Развитие мышления у ребенка речевой группы

Развитие мышления у ребенка речевой группы thumbnail

Деятельность любого человека, в том числе и ребенка носит системный характер. Среда, в которой находится ребенок, оказывает сложное и многообразное влияние на его развитие. Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии психических процессов, в частности в развитии мышления. В связи с этим необходимо строить коррекционно-образовательный процесс с учетом коррекции не только речи, но всех психических процессов, в том числе и мышления.

Учитывая то, что основной вид деятельности ребенка – дошкольника игра необходимо учитывать это в построении всей коррекционно-образовательной деятельности при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность, учиться понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако, вначале значение слова связано с конкретным предметом, т. е. ещё не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно ребенок учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решить практические задачи по-своему, действительным путём.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связанности и непротиворечивости детских суждений выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.

Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.

Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма наглядно-образное мышление, которое проходит в своём развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берёт ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

В связи с этим работа над развитием мышления строится поэтапно.

1-й этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2-й этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.

На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3-й этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.

Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:

– Анализировать – разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

– Синтезировать – объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

– Сравнивать – сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

– Классифицировать – группировать предметы по признакам.

– Обобщать – объединять предметы по общим существенным признакам.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка кратко

– Конкретизировать – выделять частное из общего.

– Абстрагировать – выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Проанализировав этапность формирования мышления мы считаем, что в работе с детьми, имеющими речевые нарушения целесообразно использовать следующие игры и упражнения:

  • “Что лишнее”.

Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.

  • “Опиши словами”.
  • Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.
  • “Нравится – не нравится”.
  • Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т.д.
  • “Назови одним словом”.
  • Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.
  • “Бывает – не бывает”.
  • Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки – нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.
  • “Отвечаем быстро”.
  • Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок – белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности – родитель и ребенок меняются местами.
  • “С толковым словарем”.
  • Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Родитель читает определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает о чем идет речь.
  • “Фразеологический словарь”.
  • Здесь нужно попытаться объяснить смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще паренной репы”…
  • “Игра. Перевертыши”. (Словарь антонимов)
  • Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сопагах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание.

    Развивая таким образом мыслительные операции мы добиваемся коррекции речевых несовершенств и развиваем мышление ребенка.

    Список использованной литературы.

    1. Басов А.В, Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
    2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М: “Просвещение”, 1991.
    3. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006.
    4. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М: “Просвещение”, 1989.
    5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ “Учитель”, 2007.
    6. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
    7. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.
    8. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006.

Источник

Развитие мыслительных процессов и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Ум хорошо устроенный, стоит дороже,

чем ум хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Ребенок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира складывается у ребенка мышление. Развитие мышления непосредственно связано с развитием речи дошкольника, совершением действий с предметами, соотношением образов.

В ходе работы с детьми, сталкиваешься с такой проблемой, как нежелание и не умение детей думать и размышлять. Современные дети перестали уметь играть.

Большинство современных родителей стараются всё делать за своего ребенка: одевают его, кормят с ложки и т.д. Вместо игр со своим ребенком родители включают мультфильмы, покупают современные интерактивные игрушки, в игре с которыми детям не надо много думать: у девочек – это куклы, которые могут ходить, разговаривать, плакать, смеяться; у мальчиков – это машинки, различные роботы, издающие те или иные звуки. В играх с дорогими «компаньонами» ребенок остается одинок, мыслительная и речевая деятельности детей сведены к минимуму.

Игра – основное занятие детей, благодаря играм учебный материал усваивается быстрее и легче, дети чувствуют себя комфортнее в незнакомой обстановке, легко общаются как со сверстниками, так и с незнакомыми им людьми. Игровая деятельность – это доступный, полезный, эффективный, а главное интересный метод развития детской речи, т.к. игра проходит не по принуждению, а по желанию детей. Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственна огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового, они рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия. Однако, понятия, обозначенные этими словами, они усваивают постепенно.

Читайте также:  Развитие тазобедренного сустава у месячного ребенка

При развитии мыслительных процессов и формировании словарного запаса необходимо определить цели и задачи согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, были определенны следующие задачи:

  1. Формировать умение речевых навыков детей младшего дошкольного возраста для общения со сверстниками;
  2. Обогащать словарь детей посредством логических и дидактических игр;
  3. Развивать коммуникативные навыки через сенсорное развитие.

Выстраивая работу над активацией мыслительной деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста необходимо помнить, что познание окружающего мира у ребенка идет через тактильные ощущения, т.е. формирование наглядно-действенного мышления.

Например: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения; надеть кольцо на стержень пирамидки или собрать пирамидку; закрыть и открыть коробку; положить фигурку в свой домик и т.п. В такие моменты ребенок начинает говорить односложными предложениями: «Дай!», « На!», «Моё!» «Мне!» и т.д.

В младшем дошкольном возрасте речь начинает развиваться, становится многосложной, т.е. формируется наглядно-образное мышление. В этом возрасте детей нужно учить рассматривать ситуацию (сравнивать, обобщать, анализировать) и делать правильные выводы.

Малыш сначала сравнивает два объекта, затем группу, так ему легче найти признаки различия предметов, явлений, затем и признаки сходства.

На развитие мыслительной деятельности оказывают влияние игры логико-математического направления. В своей работе с детьми – дошкольниками чаще всего применяю игры с палочками Кюизенера, которые позволяют детям в ходе игровых ситуаций сделать первые открытия и собственные выводы:

  • Полосок много, они разных цветов (ребенок различает цвета и проговаривает их вслух)
  • Есть полоски одинакового цвета, а есть разных цветов
  • Одни полоски длиннее, другие короче (ребенок учиться сравнивать по величине и обогащает словарный запас «длинный – короткий», «большой – маленький», «узкий – широкий» и т.д.).

Играя, ребенок учится выделять семь цветов спектра : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, устанавливает параметры величины (длина, ширина, высота) и их сравнение (длинный – короче – короткий, широкий – уже – узкий, высокий – ниже – низкий).

Для развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста, необходимо включать метод составления рассказа по картинкам. Этот метод может использоваться в разных игровых ситуациях с детьми:

  1. Собери разрезную картинку, и составить рассказ по ней.
  2. Составить описательный рассказ по картине, затем предложить набор картинок для построения логической последовательности действий по картине.

Задания такого рода учат ребенка произвольности своего высказывания, и в процессе у него формируется важное умение: следить за логикой своего повествования, их можно проводить как в процессе НОД, так и в других формах работы с детьми – дошкольниками (совместная работа педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей). Наблюдение педагога в процессе игровой деятельности детей позволяет спланировать индивидуальный подход к каждому ребенку в группе и выявить уровень их развития, согласно их возрастным особенностям. Совершенствование мышления ребенка не является прямым следствием возраста ребенка: изменение действия наблюдается у детей, если взрослый уточняет задачу, направляет мысль на поиск причины, что позволяет заострить мыслительный процесс придать ему организованный характер подлинно проблемной деятельности.

Таким образом, в развитии мышления ребенка большое значение приобретает организация игр и занятий, которые направлены на развитие мыслительных процессов и коммуникативных навыков.

Список литературы

  1. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2005.
  2. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» СПб. 2008.
  3. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» М. 2007.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., исп. – М.: Лабиринт, 1999.
  5. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М:Издательство ЛКИ- 2007
  6. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. – 1999. – № 1.
  7. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. – 1999. – № 4.
  8. А. В. Запорожец. “Психология”, М., Учпедгиз, 1953 г.
  9. www.vpedagog.ru- Вера Петровна Азизова

Источник

Придумай слова, противоположные

по смыслу,

и закончи предложения.

Слон большой, а мышка …(маленькая)

Буратино веселый, а Пьеро…

Подушка мягкая, а стол…

Дерево высокое, а куст …

Река широкая, а ручей…

Иванушка добрый, а Баба-Яга…

Лед холодный, а огонь…

Земля черная, а снег…

Лошадь быстрая, а черепаха…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Послушай (прочитай слова), как их можно сказать ласково.

Солнце-солнышко

Заяц-…

Ёж-…

Утка – …

Книга-…

Снег-…

Кукла-…

Цветок-…

Ваза-…

Гриб-…

Шар-…

Мяч-…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Послушай (прочитай) словосочетания. Подумай, как можно сказать оба слова ласково.

Синяя чашка – синенькая чашечка

Зеленый мяч-…

Серая мышь…

Голубой шар – …

Нарядная рубашка-…

Красивая кукла-…

Добрая собака-…

Круглый стол-…

Сладкая конфета-…

Холодная вода-…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Читайте также:  Развитие для ребенка в 1 год комаровский

Кто что делает? ( Повторяем профессии)

Учитель – учит детей

Врач-…

Маляр-…

Повар-…

Сторож-…

Парикмахер-…

Художник-…

Продавец-…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Назови (прочитай, напиши) животных и их детёнышей.

У курицы – цыпленок

У кошки-…

У собаки-…

У коровы-…

У свиньи-…

У козы-…

У овцы-…

У кролика-…

У лисы-…

У волка-…

У медведя-…

У зайца-…

У оленя-…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Назови (напиши), одним словом слова в каждой строчке.

Утро, день, вечер, ночь.

Зима, весна, лето, осень.

Январь, февраль, март, июнь.

Сушка, батон, хлеб, бублик.

Сыр, кефир, молоко, сливки.

Голова, шея, руки, живот.

Дедушка, бабушка, брат, папа.

Пылесос, утюг, холодильник, мясорубка.

Шуба, кофта, платье, пижама.

Кепка, берет, пилотка, косынка.

ПРОДОЛЖИ САМ…

Назови (напиши) предметы, которые подходят к описанию.

Красные, желтые, осенние…(листья)

Холодное, белое, сладкое…

зеленый, сочный, продолговатый…

Новая, интересная, библиотечная…

Бурый, косолапый, неуклюжий…

Маленькая, серая, пугливая…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Попробуй составить (и написать) одно слово из двух.

Сам летает – самолет

Вертеть, лететь-…

Сам варит-…

Пар возит-…

Голубые глаза – голубоглазый

Темные волосы-…

Быстрые ноги-…

Тепло любит …

Длинные уши-…

Мало солить-…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Я назову часть предмета, а ты назови (напиши) целый предмет.

Хобот- черепаха

Страница-книга, тетрадь

Копыта-…

Усы-…

Руль-…

Крыло-…

Колесо-…

Стрелка-…

Лепесток-…

Лист-…

Дерево-…

Волосы-…

Крыша-…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Я назову один предмет, а ты назови (напиши) много.

Телёнок – много телят.

Поросенок-…

Жеребенок-…

Щенок-…

Зайчонок -…

Козленок-…

Сова-…

Синица-…

Собака-…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Вспомни (напиши) кто, где живет?

Муравей – в муравейнике

Птица-…

Медведь-…

Акула-…

Пчелы-…

Лиса-…

Белка -…

Волк-…

Собака-…

Курица-…

Конь, лошадь-…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Назови (напиши) какой сок получился.

Сок из яблок – яблочный

Сок из клубники-…

Сок из смородины…

Сок из черники…

Сок из брусники…

Сок из груш…

Сок из абрикосов…

Сок из малины…

Сок из клюквы…

Сок из огурцов…

Сок из капусты…

Сок из свеклы…

Сок из томатов …

Сок из крыжовника …

ПРОДОЛЖИ САМ…

Подумай и скажи (напиши), что получилось.

Назови, одним словом.

Стена из камня – каменная стена.

Стена из кирпича-…

Шляпа из соломы-…

Баба из снега -…

Коробка из картона -…

Салфетка из бумаги-…

Решетка из железа-…

Корона из золота-…

Чаша из серебра-…

Сумка из кожи-…

Кофта из шерсти-…

Чашка из фарфора-…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Закончи предложения.

Подбери подходящее

по смыслу

слово.

Медведь осенью засыпает, а весной….

Березка от ветра наклонилась, а потом …

Мокрое белье развешивают, а потом…

Старую мебель надо вынести, а новую…

Осень заканчивается, а зима…

Птицы осенью улетают, а весной…

Весна уходит, а лето…

Дождь траву намочил, а солнышко…

Мальчик рукавичку уронил, а потом…

ПРОДОЛЖИ САМ…

В слова закралась лишняя буковка.

Найди её.

Зима.

Лерд. Смороз. Фвьюга. Метвель. Стуржа. Псанки. Мёлка. Сднег. Шгорка. Лыпжи.

В слова закралась лишняя буковка.

Найди её.

Лето.

Дроса. Цвесток. Хлес. Гриб. Радвуга. Тулман.

В слова закралась лишняя буковка.

Найди её.

Весна.

Моттепель. Сопсулька. Гландыш. Рухчей.

Каспель. Ледохвод. Полдоводье. Перзвоцвет.

В слова закралась лишняя буковка.

Найди её.

Осень.

Тучап. Дождьи. Листопрад. Лужма. Стадя.

Впиши последнюю букву так,

Чтобы получилось новое слово.

сок сон сом сор

до… то… ро…

до… то… ро…

до… то… ро…

до… то… ро…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Я готовлю сам!

Послушай слова и скажи

из чего можно

приготовить борщ, а из чего сварить компот?

Свекла, кабачки, вишня, укроп, мясо, виноград, морковь, слива, томаты, лук, груша, малина, картофель, абрикосы, капуста.

Послушай и назови лишнее слово.

Объясни, почему оно лишнее?

Пальто, платье, кофта, валенки.

Ботинки, кроссовки, носки, туфли,

Панама, шляпа, платок, туфли.

Картофель, морковь, яблоко, капуста.

Киви, банан, груша, брусника.

Редька, малина, лук, баклажан,

Кресло, стул, шкаф, диван.

Нож, блюдце, ложка, тарелка.

Кукла, машинка, мячик, ручка.

Пенал, ластик, кукла, рюкзак.

ПРОДОЛЖИ САМ…

Ответь на вопрос.

В какое время года…

…бывает снегопад?

…бывает листопад?

…бывает ледоход?

…бывает гроза?

…идет дождь?

…появляются подснежники?

…птицы улетают на юг?

…бегут ручьи?

…река покрыта льдом?

…собирают урожай?

… сажают семена?

ПРОДОЛЖИ САМ…

Я начну, а ты закончи:

Я иду, и ты …(идешь)

Я бегу, и ты …

Я веду, и ты …

Я несу, и ты …

Я плыву, и ты …

Я беру, и ты …

Я лечу, и ты …

ПРОДОЛЖИ САМ…

Измени предложения по образцу:

У Маши подушка. – Это Машина подушка.

У Миши шашки. – Это…

У Паши картошка.- Это…

У Саши ракушка. – Это…

У Даши кошка. – Это …

У Клуши карандаши. – Это…

У Алеши машина.- Это…

ПРОДОЛЖИ САМ…

Замени в словах звук С на звук Ш, чтобы получилось новое слово:

Сутки – шутки

Споры-…

Сайка-…

Стуки-…

Скала-…

Стопор-…

Стык-…

Срам-…

Сок-…

Стиль-…

Источник