Развитие навыков социального общения у ребенка дауна

В вашей семье растет ребенок с синдромом Дауна. Вы радуетесь, когда видите, что он научился сидеть, стоять, сделал первые шаги. Вы с нетерпением ждете, когда он произнесет первые слова, вам хочется быстрее начать с ним общаться так, как вы привыкли, – с помощью речевых средств. Прекрасно, когда это происходит и ребенок приобретает коммуникативные навыки, которые позволяют ему осознаннее воспринимать окружающий мир. Но что же делать, если ваш любимый малыш до сих пор не говорит, а только жестами показывает, что ему нужно? Если словарь ребенка составляет всего несколько слов? Как помочь малышу не отстать от сверстников?
Среди детей с особенностями развития дети с синдромом Дауна являются особенной группой по целому ряду причин. Синдром Дауна довольно часто встречающаяся патология развития. Без должной пренатальной диагностики эпидемиология составляет 1 случай на 700 родов. Диагностика позволяет уменьшить число случаев до 1 на 1000/1100 родов. Причина – возникновение лишней хромосомы 21-ой пары (трисомия по 21-й хромосоме). Вместо 46, положенных в кариотипе хромосом, при синдроме Дауна их 47. В результате подобных изменений кариотипа, отмечается качественное своеобразие клинической картины заболевания и появление изменений в физической, психической, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.
Детям с синдромом Дауна, начиная с раннего возраста, ставят диагноз задержка психоречевого развития разной степени выраженности. В когнитивном развитии Челышева М. В. и Урядницкая Н. А. отметили, что дети этой категории испытывают значительные трудности при усвоении и закреплении знаний, умений и навыков. Прежде всего это связано с недостатками вербальной памяти и экспрессивной речи, а также пространственной памяти и мышления, основывающихся на процессах анализа, синтеза, планирования и др. Вместе с тем дети с синдромом Дауна бывают достаточно способны к переработке зрительно-пространственной информации (у них относительно сохранны зрительная память, зрительно-моторная координация, в том числе и зрительное копирование).
В речевом развитии отмечается значительное отставание экспрессивной речи при относительно меньшей задержке развития импрессивной речи. При исследовании лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников и младших школьников с синдромом Дауна было выявлено преобладание пассивного словаря над активным, трудности в речевом развитии начинаются с понимания обращенной речи, значительных проблем при усвоении морфологической системы языка и отягощаются речедвигательными (дизартрическими) расстройствами. Таким образом, ребенок с синдромом Дауна испытывает значительные трудности как при восприятии и понимании окружающих, так и при самовыражении. При этом Челышева М. В. и Урядницкая Н. А. заметили, что данная категория детей весьма успешно способна общаться с помощью невербальных средств (мимики, жестов, поз и т. д.), что вероятно связано с относительной сохранностью зрительно-моторной координации.
Выделили 4 основных аспекта при формировании коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна.
1) Развитие речи и коммуникации должно быть тесно связанно с когнитивным развитием, в том числе, ознакомлением с окружающим.
Ребенок всесторонне знакомится с предметами и явлениями окружающей действительности, узнает их названия, названиями признаков, запоминает их. Полученная информация вначале закрепляется на уровне понимания обращенной речи и оседает в виде пассивного словаря, постепенно переходя в активную речь.
2) Речевое общение начинает формироваться от невербальной коммуникации.
В связи с этим аспектом, на начальном этапе развития коммуникации формируется общение с помощью мимики и жестов. Таким образом, первые ответы взрослому могут выглядеть, как вопросительный или указательный взгляд, жест, еще лучше, если при этом ребенок будет добавлять звукокомплекс.
3) При формировании коммуникативных навыков нужно учитывать ведущие формы общения, характерные для данного возраста.
Как правило, развитие речи происходит в процессе ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения. Но, работая с детьми с синдромом Дауна, необходимо учитывать особенности их развития, понимая, что каждый из этих периодов длится дольше, чем при нормальном развитии.
4) Динамическое взаимодействие трех сторон: родители-ребенок-специалист (учитель-дефектолог (логопед)).
Этапы формирования коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна.
I. Развитие доречевых навыков общения.
– Формирование контакта «глаза в глаза». Заключается в привлечении внимания ребенка к лицу взрослого. В процессе формирования этого навыка необходимо использовать яркие и выразительные интонационные средства, активную мимику лица. Когда ребенок научится задерживать взгляд на лице взрослого, осознано ожидая общения, можно приступать к формированию следующего навыка.
– Формирование совместного внимания. Подразумевает совместные действия с одним и тем же предметом, либо совместное наблюдение за простыми явлениями. Первоначально взрослый следует за ребенком, интересуясь тем, что интересно ему, показывая, как можно манипулировать, интересующим предметом. Затем взрослый начинает направлять совместную деятельность, постепенно вводя новые игры и, знакомя ребенка с новыми предметами. При этом взрослый демонстрирует минимальное, повторяющееся из раза в раз звукоподражательное или речевое сопровождение («би-би», «ля-ля», «пи», «ам»). Процесс формирования навыка завершается, когда ребенок легко вовлекается в совместную деятельность, стремится к речевому повторению в знакомых ситуациях.
– Формирования навыка привлечения внимания взрослого, использования указательного жеста и вокализации или звукоподражания. Формирование данного навыка у детей с синдромом Дауна замедленно, в виду их ограниченных возможностей, а также желания взрослых облегчить жизнь ребенку и не передавать ему инициативу, что является грубой ошибкой. Инициативу ребенка в общении нужно поощрять и развивать. Поэтому от совместного внимания необходимо переходить к указательным жестам, сопровождая их звукоподражательной речью (указательный жест на еду с добавлением «ам» поможет ребенку сформировать понятия «кушать», «еда» и т. д.). Этот навык весьма важен, поскольку является первой возможностью для ребенка выразить себя.
– Формирование навыка очередности в общении. Это уже первые предпосылки диалога. Ребенок уже освоил указательный жест с голосовым сопровождением, значит его уже можно использовать как ответ. В процессе формирования этого навыка ребенок учится понимать интонацию вопроса, а значит взрослый должен задавать его четко и выразительно. Следует помнить, что первые вопросы должны быть короткими и иметь одну и ту же структуру длительное время. Это требование ко всем взрослым, общающимся с ребенком (- Хочешь пить? Ответ: указательный жест с добавление «пи»). Со временем ребенок понимает, как нужно общаться и, в повторяющихся ситуациях, уже ожидает вопроса, демонстрируя, например, вопросительный взгляд в глаза взрослого.
– Формирование навыка подражания голосу и артикуляции взрослого. При достаточно успешном освоении и закреплении предыдущих навыков ребенок уже ориентирован на подражание голосу и артикуляции взрослого. Таким образом, этот навык формируется параллельно с остальными. Однако, необходимо отметить особые условия для формирования этого навыка. При общении с ребенком взрослый должен обратить внимание ребенка на свой рот. Это можно сделать, заранее придумав ритуал привлечения внимания. Многим детям с синдромом Дауна нравятся тактильные ощущения. Так одним из популярных приемов является прикосновение к щеке ребенка или к его носу, а затем демонстрация того, на что он должен обратить свое внимание. Артикуляция взрослого при общении с ребенком должна быть утрированной и яркой, голос комфортной громкости, темп речи слегка замедлен, интонация, соответствующая ситуации, немного утрированная. Так же следует поощрять стремление ребенка к повторению за взрослым.
II. Накопление пассивного словаря, формирование понимания обращенной речи, преобразование пассивного словаря в активный. Это три взаимосвязанных процесса, которые формируются неотделимо друг от друга.
– Постепенно, когда у ребенка уже сформировались навыки доречевого общения, можно начинать расширять его пассивный словарь. Делать это нужно не резко, большим количеством новых слов, а постепенно, заменяя старые, уже хорошо знакомые звукоподражания новыми словами. Вначале слово употребляется параллельно со звукоподражанием («ам-есть»), затем, постепенно, остается только слово («есть»). Важно, что в одних и тех же ситуациях употребляется одно и тоже слово. При этом, необходимо уважать право ребенка общаться старым способом (звукокомплекс и жест), просто необходимо постепенно вводить новые слова. Когда ребенок освоится с основными понятиями и безошибочно находит предметы, которые его просят найти, можно переходить к другим понятиям, связанным с уже пройденными.
– Параллельно с накоплением пассивного словаря происходит развитие понимания обращенной речи. На данном этапе оно неотделимо от жизненных и, часто, бытовых ситуаций («принеси», «покажи», «дай» и т. д.). Постепенно можно вводить более сложные «воспитательные» конструкции («не обижай», «не отнимай» и т. д.), при этом, сопровождая высказывание невербальными средствами: мимикой и грозящим жестом. Нет необходимости в чрезмерно эмоциональном и громком воспроизведении этих конструкций, ребенок все еще более ориентирован на интонацию, а не на содержание. Если у него закрепится стереотип именно эмоционального звучания данных фраз, то в следующий раз, в такой же ситуации, при их произнесении с другой интонацией, он может вас не понять.
– Услышанное неоднократно в одних и тех же ситуациях слово или фраза закрепляются у ребенка. Взрослый должен поощрять желание ребенка их употреблять. Первоначально это может быть неполное слово, а лишь отдельные слоги, в этом случае, взрослый повторяет полными словами ответ за ребенком. Интонация повторяемого должна соответствовать интонации ребенка, слова проговариваются медленно с четкой артикуляцией. Чаще всего ребенок в этих ситуациях наблюдает за взрослым и взглядом подтверждает, что хотел сказать именно это. Если после повтора ребенок стремится повторить за взрослым более четко, необходимо поощряйте его к этому. Так же, ребенку можно задавать вопросы и стимулировать у него ответ словом.
Параллельно с выше обозначенными этапами идет работа по формированию и развитию артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания, слухового восприятия. Вводятся более сложные для понимания и закрепления лексико-грамматические конструкции.
Таким образом, два описанных этапа являются первыми кирпичиками в формировании речи детей с синдромом Дауна, а также их коммуникативных способностей. Можно так же отметить, что это весьма трудоемкий и длительный процесс, в котором задействованы все члены семьи и специалист. При правильной и непрерывной работе по развитию коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна это способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников в более позднем возрасте. Что является актуальным в свете развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
По материалам сайта https://ckro.of.by/
Источник
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА *
* План разработан на основании Программы «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» Мойра Питерси, Робина Трилора. (М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. Издание второе. Для детей с синдромом Дауна. Книга 6: Восприятие речи).
План рассчитан на реализацию в адаптационном (пропедевтическом) периоде.
Авт. – авторское название игры
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА *
* План разработан на основании Программы «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» Мойра Питерси, Робина Трилора. (М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. Издание второе. Для детей с синдромом Дауна. Книга 3: Навыки общения).
План рассчитан на реализацию в адаптационном (пропедевтическом) периоде.
Авт. – авторское название игры.
ПЕРИОД | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ | СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА | РЕЗУЛЬТАТ | ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ |
Первый период (октябрь, ноябрь) ВСЕГО: 8 недель | Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят. | 1-я неделя | Игры «Оркестр» (авт.), «Стучат. Открой дверь!» (Громова, МФНДЛ, с. 15,16) | Реагирует на звук испугом или переменой в поведении. | 1. Колокольчики, издающие громкий звук. 2. Любая знакомая игрушка. |
1-я неделя | Игра «Кто так говорит?» (Громова, МФНДЛ, с. 17) | Реагирует на голос испугом или переменой в поведении. | 1. Различные игрушки (кошка, собака, корова). | ||
2-я неделя | В естественных ситуациях | На мгновение задерживает свой взгляд на лице говорящего. | – | ||
2-я неделя | Чтение коротких стихотворений | Поддерживает контакт с говорящим (смотрит на его глаза и рот). | 1. Хрестоматия для самых маленьких. | ||
3-я неделя | Игра «Мячики и кубики» (Громова, МФНДЛ, с. 49) | Разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой. | 1. Несколько разноцветных мячей. 2. Несколько разноцветных кубиков. 3. Машинка. | ||
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. | 4-я неделя | Игра «Кубик настроения» (авт.) | Меняет выражение лица в ответ на изменение выражения лица взрослого. | 1. «Кубик настроения» | |
4-я неделя | В естественных ситуациях | Выполняет простую просьбу, сопровождающуюся жестами. | – | ||
5-я неделя | Игра «Отзовись!» (авт.) | Оборачивается, услышав свое имя. | – | ||
5-я неделя | В естественных условиях | Услышав строгое замечание, прерывает свое занятие. | – | ||
6-я неделя | Игра «Ладушки». Подвижная игра «Мишки» (Мы хлопаем, как мишки…) (авт.) | В ответ на словесную просьбу машет рукой или хлопает в ладоши. | – | ||
7-я неделя | Игры «Играем в мячик», «Прятки» (Громова, МФНДЛ, с. 25, 30) | Находит знакомые предметы, о которых его спрашивают. | 1. Мячи разного размера и цвета. 2. Машинка. 3. Кукла. | ||
8-я неделя | Рассматривание семейных фотографий | Находит членов семьи, о которых его спрашивают. | 1. Семейные фотографии. | ||
Второй период (декабрь, январь, февраль) ВСЕГО: 11 недель | Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят. | 1-я неделя | Игра «Малышка-погремушка» (авт.) | Ищет глазами, откуда исходит звук. | 1. Колокольчик, издающий громкий звук. |
1-я неделя | Игра «Найди колокольчик» (Громова, МФНДЛ, с. 15) | Поворачивается на звук (находит глазами источник звука, повернув в его сторону голову). | 1. 2-3 колокольчика. 2. Любая игрушка. 3 Несколько помощников. | ||
1-2 неделя | В естественных ситуациях | Поворачивается на голос (находит глазами говорящего, повернув в его сторону голову) | – | ||
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. | 3-я неделя | Игра «Разговор молоточка и колокольчика» (авт.) | Дает предмет говорящему, в ответ на его просьбу. | 1. Молоточек. 2. Колокольчик. | |
4-я неделя | Игра «Ты внимательно смотри и игрушку покажи» (авт.) | Указывает на предмет, о котором его спрашивают. | 1. Знакомые игрушки название которых ребенку хорошо известны (мишка, кукла, машинка, колокольчик, молоточек). | ||
Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно. | 5-6 неделя | Игра «Ты игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.) | Из двух предметов выбирает тот, который ему называют. | 1. Любые 2 знакомые ребенку игрушки. | |
6-7 неделя | В естественных ситуациях | Указывает на отдаленный предмет, видный из отворенной двери. | – | ||
8-9 неделя | Игра «Ты игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.) | Из трех предметов выбирает тот, которые ему называют. | 1. Любые 3 знакомые ребенку игрушки. | ||
10-11 неделя | В естественных ситуациях | Указывает на одну часть тела, которую ему называют. | – | ||
Третий период (март, апрель, май) ВСЕГО: 12 недель | Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят. | 1-я неделя | Игра «Наши гости» (авт.) | Сидя на стуле, внимательно слушает и смотрит на человека или на предмет. | 1. Различные игрушки. 2. Предметные картинки. |
1-я неделя | Игра «В гостях у сказки» (авт.) | Вместе со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки или предметы. | 1. Книга с цветными картинками или несколько цветных игрушек. | ||
1-я неделя | В естественных ситуациях. | В ответ на тон говорящего, (дружелюбный или сердитый), меняет выражение лица. | – | ||
2-я неделя | Чтение коротких стихотворений с последующим рассматриванием иллюстраций к ним | В шумной обстановке слушает одного человека. | 1. Книжка с цветными картинками и короткими стихотворениями. | ||
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. | 2-я неделя | В естественных ситуациях | Выполняет простую просьбу, выраженную 2-3 словами. | – | |
3-я неделя | В естественных ситуациях | Выполняет три простые просьбы, выраженные 2-3 словами. | – | ||
4-я неделя | «Помощник» (авт.) | По просьбе говорящего приносит знакомый предмет из другой комнаты. | 1. Различные знакомые ребенку игрушки. | ||
Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно. | 5-я неделя | В естественных ситуациях | Указывает на 4 части тела, которые ему называют. | .1. Зеркало. | |
6-я неделя | Игра «Ты игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.) | Из 4 предметов выбирает тот, который ему называют. | 1. Любые 4 знакомые ребенку игрушки. | ||
7-я неделя | В естественных ситуациях. | Выбирает три предмета одежды, которые ему называют. | 1. Минимум 4 предмета детской одежды | ||
8-я неделя | Игра «Пальчик указательный, будь-ка ты внимательный!» (авт.) | Из двух картинок выбирает ту, которую ему называю. | 1. Две картинки, на которых изображены знакомые ребенку предметы. | ||
9-я неделя | Игра «Пальчик указательный, будь-ка ты внимательный!» (авт.) | Из 4 картинок выбирает ту, которую ему называют. | 1. Несколько картинок с изображением знакомых ребенку предметов. | ||
10-11 неделя | В естественных ситуациях | Указывает на 7 частей тела, которые ему называют. | 1. Зеркало. 2. Кукла. | ||
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия. | 12 неделя | Игра «Повторяй-ка!» (авт.) | Выполняет одно из 2 разных действий с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу. | 1. Кукла или мягкая игрушка. | |
12 неделя | Сочетание нескольких, пройденных ранее игр (итоговое занятие) | Выполняет 3 разных действия с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу. | 1. Кукла. 2. Кроватка. 3. Стульчик. | ||
ПЕРИОД | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ | ТЕМА | ЗАДАЧИ | ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ |
Первый период (октябрь, ноябрь) ВСЕГО:8 недель | Умение концентриро-вать внимание и реагировать на обращенную речь. | 1-я неделя | «Игрушки. Мяч» | 1. Научить ребенка внимательно слушать, смотреть, реагировать на слова и действия взрослого. 2. Расширять пассивный словарь по данным темам. 3. Обучать действиям с различными предметами. 4. Развивать познавательные процессы (внимание, восприятие). 5. Развивать инициативность детей. | 1. Мяч. 2. Соответствующая предметная картинка. |
2-я неделя | «Игрушки. Пирамидка» | 1. Пирамидка. 2. Соответствующая предметная картинка. | |||
3-я неделя | «Игрушки. Машинка» | 1. Машинка. 2. Соответствующая предметная картинка. | |||
4-я неделя | «Игрушки. Юла» | 1. Юла. 2. Соответствующая предметная картинка. | |||
5-я неделя | «Овощи: помидор и огурец» | 1. Помидор, огурец. 2. Соответствующие предметные картинки. | |||
6-я неделя | «Фрукты: яблоко и банан» | 1. Яблоко, банан. 2. Соответствующие предметные картинки. | |||
7-я неделя | «Одежда: платье и куртка» | 1. Платье, куртка. 2. Соответствующие предметные картинки. | |||
8-я неделя | «Обувь. Тапочки» | 1. Тапочки. 2. Соответствующая предметная картинка. | |||
Второй период (декабрь, январь, февраль) ВСЕГО: 11 недель |
| 1-я неделя | «Тук-тук» | 1. Учить детей подражать действиям взрослых. 2. Развивать речевую активность (звукоподражание). 3. Развивать познавательные процессы (внимание, восприятие) 4. Развивать инициативность детей. 5. Развивать моторику. 6. Воспитывать усидчивость. | 1. Различные игрушечные молоточки. |
2-я неделя | «Бом-бом» | 1. Барабаны. | |||
3-я неделя | «Динь-динь» | 1. Колокольчики. | |||
4-я неделя | «Хлоп-хлоп» | – | |||
5-я неделя | «Топ-топ» | – | |||
6-я неделя | «Ку-ку» | – | |||
Умение соблюдать очередность. | 7-я неделя | «Телефонный разговор (алло!)» | 1. Учить детей соблюдать очередность действий. 2. Развивать речевую активность (звукоподражание). 3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление) 4. Развивать моторику. 5. Воспитывать работоспособность. | 1. Телефон. | |
8-я неделя | «Чаепитие (ах!)» | 1. Чашки. 2. Стаканы. | |||
9-я неделя | «Помощники (ап!)» | 1. Кубики. | |||
10 неделя | «Полная коробочка (бух!)» | 1. Бумажная коробка. 2. Фасоль. | |||
11 неделя | «Раз шажок, два шажок…(топ!)» | – | |||
Третий период (март, апрель, май) ВСЕГО: 12 недель | Игровые навыки. | 1-я неделя | «Ладушки» | 1. Побуждать детей к игровым действиям с предметами и без игровых атрибутов. 2. Побуждать детей совершать действия по подражанию и по очереди. 3. Развивать речевую активность (звукоподражание) 4. Развивать моторику. 5. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление) 6. Воспитывать работоспособность. | – |
2-я неделя | «Прятки (ку-ку)» | 1. Платочки. | |||
3-я неделя | «Сорока – белобока» | – | |||
4-я неделя | «Водичка, водичка…» | – | |||
5-я неделя | «Мы топаем как мишки…» | 1. Мишка. | |||
6-я неделя | «Идет коза рогатая…» | 1. Маска козы. | |||
7-я неделя | «Теремок» | 1. Пальчиковые игрушки по содержанию сказки. | |||
8-я неделя | «Корова» | 1. Маска коровы. | |||
Умение применять навыки общения в повседневной жизни *Умение здороваться. *Умение прощаться. | 9-10 неделя | 1. «Здравствуйте, я ваша Даша». 2. «Здравствуйте! Давайте играть» | 1. Учить детей пользоваться навыками общения в повседневной жизни. 2. Развивать речевую активность (звукоподражание слов «Привет!», «Пока!» и повторение слова «Пока!») 3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление) 4. Продолжать учить соблюдать очередность действий. 5. Развивать инициативность детей. 6. Развивать моторику. | 1. Кукла Даша. 2. Мяч. 3. Чайный набор посуды. 4. Одежда для куклы. | |
11-12 неделя | 1. «Здравствуйте! Давайте пить чай. До свидания! (Пока!)» 2. «Здравствуйте! Пойдемте гулять. До свидания! (Пока!)» |
Источник