Развитие нервной системы ребенка по месяцам

Развитие нервной системы ребенка по месяцам thumbnail

Развитие нервной системы ребенка по месяцамПериод новорожденности, пожалуй, нельзя сравнить ни с одним другим периодом в жизни человека по степени различных воздействий на организм. Находясь в утробе, ребенок полностью ограничен от зрительных, вкусовых и обонятельных впечатлений, практически не испытывает слуховых и тактильных ощущений, избавлен от необходимости преодолевать силу притяжения Земли и приспосабливаться к изменениям температуры окружающей среды. Все необходимые вещества ребенок получает, не прикладывая к этому никаких собственных усилий – через пуповину. Едва родившись на свет, младенец в буквальном смысле подвергается бомбардировке различными ощущениями и чувствует себя крайне дискомфортно. Ему нужно научиться приспосабливаться к этому миру. Без этого невозможно выжить. Но новорожденный еще совершенно беспомощен, поэтому ему крайне необходим заботящийся о нем взрослый.

Задачи этой стадии развития: выживание организма.

Основная мотивация и то, что заставляет младенца развиваться: физиологические потребности и, затем, стремление к новым ощущениям.

Ведущая деятельность: выживание. Ребенок адаптируется к условиям окружающей среды. Организм приспосабливается к температурным изменениям, пытается преодолеть силу притяжения Земли, учится переваривать пищу, самостоятельно дышать и тому подобное. Происходит «запуск» всех систем и первичная отладка их деятельности. Это касается и нервной системы. Запуск происходит от внешней стимуляции, рефлекторно. Так, сосательный рефлекс возникает при соприкосновении губ младенца с соском или любым другим объектом.

Постепенно, на основе безусловных рефлексов, развиваются более сложные формы деятельности.

Развитие психических функций

Восприятие. Ребенок рождается с низкой остротой зрения, ему трудно зафиксировать свой взгляд на объекте, но мозг ребенка уже реагирует на зрительные, в первую очередь, движущиеся стимулы. Зрительная система младенца способна к различению только крупных объектов и не воспринимает мелкие детали. Движения глаз осуществляются рефлекторно, и никакого процесса рассматривания пока нет. Самым привлекательным зрительным объектом для младенца является человеческое лицо, а из всех возможных лиц – лицо матери (или того человека, который больше всего заботится о малыше).

Уже в период внутриутробного развития отмечается реакция мозга плода на слуховые стимулы, особенно на речь. Новорожденный проявляет интерес к человеческому голосу и, в особенности, к голосу заботящегося о нем взрослого.

Прикосновения играют особую роль в жизни младенца. По-видимому, это один из основных источников информации о мире в данном возрасте. Информация об объекте, полученная таким путем, транслируется в другие системы восприятия и делает мир привычным и знакомым. Хорошие прикосновения к младенцу оказывают на него успокаивающее воздействие, снижают выработку гормонов стресса и, тем самым, способствуют лучшему физическому и познавательному развитию.

Понимание речи. Новорожденный различает звонкие согласные (например, слоги «ба» и «га») и интонационные характеристики обращенной к нему речи.

Собственная речевая активность. Собственные звуки (крик, плач, кряхтение и т.д.) носят еще рефлекторный характер, но к концу периода в структуре комплекса оживления появляется голосовая реакция на появление взрослого.

Эмоциональное развитие. Новорожденный ребенок выказывает беспокойство, недовольство с помощью крика, плача. В возрасте 1 месяца у ребенка начинает формироваться система эмоционального реагирования на появление взрослого. Эта система не может заработать самостоятельно, для этого нужен стимул: контакт «глаза в глаза», улыбка и голосовое обращение взрослого. Все те реакции, которые возникают у ребенка в ответ (улыбка, звуки, повышение двигательной активности), составляют комплекс оживления. Своего завершенного вида комплекс оживления достигает к 3 месяцам. Далее на его основе развиваются коммуникативные способности ребенка.

Двигательные функции. Преимущественно рефлекторные и генерализованные движения. Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, автоматическая ходьба и т.д. На их основе впоследствии возникают истинные произвольные движения (пищевые, манипулятивные, необходимые для перемещения). Новорожденный вынужден бороться с земным притяжением, поэтому его мышечный тонус в норме слегка повышен (физиологический гипертонус). Ему все время приходится отрывать свои конечности от поверхности, на которой он лежит. Совершая много движений конечностями, он тренирует силу своих мышц и, одновременно, получает много новых ощущений от своих собственных движений. Именно благодаря этим ощущениям, он получает обратную связь, которая потом поможет ему научиться управлять своими движениями.

Внимание и управление поведением. До месячного возраста эти возможности достаточно трудно оценить. Очевидно, у малыша есть ориентировочный рефлекс. Он может поворачивать голову в сторону звука. Громкие звуки или включение света вызывают реакцию пробуждения. Некоторые исследования показывают, что новорожденные дети довольно быстро научаются управлять внешними явлениями, если им доступен инструмент такого управления. Так, например, в экспериментах со специальным прибором в виде соски они научаются с помощью изменения интенсивности сосательных движений регулировать длительность демонстрации на экране человеческих лиц (продлевая демонстрацию лица матери) или продолжительность звучания голоса (также предпочитая слушать голос матери).

Показатели активности. Новорожденный практически все время своей жизни проводит в состоянии сна (около 17-20 часов), просыпаясь фактически только на кормление. 80% всего времени сна занимает так называемый «парадоксальный» или «быстрый» сон.

Основные события в развитии мозга новорожденного

У новорожденного ребенка – менее интенсивно, чем у плода – происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.

Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.

На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца [2].

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Вздрагивает и мигает при резком звуке

Хватательный рефлекс

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке

Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» – ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого

1 месяц

Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого

Захватывает одной рукой другую руку.

Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

Задачи взрослого

Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения. Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка – то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений. Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).

Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений. Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них. Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.

Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной. Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.

Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни. Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см. статью «Тревожный ребенок»).

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  • Отсутствие отчетливых реакций на внешние стимулы (звуки, свет)
  • Несоответствие показателей психомоторного развития срокам – запаздывание или слишком раннее появление

    соответствующих действий и реакций (см. Таблицу)

  • Трудности засыпания
  • Беспокойный, прерывистый сон, увеличенный период бодрствования
  • Частый громкий крик, надрывный плач без видимой причины
  • Срыгивания фонтаном

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.

Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.

В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.

Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать. Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.

Литература:

  1. Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

  3. Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168. Читать статью (на англ.яз.) здесь…

Источник

Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка.

Развитие нервной системы ребенка – сложный процесс, предопределяемый генетической программой развития и многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни.

Внутриутробное и постнатальное развитие нервной системы ребенка обусловлено постепенным, поэтапным включением отделов головного мозга и их физиологическим объединением в функциональные системы, предназначенные для обеспечения жизненно важных функций.

Поэтапность созревания заключается в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным уровням, от спинально-стволового и подкоркового уровня к кортикальному. По мере этого происходит усложнение нервной системы, ее функций, возрастает степень морфо-функциональной дифференциации нервных клеток.

Системогенез в общем физиологическом смысле означает поэтапное развитие функциональных систем, обеспечивающее выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды. По принципу функциональных систем осуществляется вся деятельность нервной системы.

Координация функций основана на сообщении в управляющие центры о том, что делается на периферии. Эта «обратная афферентация» обеспечивает постоянное сличение действия с первоначально заданной программой. Постоянная сигнализация о результатах действия в функциональной системе происходит в первую очередь при участии кинестезии. Кинестезии – своеобразная обратная связь, по которой корковые центры управления осведомляются о выполнении тех приказов, которые посланы на периферию.

Без этой обратной связи стало бы невозможным накопление опыта, необходимого для координации функций.

развитие нервной системы

Теория системогенеза дает возможность с новых методологических позиций на основе системного подхода изучить закономерности развития функций здорового и поврежденного мозга.

В историческом аспекте условием возникновения и совершенствования специфической для человека формы деятельности и общения явилось развитие дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь развитие руки как органа труда, а также речи, которая явилась одним из условий формирования человеческой психики.

При этом элементы функциональной системы созревают одновременно, независимо от того, к каким «горизонтальным» уровням они принадлежат.

Различие темпов формирования отдельных функциональных систем приводит к неравномерности созревания их элементов – гетерохронии роста и развития. Подобная гетерохрония наблюдается в пределах каждого «горизонтального» уровня и даже в пределах одного нервного центра. Наряду со сформированными скоплениями клеток и проводящих путей обнаруживаются морфологически и функционально незрелые структуры. У новорожденных в пределах ядра и волокон лицевого нерва в первую очередь формируются участки ядра и волокна, которые иннервируют мышцы, обеспечивающие акт сосания.

Мотонейроны VIII шейного сегмента спинного мозга гораздо раньше обеспечиваются связями со стволом головного мозга, чем соседние спинальные сегменты. Это объясняется участием двигательных клеток VIII сегмента в обеспечении рефлекса схватывания, который срабатывает уже к моменту рождения.

Концепция системогенеза существенно дополнила представления о внутриутробном и постнатальном развитии нервной системы, позволила раскрыть сущность многообразных неврологических расстройств у детей раннего возраста. Подверглось пересмотру положение о том, что новорожденный представляет собой незрелое существо, «онтогенетический нуль». В соответствии с особенностями экологии человека новорожденный ребенок «вооружен» достаточным набором функциональных систем, обеспечивающих жизненно важные физиологические акты: дыхание, сердечную деятельность, сосание и т. д. При этом отмечается отчетливая координированность этих актов. Многие функциональные системы мозга оказываются сформированными задолго до рождения и тем самым обеспечивают жизнеспособность в случае преждевременных родов.

К моменту рождения, как правило, достигается минимальное обеспечение функции, усложняющееся в процессе взаимодействия со средой. Исследование безусловных рефлексов показало, что сосательный рефлекс у новорожденного вызывается лишь при непосредственном раздражении ротовой области. В дальнейшем рецепторная зона этого рефлекса расширяется. Положение ребенка под грудью, вид бутылочки с молоком и другие условные раздражители вызывают сосательные движения, открывание рта.

Гетерохрония развития функций мозга позволяет раскрыть сущность парциальных задержек развития. В клинической практике нередко наблюдаются изолированные задержки формирования тех или иных функций. Наиболее наглядным примером являются различные варианты отставания в двигательном или речевом развитии. Могут наблюдаться моторные алалии и дислалии, дисграфии и дислексии – изолированные задержки формирования центров письма или чтения, обусловленные недоразвитием корковых центров. Встречаются кроме того случаи так называемой моторной дебильности, при которой ребенок, обладая нормальным интеллектом, не в состоянии освоить обиходные двигательные акты: застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. д. Выявление парциальных задержек развития позволяет более целенаправленно проводить коррекционные, лечебные и педагогические мероприятия.

– Также рекомендуем “Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка”

Оглавление темы “Нервная система детей.”:

1. Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка

2. Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка

3. Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы

4. Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора

5. Принципы развития нервной системы. Принципы развития речи

6. Особенности нервной системы новорожденного. Трудности оценки нервной системы детей

7. Псевдопроцессуальность нервной системы. Оценка развития нервной системы

8. Исследование нервной системы у детей. Сбор анамнеза

9. Общий осмотр в неврологии. Форма черепа

10. Окружность черепа. Выражение лица ребенка

Источник