Развитие образной речи ребенка детей

Ирина Артемова
Консультация «Образная речь детей»

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.

Формирование образных средств языка, развитие выразительности, образности рассматривается, как одно из главных направлений развития речи дошкольников.

Данные программы ориентируют на такое важное условие развития связной речи как взаимосвязь всех речевых задач: словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи (Ушакова О. С., Сохин Ф. В.). Поэтому, развивая образную связную речь детей, мы включаем все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое во взаимосвязи с развитием связной речи (описание, повествование, рассуждение).

В работе над лексической стороной речи дошкольника я делаю акцент на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств, что помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи детей.Этому способствуют упражнения типа: подбери точные слова-определения, слова-действия, как можно сказать по-другому, придумай слово, найди слова, похожие и противоположные по значению, скажи ласково и т. п.

Очень важен грамматический аспект развития образности, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно.

Практика показывает, что на связность изложения текста ребенка влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи, дыхание. Интонационное оформление высказывания оказывает на эмоциональное воздействие на слушателя.

Все лексические, грамматические и интонационные упражнения провожу на материале загадок, пословиц, поговорок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности.

Среди выразительных средств языка определенное место в работе с дошкольниками занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников. При этом соблюдаем одно из условий использования фразеологизмов в речи детей дошкольного возраста – осознание значений фразеологизмов и чуткое отношение к слову. Прочитав фразеологизм, мы предлагаем ребенку призадуматься над ним, возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное.Например: выражение «клевать носом» дети понимают как – «очень хотеть есть, обычно птицы носом клюют». Разъясняем значение выражения «клевать носом»: выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении. Это значит, клонить голову, очень хотеть спать. В своей работе я использую наглядность, примеры из художественных произведений.

В ходе ознакомления детей с пословицами, поговорками и загадками учу их овладевать выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами) с помощью различных форм и методов работы.

Основным «инструментарием»являются игровые упражнения:

«Скажи по-другому, по-сказочному»,

«Кто на кого похож», «Что на что похоже?»

«Распутай пословицу»,

«Какая пословица здесь спряталась?»,

«Добавь слово»,

«Назови, одним словом»,

«Кто больше скажет?».

Задачи развития образности речи в дошкольном отделении решаются при ознакомлении детей с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства разных жанров.

Для работы в данном направлении отбираю произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения). Известно, что чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки, стихи оказывают свое влияние на язык ребенка. Эти литературные произведения необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, обращают внимание на необычные слова, сказанные персонажами. Такая работа позволяет детям успешно выполнять творческие задания,целью которых является:

-выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения;

-придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

-соединение сюжетов произведений разных жанров;

-подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

-драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

-соотнесение содержания текста с музыкальным произведением, с пословицей, которые могут усилить понимание сюжета литературного произведения.

-перенесение разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Эффективно в развитии образной речи ознакомление с разными жанрами живописи, что позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. В обучение включаю упражнения на развитие умения видеть и понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное.

Обогащает речь детей работа с картиной: рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, сравнение и рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, синтез искусств – восприятие живописи в сочетании с музыкой и художественным словом, выставки картин.

Таким образом, взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности. Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.

Викторины также позволяют в занимательной форме совершенствовать образность речи детей. Материал викторин включает в себя задания на знание произведений художественной литературы, произведений искусства, их содержания, языковых особенностей, толкование фразеологизмов, встречающихся в тексте, объяснение смысла пословиц и поговорок.

Таким образом, работа по развитию образности речи повышает общий уровень развития речи, активизирует речевую активность детей.

Источник

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок» с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников г. Невинномысска

Консультация для воспитателей.

«Развитие образной речи»

                                           

                                                          Составила:

воспитатель МБДОУ №25

                                                                        г. Невинномысска

                                                                         Приходкина Е. Н.

        2017г.

Консультация для воспитателей.

Развитие образной речи

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях:

как    работу    над    овладением    детьми    всеми    сторонами    речи
(фонетической, лексической, грамматической),

Восприятием разнообразных жанров литературных и   фольклорных
произведений;

Формирование   языкового   оформления    самостоятельного   связного
высказывания.

 Знакомство с произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, загадки, скороговорки).

Все эти направления являются важнейшими источниками развития выразительности образной детской речи.

Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других качеств связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря,   но   и   разнообразие   используемых   словосочетаний,   синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Фонетическая сторона развития образности речи во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Среди   многочисленных   приемов   словарной   работы,   которые   могут   быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:

1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — посуда, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).

3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом — очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?») т. е. Подбор антонимов, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7. Составление предложений по опорным словам.

Мы предлагаем различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Весь лексический материал подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие). Особое внимание необходимо уделить работе над однокоренными и сложными словами. Например: снегопад, листопад, звездопад, сенокос, самолёт и т. д.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особо значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании, Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.,) -Подчеркнем роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков, и их роль в построении связного высказывания. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

В целом развитие всех сторон образности речи влияет на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в разных жанрах — сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках.

И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях

В развитии образной речи особую роль играют произведения изобразительного искусства, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи влияет на использование средств художественной выразительности в описании, повествовании, рассуждении. Можно также говорить о воздействии на развитие образной речи и других видов искусства (музыки, театра), которые по-своему влияют на творческие способности детей в области слова. Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональные впечатления детей, развивает их чувства и образную речь. Каждый вид искусства раскрывает перед ребенком новое содержание, развивает воображение, будит новые впечатления и ассоциации, помогает понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Можно использовать посещение музея,’ рассматривание картин и рассказывание на тему одной картины (жанровой, пейзажа, натюрморта, портрета), рассказывание по двум картинам на одну тему, но разных художников.

Прежде всего, развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.

Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться   к   самостоятельному  творчеству.   Проблема  развития   словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Источник

Лебедева Наталья Сергеевна
Практикум для родителей «Развитие образной речи»

МКДОУ детский сад «Березка» Парфеньевского муниципального района Костромской области

Практикум для родителей

Тема: «Развитие образной речи ребенка».

Воспитатель: Лебедева Н. С.

Цель: оказания помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.

Задачи:

Активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;

Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;

Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

Расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.

Овладение связной устной речью, развивает фантазию, воображение и способности к литературному творчеству составляют важнейшее условие качественной подготовке к школе.Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирования умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «Увеличение – уменьшение».

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все. Что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Ответы родителей).

А вот как ответили ваши дети:

– Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

– Хотел бы увеличить выходные.

– Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами: «Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить и зачем вы хотите это увеличивать или уменьшать?» (Ответы родителей.)

А вот ак ответили ваши дети:

– Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

– Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

– Если деревья в лесу уменьшатся до размера травы, а трава до размера спички, тогда легко будет искать грибы.

Если ребенку трудно дается самостоятельное воображение предложите пофантазировать вместе. Задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предметы».

Эта игра предлагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

– В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

-О чем думает ваша обувь?)Ответы родителей.)

– А вот как отвечали ваши дети. (Приводит ответы детей.)

Игра «Подарок».

Взрослые встают в круг.Одному дают в руки коробку с бантом и просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус не уколитесь».

Игра «Измени характер персонажа».

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лиса стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Ответы родителей.)

Как играть в эту игру дома?

Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказки о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменения характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Зоопарк».

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его,по такому плану:

1. Внешний вид.

2. Где живет?

3. Чем питается?

Игра «Разными глазами».

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом м точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию».

Участникам игры выдают одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными к примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение».

Прочитайте детям начало сказки и попросите их придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло».

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

«Как мне повезло, – говорит подсолнух, – я похож на солнце».

«Как мне повезло, – говорит картошка, – я кормлю людей».

«Как мне повезло, – говорит береза, – из меня делают ароматные веники».

Игра «Подбери метафору».

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд».

Объясните, какие свойств в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивы как пчела.

Игра «Автобиография».

Я представляю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путем наводящих вопросов выяните, о ком или чем идет речь.

«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. То небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе…»(Лампочка.)

Игра «Веселые рифмы».

Подбери к словам рифмы.

Свечка – (печка); трубы – (губы); ракетка – (пипетка); сапоги – (пироги) и т. д.

В народе говорят: «без воображения нет соображения». Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение – это бесценное свойство оригинального, нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать – в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобрел велосипед в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, затем – умением воображать, а в впоследствии – и рационально мыслить.

Источник