Развитие нравственного сознания ребенка дошкольного возраста

Развитие нравственного сознания ребенка дошкольного возраста thumbnail

Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста

С.А. Мрига, г. Нижневартовск

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 34 «Дюймовочка»

1. Введение.

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

В связи с этим, перед детскими дошкольными учреждениями ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ребенка.

Родившийся ребенок попадает в определенную человеческую среду. Ему предстоит еще стать человеком: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружении. Впитывая в себя культуру, входящий в жизнь человек обретает свое духовное содержание – нравственные представления, взгляды, стереотипы поведения и самовыражения, эстетические вкусы и др. Культура формирует человеческую индивидуальность, сочетая, с одной стороны, особенности самой культуры, а с другой – предполагая возможность выбора тех ценностей, которые данный индивид усваивает.

Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания. Для решения данной проблемы воспитателю требуется не только знание методик, но и умение направить свою работу на нравственное воспитание детей во всех видах деятельности.

Главной задачей ДОУ является воспитание в детях самостоятельности принятия решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитии в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Важным источником накопления нравственных знаний является знакомство дошкольников с окружающим миром.

Целью моей работы является: формирование у детей дошкольного возраста навыков нравственного поведения во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Задачи:

1) формирование личностного отношения к окружающим;

2) овладение этическими и нравственными нормами;

3) воспитание целенаправленности в действиях и своих поступках;

4) развитие способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Гипотеза: нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если:

а) дети будут действовать целенаправленно в какой-либо деятельности при выполнении различных заданий;

б) действия детей приобретут осознанный характер;

в) будут использовать приобретенный опыт в различных ситуациях.

1.Приобщение детей к миру человеческих ценностей

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения у детей становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Знания дошкольников о нравственных нормах, собственные жизненные наблюдения часто бывают неполными, разрозненными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Мы используем разные формы работы – это может быть и рассказ воспитателя из личного опыта, различные этические беседы, чтение художественной литературы, драматизация, обсуждение сказочных героев и т.д. Сообща играя, решая познавательные задачи, дети общаются между собой, оказывают влияние друг на друга. Следует предъявлять ряд требований, касающихся деятельности детей: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе, игре – и оценивает умения детей в этом плане. Совместная деятельность детей рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны в любой коллективной работе. Это прежде всего, умение согласовывать свои действия с другими детьми, взаимно поддерживать друг друга, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу своих действий в различных ситуациях, деятельности. Для того, чтобы эти возможности реализовались практически, необходимо методически правильно организовать свою деятельность, направленную на детей. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых ребенок ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора, в которых у детей была бы возможность взаимодействовать друг с другом и общаться. Моральные ситуации ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают прямо противоположные поступки. Например, зная правило о том, что надо быть внимательным к другому, спорят, вступают в конфликты; зная, что игрушки после игры следует убирать на место, оставляют их разбросанными.

В своей работе, формируя нравственный опыт детей, мы стремимся создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания. Так, малышам многократно напоминаем о том, что надо поздороваться, входя в группу, предлагаем помочь сверстнику поднять упавшую игрушку, собрать рассыпавшиеся кубики, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, поблагодарить за оказанную услугу т.д. Основной смысл таких указаний состоит не только в том, чтобы побуждать детей к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения, но и вызвать у них положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.

В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Следует обращать внимание на характер реакции ребенка, на ситуацию, на самостоятельный выбор действий, одобрять поступки, в которых проявляется предупредительность, вежливость, скромность, тактичность. Поддерживая положительные детские поступки, мы вместе с тем обогащаем нравственный опыт детей, пользуясь при этом не только и не столько конкретными указаниями, но и рассуждениями, советом, собственным примером, тактичным замечанием. Особое значение надо придавать культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки обращения друг к другу, умения выслушивать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т.д. Мы стараемся также формировать у детей умение проявлять такт и уважение в разговоре со взрослыми, оказать ему внимание.

Читайте также:  Развитие ребенка в 5 лет симферополь

Дошкольники подражают поступкам сверстников. Однако они далеко не всегда способны дать правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам. Поэтому необходимо стремиться предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями отрицательного поступка сверстника, объяснить, почему не следует так поступать, как надо было бы поступить в подобном случае. Следовательно, используя пример как метод воспитания, мы одновременно прибегаем и к методам разъяснения и убеждения.

В нашей работе часто используются такие методы, как: чтение и разбор статей, рассказов, сказок. Это помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Вместе с детьми мы обсуждаем статьи, в которых в доступной для них форме ставятся вопросы о справедливости, честности, дружбе, верности, гуманности и т.д. Также часто обращаемся к фольклору и художественным произведениям, используем сравнения из любимых детских сказок, например как «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др.

Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Дети легко запоминают их и часто сами употребляют («Когда я ем, я глух и нем», «Кончил дело, гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего»).

Проведение бесед на этические темы требует тщательной подготовки, глубокого продумывания каждого вопроса, с тем чтобы не допустить голого морализирования, безосновательных требований, запретов, осуждения отдельных детей. Все эти просчеты могут привести к появлению у дошкольников формальных знаний или вызвать у них протест, что будет препятствовать положительному отношению к обсуждаемой теме, возникновению соответствующих чувств.

В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления – все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Сочетание разных методов в воспитательной работе.

Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Поэтому в своей работе мы стараемся сочетать разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста. Так, во всех возрастных группах следует создавать условия для положительного нравственного опыта.

В старших группах значительно шире используем метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский коллектив. Оцениваем детей сдержаннее, подчеркиваем их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, учитывает накопленный опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.

В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, уважение к людям других национальностей.

Воспитание дисциплинированности и культуры поведения.

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральными нормами нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо положить на место», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу», и т.д. Все правила, которые должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.

Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Сначала необходимо разъяснить им правило, обучить его выполнению, напомнить о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату мы говорим малышам: «Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги. Наша Наталья Александровна чисто вымыла пол, постараемся не испачкать его». Или: «Машенька первая вошла в раздевальную и не забыла чисто вытереть ноги. Я уверена, что все ребятки тоже так поступят». Мы закрепляем это правило, напоминаем детям, что так надо поступать всегда.

Контроль всегда сопровождается оценкой. Мы либо поддерживаем, одобряем действия детей, либо предупреждаем повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, тем самым выражаем свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Катюша старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку сложила и на место поставила!» В таком обращении содержится положительная оценка действий и одновременно с этим – личных качеств ребенка (аккуратная, старательная). Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово.

Читайте также:  Ребенок в 2 месяца развитие каждый день

В своей работе мы учитываем то, что в детском саду категорически запрещаются физические наказания, а также такие, которые травмируют нервную систему ребенка, оскорбляют его достоинство, приносят вред здоровью (лишение еды, прогулки, удаление из групповой комнаты, насмешки, прозвища, запугивания и т.п.).

Работа с родителями. Клуб «Навыки общения»

Большую роль в воспитании нравственных ценностей у детей играет работа с родителями. Для сплочения родителей и развития сотрудничества детского сада и родителей мы посчитали необходимым ввести нетрадиционную форму работы с родителями, организовав клуб «Навыки общения». В работе с родителями мы систематически проводим беседы, консультации, обучающие семинары. Это происходит в обстановке покоя и доверия.

Таким образом, использование такой формы работы с семьей помогает родителям учиться понимать состояние, желания и интересы своих детей; развивает осознанное и ответственное отношение к режимным моментам, проводимым в детском саду; повышает саморегуляцию и самоконтроль своего поведения; улучшает психологический климат не только в группе, но и в семье.

Анализ и оценка развития нравственного сознания

детей дошкольного возраста

Целенаправленная работа по развитию нравственных качеств и чувств у детей в течение 2009 – 2010 г.г. дает отчетливые результаты. Специально проведенное обследование позволяет более активно, обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в развитии навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

Проведенный мониторинг в подготовительной группе позволил выявить уровень нравственного сознания детей:

Начало года: Конец года:

– Высокий уровень – 3 человека (21%) 13 человек (52%)

– Средний уровень – 18 человек (65%) 10 человек (48%)

– Низкий уровень – 2 человека (14%) 0

Целью наблюдения является выделение нравственных ориентиров у детей, их личностной незрелости, агрессивности, навыков взаимодействия и саморегуляции поведения.

Это стало возможным благодаря тому, что работа по развитию нравственных ориентиров у детей проводится по намеченному мною перспективному плану через различные виды деятельности с использованием различных методов и приемов:

– дидактические, сюжетные, творческие игры

– психогимнастика

– упражнения

– чтение художественной литературы

– беседы

– обыгрывание конфликтных ситуаций

– рассматривание иллюстраций

– введение в группе добрых традиций

– новая форма работы с родителями: создание клуба «Навыки общения»

4. Заключение.

Я сделала для себя вывод, что нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Моя работа по развитию нравственных ориентиров у детей проводится по намеченному мной перспективному плану, с учетом возрастных особенностей через различные виды деятельности, так как нравственное воспитание нельзя обособить в какой-то специальный процесс. Используя различные приемы и методы, а также введение добрых традиций предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

Но эта проблема на данный этап моей работы остается актуальной, так как есть дети, у которых наблюдаются нарушения в поведении и общении друг с другом и взрослыми. Причинами такого поведения послужило то, что в группе есть дети с задержкой психического развития. Как правило, такие дети обращают на себя внимание других детей через конфликтные ситуации. У детей с низкой речевой активностью затруднено общение со сверстниками, что тоже является немаловажным фактом. Следующая причина заключается в гиперопеке детей родителями (особенно для часто болеющих детей и детей с заболеваниями эндокринной системы), что так же приводит к некоторым проблемам в поведении. С такими детьми запланирована индивидуальная работа с привлечением родителей.

В дальнейшем, мы планируем обратить особое внимание на сотрудничество не только с родителями, а также и с узкими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом, музыкальным руководителем) для полного воспитания культуры поведения и положительных взаимоотношений детей и для достижения более высоких результатов.

Источник

Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства

Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

– нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);

– нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);

– нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

Нравственное развитие в раннем детстве.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

– нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому;

– выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми;

– выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;

– требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности;

– нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

– у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;

Читайте также:  Как среда влияет на развитие ребенка

– нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;

-формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;

-создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Нравственное развитие в дошкольном возрасте.

Период дошкольного детства является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3 до 6 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т.д. то есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает . Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной). При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что он по-другому не может. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:

– в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;

– первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

Таким образом, особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте выражаются в следующих суждениях:

– у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

– возрастает действенность нравственных представлений;

– возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой .

Источник