Развитие навыков самообслуживание ребенка 5 лет

Консультация для родителей: «Навыки самообслуживания детей 4- 5 лет»
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности дошкольника.
Основная цель труда заключается в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка, так как требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
-хозяйственно – бытовой труд,
-труд в природе,
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:
– коллективная трудовая деятельность.
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Дети в возрасте 4-5 лет совершенствуют навыки, которыми они овладели в младших группах. Так, ребята самостоятельно одеваются и раздеваются, вешают и складывают одежду, моют с мылом руки после прогулки и перед едой, пользуются во время еды столовыми приборами и т.д. При этом необходим контроль со стороны взрослого за правильным выполнением детьми операций по самообслуживанию.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно убрать игрушки, подмести дорожки, сгрести листья на участке. Эти задания более сложны, так как содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее выполнения, выбрать необходимые инструменты т.д.).
У дошкольников достаточно прочно сформировано понятие «надо» . Они понимают и могут рассказать, для чего необходимо мыть руки, чистить зубы, причёсываться, не разливать воду в туалетной комнате и не шалить и т.д. Но ребятам в этом возрасте сложно воспринять труд как деятельность, основанную на воле, дисциплине. А поскольку игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом, важно установить связь между трудом и игрой.
Нужно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании, но при этом помнить: приём объяснения и показа способа действий на данной этапе занимает важное место. Необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи, а также делать собственные выводы, опираясь на конкретные примеры. Например, если я надену сначала куртку и штаны, потом мне будет неудобно надевать сапоги. Или: если я неаккуратно сложил вещи в шкафчик, во время подготовки к прогулке мне будет трудно найти нужную вещь.
Стоит отметить, что положительного эффекта можно добиться только систематическим контролем за действиями каждого ребёнка в сочетании с обращением к положительному примеру, а также доброжелательным напоминанием и терпеливым отношением к самостоятельной деятельности детей.
Поскольку дети к 4-5 годам овладевают основными навыками по самообслуживанию, перед ними ставится задача по оказании помощи другим ребятам (в том случае, сели другой ребёнок не может справиться с работой сам): застегнуть молнию на куртке или сзади на платье, помочь надеть перчатки или варежки, завязать шапочку, застегнуть пуговицы на кофте и т.д.).
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач трудового воспитания. Необходимо с раннего возраста формировать у детей навыки самообслуживания (как в семье, так и в детском саду). Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо соблюдать следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе обучения детей основным навыкам самообслуживания, а также закрепления полученных в саду и дома умений.
Источник
Консультация для воспитателей
Формирование навыков самообслуживания
у детей 4-5 лет.
Семья – первое общество, где формируется
характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки,
жизненно необходимые навыки. Трудности с формированием правильных навыков
самообслуживания у ребенка чаще всего связаны с желанием родителей как можно
дольше опекать своих детей и с непониманием самих взрослых, как должен
выглядеть и применяться тот или иной навык, т. е. направлять активность ребенка
в нужное русло
Самообслуживание — это начало трудового
воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет
первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение
навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой,
пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.)
напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его
независимости.
Трудовое воспитание является
важным средством всестороннего развития личности дошкольника.
Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно
организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения
становятся увереннее и точнее.
Труд оказывает существенное влияние и на
умственное развитие ребенка. Как известно труд развивает сообразительность,
любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность,
тренирует память. А также развивает мышление, когда ребенку приходится
сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Зачастую, сами родители торопятся
прийти на помощь своему ребёнку, или спешат сделать всё за ребёнка, сами.
Считая, что их ребёнок всё ещё маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не
развивается самостоятельность, и ребёнок всё время,
будет надеяться на других.
Советы и рекомендации для родителей:
Ø
При
формировании навыков одевания и раздевания,
прежде всего, учите последовательности выполнения действий. Напомните ребёнку,
что зачем следует одевать по последовательности. На просьбу ребёнка – я
сам (сама) не
следует отвечать:
мне некогда, а лучше дать возможность ему испробовать свои силы. И родители
скоро убедитесь, что ваши дети стали более ловкими, умелыми;
Ø
Предложите
ребёнку выполнить то или иное поручение, и ещё одна важная деталь – не
забывайте хвалить ребёнка за каждую даже самую маленькую удачу на пути освоения
трудовых умений, говорите, как вы им гордитесь, это дает детям мотивацию. Не
торопитесь помогать ему, но и не торопите ребёнка, если он ещё не готов –
важно, чтобы ребёнок научился совсем справляться сам;
Ø
Помните, что
труд должен приносить радость ребёнку! Поэтому не надо упрекать ребёнка в
медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное
состояние, и повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий
раз.
Самообслуживание
включает в себя следующие направления:
1
Раздевание и одевание;
2
Гигиена тела;
3
Освоение навыков приёма пищи;
4
Опрятности.
Учимся
одеваться-раздеваться
Воспитывать
потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде, правильно
называть предметы одежды. Формировать навык последовательных действий одевания
и раздевания, умение складывать и выворачивать, умение определять лицо и
изнанку вещи, вешать вещи в свой шкаф.
Эти
требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить
кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи,
знать каждого ребенка и его родителей.
В
успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия.
И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование.
Родителям
ребенка необходимо следить за следующим:
·
чтобы петли на одежде были удобными для застегивания и
расстегивания,
·
чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади,
·
рукава на платьях и кофтах легко закатывались,
·
чтобы шнурки на обуви были с твердыми наконечниками.
Для
формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться у каждого ребенка
имеется шкафчик с полочками и крючками для одежды и обуви, удобные по высоте
сиденья-банкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по
сезону), подсказка ширма-схема одевания, чтобы дети повторяли её с родителями и
воспитателями каждый день (карточки с изображением одежды на ширме меняются в
зависимости от времени года), иллюстрированный план одевания.
Будем умываться
Крайне важно:
·
воспитывать потребность мыть руки перед едой и по мере их
загрязнения, после посещения туалета, игр с песком;
·
учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать
последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем;
·
полоскать рот после еды, пользоваться расческой и носовым
платком;
·
формировать навык аккуратности в умывальной комнате,
одновременно воспитывая интерес к действиям, желание все делать самостоятельно,
аккуратно.
Культурно-гигиенические
навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как
нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с
принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и
неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению
чистоты тела. Формирование привычек и навыков осуществляется под
непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей
обстановки.
Детям
младшего дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам нужно
направлять, показывать, рассказывать, где взрослые применяют частичную помощь к
детям; дети среднего дошкольного возраста более осознано должны относиться к
выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая
их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным
полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, пользоваться носовым
платком; следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Правила
последовательность гигиенических правил:
1. Приподнять
рукава одежды, чтобы не замочить их.
2.
Взять мыло и тщательно намылить кисти рук.
3.
Удалить мыло под струей воды.
4.
Закрыть глаза и аккуратно обмыть лицо. Зажать одну ноздрю и
высморкаться, потом то же проделать с другой ноздрей.
5.
Ополоснуть руки.
6.
Снять полотенце с вешалки, аккуратно промокнуть лицо (не
растирать!), затем руки.
7.
Посмотреть в зеркало (убедиться чистоте) и улыбнуться себе.
В
среднем дошкольном возрасте детей продолжают обучать к культурно-гигиеническим
навыкам. Где ребенок осознанно умывается, тщательно и правильно моет руки перед
едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым
платком, чистит зубы на ночь, при кашле закрывает рот платком, отворачивается.
Учимся
кушать
Для развития ребенка:
·
воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть;
·
спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно
держать ложку в правой руке между указательным и средним пальцами, придерживая
сверху большим;
·
набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно, не
разговаривая за столом;
·
пользоваться салфеткой;
·
благодарить взрослого.
Культуру
еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь
поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто
приготовил пищу. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с
воспитанием культурного поведения.
Питание
в дошкольном учреждении строится в соответствии с основными требованиями к
рациональному питанию. Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни
и здоровья ребёнка.
Необходимо,
чтобы и дети, и взрослые, обслуживающие их во время пищи, соблюдали правила
личной гигиены, а также педагогические требования к доставке и раздаче пищи,
сервировки стола, уборке посуды, организации дежурства детей по столовой.
С
дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:
–
Нельзя класть локти на стол во время еды;
–
Есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу;
–
Бережно относится к хлебу и другим продуктам;
–
Правильно пользоваться столовыми приборами;
–
После еды пользоваться салфеткой.
Овладение
культурой еды нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих
навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом
и опрятно.
Для
проведения приема пищи у каждого ребенка должно быть свое определенное место,
где он знает его и знает свой стульчик.
При
приеме пищи:
·
Стул должен быть в соответствии со столом (расстояние от сидения
до крышки стола должно равняться 18-19 см. Под ноги нужно сделать подставку,
если ножки ребенка не достают до пола (расстояние от нее до сидения стула –
25-28 см);
·
Небольшого размера столовый прибор: тарелки, кружка, вилка, ложка
и т. д.;
·
На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным
мелкими ломтиками, салфетница.
Приучение
к опрятности
Любовь
к опрятности и порядку может быть воспитана у детей с малых лет. Даже при самых
скромных бытовых условиях ребенку можно привить многие культурно-гигиенические
навыки, если только взрослые относятся со вниманием и заботой к соблюдению
чистоты и порядка и приучают к этому своих детей.
В
младшем и среднем дошкольном возрасте надо приучить ребенка к опрятности:
спокойно относиться к умыванию, причесыванию, стрижке ногтей и купанию; быть
аккуратным во время еды; вытирать нос платком; пользоваться туалетом; бережно
обращаться со своей одеждой; не брать в рот игрушки и другие предметы; убирать
на место свои игрушки, как только заканчивается игра.
Все
навыки самообслуживания – это и есть начало аккуратности.
Источник
нурия белявкина
Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 5 года жизни» в средней группе
Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 5 года жизни. Средняя группа» Материал представляю в виде рекомендаций по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Консультация будет полезна воспитателям и родителям детей от 4 до 5 лет.
Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.
Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
Ход:
Трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Как известно труд развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же развивает мышление когда ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
Самообслуживание является началом трудового воспитания ребенка,выполнение элементарных бытовых действий: самостоятельно одеться, раздеться, помыть руки, самостоятельно есть, прибирать игрушки. Самообслуживание – работа о чистоте тела, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучать детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, дети становятся независимыми, уверенными, желают преодолевать препятствия. Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет, они способны уже к более продолжительному сосредоточению на какой-либо деятельности, к большему физическому и умственному напряжению, расширяются их знания об окружающем более сложные мотивы поведения. В то же время у детей пятого года жизни еще далеко несовершенны психические процессы. Им свойственны отвлекаемость, слабость воли, ситуативность поведения. Все эти особенности детей пятого года жизни надо учитывать, но опираться в воспитании следует на их возросшие возможности.
Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, в 4 года ребенок уже почти становится самостоятельным в самообслуживании: самостоятельно умывается, одевается, убирает свою одежду, игрушки, у него уже есть опыт посильной помощи членам семьи, опыт выполнения разнообразных (полить комнатные растения, принести нужную вещь, поставить на стол хлеб, соль и т. д.) Однако эти навыки еще несовершенны. Необходимо контролировать детей: чисто ли вымыли руки, аккуратно ли оделись, причесались…или выполнили те или иные действия самостоятельно.
Если в младшем возрасте ребенок еще только овладевал навыками самообслуживания и взрослые часто приходили ему на помощь,то на пятом году следует предъявлять более жесткие требования: на его просьбу помочь одеться взрослые не должны отзываться с той же готовностью, что и раньше. Большая требовательность должна предъявляться и к внешнему виду детей. Поэтому нужно воспитывать у ребенка потребность выглядеть опрятно, но делать это следует не в форме замечаний и упреков, а спокойно обратить внимание на то, что у него, например, расстегнута рубашка или развязался шнурок застегнуть пуговицу, и обязательно добиться, чтобы он исправил недостатки сам. Хотя труд по самообслуживанию в среднем дошкольном возрасте по-прежнему занимает основное место, все большее значение приобретает участие ребенка в бытовом труде семьи, направленном на удовлетворение не только потребностей самого ребенка, но и других ее членов.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых является развитие активности, нужно направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.
Зачастую, сами родители торопятся прийти на помощь своему ребёнку, или спешат сделать всё за ребёнка, сами. Считая, что их ребёнок всё ещё маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность, и ребёнок всё время, будет надеяться на других.
Советы и рекомендации для родителей:
– При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, учите последовательности выполнения действий. Напомните ребёнку, что зачем следует одевать по последовательности. На просьбу ребёнка – я сам (сама)не следует отвечать: мне некогда, а лучше дать возможность ему испробовать свои силы. И родители скоро убедитесь, что ваши дети стали более ловкими, умелыми;
– Предложите ребёнку выполнить то или иное поручение, и ещё одна важная деталь – не забывайте хвалить ребёнка за каждую даже самую маленькую удачу на пути освоения трудовых умений, говорите, как вы им гордитесь это дает детям мотивацию. Не торопитесь помогать ему, но и не торопите ребёнка, если он ещё не готов – важно, чтобы ребёнок научился совсем справляться сам;
– Помните, что труд должен приносить радость ребёнку! Поэтому не надо упрекать ребёнка в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, и повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз.
– Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но необходимо.
И только от нас с Вами взрослых зависит, станет ли ребёнок умелым, самостоятельным.
Источник