Развитие ног у ребенка

Развитие ног у ребенка thumbnail

Авторы: Шлыков Кирилл

Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.

Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2–3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1–2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.

Дальше с 2 до 7–8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.

К моменту вставания (8–9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30–40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.

В 9–14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.

К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3–3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3–4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.

К 2–2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).

В 3–4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20–25 градусов).

К возрасту 4–6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.

В возрасте 7–8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.

К 9–10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.

Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.

(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)

опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие

Источник

Форма ног. Естественное развитие.snoskiJuly 13th, 2012

Форма ног

Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног.

С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начинает широко расставлять ноги. При этом колени, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2,5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (валгусная) форма ног.

По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М. О. Фридланд писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. Далее, с укреплением мышечно-связочного «корсета» тела форма ног обычно выравнивается: стопа, голень, колено и бедро центруются и выстраиваются по одной линии — вертикальной оси нижней конечности.

Своды стопы

С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны занять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (+5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.

В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С. Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созревания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изучены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет. Результаты показали, что у 97,6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие III степени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие I и II степени было установлено только у 4,3 %, III степени — у 0,8 % обследованных детей.

Судя по результатам этого и других многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очертания, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повышенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.

Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны), но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела отстаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подопечных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами. Повышенная гибкость хороша только при сбалансированном мышечно-связочном аппарате суставов. Также отрицательно на осанку, форму ног и «созревание» сводов стопы ребёнка влияет и избыточный вес или резкая его прибавка.

Что должны знать родители про “косолапие”, плоскостопие, искривление ног и обувь для детей:
https://www.global-help.org/publications/books/help_whatparentsflatfeetrussian.pdf

Источник

Уже давно сказано: 

Стопы – это фундамент нашего тела

Изо дня в день наши стопы совершают подвиги, хотя мы этого и не осознаем в полной мере. Стопы удерживают массу тела, дают нам возможность бегать, прыгать, скакать и держать равновесие. Вместе с нами каждый год они делают 5 миллионов шагов, и в течение нашей жизни мы четыре раза обходим на них вокруг всего земного шара. Чтобы все это совершать без каких-либо проблем, наличие хорошо тренированных стоп – это альфа и омега. Несмотря на то, что 98% новорожденных появляются на свет со здоровыми стопами, около 60% взрослых имеют с ними проблемы. И уже в школьном возрасте наблюдаются такие отклонения в развитии как вальгусная, опущенная и полая стопа. Ведь, если фундамент больше не соответствует, это имеет последствия для всего тела. Так могут начаться проблемы с коленями, бедрами или позвоночником.

На всем протяжении развития от милых, маленьких детских стоп до взрослых стоп ряд факторов может значительно помешать их здоровому формированию. Одной из главных причин приобретенных повреждений стоп является ношение «неправильной» детской обуви – слишком маленькая, слишком узкая иногда даже и слишком большая. Следующей проблемой со все возрастающей тенденцией является избыточный вес. Он способствует уплощению и, тем самым, деформации свода стопы. Между тем от 15 до 20 процентов детей в Германии весят слишком много, а 6% даже страдают ожирением (= болезненная тучность).

Чтобы детские стопы развивались здоровыми, им в первую очередь необходимо движение. Однако все признаки говорят об обратном. По причине нашего современного стиля жизни около 14% детей двигаются в настоящее время от силы 3 часа в неделю.

Чтобы проблемы избыточного веса, недостатка движения и подходящей обуви (только 20% граждан Германии носят обувь, которая им подходит) не сопровождали и во взрослом возрасте, необходимо своевременно предпринять встречные меры путем просвещения. При этом вам задают вопросы как профессионалу по стопам. Вам выпало сложное задание пробудить у родителей, а также у детей внимание и восприимчивость к уходу и сохранению стоп в здоровом состоянии.

Детская стопа и ее развитие:

Без естественной тренировки ничего не выйдет

Плоские стопы у младенца, вальгусное плоскостопие у маленького ребенка, сначала О-образные, потом Х-образные ножки, при этом мягкие, гибкие, деформируемые и в достаточной степени невосприимчивые к боли при давлении, детские стопы – это не маленькие стопы взрослых. В течение многих лет они совсем не хотели соответствовать нашему представлению о «нормальной» стопе.

Для родителей вопрос, развиваются ли у детей здоровые стопы, имеет большое значение. В конце концов, стопы дают нам свободу, чтобы мы всю жизнь могли самостоятельно ходить и независимо двигаться вперед. Во время роста детские стопы непрерывно изменяются. Развитие стоп заканчивается только в юношеском возрасте.

Когда ребенок совершенно самостоятельно делает свои первые шаги, родители гордятся этим и запоминают эту дату на всю жизнь. Если маленький ребенок в возрасте от года до полутора лет в состоянии самостоятельно ходить, он выполнил интенсивную тренировку в течение нескольких месяцев.

Шаг за шагом к умению ходить

Вертеться (= круговые движения тела, лежа на животе), перекатываться, ползать на животе, позже ползать на четвереньках, потом постепенно учиться стоять и пытаться ходить – все это служит тренировке мышц и двигательного аппарата, а также умению держать равновесие и координацию. Еще до того, как ребенок сможет стоять, ноги и стопы готовятся к этому. Так полугодовалый ребенок хватает свои стопы и пальцы и играет с ними. Если при этом он засовывает пальцы стоп себе в рот, это больше чем веселое времяпрепровождение. Движение – это замечательное упражнение, чтобы вращением наружу, отведением ног и сгибанием в бедре способствовать формированию тазобедренного сустава как подвижного сочленения.

Умение ходить является генетической программой, которая происходит сама по себе и проходит успешнее тогда, когда «опытные в ходьбе» взрослые меньше вмешиваются в этот процесс. Девиз звучит так – ждать, пока ребенок собственными силами не начнет стоять и ходить. Первые попытки стоять, подтягиваясь за предметы, например, решетку детской кроватки или опираясь о лестничную площадку, дети начинают с 10-и месячного возраста. Свободно ходить они могут уже через 4-6 месяцев. К этому времени ребенок перебирает различные поддерживающие ходьбу варианты, например, боком он опирается на предметы (так называемая ходьба с поручнями) или толкает перед собой предметы, чтобы подготовить стопы к удерживанию массы тела. Наконец он стоит, хотя сначала неуверенно и с широко расставленными ногами, и уже готов делать первые шаги.

Игра со стопами и пальцами также тренирует мышцы стоп. Когда ребенок хватает руками стопы, слегка приподнимается внутренний край стопы, она приводится в положение супинации (супинация через вращение). Вследствие этого происходит тренировка как функциональной длины, ширины и высоты стопы, так и всего свода стопы.

Детские стопы растут быстро

Необходимо приблизительно 16 лет до момента, когда из мягких, хрящевидных детских стоп сформируются полностью развитые стопы. При этом уже 98% стоп у девочек в возрасте 12-13 лет и 98% стоп у мальчиков в возрасте 15 лет достигают своей окончательной длины.              

Особенно стремительно детские стопы растут в первые годы жизни. Если длина стоп новорожденных составляет около 1/3 длины стопы взрослого, то длина стоп трехлетних детей составляет уже 2/3 их окончательной длины.

Как по-разному быстро растут детские стопы в зависимости от возраста, было отражено в первом немецком отчете о детских стопах, для которого было измерено 20000 детских стоп в 60 населенных пунктах Германии и Швейцарии: «У 2-х летних детей стопы могут расти до двух сантиметров в год, т.е. это почти три размера обуви. Как у мальчиков, так и у девочек до 7-и летнего возраста стопы вырастают на 10-15 миллиметров в год. Затем скорость роста у девочек падает до 10 миллиметров, а у мальчиков до 8-9 миллиметров. После этого скорость роста у девочек быстро понижается до 12-и летного возраста, а у мальчиков, наоборот, только с 15-и летнего возраста». Таким образом, вполне естественно, что детям в школьном возрасте каждые полгода необходима новая обувь, а маленьким детям – даже один раз в квартал.

Не мешать естественному развитию!

Чтобы стопы детей развивались здоровыми и не имели никаких повреждений, важно, чтобы дети могли полностью развивать свою естественную потребность в движении. Поэтому порекомендуйте родителям обратить особое внимание на следующее.

Стопы детей требуют большой свободы движения. Потому родители должны как можно чаще позволять маленьким детям быть босиком и играться со своими стопами и пальцами. Это доставляет не только удовольствие, но и очень полезно для моторного и психического развития. И когда дети уже могут ходить должно действовать правило – как можно больше ходить босиком.

Т.к. в первые годы жизни детские стопы еще формируются и достаточно гибкие, ни в коем случае нельзя стеснять и наносить им вред не только неправильной обувью, но и слишком узкими ползунками и носочками.

Чтобы не мешать естественному движению, родители должны немного повременить с «усаживанием» детей, пока сам ребенок самостоятельно не сядет и не сможет изменить это положение также самостоятельно. В среднем в возрасте от 9 до 10 месяцев дети уже могут это делать самостоятельно.

Обязательно необходимо предостеречь от того, чтобы слишком рано заставлять ребенка вставать. Поэтому рекомендуется не предлагать детям предметы для подтягивания и ни удерживать ребенка слишком долго в положении стоя. Т.к. маленькие О-образные ножки не в состоянии удерживать вес тела.

Крайне спорной является широко распространенная практика ставить 6-и месячных детей в так называемые ходунки. Так называют пластиковый каркас на роликах со встроенным сидением. Федеральное зарегистрированное общество «Больше безопасности для детей» предостерегает от использования таких приспособлений по причине сопутствующего риска несчастных случаев, которые часто имеют следствием серьезные повреждения. И при этом дети не учатся ходить, наоборот, чем чаще их усаживают в такие приспособления, чтобы кататься по квартире, тем ощутимее нарушается их естественное моторное развитие, что мешает тренировке естественных шаговых движений.

Также как можно меньше надо укладывать ребенка в чашеобразную кроватку или люльку. Заданное сидячее положение ограничивает ребенка в состоянии бодрствования его двигательные возможности и, тем самым, естественное развитие движения. Например, в лежачем положении в люльке ноги не могут сгибаться в тазобедренном и коленном суставе, не поворачиваются наружу и не отводятся. Также ребенку невозможно брать в рот стопы, что важно для тренировки их мышц и их осознания, т.е. не хватает тренировки и укрепления мускулатуры.

Сначала плоские стопы

Для младенцев и маленьких детей абсолютно нормальными являются плоские стопы и О-образные ноги, что во взрослом возрасте может доставлять значительные проблемы. Типичным для постановки ноги у младенца является сгибание тазобедренного и коленного сустава, О-образные ноги, а также супинация стоп. Подошвы стоп плоские. С одной стороны это объясняется толстой медиальной жировой подушкой, которая доходит от сустава таранной и ладьевидной кости вплоть до плюснефаланговых суставов. У нее задача защищать мягкие, хрящевидные структуры стоп от перегрузки и повреждений, и она служит как распределитель давления. Жировая подушка уменьшается в течение первых лет жизни и исчезает в возрасте 4-5 лет.                           

С другой стороны, свод стопы, развитие которого уже началось при рождении, формируется постепенно со все возрастающей нагрузкой стопы. Только в 3-х летнем возрасте в отпечатке стопы начинает узнаваться, как правило, видимое медиальное углубление.

Отступление: Медиальную подушку маленьких стоп также называют «острой жировой подушкой».

С умения ходить стопа изнутри переносит трехмерное изменение формы. Сюда относится выпрямление заднего отдела стопы, а также скручивание стопы, т.е. смена положения супинации стопы в младенческом возрасте во внутреннее вращение переднего отдела стопы. Это спиральное свинчивание, при котором пятка поворачивается наружу, а передний отдел стопы вовнутрь, является альфой и омегой стабилизации свода стопы.

Проведенное в университетской клинике г. Мюнстер «Исследование детской стопы», в котором наблюдалось развитие детской стопы у здоровых детей с начала момента их умения ходить до девятилетнего возраста, показало, что продольный свод стопы формируется уже в первый год после того, как ребенок научился ходить. Формирование продольного свода стопы заканчивается, впрочем, только в возрасте 6-7 лет.

Отступление: В течение третьего года жизни стопы меняют свою форму.

От О-образных ножек до прямых ног

Положение ног младенца напоминает наших предков в давние времена. Тазобедренные и коленные суставы согнуты, коленные чашечки повернуты наружу, а расстояние между внутренними сторонами коленей больше, чем между медиальными лодыжками. В течение второго года жизни, искривленные О-образные ноги становятся прямыми, которые потом у детей 2-4 лет чаще всего изменяются в Х-образные ноги.

Причиной этого является вес тела и прямая осанка, из-за которых колено нагружается в медиальном направлении возрастающим давлением, а в латеральном – усиливающимся вытяжением. Следствием этой ассиметричной нагрузки является ассиметричный стимул роста на близких к коленному суставу зонах роста кости (метафизы) бедра и голени (большая берцовая кость). Вследствие этого эпифизарные хрящи на шарнирах коленного сустава бедра (мыщелки бедра) и на площадях коленных суставов голени (мыщелки большеберцовой кости) растут в длину по-разному быстро – на внутренней стороне (медиально) быстрее, чем на наружной стороне (латерально). Линия нагрузки, как называют линию соединения между бедром и стопой, при этом перемещается к середине коленного сустава пока, наконец бедро, колено и стопа не станут вертикально друг над другом, а нога выпрямится.

При избыточной реакции, однако, рост в длину продолжается на внутренней стороне с тем эффектом, что линия нагрузки смещается от середины коленного сустава наружу и в конечном счете проходит снаружи мимо сустава. Так из О-образных ног младенца получаются Х-образные ноги маленьких детей, у которых колени соприкасаются с внутренней стороной, а медиальные лодыжки нет. В сильно выраженных формах расстояние друг от друга может составлять более 7 сантиметров. При нормальном развитии Х-образное положение ног пропадает еще до школьного возраста (приблизительно в семь лет), и ноги растут прямо. Медиальные лодыжки и внутренние стороны коленей соприкасаются в положении стоя. Правда, фактором риска того, что Х-образная форма ног сохранится, является избыточный вес, которым в настоящее время страдают многие дети.

Обусловленные возрастом деформации

Х-образное положение ног влияет также на положение стоп в младшем детском возрасте, потому как пяточная кость подминается вовнутрь. Вальгусное плоскостопие в большинстве случаев обусловлено возрастом и должно исчезнуть, как и Х-образное положение ног, до наступления школьного возраста.

Следующим наблюдением уже упомянутого исследования детской стопы стало то, что определенно и полая стопа может быть обусловленной возрастом фазой развития детской стопы. В группе, состоящей из 45 детей, которые наблюдались в течение более чем 6,5 лет, у 13% детей в течение первых пяти лет с момента умения ходить контактная площадь плюсны уменьшалась непрерывно, а потом в течение следующих двух лет снова увеличивалась, так что полая стопа больше не различалась.

Разнообразие стоп

Развитие здоровой детской стопы поразительно и отличается неожиданным разнообразием. Так исследование детской стопы в городе Мюнстере показало, что в первый год, когда ребенок пошел, девочки проявляли более динамичный процесс переката стопы, чем мальчики. В соответствии с первым немецким отчетом о детской стопе дети в 6 лет могут еще носить обувь 25 размера, но могут носить и обувь 35 размера. По сравнению с девочками мальчикам такого же возраста в среднем необходима обувь, которая больше на полразмера и даже на размер. После 12-и летнего возраста разница увеличивается. Кривая роста стоп девочек сходит на нет, в то время как у мальчиков увеличивается и дальше. Однако отчет о детской стопе указывает на то, что также и у ширины подошвы или обхвате в пучках при одинаковой длине стопы есть большой разброс. Например, у 5-и летних мальчиков, у которых в среднем длина стопы 172 миллиметра, ее ширина может быть от 62 до 78 миллиметров. (Средняя ширина составляет 70 миллиметров.)

Обхват в пучках в среднем составляет 173,5 миллиметров. Стопа длиной 172 миллиметра может иметь обхват от 157 до 190 миллиметров. Из этого же отчета также следует, что детская стопа стала шире.

Вес тела как причина играет роль только у детей дошкольного возраста. Чем старше дети, тем меньше вес тела оказывает влияние на ширину стопы. Исключением, правда, являются дети с избыточным весом! Но действительным все же является то, что маленькие стопы шире, чем большие. Кроме того, важным для всех, кто имеет дело с детскими стопами, является знание о том, что детские стопы растут постоянно. Они не делают паузы, чтобы потом скачкообразно вырасти на 3 или четыре размера обуви.

С началом школьного возраста и до конца первого десятилетия жизни стопы совершенствуются с целью свободного взаимодействия всех тканей и органов, в том числе мышц, связок и кровеносных сосудов.

Стопы и ножки младенцев и маленьких детей…

… еще не имеют своей окончательной формы; и даже скелет стопы состоит преимущественно еще из хрящевых частей, которые окостеневают окончательно только в юношеском возрасте.

Типичным для стоп младенцев является отклонение большого пальца вовнутрь.

Продольный свод стопы заполнен жировой подушкой, и стопа стоит на полу плоско.                             

На втором году жизни жировая подушка рассасывается, продольный свод стопы формируется постепенно.

Если стопа нагружается, ее легкое положение наружу вполне нормальное. У маленького ребенка вальгусная стопа выражена сильнее.

Типично О-образное положение ног маленького ребенка. Примерно в 6-и летнем возрасте ось ног медленно выпрямляется.

Источник