Развитие ножек ребенка по месяцам
Авторы: Шлыков Кирилл
Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.
Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2–3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1–2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.
Дальше с 2 до 7–8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.
К моменту вставания (8–9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30–40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.
В 9–14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.
К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3–3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3–4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.
К 2–2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).
В 3–4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20–25 градусов).
К возрасту 4–6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.
В возрасте 7–8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.
К 9–10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.
Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.
(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)
опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие
Источник
С появлением в доме ребенка все родители хотят знать, правильно ли развивается их чадо. Календарь развития ребенка по месяцам до года очень хорошо помогает в этом новоиспеченным родителям.
Календарь развития ребенка по месяцам
С рождения малыш имеет три ключевых рефлекса:
• Подошвенный – когда кто-то проведет пальцем по стопе ребенка, он дернет ножкой.
• Сосательный – проведя же пальцем по губам малыша, он сделает губы трубочкой и произведет сосательное движение.
• Хватательный – вложив что-нибудь в руку новорожденному, он сожмет предмет.
Навыки и умения ребенка в первый месяц жизни
• Малыш может удерживать и сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете.
• Если склонить лицо над ним, он сфокусируется на нем.
• Когда лежит на животике, делает попытки поднять и удержать головку, и это может удаваться на несколько секунд.
• Рассматривает все вокруг, а если будет резкий звук, может начать плакать или вздрагивать (в медицине называется рефлекс Моро).
• Реагирует на звуки погремушек.
• Те малыши, с которыми часто разговаривают родители, к концу первого месяца могут начать «гулять».
• С удовольствием лежит на животе.
Навыки и умения ребенка второго месяца жизни.
• Улыбаясь малышу можно получить в ответ и его улыбку.
• Если водить игрушкой перед ним (расстояние не должно превышать 50 см), малыш провожает ее взглядом.
• Часто и с удовольствием издает различные звуки.
• Может ворочать головкой вправо-влево.
• Реагирует на звук, провожает взглядом, когда кто-то подходит или уходит.
• Периоды сна уже немного сокращаются.
• Может сосать свои пальчики.
• Родных ему людей малыш узнает по запаху и голосу.
• Любит находиться на руках у мамы.
Прибавка веса по месяцам у ребенка
Навыки и умения ребенка в третий месяц жизни.
• Может протестовать и кричать, если ему что-то не нравится.
• Положив его на живот, можно заметить, что уверенно держит головку и крутит ею во все стороны.
• Любит смеяться.
• Может переворачиваться на бок.
• Пытается анализировать движения своих ручек и ножек.
• Начинает все тянуть в рот.
• Бьет руками подвешенные над кроваткой погремушки.
• Пробует упираться ногами в твердую поверхность.
Что может делать малыш в четыре месяца.
• Осваивает произношение слогов.
• Может отдавать предпочтение игрушкам.
• Узнает маму и папу.
• Знает что такое страх, любопытство, радость, разочарование.
• Некоторые детки уже пытаются садиться.
• Узнает свое имя и реагирует на него.
• Может совершать плавательные движения, перемещается по кроватке.
• Реагирует на музыку или щекотку.
• Особо игривые малыши могут баловаться с грудью, когда сосут ее.
• Если лежит на спинке уже приподнимает голову и плечи.
Умения в пять месяцев.
• Когда сидит, твердо держит головку.
• Может хватать, тянуть или бросать игрушки.
• Держит бутылочку одной или обеими ручками.
• Если вложить погремушку в руку, держит крепко и играет с ней.
• Может рассматривать и узнавать знакомые лица на фотографиях.
• К малознакомым людям относится с недоверием, может заплакать.
• С удовольствием играет в потешки и «ку-ку».
• Пытается произносить согласные звуки.
• При падении игрушки, следит за ней, куда упала.
Что может в шесть месяцев.
• Старается уже ползать.
• Может даже подползти к игрушке.
• Может поворачиваться и наклоняться в различных направлениях.
• Обожает играться с едой или перекладывать предметы с одной емкости в другую.
• Длительно и тщательно изучает предметы.
• Откликается на свое имя.
• Агукает и вслушивается в разговор.
• Учится и дальше произносить согласные звуки.
• Малыш уже более развит эмоционально, поэтому у него может меняться настроение.
• В этом возрасте у большинства деток начинают лезть первые зубы.
• Может находить взглядом вещи о которых говорят.
• Сидят недолго без поддержки.
Календарь прививок ребенка.
Что может ребенок в семь месяцев.
• Малыш активен и начинает ползать, может даже переползать через маленькие препятствия.
• Неутомимо исследует окружающую обстановку.
• У некоторых деток начинают резаться новые зубы.
• Может играть с пирамидой или вставлять стаканчики разного размера друг в друга.
• Стучит игрушкой об игрушку.
• Любит рассматривать себя в зеркале, продолжает изучать свое тело.
• Пытается произносить слоги «ма», «ба», «па», «та».
• Может хватать предметы, задействовав ладонь и пальчики.
• Сидит уже увереннее.
• Становится на четвереньки, может раскачиваться.
Навыки развития в восемь месяцев.
• Продолжает активно изучать мир.
• Может сидя играть.
• Если рядом находит опору, становится на ноги.
• Любит пританцовывать под музыку.
• Произносит первые осознанные слова «мама» и «папа».
• Выражает недовольство, отталкивая человека.
• Может заплакать, если чужой возьмет на руки.
• Ползает с игрушкой в руке.
• Машет рукой при прощании, хлопает в ладошки.
• Может уже кушать мягкие фрукты или овощи.
• Очень сильно привязан к родным.
Умения в девять месяцев.
• Лепечет на своем языке, подражая речи взрослых. Может имитировать предложения.
• Любит копировать жесты и поведение.
• Когда его зовут, откликается на свое имя.
• Пройти с поддержкой не составляет особого труда.
• Может брать мелкие предметы двумя пальцами.
• Если спрятать игрушку у малыша на глазах, он ее найдет.
• Начинает запоминать где носик, ротик, ушки.
Развитие ребенка в десять месяцев.
• Может садиться из положения стоя.
• Повторяет действия, которые были выучены ранее.
• Понимает, что означает слово «нет» или «нельзя».
• Сам ходит, держась за стены, диван, кровать.
• Календарь развития ребенка описывает, что все детки могут сами уже пить с кружки, держать вилку или ложку. На самом деле не все. Только те, кого учили этому.
• Делает осознанно различия между предметами одежды, игрушками.
• Выполняет просьбы.
• Может унести несколько небольших предметов одновременно.
• Обожает танцевать, раскачиваться, «летать», играть с водой.
Что делает ребенок в одиннадцать месяцев.
• Малыш уже активно разговаривает и подражает различным звукам.
• Нуждается в поощрении за правильно выполненные действия.
• Самостоятельно кушает и пьет.
• Многие и ходят уже самостоятельно.
• Если до этого было несколько дневных снов, то сейчас малыш переходит на один.
• Пополняется пассивный словарный запас, и ребенок понимает большинство обращенных к нему фраз.
• Любит играть в мячик.
• Моторика пальцев еще более развита. Может лепить и пытаться рисовать.
Развитие ребенка в двенадцать месяцев.
• Те детки, которые не ходили, уже должны начать ходить. Это самое главное достижение годовалых детишек.
• Уверенно могут встать с корточек на ноги.
• Понимает понятия «большой — маленький», «высокий — низкий».
• Половина зубов уже точно вылезли, поэтому может уже кусать и жевать.
• Начинает проявлять характер и капризничать.
• Может испытывать ревность.
• Привязывается к игрушкам, берет их спать к себе в кроватку.
• В среднем знает и произносит около 10—15 слов.
• Различает некоторых животных, фрукты, овощи, транспорт.
• Когда малыша попросить поднять руку или ногу при одевании, он это делает.
Все это непростое, но такое прекрасное время, родителям надо уделять малышу много внимания и заботы. Чтобы не забыть некоторые моменты, все мамы заводят календарь развития ребенка до года, записывают самое важное и интересное. Сейчас они есть даже в фотоальбомах.
Спасибо, что прочитали нашу статью, очень просим вас поставить лайк этой статье (комментарии приветствуются) и подписаться на наш канал.
Покупайте необходимые товары, продукты и услуги в магазинах и возвращайте часть денег обратно, используя сервис Radugakids.
===============================
Советую так же почитать:
– Как мам в декрете разводят на псевдо франшизах, обещая заработок от 100 000 руб
– Как легко экономить деньги на любых покупках – лайфхак
– Беременна… Что думает мужчина, когда слышит эти слова
– Как себя мотивировать, когда опускаются руки?
– “Почему ты за собой не следишь, такая толстая, аж противно!” – говорил муж
===============================
Источник
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Материал этой и последующих статей, посвященных развитию ребенка первого года жизни, будет интересен тем родителям, которые хотят взять на себя ответственность за здоровье своего малыша.
С того момента, как в вашей семье появится младенец, вы наверняка столкнетесь с мнением, что только специалисты (педиатры, детские неврологи и ортопеды) могут определить, насколько здоров и развит ваш ребенок, только профессиональный массажист сможет правильно делать массаж и гимнастику, только инструктор по плаванию сумеет заниматься с ним ранним плаванием.
Я же считаю, что в случае рождения здорового ребенка его маме достаточно иметь добротную информацию о детском развитии и о разных методиках занятий с новорожденным, а также желание самой овладеть ими и применить их на практике. Да и для малыша нет ничего лучше, чем мамины руки и голос, с любовью обращенный к нему. В случае рождения больного ребенка необходимо, разумеется, профессиональное лечение, но и активная включенность родителей в процесс оздоровления тоже необходима.
Данный материал посвящен развитию здорового младенца и тому, как родителям следует заниматься со своим малышом, чтобы помогать этому развитию.
Условия для занятий
Для начала обсудим те условия, в которых имеет смысл оценивать ребенка и с ним заниматься. Выбранное для этих целей помещение должно быть тихим, равномерно обогреваемым, с температурой примерно 26-29С. Малыш должен быть раздет и лежать на достаточно твердой поверхности (это может быть пеленальный столик или просто диван, покрытый ковриком из пенорезины). Наилучшее время – час-полтора после последнего кормления.
Как выглядит новорождённый?
Итак, перед нами новорожденный малыш – в первые 6 недель жизни. Рассмотрим, как он выглядит, лежа на спине, на животе и в вертикальном положении.
Положение на спине
Поза ребенка неравновесна, вы видите, что он хаотично двигает головой, ручками и ножками. Кисти при этом сжаты в кулачки, ручки согнуты в локтях, ножки разведены наружу. Голова малыша не задерживается в среднем положении, поворачиваясь без предпочтения то в левую, то в правую стороны. Если вы вложите в ручки младенца свои большие пальцы, он сожмет их. Придерживая руками его предплечья, невысоко приподнимите ребенка над поверхностью, вы увидите, что его головка запрокинется назад.
Положение на животе
Здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее боком. Ручки и ножки полностью согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот.
Если малыш не остается в положении покоя, то видны рефлективные ползательные движения. Такие движения взрослый сможет вызвать легким нажатием большого пальца на стопу. Это приводит к разгибанию ножек и к движению тела вперед. Попробуйте поочередно стимулировать то левую, то правую стопу и оцените одинаковость силы реакции с обеих сторон.
На этих фото хорошо видно как наши дети подросли и многому научились: они уверенно лежат на спине, движения рук и ног уже не хаотичны. Малыши начинают обучаться координированным движениям: рука-рот, рука-нога.
Вертикальное положение
Возьмите своего малыша обеими руками под мышки и расположите его вертикально, давая возможность ступнями соприкасаться с поверхностью. Голову при этом поддерживайте большими пальцами в среднем положении, спинку ребенка поверните к себе. Здоровый новорожденный в таком положении демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». Ножки вертикально удерживаемого младенца распрямляются, повышается тонус коленных суставов, в меньшей степени тазобедренных, возможны и распрямление всего тела, и короткое поднимание головы. Ножки всей стопой касаются поверхности, руки согнуты, ладони сжаты в кулак.
Если наклонить туловище ребенка слегка вперед, то можно пронаблюдать «автоматическое шаговое движение» – малыш будет попеременно выполнять своими ножками шаговые движения.
Так выглядит здоровый ребенок первых 6 недель жизни. В дальнейшем он будет развиваться благодаря программе, вложенной в него самой природой. Основная задача трех первых месяцев, если вы помните (если нет, загляните в статью Моторное развитие ребенка в первый год), – овладение новым окружением, категорически отличающимся от пространства матки, в которой малыш развивался предыдущие 9 месяцев. Каждый ребенок уникален, поэтому темпы достижения этой цели, естественно, будут разными. Однако учитывайте, что следующей ориентировочной временной точкой, когда стоит оценивать развитие своего чада, являются 3-3,5 месяца.
Как же выглядит здоровый малыш на 3-4 месяцах жизни?
Положение на спине
Ребенок лежит на спине прямо, достаточно уверенно. Голова, туловище и попа прижаты к поверхности. Ручки подняты, малыш играет с ними, держа перед лицом, рассматривает их и тянет в рот. Ноги, согнутые в бедрах и коленях, также подняты над туловищем, разведены в стороны, стопы подняты в воздух. Руки и ноги учатся хватать. Если вы вложите свои большие пальцы в ладони ребенка, а остальными обхватите концы его предплечий и попробуете медленно приподнять, то увидите, что он минимум 2 секунды удерживает голову, не запрокидывая ее назад.
Положение на животе
Ребенок уверенно лежит на животе, опираясь на таз и поддерживая себя локтями, расставленными чуть в стороны на ширине плеч. Опираясь на предплечья, малыш может свободно держать голову прямо и поворачиваться то влево, то вправо. Ребенок уже на этом этапе развития пытается выпрямиться и подняться. Хотя живот еще полностью лежит на поверхности, грудь уже немного приподнята. Ноги ребенка расставлены в стороны, колени повернуты наружу, а голени слегка согнуты в коленных суставах. Стопы касаются друг друга в воздухе, и ребенок может ими играть.
Вертикальное положение
В этом положении, как ни странно, может показаться, что ваш малыш не только не продвинулся вперед, но даже и потерял навык опоры и шагания. Ведь всем понятно, что к году ребенок должен твердо стоять на ногах и пробовать ходить. Ваш же малыш в возрасте 3-4 месяцев не будет опираться на стопы, начнет поджимать ножки и перестанет выполнять шаги. Объясняется это просто. Новорожденный опирается на стопу и ходит лишь благодаря врожденным рефлексам «опоры» и «автоматической походки». Теперь же эти рефлексы, как и положено, угасли. Придет время, и малыш овладеет нужными навыками, пока же он демонстрирует их отсутствие, и это нормально.
Теперь остановимся на тех моментах, которые должны обратить на себя внимание и подвигнуть родителей обратиться за советом к специалисту при оценке ребенка в возрасте 3-4 месяцев:
- Малыш, лежа на животе, постоянно плачет или переворачивается на спину.
- Малыш в положении на животе или на спине явно не симметричен. Иными словами, линия, мысленно проведенная по центру его туловища, заметно смещается в какую-либо сторону или полностью искривлена.
- Малыш предпочитает спать постоянно на одной и той же стороне. В норме во время сна ребенок одинаково хорошо кладет голову на левую и правую стороны. Малыш не должен отдавать предпочтение какой-то одной стороне, поскольку это может привести к искривлению костей головы.
- Складки на обеих ножках малыша неодинаковые (несимметричные).
- Разведение бедер в разные стороны неодинаково.
На этой фотографии хорошо видно, что тело ребенка симметричноЯгодичные складки и складки на ножках симметричные
Как проверить подвижность бедер?
Здесь стоит подробней описать, как проверить подвижность бедер. Положите вашего ребенка на живот. Одной рукой прижмите попу малыша, другой рукой возьмите его за правое колено, согните ногу в бедре и поверните колено в правую сторону. Такое сгибание должно быть проделано с легкостью, без ощущения сопротивления в тазобедренном суставе, попа при этом не должна двигаться вверх. Повторите сгибание и разведение бедра в левую сторону и сравните свои ощущения. Оба бедра должны двигаться одинаково хорошо.
Переверните ребенка на спинку и вновь разведите ему ножки в стороны. Обратите внимание, одинаково ли легко происходит такое разведение с обеих сторон.
В заключение хочется отметить, что если ваш малыш родился раньше срока или его рождение было сопряжено с какими-либо травмами, то его развитие с полным на то основанием может быть чуть замедленно. Именно поэтому специалисты дают таким детям фору в 1,5 месяца, а значит, и оценивать с пристрастием их нужно в возрасте 4,5-5 месяцев.
В следующей статье вы получите конкретные рекомендации на первые три месяца жизни ребенка, воспользовавшись которыми, сможете помочь ему успешно развиваться.
Источник