации или театральные постановки – это самый частый и распространённый вид детского творчества. В этих играх драма , основанная на действии , которое совершает сам ребёнок , наиболее близко , действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

      В играх-драматизациях детям- артистам предоставлена возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации , мимики , пантомимы Детям предлагается сюжет –канва , в пределах которого развивается импровизация .Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения .Театрализации могут разыгрываться в обычной театральной форме (сцена , занавес , декорации , костюм и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища.

     Играя  в режиссёрские игры , дети сами выступают в роли сценариста ,режиссёра , исполнителя (управляют игрушками  или их действиями , «озвучивая» героев и комментируя сюжет ,они используют разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами  выражения в этих играх являются интонации и мимика , пантомима ограничена , поскольку ребёнок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

    Театральная деятельность помогает детям органично влиться  в мир культуры , осознать его целостность и красоту , приобщаться к вечному и прекрасному. Через неё  происходит формирование эмоциональной сферы ребёнка , знакомство с различными  эмоциями .Дети получают возможность для самовыражения , приобретения навыков  саморасслабления . Активизируется речь детей, обогащается словарь эмоций .Развивается способность к анализу и обобщению. Дети получают помощь в осмыслении собственных действий и переживаний , соотнося их с переживаниями героев  сказочных литературных произведений .Формируется культура речи. Развиваются способности проявления себя в ситуациях свободного выбора .Развивается фантазия ,воображение , художественный вкус детей.

       При подготовке  к спектаклям происходит синтез музыки ,ритмики , пластики .изобразительных средств выразительности и слова. Дети присваивают культурный опыт поколений , проявляют умение  сочувствовать   другим людям ,отличать добро и зло ,учатся корректировать своё поведение (искать выход из конфликтных ситуаций ,учиться общаться ,выступать публично ,преодолевать трудности ).)Дети работают в коллективе . При этом неуверенные дети чувствуют себя лучше (хор , оркестр ,совместное движение под музыку0.Для подготовки  и  проведения спектаклей .концертов у детей развивается умение создавать творческие группы. Используются все имеющиеся возможности. Развивается умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты .детали костюмов , сделанные своими руками .Следует поощрять  импровизацию , формировать у детей умение свободно чувствовать себя в роли ,воспитывать артистические качества . развивать творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления , игры в концерт . цирк , показ сценок из спектаклей Обязательно  предоставить детям возможность выступать перед сверстниками . родителями и другими гостями.

         «Театр – это волшебный мир .Он даёт уроки красоты . морали и  нравственности .А чем они богаче . тем успешнее идёт развитие духовного мира детей …»            Б.М. Теплов

         В нашей группе мы стараемся в работе с детьми использовать  всё многообразие видов театрально-игровой деятельности .У нас есть   различные виды театров :

Би-ба-бо , настольный . на  фланелеграфе . на пружинках , бумажный плоскостной  , бумажный на столе ,пальчиковые . театр ы масок . объёмные театры , мягкой игрушки , деревянный на столе . теневой . перчаточный .бутылочный ,театр Петрушки , из тетрадного листа  , « бумтар» (театр из бумажных тарелочек) ,живой театр , ,кукольный на ширме.  Персонажи из этих театров используются детьми и взрослыми во всех видах деятельности в ДОУ (на занятиях . на прогулках . на утренней гимнастике , в совместной деятельности , в самостоятельной деятельности детей . в играх и т. д. ) .

          В работе с детьми используем  различные виды драматизации :игры-имитации образов животных . людей ,литературных персонажей .

Ролевые диалоги на основе текста .

Инсценировки произведений .

Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

 Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета ( или нескольких сюжетов ) без предварительной подготовки.

          С детьми проводятся  этюды и упражнения на различные темы по коррекции поведения (ссора ,обида ,встреча и ДР.),по  умению общаться с людьми в различных ситуациях (знакомство , благодарность . угощение , разговор по телефону , поздравления . пожелания , утешение ).

   В этюдах по сказкам дети учатся определять характер героя , формулировать его речевую характеристику.

      В работе с диалогами при помощи этюдов развиваем в детях личностные качества , учим действовать в условиях вымысла и общаться . реагируя на поведение партнёра.

     Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические . музыкальные , пластические игры и упражнения . которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей  воспитанников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром ,формированию свободы и выразительности движений , воображения.

     В развитии двигательной сферы важны действия ребёнка : ощущение позы тела ,конечностей , движений. Эта работа осуществляется в согласовании с интеллектуальными процессами мышления . речи , памяти , воображения.

     Особое внимание уделяем речевым играм и упражнениям . с помощью которых  мы развиваем речевое дыхание , свободу речевого аппарата , умение  владеть правильной артикуляцией . чёткой дикцией , разнообразной интонацией . логикой и орфоэпией. Проводим игры со словом которые развивают связную речь , творческую фантазию , умение сочинять небольшие рассказы и сказки , подбирать простейшие рифмы.

Используем три вида упражнений : дыхательные и артикуляционные

                                                                    Дикционные и интонационные .

                                                                    Творческие ( со словом ).

         Для лучшего понимания и восприятия образов используем музыкальные произведения ,читаем и слушаем в записи стихи , рассказы и сказки .Смотрим мультфильмы .Используем схемы и пиктограммы (действия , эмоции )

        Привлекаем детей и родителей к оформлению декораций и изготовлению костюмов.

       Дети в группе принимают активное участие в конкурсах чтения стихов о природе и о различных явлениях ,в праздниках и народных гуляньях в играх и инсценировках сказок ,басен, потешек . скороговорок .литературных произведений .в придумывании своих сказок . загадок и рифм , самостоятельных играх по закреплению сказок . стихов ,мультфильмов. С удовольствием раскрепощаются  в играх ,придумывают новые действия знакомым героям ,инсценируют песни ,обыгрывают различные события ( олимпиада .война . победа и др.), частушки , одевают народные костюмы и детали костюмов разных персонажей лит. произведений .Легко  и непринуждённо чувствуют себя на маскарадах , карнавалах .ярмарках ,где могут показать свои умения ,навыки  .В нашей группе традиционно отмечается День смеха и День Ленинградской победы. Это противоположные по эмоциональном  окрасу праздники ,Дети учатся выражать свои эмоции  соответственно событиям.

      С интересом дети принимают участие в этюдах ,миниатюрах .учатся мимике , жестам ,ритмопластике , пантомимике ,  определению и выражению эмоций ,

     Мы рассказываем детям о театрах нашего города ,о профессиях ,устройстве и поведении в театре.

      В работе по театрализации мы часто используем  короткие нравоучительные рассказы К. Ушинского , Л. Толстого ,замечательные сказки В  .Сутеева   . С .Маршака и К. Чуковского , Н. Носова ,Ш .Перро , Г.Х. Андерсена и других авторов ,русские народные сказки и сказки народов мира. детские песни и стихи.

     Детям очень нравится , когда  в театр. Деятельность вовлекаются родители («Лиса и Журавль» на празднике птиц)

   Несколько раз  со сказками  В. С у т е е в а   дети  «гастролировали» по другим группам  ( «Мешок яблок» , «Палочка-выручалочка» , «Под грибом» , « Кто сказал «мяу»).

     Показывали  драматизации по р .н .сказкам «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Заюшкина  избушка».

   Наши ребята любят имитировать игру на музыкальных инструментах в разных вариантах (с  само дельными инструментами и без , по картинкам , с дирижером , по пиктограммам ,по звуку ).

    В основе многих праздников (8 марта , Новый Год . Выпускной и др. ) лежат театрализованные произведения : «Дюймовочка» , « Приключения Незнайки» и др. или Путешествия по  странам Мира(здесь дети перевоплощаются в героев-жителей  или объекты этих стран0 .

     К 200-летию Бородинского сражения  мы с ребятами инсценировали «Бородино» М. Лермонтова .Затем использовали эту композицию на открытом мероприятии.

     На празднике по привлечению к здоровому образу жизни  дети  импровизировали сражение с микробами и принимали участие в конкурсе «Покажи эмоцию».

Ребята любят выкладывать сказки на фланелеграфе.В группе есть как покупные , так и самодельные  сказки для этого вида театра.      

У нас в группе нередко появляются гости из разных произведений , которые вступают в диалог с ребятами .Они либо просят их о помощи . либо сами чему-то учат и играют с детьми.

          Для развития воображения используем тест «Волшебный лес» с обязательным пояснением своих действий и сюжета.

   Хочется ещё отметить немаловажную роль воспитателя в театрализованной деятельности. Часто педагоги берут на себя какую-то роль , изображают персонаж ,мимикой  , жестами  , голосом  . пантомимикой дают детям образец  работы над образом героя ,выражением эмоций , отношения к поступкам и самому .образу .    

        Любимы нашими детьми и пальчиковые игры .Они подготавливают  детей к работе с театром теней , очень хорошо развивают моторику и пластику.

         Разнообразие форм работы по театрализации даёт возможность использовать их в  целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.

       При желании или необходимости можно сочетать разные виды театров (на ширме и перед ней).Будет два плана действия.

  В кукольном театре не должно быть ничего застывшего (.Главное –движение на ширме.(декорации меняются , герои движутся ).

        В кукольном представлении нет главных и второстепенных ролей -0 это коллективное действо с куклами .Текста может не быть –только действия .Артисты работают с куклами молча, Может быть только голос автора или ведущего.    

                                                            Театр- очень древнее действо , известен с языческих времён .В Россию был внедрён Петром 1. А  в  английском парламенте  было принято  среди заседаний делать паузу , во время которой  лорды дурачились ,играя в театр.                Так, игрушки все отложим .Мы такое вам предложим!                              В   театр хотите поиграть? В  театре можно всё узнать  : и про Вовку-забияку . И про верную собаку. Встретить белого медведя ,побывать у  Бармалея !   Повидать Бабу-Ягу и дворец на берегу , что на острове Буяна! Плыть с отважным капитаном1 От души нахохотаться и всплакнуть… Но , чур , не драться ! Театр . ребята . для души! А теперь – смотреть спеши ! (играть )        В.А.Пименов

  ЗАДАНИЯ : «Зеркало» ( дразнилки , макияж(Летит по небу шар ) , «Дыхательные упражнения» ( снежинка , надуем шарик) , « В магазине за границей» (жесты , действия ) ,  «Сочиняем сказку» ( по цветным фишкам) , «Наоборот»( слова-действия) , «Каким  тоном?» (приходите , тараканы… !Дорогие гости ,помогите …!Где убийца …! Слава, слава комару…!)        Предлагаемые обстоятельства (деревья ,звери).

        Важным качеством любой деятельности , которая осуществляется в свободное время .является то , что  она должна быть интересна ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны!

Источник