Развитие навыка чтения умственно отсталого ребенка

Развитие навыка чтения умственно отсталого ребенка thumbnail

Методическая разработка.

« Формирование навыков осознанного чтения у умственно отсталых детей»

Автор :

Афанасьева Наталия Сергеевна,

учитель начальных и коррекционных классов,

первая квалификационная категория

ГБОУ «РЦО»

Чтение -это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий учебный характер, используемый учениками при изучении учебных предметов.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Неумение читать правильно, бегло и выразительно ведет к возникновению у младших школьников и нарушений письменной речи. Более конкретные проблемы – неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой и слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. В свою очередь, применительно к умственно отсталым школьникам это имеет катастрофические последствия – несформированные навыки чтения вызывают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, взаимоотношений с обществом, трудности в речевом общении влекут за собой нарушение коммуникативных функций. Как итог – в подростковом возрасте трудно идет процесс социальной адаптации и интеграции умственно отсталых детей. Подрыв основы формирования ребенка-читателя, таким образом, становится одновременно препятствием для саморазвития личности и ее успешной интеграции в общество.

Процессом чтения все дети овладевают по – разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении.

Умственно отсталые дети не могут приобрести навык достаточно беглого, правильного осмысленного чтения, с тем, чтобы к моменту окончания курса обучения самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать соответствующие выводы.

Нарушения чтения умственно отсталых детей носят системный характер. У умственно отсталых учащихся страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

Чтение учащихся коррекционной школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

Для формирования полноценного навыка чтения в своей работе использую коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности. Коррекционная работа проводилась по развитию навыков чтения- беглости, выразительности, осознанности, правильности.

Упражнения для развития беглости чтения

1.Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз с обычной скоростью, а третий раз -как можно быстрее.

У тридцати трёх полосатых поросят три хвостика висят.

2.Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи её.

Как на горке , на пригорке

Стоят тридцать три Егорки

Раз Егорка

Два Егорка… Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет посчитать не делая вдоха.

3.Читай скороговорку несколько раз, всё быстрее и быстрее.

Бесконечные стихи

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

4.Чтение длинных предложений. Читай как можно быстрее.

Однажды мужик пошёл в лес.

Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить.

Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру.

Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег.

Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.

5.Читай правильно, целыми словами.

Верно – вернулся – отвернулся. Диво – дивиться – удивиться.

6.Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.

Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п.

Упражнения на развитие выразительного чтения

1.Упражнения на постановку логического ударения.

– Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

– О чём спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.

– Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении и проследите, как изменится ответ.

Ты завтра встречаешь сестру?- Да, я.

Ты завтра встречаешь сестру?- Да, завтра.

Ты завтра встречаешь сестру?- Да, встречаю.

Ты завтра встречаешь сестру?- Да, сестру.

– Иногда на логическое ударение указывают усилительно-выделительные частицы, стоящие перед значимым словом. Найдите эти частицы в следующих предложениях. Слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните прямой линией.

Только тренеру он был обязан своими успехами.

Лишь в восемь часов работа была закончена.

Только отец сохранял спокойствие.

– Прочитайте следующие предложения, правильно ставя логическое ударение.

Под сосной Серёжа нашел гриб.

Серёжа нашёл гриб под сосной.

Гриб под сосной нашёл Серёжа.

2. Игры и упражнения на выделение пауз

– В чем разница?

Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.

Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга!

У нас| с братом беда. У нас с братом| беда.

– Кто правильнее?

Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.

Что, болит? – Что болит?

Ну что, споем? – Ну, что споем?

Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу.

Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру.

– Кто быстрее?

Определить варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл этих предложений при одинаковом их написании?

Поездку отложить нельзя выезжать.

Детей отправьте вечером встретим.

На утес одинокий орёл садиться.

3. Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

– Прочитайте следующие предложения и скажите, в каком темпе должно произноситься каждое из них.

Работу сделали за два дня.

Как медленно вертится колесо!

Помогите, человек тонет!

Как долго тянется зима!

Скорей бежим домой!

– Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе вы будете говорить в каждом случае и почему?»

– К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находиться аптека. Расскажите ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина). Как ты будешь говорить с ней? В каком темпе?

– К остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет.

– До отхода поезда осталось несколько минут. Вы уезжаете в гости. Вас провожает мама (папа, бабушка). За оставшееся время вы должны сказать маме важное сообщение.

4. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

– Анализируем ситуацию.

Представьте ситуацию: мама просит сына заняться уроками.

Саша иди делать уроки!

Читайте также:  Интеллектуальная периодизация развития ребенка по пиаже

Молчание в ответ.

Саша!…

Да иду, иду.

Ты как со мной разговариваешь?

– Определи тон.

Учитель произносит следующие фразы разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза.

Мы завтра идем в поход.

В нашей школе сегодня будет концерт.

Завтра обещают дождь.

– Произнеси по-разному.

Произнеси междометие «О» с разной интонацией.

Удивительно, радостно, недовольно, испуганно.

– Попробуй произнести маленькое слово «Да» девятью разными способами.

Важно, нежно, категорическим тоном, вопросительно, задумчиво, скорбно, иронически, с сожалением.

– Произнеси данные слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробуют определить эти чувства. «Открой дверь!» – гневно, грустно, весело, высокомерно, раздраженно.

«Молодец!» – восхищенно, удивительно, насмешливо, угрожающе.

5.Упражнения для развития сознательного чтения.

– Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

– Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свёкла, лук, капуста.

– Какое слово лишнее и почему.

Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь.

– Чем похожи следующие слова.

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

– Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксёр. Молоко, нерест, тарелка.

– Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама. Пуговица, молоток, лава. Укор, бузина, тина.

– Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружьё. Соломка, пора, мель. Лиса, бельмо, полёт.

– Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое слово.

Песня – композитор, самолёт- ? Школа – обучение, больница – ?

– Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

– Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.

Мальчик и стадо. Лгун. Волк.

Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Почему мужики не поверили мальчику?

Почему случилась беда?

Что ты думаешь об этом мальчике?

6 . Упражнения для формирования правильности чтения

– Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел-мель-мыль-мыль-мал-мял. Мышка-мошка-мишка-миска.

– Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев.

Красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое.

Кукла, мама, папа.

– Повтори, что сказал учитель.

Бочка-точка, бабушка- бабочка, каша- ложка.

– Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст-стук, сосна- насос, мех-смех, мышка- камыш, марка- рамка, марш-шарм, масло-смола, мошкара- ромашка.

– Постоянное наращивание слова.

Лес-лесок-перелесок. Кот-котик-котенок. Снег-снежок-снеговик.

– «Карточки -горки»

Ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки. Чем ниже он будет спускаться, тем более труднее будет читать.

Уж

Нос

Рама

Кошка

Собака

Ромашка

Карусель

Крыжовник

7. Упражнения на выработку речевого дыхания.

– Футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве

ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

– Ветряная мельница. Ребёнок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

– Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

– Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

– Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

– Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

– Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Паровоз привез нас в лес.

Чух- чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь-

свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з !

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з !

(звук и взгляд направлять по тексту)

Пчелку ослик испугал:

Й-а-а ! Й-а-а !

На весь лес он закричал:

Й-а-а ! Й-а-а !

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! Г-у-у !

Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! г-у-у !

(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдох, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать (дети садятся и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

Рассмотренные разнообразные приемы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения. Систематическая коррекционная работа, безусловно, приносит положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Работа по развитию навыка правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения протекала в единстве. Нельзя сказать, что формированию или развитию какого-либо из данных навыков отводилось определенное место. Главной задачей уроков было- воспитание полноценного навыка чтения, т.е. единства всех вышеназванных качеств.

Положительные тенденции при формировании навыков чтения у умственно отсталых учащихся подтверждают эффективность применения коррекционных упражнений.

Разнообразные упражнения, использованные в моей работе, являются примерными, в творческой работе педагог может подбирать и другие подобные упражнения, учитывая характер и сложность нарушения чтения и психофизические возможности каждого ребенка. При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Проведённый эксперимент показал, что дислексии у учащихся с нарушением интеллекта успешно преодолеваются.

Источник

Мельник Виктория Викторовна, Учитель-дефектолог

Краснодарский край, ст. Павловская

Обобщение опыта по вопросам формирования навыка чтения у детей с умственной отсталостью.

Формирование навыка чтения у детей с нарушениями интеллекта

Много вопросов и проблем возникает при обучении грамоте детей с умственной отсталостью.

Каковы же психолого- педагогические особенности детей с нарушениями интеллекта?

Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а так же грубые нарушения всех сторон психики: моторики , сенсорики, внимания. памяти ,речи, мышления, высших эмоций.

Грубое недоразвитие двигательной сферы детей выражаются в нарушениях и слабости координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи: они плохо бегают, прыгают.

Особенно затруднены у умственно отсталых детей тонкие дефференцированные движения рук и пальцев: они с трудом научаются шнуровать ботинки, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами.

Внимание всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения поставленной цели.

Читайте также:  5 линий развития ребенка

Значительные отклонения обнаруживаются у умственно отсталых детей в области сенсорики, которое включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т. е. всю сложную систему анализаторов.

Развитие ощущений и восприятий ребёнка- необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.

Для мышления детей характерны беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления; инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затруднённость обобщений.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи.

Память таких детей отличается малым объёмом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находится на одинаково низком уровне.

Развитие этих детей может широко варьировать и что возможные пределы обучаемости этой группы достоверно неиизвестны.

Главный же принцип в работе с такими детьми – её практическая направленность. И учёба , и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.

Дети с умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.

Для того, чтобы они смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Уже первое знакомство с учениками данной группы показало, что им свойственно общее недоразвитие речи, серьёзные нарушения в двигательной сфере, особенно выраженные в нарушении моторики пальцев рук.

Учёными – психологами установлена прямая зависимость между развитием интеллектуальных способностей и развитием мелкой моторики рук.

Работа по обучению грамоте детей данной группы заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, читать несложный текст(печатный или письменный), отвечать на заданные вопросы.

Подготовительный период включает в себя привитие учащимися навыков учебной деятельности, специальную логопедическую работу по развитию органов артикуляционного аппарата; работу по уточнению и развитию слухового, зрительного восприятия учащихся и специальную подготовку к обучению письму.

Вся проводимая коррекционная работа была направлена на развитие слуховых, зрительных восприятий, тактильных ощущений, а также специальных упражнений на развитие речи, мышления, внимания, памяти.

О некоторых упражнениях, используемых мною в подготовительном периоде, пойдёт речь далее.

Пальчиковые игры с пластилином.

Скатать:

– самый маленький шарик

– самый большой шарик

-короткую колбаску

– длинную колбаску

– низкий столбик

– высокий столбик

– разделить столбик на 2, 3, 4 части

– раскатать лепёшку, попрыгать по ней пальчиками, подумать , на что она похожа?

– скатать много шариков, сделать из них узор;

– вылепить изученные буквы;

– слепить несложные поделки: снеговик, пирамидки, колечки и др.

2. Пальчиковые игры с орехами.

Их можно:

– вращать между ладонями;

– перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

– вращать внутри ладони (перебирая пальцами);

– удерживать поочерёдно пальцами рук.

Чтобы игры были интереснее, можно подбирать потешки, песенки, считалки.

3.Пальчиковые игры с крупой.

Используются фасоль, бобы, гречка, рис , горох и т. п.

Игра «Золушка»

– сортировать крупу с открытыми глазами;

– сортировать на ощупь;

– превращать в буквы, цифры, рисунок (по контуру, на пластилин)

– использовать на панно;

– для счёта;

– использовать для «Гречневой куколки»

( для самомассажа пальчиков, используются потешки, можно проговаривать различные ситуации)

4. Игры с конструктором.

– «Лего» разного размера;

– пазлы;

– мозаики;

– кубики с сюжетными картинками;

– кубики двуцветные, с буквами, другие виды конструкторов.

5. Рамки и вкладыши «Монтессори»

Идея игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори(1870-1952 г.). Ей удавалось с помощью применения саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей. Что они к моменту поступления в школу даже превосходили по своему развитию нормальных детей.

Игра развивает детей в нескольких направлениях.

Вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских предметов на ощупь и зрительно.

Развивает мелкую моторику рук, готовит к овладению письмом и рисованием.

Знакомит с геометрической терминологией, названиями фигур.

Виды работы:

Кто быстрее вложит вкладыши в рамки?

«Закроет окна во дворце»

Кто быстрее вложит вкладыши в рамки с закрытыми глазами?

« Наступила ночь. Пора во дворце закрывать ставни»

Кто быстрее вложит все треугольники, квадраты, фигуры без углов, многоугольники.

Кто из всех вкладышей выложит фантастического зверя (дворец, дерево, птицу и т. п.)

Кто, обведя только треугольники или квадраты, создаст необычные картинки.

Кто придумает и нарисует как можно больше образцов из овалов( треугольников , квадратов и т. п.)

6.Игры с пуговицами :

– сортировать по цвету;

-сортировать на ощупь;

-нанизывать на леску, как бусы;

-застегивать пуговицы (гласные – красные, согласные – синие)

7.Игры с бусинами, трубочками разного диаметра

-их нанизывают на леску, как бусы

О О О О О О О

0-О-О-О-О-О

—О—О—О—

–ОО-ОО-ОО-

8.Конструирование из цепочек и бус по контуру на бумаге.

9.Конструирование из восьми треугольников:

– на уроке обучения грамоте при изучении букв;

– на уроке математики;

Самостоятельное творческое моделирование

« Что получилось?»

«Чей дворец лучше?»

10. конструирование из спичек, палочек для мороженого.

11. Пальчиковые игры со скороговорками:

Б – Пара барабанов

Била бурю.

Пара барабанов

Била бой.

12.Бумажный театр.

Делаются фигурки на пальчики, сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно. Используются стихотворения, потешки.

« Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать,

Родились у нас котята

Их по счёту ровно пять!

13. Игрушка – планшет для шнуровки.

-Вдеть шнурки, как на ботинках.

-Вдеть на ощупь.

-Вдеть по образцу.

-Вдеть произвольно.

14. Для развития тактильных ощущений:

-«Пушистые буквы» ( из бархатной бумаги)

-«Волнистые буквы» (из гофрированной бумаги)

-«Строгие буквы»(из наждачной)

Задания:

-при знакомстве обводить их указательным пальчиком;

-узнать на ощупь «Наступила ночь, буквы испугались, их надо успокоить, назвать по имени»;

-составить несложные слова.

15.Трафареты для штриховки.

16. Дорисовать картинку.

17.Комплекс упражнений для пальцев « Что умеют наши пальчики?»

-Показать восхищение, восторг;

-набрать номер телефона;

-подозвать к себе;

-сказать «Идём со мной!»

-пригрозить;

-постучать;

-сказать «Здорово!»;

-попрощаться;

-приласкать;

-быстро полистать страницу;

-сказать «Стоп!»;

-вдеть нитку в иголку;

-сказать «Победа!».

Это лишь некоторые из упражнений, используемые мною в работе с глубоко умственно отсталыми детьми для развития мелкой моторики, зрительных и слуховых восприятий, тактильных ощущений, имеющих по мнению К. Д. Ушинского «…упражнять все способности дитяти, вместе с ученьем грамоте развивать, укреплять, возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму.»

Одновременно с развитием мелкой моторики пальцев рук в подготовительный период реализовывались следующие задачи:

1.Развитие устной речи с помощью разговоров, бесед, связных высказываний.

2.Умение составлять предложения по картинкам, иллюстрациям.

3.Выделение в предложении слов, с определением их количества, последовательности.

4.Подбор и название слов, отвечающих на вопросы» Кто это? Что это? Какой? Чей? Что делает?

5.Выделение по слуху звуков из слова и слога.

При обучении грамоте детей с глубокой умственной отсталостью необходимо учитывать психофизиологическую основу чтения детей – взаимообусловленную деятельность слухового, зрительного и речевого анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, память , внимание, образное восприятие и др.

Готовность сенсомоторной и психической сфер ребёнка с нормальным развитием к обучению грамоте создаёт условия для успешного овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма.

Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи.

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т. к. каждый раз соотносят букву с разными звуками.

Читайте также:  Физическое развитие и работоспособность ребенка

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Дети не могут понять, что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления.

В связи с тем, что у умственно отсталых детей наиболее отчётливо проявляются недостатки речевого развития, занятия по обучению грамоте проводятся в русле общего речевого развития детей. Для овладения грамотой прежде всего необходимо определённое развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков.

Развитие фонематического слуха должно поводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Систематическую работу по совершенствованию произносительной стороны речи необходимо вести как фронтально, так и индивидуально по группам с логопедом.

Проводимая школьным логопедом коррекционная работа продолжается учителем-дефектологом, который сам ведёт специальную работу над произносительной стороной речи: исправление неправильного произношения и развитие артикуляционного аппарата.

Поэтому на каждом уроке проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, которая включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма.

Упражнения проводятся в форме дидактических игр, например:

«Лошадки»

«Вкусное варенье»

«Прятки»

«Часики» и др.

Для развития фонематического слуха мною используются следующие упражнения и виды работ:

Игра « Кто какие звуки издаёт?»

« По звуку угадай предмет»

(Используются колокольчики ,погремушки, барабан, игрушки-пищалки неваляшки, свисток, заводная машинка, заводной мишка, кукла и др.)

3.Игра « Кто в домике живёт?»

4. «Звуковая линейка»

5. «Чудесный мешочек»

( Выделение звука, деление на слоги. Используются загадки про предметы, которые находятся в мешочке.)

Загадки.

(Отгадывание загадок, проведение звуко- буквенного анализа.)

Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных, звуки природы, улицы и т. п., а также развитие сценок – звукоподражания:

– кошка мурлычет, ласкается к хозяину;

– собака лает на чужого;

– щенок обиженно скулит;

– наседка квохчет;

– цыплята пищат;

– кабанчик хрюкает, визжит;

– корова мычит;

– индюк болмочет;

– петух кричит;

а также проведение игр:

« Что мы слышим в доме?»

«Слушаем звуки улицы»

Следующим этапом в обучении грамоте детей является членение высказываний на слова. Предметом обучения является слово, как единица языка, объединяющая звучание и значение.

Очень важно вычленение слова из потока речи, отделение в сознании ребёнка слова от предмета.

Впоследствии того, что у умственно отсталых детей к моменту поступления в школу ещё не сформирована фразовая речь, работа по усвоению термина « слово» начинается с называния отдельных предметов, когда слово выступает изолированно, вне предложения. Данная работа проводится на предметном материале с использованием игрушек, предметов быта.

С этого же момента вводится условно- графическая запись слов, затем предложения, слога, звука. Запись осуществляется полосками бумаги, а также кружочками для обозначения звука.

Затем вместо натуральных предметов используются их изображения.

Только после такой кропотливой работы можно предлагать слова без наглядного подтверждения.

Понятия «слово», «предложение» употребляются учителем, учащие должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими понятиями.

На следующем этапе работы проводится знакомство со слогом, как частью слова. Успешному усваиванию данного понятия помогают учащимся следующие дидактические игры:

1. «Волшебный мешочек» определяет количество слогов в слове.

Мешочек с игрушками. Ученик вынимает предмет, называет его, определяет количество слогов в слове.

«Магазин игрушек»

Игрушки: мяч, юла, кубики, кукла и т. п. Задание: купить ту игрушку, в которой 1, 2, 3 слога.

«Молчанка»

Учитель показывает предметную картинку, потом проговаривает слово, дети показывают карточку с цифрой, сколько слогов.

6. «Собери слово»

7. Отгадывание загадок с разбором на слоги отгадок и др. игры.

Далее происходит знакомство детей со звуком. Первоначально выделение звука происходит из ударной позиции. Хорошим дидактическим приёмом будет отгадывание загадок, если в отгадке встречается нужный звук.

Последовательность изученных звуков и букв устанавливается с учётом трудностей выделения звуков из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения. Наиболее легко воспринимаются слоги, составляющие слова типа АУ, УА; следующими по трудности являются обратные слоги АМ, УМ.

Наибольшую трудность для чтения представляет прямой открытый слог НА, НО, МА; далее закрытые слоги СОК, НОС; слоги на стечение согласных.

Слова для чтения вводятся также в определённой последовательности.

При подборе слов для чтения главное внимание уделяется, наряду с частотой употребления их в разговорной речи, доступности лексики учащимися- олигофренами.

Чтение – сложный вид умственной деятельности. Поэтому формирование техники чтения неотделимо от работы, направленной на понимание прочитанного.

Чтение можно сравнить с « главной дорогой» в стране знаний . Освоение математики, естествознания, истории, чтение инструкций на уроках трудового обучения будет основано на умении ребёнка понимать прочитанное, пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл прочитанного из текста. В связи с этим обучение чтению умственно отсталых детей является фундаментом его социальной адаптации.

Дети с ограниченными возможностями чаще всего растут и развиваются в обстановке, где беседы, слушание, чтение не являются нормой повседневной жизни, поэтому главная ответственность за обучение ребёнка чтению ложится на педагога коррекционной школы, на учителя начальных классов.

Практика работы в коррекционной школе показывает, что большинство детей читают мало и неохотно, а сам процесс чтения считают скучным.

На уроках чтения необходимо пробудить у школьников интерес, удивление, любопытство, т. е. создать положительную мотивацию, а через неё повысить качество обучения чтению.

Специфика обучения грамоте в коррекционной школе требует использование наглядности на уроках чтения и письма, от натуральной и схематичной, для фронтальной работы и раздаточного материала для каждого ученика.

В классе для умственно отсталых детей провести традиционный урок трудно, ведь приходится учитывать их индивидуальные особенности отклонения в умственном и психическом развитии каждого ученика.

Это обязывает учителя дифференцированно подходить к учащимся в процессе организации коллективной самостоятельной работы.

На уроках обучения грамоте с целью развития слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков мною были использованы следующие игры и упражнения:

Игра « Составь слово»

-из букв + картинка;

-из слогов + картинка;

-из разрезных слогов составить несколько слов;

2.Игра « Составь предложение».

Слова + картинка

3.Книжки- малышки.

(Печатаются отдельные слова и предложения)

«Буквы заблудились»

«Найти ошибку»

«Догадайтесь»

«Зеркало»

«Отгадки потерялись»

(С использованием кассы букв.)

9.»Буква потерялась»

10. «Пропущенная буква»

11. «Алые клубнички»

12. « Читаем по ступенькам»

13.» Волшебные превращения»

14. «Волшебные коты»

15. « Пляшущие буквы»

16. «Угадай- ка »

17.»Заполни окошечко»

18. «Мозаика с буквой»

19. «Прочитай и покажи»

20. «Буквоедик»

22.»Летающая буква»

23. «Волшебные шары»

24. «Слоговой абак»

25. «Слоговая линейка»

26. «Вставь нужную букву» и др.

Таким образом, успех работы учителя по обучению грамоте глубоко умственно отсталых детей определяется строгой продуманной системой, включающей в себя постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, формирование связной речи; развитии внимания, памяти, логического мышления; обретение и совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся.

Источник