Развитие нервной системы ребенка в утробе

Развитие нервной системы ребенка в утробе thumbnail

Оглавление темы “Физиология плода. Развитие плода.”:

1. Физиология плода. Развитие плода. Предымплантационное развитие.

2. Имплантация, органогенез и плацентация.

3. Плодный (фетальный) период. Развитие нервной системы у плода.

4. Развитие эндокринной системы плода.

5. Кроветворение. Кроветворение плода. Экстрамедуллярный гемопоэз.

6. Кровообращение плода и новорожденного. Желточный период. Аллантоидное кровоообращение. Плацентарное кровообращение.

7. Сердечная деятельность плода и новорожденного. Сердце плода и новорожденного.

8. Дыхательная система плода и новорожденного.

9. Обмен веществ плода и новорожденного.

10. Выделительная система плода. Иммунная система плода.

11. Система гемостаза плода. Кислотно-основное состояние крови плода.

Плодный (фетальный) период. Развитие нервной системы у плода.

Этот период развития продолжается от 12 до 40 нед беременности.

В плодный период практически все органы и системы плода находятся в физиологическом состоянии функциональной незрелости, что и определяет своеобразие ответных реакций плода на внешние воздействия.

Согласно теории системогенеза, предложенной известным физиологом П.К.Анохиным, развитие отдельных систем у плода происходит неравномерно, при этом избирательно и ускоренно развиваются те функциональные системы, которые в первую очередь необходимы для адаптации его организма к условиям внеутробной жизни. Эта закономерность становится отчетливо заметной при рассмотрении особенностей внутриутробного развития нервной, сердечно-сосудистой, кроветворной, эндокринной и других систем.

Нервная система.
Плодный (фетальный) период. Развитие нервной системы у плода.

Эта система закладывается очень рано. Образование нервной трубки и мозговых пузырей отмечается уже в течение первых недель онтогенетического развития, что можно идентифицировать на эхограммах с 8_9 нед беременности, на 2-м месяце внутриутробной жизни формируются элементы рефлекторной дуги. С этого времени появляются первые двигательные рефлексы, которые хорошо заметны при ультразвуковом исследовании с 7—8 нед беременности. В дальнейшем двигательная активность плода принимает закономерный характер, в среднем составляя около трех движений за 10 мин. К 20—22 нед заканчивается период локальных проявлений рефлекторных реакций (при раздражении определенных участков тела) и появляются рефлексы более сложного характера. Например, на 21-й неделе внутриутробного развития у плода возникают первые спонтанные сосательные движения. Приблизительно в этот же период удается фиксировать появление первых электрических потенциалов мозга. К 24-й неделе двигательная активность плода внешне уже напоминает движения новорожденного ребенка.

К рефлекторным реакциям следует также отнести дыхательные движения плода. Некоторые авторы считают, что в результате дыхательных движении, которые отчетливо заметны при ультразвуковом исследовании, улучшается кровообращение плода, так как периодически возникающее понижение внурибрюшного давления способствует притоку крови в полые вены и усилению работы сердца. Дыхательные движения плода не имеют постоянного характера, они обычно сочетаются с периодами апноэ. Нельзя полностью исключить и такого предположения, что дыхательные движения плода являются подготовкой дыхательного аппарата к осуществлению его основной функции после рождения ребенка.

К концу внутриутробного периода в основном заканчивается формирование важнейших отделов центральной и периферической нервной системы плода. Однако кортикальные функции развиваются у ребенка после его рождения.

– Также рекомендуем “Развитие эндокринной системы плода.”

Источник

Развитие нервной системы эмбриона. Ранняя стадия формирования нервной системы у плода

Приступая к изучению развития нервной системы, мы попытались разъяснить некоторые из основных функций, осуществляемых ее различными частями. Теперь можно вкратце охарактеризовать ее основные отделы по их функциям. Спинной, мозг и значительная часть ствола мозга играют двойную роль. Эти части нервной системы являются рефлекторными центрами, а также несут проводящие пути, идущие к высшим центрам головного мозга и обратно от них.

Специализированные участки, развивающиеся в дорзальных стенках среднего мозга и называемые четверохолмием (corpora quadrigemina), связаны со зрительными и слуховыми рефлексами. Краниально расположенная пара этих бугорков (colliculi superiores) является зрительными рефлекторными центрами, а бугорки, расположенные каудальнее (colliculi inferiores), являются слуховыми рефлекторными центрами. С функциональной точки зрения мозжечок является центром координирования мышечных реакций, особенно реакций, обеспечивающих сохранение нормального положения тела. Дорзальное ядро зрительного бугра, расположенное в латеральных стенках промежуточного мозга, служит воротами для импульсов, направляющихся в кору головного мозга. В глубине каждого полушария головного мозга находится полосатое тело, которое, как мы уже видели, связано с регуляцией мышечного тонуса и с осуществлением автоматических движений.

Наиболее поверхностные части полушарий головного мозга обособляются в виде коры. Определенные участки коры являются высшими конечными центрами восприятия различных типов поступающих импульсов, возникающих, например, в результате зрительной, тактильной или проприоцептивной стимуляции. Другие кортикальные центры содержат клетки, являющиеся начальными звеньями эфферентных цепей. Среди этих цепей важны, в частности, (пирамидные тракты, которые ставят эффекторные механизмы тела под контроль нашей воли. Помимо этих афферентных и эфферентных участков коры, имеются большие участки коры, связанные с ними и несущие ассоциативные функции. Последние обеспечивают выбор ответа на возникшую стимуляцию, который может быть изменен на основе прошлого опыта.

С точки зрения биолога-экспериментатора создание нейронных цепей, обеспечивающих контроль над осуществлением различных функций, представляет огромный интерес. С ростом наших знаний в этой области изложенные данные становятся очень важными для клинической медицины. Положение двигательных и чувствительных центров и проводящих путей, связывающих их, в настоящее время хорошо изучено, и локализацию многих повреждений мозга можно точно установить по нарушению функций. Однако не все повреждения мозга проявляются в виде двигательных или сенсорных нарушений. Недавно выполненные исследования показывают, что при нарушении связи некоторых ассоциативных участков в лобных долях полушарий с остальными частями мозга возникают определенные изменения психики.

P.S. Обычно применяемый термин «ствол мозга» используется для обозначения всех частей головного мозга, кроме конечного мозга, промежуточного мозга и мозжечка.

нервная система эмбриона

Ранняя стадия формирования нервной системы у плода

Первые признаки образования нервной системы появляются в ходе развития очень рано. Многие существенные моменты ее становления и дифференциации уже рассматривались прямо или косвенно. Мы изучали происхождение нервного желобка при вворачивании утолщенной эктодермальной пластинки, расположенной по среднедорзальной линии раннего эмбриона, закрытие нервного желобка с образованием нервной трубки и одновременным отделением последней от эктодермы.

При закрытии нервного желобка некоторые клетки, расположенные около его краев, не включаются ни в стенки нервного канала, ни в поверхностную эктодерму, смыкающуюся над новообразованной нервной трубкой. Эти узкие полосы клеток располагаются по обеим сторонам в углах между поверхностной эктодермой и нервной трубкой и составляют ганглионарную пластинку. Она является зачатком чувствительных ганглиев спинальных и черепномозговых нервов и отчасти — симпатических ганглиев.

Почти сразу же за обособлением ганглионарной пластинки нервная трубка заметно увеличивается и в головном конце. Ее расширенная передняя часть является зачатком головного мозга. Кзади от него нервая трубка сохраняет относительно постоянный диаметр и позднее превращается в спинной мозг.

В процессе своего увеличения головной мозг вначале образует три отдела — передний мозговой пузырь, средний мозговой пузырь и задний мозговой пузырь, или, если использовать более специальную терминологию, prosencephalon, mesencephalon, rhombencephalon. Стадия трех пузырей мозга длится недолго. Передний мозговой пузырь разделяется на два отдела: конечный мозг (telencephalon) и промежуточный мозг (diencephalon); средний мозговой пузырь остается неразделенным, rhombencephalon разделяется на задний мозг (metencephalon) и продолговатый мозг (myelencephalon). Таким образом, вместо трех пузырей образуется пять. Эта стадия развития мозга хорошо видна у эмбрионов 9—12 мм длины. С этого уровня мы и проследим последующую дифференциацию некоторых из наиболее важных частей нервной системы.

– Также рекомендуем “Гистогенез спинного мозга эмбриона. Нейроглия плода”

Оглавление темы “Развитие мышц и нейронов эмбриона”:

1. Мышцы промежности плода. Морфогенез мышц головы и шеи эмбриона

2. Формирование мышц шеи эмбриона. Развитие мышц головы плода

3. Нейроны и синапсы эмбриона. Функциональные классы нейронов плода

4. Нервы эмбриона. Спинной мозг плода

5. Проводящие пути эмбриона. Формирование проводящих путей плода

6. Рефлексы эмбриона. Мозжечок и его функции у плода

7. Зрительный бугор эмбриона. Произвольный и регуляторный контроль у плода

8. Развитие нервной системы эмбриона. Ранняя стадия формирования нервной системы у плода

9. Гистогенез спинного мозга эмбриона. Нейроглия плода

10. Клетки головного мозга эмбриона. Развитие нейроглии плода

Источник

Как стресс, испытываемый матерью во время беременности, скажется на здоровье ребенка? В каких случаях ситуацию еще можно изменить? Врач-эндокринолог и многодетная мама Наталья Навроцкая рассказала о том, что значит позитивный и негативный стресс, каковы их причины и признаки, как с этим бороться.   

Наталья Навроцкая,
врач-эндокринолог,
руководитель проекта «МамЭксперт»,
директор «МамСтарт»,
многодетная мама

Позитивный стресс плохо влияет на здоровье беременной и плода

— Стресс — совокупность реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов (физических или психологических), а также соответствующее состояние нервной системы организма. Различают позитивный (или эустресс) и токсический (негативный) типы стресса.

При стрессе происходит активация симпатической нервной системы, выброс адреналина, норадреналина и глюкокортикоидных гомонов. Организм мобилизуется, возрастает частота сердечных сокращений, дыхания, максимум энергии уходит в конечности. Все для того, чтобы драться или бежать…

— Такая реакция досталась нам эволюционным путем от далеких предков, вынужденных, условно, убегать от саблезубого тигра на охоте. Современные люди чаще всего ни от кого не бегут, они зачастую подвержены не только краткосрочным, но и хроническим стрессам. Это отличительная черта человека как вида. Например, мы испытываем стресс, сталкиваясь с социальными проблемами или испытывая продолжительное психологическое давление. При длительных неконтролируемых нагрузках нарушается работа стрессовой системы, может произойти даже угнетение репродуктивной системы человека.

Если говорить о беременных, то даже эустресс не желателен. Он может присутствовать, но только в легкой форме, например, во время участия в свадьбе близкого родственника. В обычном состоянии силы организма под воздействием положительного стресса мобилизуются, а во время беременности природой заложено, чтобы ресурсы шли на развитие плода. Организм настроен так, чтобы как можно меньше волноваться, и способы защиты от волнения есть в каждом триместре.

О способах защиты от стресса у беременных женщин  

1 триместр или «царство прогестерона»

— В первые три месяца ожидания ребенка в организме женщины вырабатывается большое количество прогестерона. Одна из его функций создать комфортные условия для прикрепления и развития плодного яйца. Но у прогестерона есть еще и воздействие на нервную систему: женщина становится более спокойной, несколько апатичной и сонливой. Она меньше отвлекается на внешние воздействия, больше смотрит «вглубь» себя.

Хронические стрессы в этот период могут привести к самопроизвольному выкидышу или неправильному развитию плода.

2 триместр

— В это время плацента вырабатывает фермент 11β-Гидроксилазу. Он блокирует переход материнских глюкортикоидов через плаценту к плоду. Т.е. защищает будущего малыша от гормонов стресса, которые вырабатываются в организме будущей матери.

Но, к сожалению, блокируют не на 100%. Если переживания длительные или хронические, то гормоны стресса матери переходят к плоду. Причем негативные процессы скажутся не только на метаболических процессах будущего малыша, но и на развитии его мозга.

3 триместр

— В 3 триместре также работает фермент 11β-Гидроксилаза, который защищает будущего малыша. Кроме того, в это время происходит активация подкорковых структур головного мозга будущей матери. Женщина сосредотачивается на внутреннем состоянии, а не на внешних (часто стрессовых) факторах. У нее начинает хорошо работать интуиция.

Повышенный уровень стресса у матери может способствовать изменению созревания мозга у плода, а также привести к преждевременным родам или рождению ребенка с низкой массой тела.

Стресс будущей матери и неправильное питание связаны с программированием здоровья ребенка

Неправильное питание беременной женщины может привести не только к стрессу организма будущей мамы, но и к серьезным долгосрочным последствиям для здоровья ребенка.

— Находясь в утробе матери, уже программируется работа организма будущего человека. Это касается метаболических процессов и правильного функционирования мозга. Миграция нейронов в мозгу плода наблюдается еще в начале беременности. С 20 недели нейроны начинают соединяться, образуя связи. К концу вынашивания малыша и после родов происходит процесс миелинизации нервных волокон, в результате чего импульсы по ним передаются быстрее. На правильно настроенной работе импульсов и нейронных сетей мозга строится появление навыков у малыша  (речь, письмо, двигательная активность). Формируется зрение и слух.

— При стрессе у матери формирование нейронных сетей у плода замедляется, формирование навыков ребенка происходит с трудом. Это может повлиять на реализацию потенциала малыша в будущем.

Кроме того, после рождения ребенок окажется более тревожным и гипермнительным. А при взрослении — более расположенным к депрессиям и тревожным расстройствам.

Стрессы у матери влияют и на метаболические процессы малыша еще в утробе. Работает это следующим образом: гены ребенок наследует от матери и отца. Однако то, что «включится», а что нет, зависит от внутренних и внешних факторов. Например, недостаточное питание будущей матери — стресс для ее организма и организма будущего ребенка. 

Если беременная женщина получает недостаточное и несбалансированное питание, это может влиять на фенотип будущего малыша (на его внешность). В частности, формируется экономный фенотип, т.е. включаются гены, которые заставляют плод максимально экономно использовать любой источник энергии, поступающий с пищей. 

После рождения и во взрослом возрасте у таких людей существуют повышенные риски ожирения, сахарного диабета II типа, артериальной гипертензии.

Ситуацию можно исправить

— Сделать это реально в первые 3 года жизни малыша. Это доказал исследователь Майкл Мини, который провел эксперимент на крысах. Позже данные подтвердились и в случаях с людьми.

— Все дело в том, что тревожная, но чуткая мать, которая с любовью ухаживает за малышом, способна нормализовать и даже снизить тревожность ребенка. Если малышу попадается невнимательная, безразличная или плохо заботящаяся о нем мать, то тревожность ребенка только возрастает. 

Во время эксперимента Майкл Мини менял крысенышей: ребенка «холодной» матери он отдавал ласковой и нежной. В итоге тот становился спокойным и не испытывал стресс. Таким образом было доказано, что ласка матери (или другого члена семьи) способна снизить уровень стресса даже не у своего/кровного ребенка.

Причины стресса разные, главное собственные защитные механизмы

— Для начала перечислим причины, которые ведут к стрессам с максимальным уровнем переживаний (согласно Шкале стрессогенности Холмса и Рэя, баллы начисляются в случае, если данное событие произошло в течение 12 месяцев):

  • утрата близкого родственника (63)
  • телесное повреждение или болезнь  (53)
  • развод (73)
  • увольнение с работы (47)

Далее следуют менее стрессовые (но часто встречающиеся) причины:

  • изменения в финансовом статусе (38)
  • неприятности с начальством (23)
  • разлад с родственниками мужа (29)

— Этих стрессов нужно избегать (по возможности) в период беременности. Важно также, как женщина сама относится к факторам стресса, каковы ее психологические механизмы защиты. Плюс, как реагирует на ту или иную ситуацию организм (как вырабатываются гормоны).

Вот несколько признаков хронического стресса будущей матери:

  1. Беспокоящие мысли, от которых невозможно избавиться (о том, что все плохо и ничего нельзя изменить)
  2. Повышенная тревожность и непреодолимый страх
  3. Постоянная усталость, нарушения сна и аппетита, в тяжелых состояниях — потеря интереса к жизни: агедония, когда будущая мама разучивается получать радость от жизни
  4. Нервозность, суетливость, желание все контролировать, невозможность расслабиться
  5. Присоединение вегетативных симптомов: сердцебиение, перепады давления, головные боли

Любопытно, что часто опытные будущие матери (повторно беременные) переживают больше, чем «новички».

Будущая мать сама решает, что будет для нее стрессом, а что — нет

Факторов, влияющих на стресс большое множество. Для кого-то черная кошка, перебегающая дорогу, будет фактором стресса. А для кого-то — нет.

Переполненный транспорт или грубый водитель на дороге у кого-то могут вызвать волнение и тревогу, а у кого-то — лишь улыбку. Вот почему так важно научиться контролировать стресс.

— Вы сами решаете, будет ли злой водитель или нервная женщина в автобусе фактором стресса для вас. К слову, тяжелее всего во время беременности женщинам с синдромом «отличниц», т.е. тем, кто привык все делать безукоризненно. Во время ожидания малыша это практически невозможно. С организмом происходят совершенно новые вещи и нет возможности контролировать каждый момент.

Способы борьбы со стрессом у беременных:

  • Большинство людей (беременные женщины не исключение) боятся чего-то неизвестного. Выход — получать информацию из проверенных источников. Не нужно читать форумы, лучше задайте интересующие вопросы о своем состоянии врачу. Найдите информацию от экспертов на качественных сайтах о беременности, родах и развитии ребенка.
  • Получайте положительные эмоции и фокусируйтесь на приятных моментах в течение дня. Например, займитесь творчеством, чаще гуляйте на свежем воздухе, любуйтесь прекрасным (в театре, ботаническом саду, парке). А вечером перед сном не прокручивайте неприятности и тревожные мысли, а вспомните то приятное, что случилось с вами в течение дня. Это позволит перенастроить общий эмоциональный фон.
  • Желательно брать ситуацию под возможный контроль. В случае, когда мы «прячемся» от проблемы, уровень стресса растет. К примеру, перед родами можно сходить на курсы для беременных. Там вам расскажут о нескольких сценариях родов. И когда придет ваше время, вы будете знать, как себя вести.
  • Найдите социальную поддержку. Супруг, мама, сестра, друзья. Нужны люди, которые будут с вами «на одной волне», смогут поддержать в сложный момент, ободрить. Могут помочь и другие будущие мамы, которые лучше всего поймут те изменения, которые происходят с вами сейчас, подбодрят и поддержат, пусть даже это будет виртуальное общение в чатах. Технологии сейчас это позволяют.
  • Активизируйте парасимпатическую нервную систему. Например, освойте дыхательные практики и технику релаксации. Научитесь дышать медленно, глубоко, животом. Выдох должен быть длиннее вдоха. Освоить технику можно у преподавателей йоги. Также хорошо работает техника расслабления: напряжение, а потом расслабление мышц по порядку от стоп до макушки головы)
  • Научитесь правильно относиться к любому неблагоприятному внешнему фактору. Держите фокус внимания на том, что сейчас важнее. Для будущей матери в приоритете здоровая беременность. Соответственно, не пропускайте через себя эмоции неадекватной женщины в автобусе, злого босса, нервного водителя на дороге. Правильной фокусировке также можно обучиться.
  • Уделяйте внимание правильному питанию: продуктам, богатым витамином B (крупы, орехи), пище с селеном, кальцием, магнием (молочные продукты, яйца, крольчатина).

Фото: Катерина Куликович

Источник