Развитие нервной системы у ребенка кратко
Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка.
Развитие нервной системы ребенка — сложный процесс, предопределяемый генетической программой развития и многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни.
Внутриутробное и постнатальное развитие нервной системы ребенка обусловлено постепенным, поэтапным включением отделов головного мозга и их физиологическим объединением в функциональные системы, предназначенные для обеспечения жизненно важных функций.
Поэтапность созревания заключается в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным уровням, от спинально-стволового и подкоркового уровня к кортикальному. По мере этого происходит усложнение нервной системы, ее функций, возрастает степень морфо-функциональной дифференциации нервных клеток.
Системогенез в общем физиологическом смысле означает поэтапное развитие функциональных систем, обеспечивающее выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды. По принципу функциональных систем осуществляется вся деятельность нервной системы.
Координация функций основана на сообщении в управляющие центры о том, что делается на периферии. Эта «обратная афферентация» обеспечивает постоянное сличение действия с первоначально заданной программой. Постоянная сигнализация о результатах действия в функциональной системе происходит в первую очередь при участии кинестезии. Кинестезии — своеобразная обратная связь, по которой корковые центры управления осведомляются о выполнении тех приказов, которые посланы на периферию.
Без этой обратной связи стало бы невозможным накопление опыта, необходимого для координации функций.
Теория системогенеза дает возможность с новых методологических позиций на основе системного подхода изучить закономерности развития функций здорового и поврежденного мозга.
В историческом аспекте условием возникновения и совершенствования специфической для человека формы деятельности и общения явилось развитие дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь развитие руки как органа труда, а также речи, которая явилась одним из условий формирования человеческой психики.
При этом элементы функциональной системы созревают одновременно, независимо от того, к каким «горизонтальным» уровням они принадлежат.
Различие темпов формирования отдельных функциональных систем приводит к неравномерности созревания их элементов — гетерохронии роста и развития. Подобная гетерохрония наблюдается в пределах каждого «горизонтального» уровня и даже в пределах одного нервного центра. Наряду со сформированными скоплениями клеток и проводящих путей обнаруживаются морфологически и функционально незрелые структуры. У новорожденных в пределах ядра и волокон лицевого нерва в первую очередь формируются участки ядра и волокна, которые иннервируют мышцы, обеспечивающие акт сосания.
Мотонейроны VIII шейного сегмента спинного мозга гораздо раньше обеспечиваются связями со стволом головного мозга, чем соседние спинальные сегменты. Это объясняется участием двигательных клеток VIII сегмента в обеспечении рефлекса схватывания, который срабатывает уже к моменту рождения.
Концепция системогенеза существенно дополнила представления о внутриутробном и постнатальном развитии нервной системы, позволила раскрыть сущность многообразных неврологических расстройств у детей раннего возраста. Подверглось пересмотру положение о том, что новорожденный представляет собой незрелое существо, «онтогенетический нуль». В соответствии с особенностями экологии человека новорожденный ребенок «вооружен» достаточным набором функциональных систем, обеспечивающих жизненно важные физиологические акты: дыхание, сердечную деятельность, сосание и т. д. При этом отмечается отчетливая координированность этих актов. Многие функциональные системы мозга оказываются сформированными задолго до рождения и тем самым обеспечивают жизнеспособность в случае преждевременных родов.
К моменту рождения, как правило, достигается минимальное обеспечение функции, усложняющееся в процессе взаимодействия со средой. Исследование безусловных рефлексов показало, что сосательный рефлекс у новорожденного вызывается лишь при непосредственном раздражении ротовой области. В дальнейшем рецепторная зона этого рефлекса расширяется. Положение ребенка под грудью, вид бутылочки с молоком и другие условные раздражители вызывают сосательные движения, открывание рта.
Гетерохрония развития функций мозга позволяет раскрыть сущность парциальных задержек развития. В клинической практике нередко наблюдаются изолированные задержки формирования тех или иных функций. Наиболее наглядным примером являются различные варианты отставания в двигательном или речевом развитии. Могут наблюдаться моторные алалии и дислалии, дисграфии и дислексии — изолированные задержки формирования центров письма или чтения, обусловленные недоразвитием корковых центров. Встречаются кроме того случаи так называемой моторной дебильности, при которой ребенок, обладая нормальным интеллектом, не в состоянии освоить обиходные двигательные акты: застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. д. Выявление парциальных задержек развития позволяет более целенаправленно проводить коррекционные, лечебные и педагогические мероприятия.
– Также рекомендуем “Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка”
Оглавление темы “Нервная система детей.”:
1. Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка
2. Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка
3. Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы
4. Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора
5. Принципы развития нервной системы. Принципы развития речи
6. Особенности нервной системы новорожденного. Трудности оценки нервной системы детей
7. Псевдопроцессуальность нервной системы. Оценка развития нервной системы
8. Исследование нервной системы у детей. Сбор анамнеза
9. Общий осмотр в неврологии. Форма черепа
10. Окружность черепа. Выражение лица ребенка
Источник
ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей
1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей
Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.
К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.
Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.
Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.
Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.
В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.
Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.
По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.
Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.
Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.
Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.
2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг
Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.
Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни
Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.
Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.
Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей
Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.
Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.
Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.
В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.
3. Семиотика поражений центральной нервной системы
Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.
Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).
При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.
При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.
Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.
Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.
Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.
Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.
Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.
Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.
Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.
Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.
Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.
Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.
Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.
Источник
Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.
С первых месяцев жизни у ребенка начинают образовываться условные рефлексы (от лат. «рефлексус» – отраженный повернутый назад). Это реакции организма на раздражение рецепторов (от. лат. «рецептор» – принимающий), т. е. чувствительных нервных волокон или специализированных клеток, которые преобразуют раздражения, воспринимаемые извне (экстеро-рецепторы) или из внутренней среды организма (интерорецепторы), в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему. Она в свою очередь отвечает на него тем же возбуждением, которое двигательными, секреторными и другими нервами передается к различным органам.
Возбуждение– это активный процесс, представляющий собой ответную реакцию ткани на раздражение и характеризующийся повышением функций ткани.
Торможение – это активный процесс, представляющий собой ответную реакцию ткани на раздражение и характеризующийся снижением функций ткани.
Иррадиация – растекание нервных процессов.
За 3 месяца до рождения нервная система полода достаточно развита ,что бы обеспечить функционирование организма во внешней среде,сформированы все отд. Мозга, включая кору больших полушарий.К моменту рождения центральная нервная система оказывается еще далеко не развитой, хотя общее количество нервных клеток остается неизменным от первых дней жизни и до ее конца.
С первого дня жизни у ребенка обнаруживаются защитные и ориентировочные рефлексы на болевые, световые, звуковые и др.раздражители.Однако эти реакции плохо координированы,нередко беспорядочны и, как правило, медленно протекают и легко распространяются на большое кол-во мышц. Возбуждение легко иррадинирует. Иррадиация возбуждения,сопровождается криком, особенно легко возникает под воздействием голода,охлаждения, а так же болевых раздражений. В течении первых 2-х лет жизни гол.мозг интенсивно растет,причем рост идет за счет разветвлений аксонов и дендритов. Увеличивается и толщина коркового слоя б.полушарий. У новорожденных процессы,протекающие в нерв.клетках замедлены: медленей возникает возбуждение, медленнее распространяется по нерв.волокнам. Длит.и сильней раздр.нерв.клеток ,легко приводит её в состояние торможения. Скорость проведения возбуждения увеличивается по мере миелинизации и к 2-3 годам становится как у взрослого человека. Скорость возникновения возбуждения увеличивается более постепенно и достигает величины,хар-ной для взрослых лишь к 10-12 годам. Раннии условные рефлексы ребенка нестойки,длительней формируются, требуют большее число повторений.
Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость…
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.
С первых месяцев жизни у ребенка начинают образовываться условные рефлексы (от лат. «рефлексус» – отраженный повернутый назад). Это реакции организма на раздражение рецепторов (от. лат. «рецептор» – принимающий), т. е. чувствительных нервных волокон или специализированных клеток, которые преобразуют раздражения, воспринимаемые извне (экстеро-рецепторы) или из внутренней среды организма (интерорецепторы), в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему. Она в свою очередь отвечает на него тем же возбуждением, которое двигательными, секреторными и другими нервами передается к различным органам.
Нервная система- это совокупность специальных скульптур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма , в постоянном взаимодействии с внешней средой.(единство организма с внешней средой).
Строение:
Нервная система
Центральная нервная система Периферическая нервная система
1. головной мозг(черепная коробка) 1. нервные окончания
2.спинной мозг (позвоночный канал) 2. нервные узлы (ганглии . вдоль
спинного мозга , скопление
нейронов).
3. Нервы (нервные волокна)
Нервы– скопление отростков нервных клеток вне ЦНС заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.
Чувствительные нервы –
образованы дендритами (короткие отростки нейрона) чувствительных нейронов.
Двигательные нервы-
образованы аксонами (длинные отростки нейронов) и двигательных нейронов.
Смешанные нервы –
образованы и аксонами и дендритами.
Нервные узлы – скопление тел нейронов вне ЦНС.
Нервные окончания.
Рецепторы- концевые образования дендритов , они воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.
Эффективные-
концевые образования аксонов в рабочих органах : мышцах, железах.
Нервный импульс- электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам.
Нервная система – это совокупность специальных структур объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.
Нейрон- нервная клетка. Аксон-
нервное волокно. Дендриты- как правило короткие и сильно разветвленные отростки, служащие главным местом обрабатывания влияющих на нейрон возбуждающих и тормозных сигналов.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник