Развитие ножек у ребенка

Развитие ножек у ребенка thumbnail

Авторы: Шлыков Кирилл

Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.

Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2–3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1–2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.

Дальше с 2 до 7–8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.

К моменту вставания (8–9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30–40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.

В 9–14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.

К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3–3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3–4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.

К 2–2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).

В 3–4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20–25 градусов).

К возрасту 4–6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.

В возрасте 7–8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.

К 9–10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.

Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.

(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)

опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие

Источник

Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног.

С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начинает широко расставлять ноги. При этом колени, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2,5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (валгусная) форма ног.

По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М. О. Фридланд писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. Далее, с укреплением мышечно-связочного «корсета» тела форма ног обычно выравнивается: стопа, голень, колено и бедро центруются и выстраиваются по одной линии — вертикальной оси нижней конечности.

Своды стопы.
С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны занять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (±5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.

В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С. Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созревания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изучены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет. Результаты показали, что у 97,6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие III степени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие I и II степени было установлено только у 4,3 %, III степени — у 0,8 % обследованных детей.

Судя по результатам этого и других многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очертания, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повышенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.

Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны), но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела отстаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подопечных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами. Повышенная гибкость хороша только при сбалансированном мышечно-связочном аппарате суставов. Также отрицательно на осанку, форму ног и «созревание» сводов стопы ребёнка влияет и избыточный вес или резкая его прибавка.

Мы многим обязаны благам цивилизации, но у всего есть «обратная сторона». Вместо того чтобы, как наши пращуры, бегать босиком по упруго-вязким природным поверхностям в погоне за добычей, современный человек вынужден спокойно ходить по гладким и жёстким искусственным покрытиям, подолгу сидеть за столом, сводя свою физическую активность к минимуму.

К сожалению, отставание в мышечном развитии и гипермобильность, видимо, становятся характерной чертой нынешнего поколения детей крупных мегаполисов. Так, по данным А. Г. Беленького (2002 г.) при обследовании здоровых москвичей-подростков в возрасте 16-20 лет более чем 50 % девушек и более 25 % юношей демонстрировали симптомы общей гипермобильности.

Признаки генерализованной гипермобильности (избыточной гибкости)

Попросту говоря, у таких детей слабый мышечно-связочный «корсет» тела и «разболтаны» суставы, у них быстро устаёт спина, ноги, им трудно сидеть, стоять, долго ходить. Такие дети более всего склонны к прогрессирующему ухудшению осанки и плоскостопию.

Локализация болезненностей при прогрессирующем плоскостопии

Что касается стопы, то ещё на заре XX века один из основателей русской ортопедической школы Р. Р. Вреден писал: «Ком земли, наполняя своды стопы, от Адама и по сие время спасает босую ногу человека от плоскостопия». Однако уже в 1929 г. другой классик русской ортопедии М. И. Куслик с тревогой отмечал, что «с приходом цивилизации, создавшей неуступчивые, твёрдые мостовые и полы, давшей человеку обувь с плоской подошвой, было отнято у свода его природное подкрепление».

При ходьбе босиком естественный грунт (песок, галька, дёрн и т.п.) заполняет анатомические углубления стоп. Это обеспечивает поддержку рецепторной и рессорной функции стопы и, одновременно, придаёт ей определённую устойчивость в период опоры. Напротив, на гладком и жёстком покрытии большая часть подошвенной поверхности стопы как бы зависает в воздухе, а её своды лишаются рессорной и сенсорной естественной поддержки грунта. В этих условиях сводообразующие элементы стоп не могут бесконечно долго противостоять перегрузкам. В многолетних состязаниях стопа асфальт (бетон, паркет и т.п.) стопа постепенно проигрывает и сдаётся — уплощается и деформируется.

Понадобилось около 50-60 лет «победного» наступления цивилизации, чтобы опасения доктора М. И. Куслика подтвердились. Недавно исследователями из Индии было показано, что частота встречаемости плоскостопия у жителей городов, регулярно носивших обувь в детстве, в 3 раза выше, чем у людей, проведших «босоногое» детство в деревне. В 2002 г. немецкие авторы, сравнивая данные разных лет, обнаружили, что за последние 20 лет стопа подростков расширилась в среднем у девочек на 6,8 %, у мальчиков — на 5,6 %. Функция формирует орган и … наоборот! Среда обитания накладывает свой отпечаток на ход естественных процессов развития. «Тепличное» детство чревато последствиями!

В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать разве что от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучит два диагноза — «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие». В старших классах подключается ещё один «плюс» цивилизации — «модная», уродующая ноги, обувь.

Стопа и осанка

Какая связь между этими, казалось бы, отдалёнными частями тела: стопой и позвоночником? Прямая!

Наше тело от стоп до макушки — это отточенная эволюцией конструкция, где все звенья взаимосвязаны.

Стопы — «фундамент» тела, изъяны фундамента неизбежно вызывают перекос всей конструкции, нарушают осанку и походку человека, приводя к болям в позвоночнике и преждевременному «износу» суставов. По данным литературы, не менее чем у 80 % населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую или опосредованно связанные с деформациями стопы.

Начальные элементы деформаций и функциональные недостатки стоп и осанки закладываются в детстве и следуют за человеком в его взрослую жизнь.

Считается, что с первых шагов ребёнка и до старости человек пешком огибает землю 4 раза. Стопа — это комплексная структура, состоящая из 26 костей, соединённых связками, суставами, мышцами и сухожилиями.

При рождении стопы детей ещё не сформированы, а будущие костные структуры представлены хрящом. Своды стоп, как и изгибы позвоночного столба, начинают активно формироваться с началом прямохождения. Первый этап формирования сводов стопы и осанки завершается к 8-9 годам, когда очертания стопы и спины ребёнка начинают быть похожими на формы взрослого человека. В период гормонального созревания происходит дальнейшая перестройка, направленная на функциональное совершенствование структур стопы и осанки.

Компенсаторный сколиоз в результате валгусного отклонения стопы
Восходящая цепь перегрузок и повреждения при плоско-валгусных стопах

Источник

Содержание

Развитие ребенка проходит свои обязательные стадии. Физиология и принципы функционирования организма маленьких детей имеют свои существенные особенности. Один из главных специалистов, которые должны наблюдать за здоровьем малыша с первых дней жизни — это ортопед. Он проконтролирует состояние опорно-двигательного аппарата крохи, и особое внимание уделит его ножкам. Многие проблемы могут появиться уже в младенческом возрасте, и если их вовремя не исправить, они могут доставить немало неприятностей ребенку и его родителям.

Развитие ребенка под контролем ортопеда

Опорно-двигательный аппарат маленького ребенка еще очень несовершенен. Костная система легко поддается любому внешнему воздействию, мышцы пока не окрепли в полной мере. Любые излишние нагрузки и случайные некорректные воздействия на позвоночник могут спровоцировать развитие негативных процессов.

Однако по той же причине вовремя замеченные дефекты развития обычно легко поддаются коррекции. Именно поэтому за правильным развитием ребенка в области опорно-двигательного аппарата должен наблюдать врач-ортопед. Родители не всегда могут определить на глаз, правильно ли развиваются внутренние системы органов, но специалист поставит диагноз и назначит терапию, если это необходимо, что избавит кроху от проблем в будущем. Консультироваться у ортопеда необходимо не реже, чем раз в три месяца на первом году жизни малыша.

Ровные ножки

Самого пристального внимания заслуживает область коленей у крохи — очень часто проблемы возникают именно в этой области. Коленки могут разъезжаться в стороны, образовывая букву О, или наоборот, они складываются вместе и разворачивают голени в стороны. Такое развитие ребенка может быть связано с нехваткой витамина D, которые помогает нормально усваиваться кальцию и фосфору — строительному материалу для костной системы. К варусному, то есть О-образному искривлению может привести слабость связок и суставов малыша. При столь несовершенной современной экологии, особенно в больших городах, это нередкое явление.

Такое состояние относительно легко исправляется лечебным массажем или гимнастикой. Тогда к возрасту освоения ползания и хождения развитие ребенка позволит ему передвигаться без дискомфорта для себя. Если же искривление ножек не убрать вовремя, проблема будет развиваться. Малыш начнет ползать, а затем ходить, и нагрузка на коленные и голеностопные суставы возрастет в разы. Неправильно развернутые колени заставят кроху приспосабливаться к опоре на стопы неправильным образом. В итоге это грозит серьезным ущербом всему позвоночнику, малыш может испытывать боли в разных его отделах. Поэтому даже если кроха не в восторге от массажных процедур, родители должны обязательно довести весь курс до конца, от этого зависит здоровье ребенка на долгие годы вперед.

Малыш косолапый

Косолапостью называется некорректное размещение стоп у крохи. Он опирается не на центр стопы, как это должно происходить в норме, а на боковые края, в итоге ножки разворачиваются друг к другу передними частями стоп. Такая патология часто бывает врожденной, она возникает в итоге патологических процессов внутриутробного развития ребенка. Пока малыш лежит в коляске, или даже ползает, косолапость не доставит ему серьезного дискомфорта, но как только придет время ходить, кроха будет стремиться заворачивать стопы все сильнее. Если запустить ситуацию и не принять своевременных мер, «медвежья» походка приведет к подвывихам и деформации костей стопы.

Также могут ослабнуть мышцы голени, так как они во время ходьбы не получают необходимую нагрузку, а это уже мешает нормальной работе коленных суставов. Косолапость корректируется лечебным массажем. Также помочь малышу могут специальные повязки на стопы, тканевые или гипсовые, в зависимости от степени развития патологии. В самых тяжелых случаях может быть показана операция, но ее проводят только после того, как все остальные методы испробованы и не дали эффекта.

Не навреди здоровью

К сожалению, очень многие проблемы в области опорно-двигательного аппарата крохи провоцируют сами родители. Развитие ребенка — не обязательная постоянная константа, возрастные таблицы — лишь инструмент для ориентирования о процессах, происходящих в организме, и каждый малыш развивается в собственных темпах и с личными особенностями.

Природа не просто так предусмотрела взаимосвязь между этими процессами. Но родители часто стремятся «подогнать под ответ» развитие ребенка. Вроде бы, по таблицам малыш уже должен начинать сидеть — значит, нужно его подтолкнуть, усаживать в подушках, придерживать под мышками. Если кроха не начал ходить в желаемое для родителей время, его начинают водить за ручки, чаще ставить у опоры. Это может обернуться не «ускорением развития ребенка», а самым настоящим вредом для здоровья.

Малыш осваивает новые навыки не по указке родителей или педиатра, а по мере созревания мышц и связок. Это ложное предположение, что если активно привлекать опорно-двигательный аппарат к желаемым действиям, тем быстрее для этого дозреют мышцы и суставы. Все с точность наоборот — как только созреют мышцы, кроха сам начнет сидеть, ползать и ходить. Пока этого не происходит, лишняя нагрузка может спровоцировать ортопедические нарушения в развитии ребенка. Не окрепшие кости изгибаются в разные стороны, слабые суставы «разбалтываются» еще сильнее. Нет необходимости торопить организм крохи. Если его развитие и в самом деле серьезно отстает от нормы, назначать процедуры по устранению проблем должен только врач-ортопед. Перегрузкой слабых мышц проблемы не решаются, а только усугубляются.

Профилактика поможет

Что же можно сделать, чтобы ножки крохи оставались ровными, и он не испытывал дискомфорта при передвижении? Профилактика в домашних условиях вполне возможна. Родители должны следить за весом крохи. Да, таблицы соотношения роста и веса в определенном возрасте тоже не абсолют, однако очевидный лишний вес однозначно будет давать нагрузку на опорно-двигательную систему организма, и на сердечно-сосудистую тоже, подвергая здоровье ребенка риску. Если родители заметили, что малыш слишком активно набирает вес, стоит обсудить его меню с педиатром.

Очень полезен простейший массаж стоп — он будет тренировать мышцы стоп у крохи, не давая при этом сильной нагрузки. Малыш может катать ножкой карандаш по полу, или этим же карандашом мама может проводить по поверхности стопы. Это весело и полезно одновременно. Чтобы постепенно укреплять коленные суставы, кроха может сжимать между коленками мячик не очень большого размера. Когда малыш чуть-чуть подрастет и начнет ходить, можно предлагать ему ходить поочередно на разных частях стопы — на носочках, на пяточках, на внешних и внутренних сводах стоп. Но тут важно не увлечься — если родители замечают, что и после окончания упражнений ребенок предпочитает ходить, опираясь только на одну часть стопы — это повод для дополнительной консультации у ортопеда.

Источник