Развитие мышления у ребенка мышление и речь
В прошлый раз, отвечая на просьбы участников клуба «Супербабушка», мы посетили город Ловкого язычка и показали упражнения для постановки шипящих звуков. Мы еще не раз вернемся в этот город, а сейчас, следуя вашим пожеланиям, расскажем о том, как развивать мышление и речь. И здесь нам потребуется еще одно универсальное пособие, выполненное в форме домика.
Универсальная опорная таблица
Универсальная опорная таблица (УОТ) – это обобщенная модель для составления описательного рассказа, совершенствования монологической речи. Данная схема была предложена петербургскими учителями-тризовцами как опора для составления описательного рассказа младшими школьниками. С коллегами мы адаптировали формы и приёмы работы с таблицей с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей. Я использую данную модель в работе с детьми с 1996 года, разработала систему игр и творческих заданий по работе с универсальной опорной таблицей. Сегодня можно утверждать, что жизнеспособность и эффективность УОТ доказана на практике.
По мнению нейрофизиолога Натальи Бехтеревой, мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, борется с монотонностью. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Обобщенная модель – это, с одной стороны, стереотипность (без которой невозможно работать с детьми, а в особенности с детьми с нарушениями речи), с другой – эффективное вовлечение мозга в деятельность.
По наблюдениям учёных-практиков, для детских высказываний характерно беспорядочное перечисление признаков предмета, незавершенность микротем, отсутствие последовательности изложения, наличие лексических затруднений.
Мы предлагаем использовать обобщенные модели и для формирования связной (в частности, описательной) речи у дошкольников.
В работе с детьми различные модельные ряды играют важную роль. Они помогают сформировать у детей способность анализировать объекты, осознанно выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их признаках в целостные знания об окружающей действительности, что способствует преодолению речевых нарушений.
Подробнее остановлюсь на УОТ – Универсальной опорной таблице для составления описательного рассказа.
Сюжет. Таблица представляет собой «домик», хозяева которого – инопланетяне, живущие каждый в своей квартире и не желающие говорить ни о чем другом, кроме своей определенной темы. Тема обозначена символом в окошке дома. Странные человечки, живущие в домике, ничего не знают о нашем мире, поэтому нам надо рассказать им как можно подробнее о выбранном предмете.
Заходим в дом с крыши, так как герои-посредники – инопланетяне. Работу с обобщенными моделями имен признаков мы проводили и до появления этого сюжета, но идея домика с хозяевами-инопланетянами важна для нас, потому что помогает доступно донести до детей значение плана рассказа.
Квартира № 1. Семейство
Даем понятие о классификации объекта.
Квартира № 2. Человечек по имени Где?
Ему мы рассказываем, где объект обитает, находится, растет.
Квартира № 3. Описываем части объекта.
Квартира № 4. Размер.
Большой или маленький по сравнению с разными предметами или с человеком. Используются ориентиры: больше – меньше, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.
Квартира № 5. Цвет. «Какого цвета ваш предмет?» – спрашивает живущий здесь человечек.
Квартира № 6. Форма. На что похоже?
Квартира № 7. Ощущение. Отвечаем на вопрос о том, какой объект, рассматривая его со всех возможных сторон. (На ощупь, по температуре, по характеру…)
Квартира № 8. Что необходимо для жизни? – если речь идет об объекте природного мира. Из чего сделан? – если говорим об объекте рукотворного мира.
Квартира № 9. Человечек, живущий здесь, любит рассуждать на тему «Вред-польза».
Примеры рассказов по УОТ, составленных детьми с общим недоразвитием речи (ОНР): «Это снеговик. Он живет в детском саду. Мы сделали его с мамой и папой. Он сделан из бумаги и звездочек. Большой комок, поменьше комок – вот и получился снеговик. У него есть шляпа. У него есть носик, как морковка, глазки, бровки удивленные, ротик удивленный. Он удивляется, что дети так интересно играют. Мне нравится мой снеговик». Данил. (ОНР 2 уровень с дизартрическим компонентом (Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы).
2-й год обучения, первый период: «Чеснок живет у бабушки на грядке. Верхняя часть – зеленые перышки греются на солнце. Нижняя часть находится в земле. Чеснок больше похож на овал. Он состоит из долек. Каждая долька спрятана в своей рубашке-кожурке. А сверху на всех дольках еще одна большая рубашка. Чеснок горький и жгучий на вкус, но очень полезный. Он защищает нас от микробов». Арина (ОНР 3 уровень с диз. комп.)
2-й год обучения: «Свиристель – это зимующая птица. Прилетает она в город большими стаями. У свиристеля есть клюв, голова, крылья, хвост, лапки. Она больше воробья, но меньше вороны. Перышки у нее нарядные. На голове у нее голубой хохолок, на крылышках яркие полоски. Эта птичка любит семена и ягоды рябины. Птичка тихонько посвистывает: «Свири-свири-свир», поэтому их назвали свиристелями. За красивые перышки их называют северными попугаями». Никита (ОНР 3 уровень).
Работу с любой обобщенной моделью можно условно разбить на этапы:
– Усвоение и анализ сенсорного материала.
Работа над различением детьми основных имен признаков предметов: цвет, форма, размер, толщина, высота, длина, ширина и пространственное расположение и т.д. Так как дети не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов, задача решается с помощью тренингов с картинками разного уровня сложности.
Первый уровень подразумевает уточнение и закрепление представлений о восьми основных признаках предмета. В конце работы ребенок самостоятельно может ответить на вопрос, что бывает таким же (например, по цвету), в начало занятий могут быть включены игры типа «У меня есть…, я могу быть…». Параллельно, начинаем работать в направлении усвоения модели: элемент – имя признака – значение признака.
– Перевод осознанного детьми материала на знаково-символический язык.
– Работа с моделью. (Условность в том, что этапы не линейны).
– Таблица-домик (УОТ) позволяет описывать предметы, признаки, связи и явления;
На первых занятиях представляется не более трёх «квартир»;
– «Квартиры» легко превращаются в карточки, с помощью которых проводятся игры: на развитие системного мышления и упражнения в правильном построении фраз по микротемам, с типовыми приёмами фантазирования (увеличения – уменьшения, дробления, наоборот).
Для каждого признака предмета выбираем значок, учим соотносить знак с заявленным признаком. Дети должны «присвоить» себе картинку, поэтому обозначения не навязываются, а выбираются в процессе обсуждения из нескольких предложенных вариантов.
Детям нравится такая работа, так как она помогает стать активным участником занятия, а не только слушателя и «говорителя». На наш взгляд, это объясняется тем, что среди детей больше так называемых кинестетов, нежели визуалов и аудиалов.
Работая с моделями, мы стараемся создавать их вместе с детьми, следуя принципу: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Любую информацию желательно предварительно перекодировать в ведущую для детей модальность памяти и понимания.
Всем известно, что если информация совпадает с ведущей модальностью детей, они хорошо справляются с заданиями, быстро продвигаются в развитии, если нет – возникают трудности в учении. Именно так важно обучать ребенка-дошкольника многосенсорности.
Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение.
На втором этапе работы мы учим ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель (второй уровень сложности).
Третий этап работы (третий уровень сложности) подразумевает научение ребенка составлять простейшие рассказы-описания, рассказы сравнения.
Помимо выполнения задач, решаемых непосредственно с помощью моделирования (знакомство с графическим способом представления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования), использование обобщенных моделей в работе с детьми дает несомненные преимущества:
– Создаются грамотные мотивационные установки на проявление творчества.
– Активизируется познавательная деятельность детей, формируется позитивное отношение к информации.
– Гарантированно создаются условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса словами с переносным значением, синонимами, антонимами, сравнениями, метафорами).
– Повышается эффективность овладения языковыми средствами,
– Растет осознанность в построении лексико-грамматических конструкций,
– Гарантированно развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
– Алгоритмично развиваются навыки коммуникативной компетенции.
– Формируется готовность к исследовательской деятельности.
Мы убедились, что обобщенные модели работают как минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера.
Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. На наш взгляд, овладение детьми способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.
Думаю, очевидно, что такого рода обобщенные модели выигрывают рядом с кодировками частного порядка, где к каждой лексической теме составляется отдельная схема.
Успехов вам в составлении красивых и умных рассказов с помощью нашего домика!
Автор: Инна Крохина
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал “Лицей”!
Источник
“Хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личную черту,
вселить в них радость творчества,
то создавая такие условия,
что бы искорки их мыслей образовали,
царство мысли, дай им возможность
почувствовать себя в нем властелином “
Введение
Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы; воспитывается активность, инициатива самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, что бы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.
Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился:
– способность ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления;
– способность помнить, думать, соображать;
– способность говорить и понимать речь других людей;
– способность быть внимательным.
Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.
Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи, в частности, с потребностью, совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту работу надо с первых дней обучения ребенка в школе. Моя задача – в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определенной информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
Цель – показать, что развитие речи у детей младшего школьного возраста тесно связано с развитием их мышления.
Задачи:
– исследовать особенности и развитие речи и мышления;
– учить культуре и технике общения( интерес и внимание к окружающим, умение выразить мысли и чувства, культура спора, умение доказывать свою правоту и соглашаться с чужой).
Содержание
Развитие мышления детей в начальных классах, исследование развития мышления
За первые три – четыре года обучения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направления: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогощающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно – действенного, наглядно – образного и словесно – логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном развитии двух фаз: подготовительной и исполнительной.
Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно – действенное мышление, но может отставать образное и словесно – логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Особенности развития речи и мышления
С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. Однако, это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к 3-4 классам. В школьном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляет его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводят к развитию высших форм интеллектуальной деятельности
Речь как средство развития мышления
Известно, что современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления?
В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Таким образом, обладание языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылку для развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: “Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут развиваться знания”.
Однако, отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, что бы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечит связь мышления и речи.
Значит, речь шлифует мысль, совершенствует ее, развивает мышление. Такова диалектическая связь развития речи и мышления.
Особенности общения
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение с взрослым.
Характер отношений между учениками, между учениками и учителями:
– умение учащихся слушать ответы соучеников;
– умение ученика корректно высказывать свою точку зрения;
– предоставление учителем возможности для ученика проявить индивидуальные особенности;
– использование личного опыта ученика;
– эмоциональная удовлетворенность учащихся на уроке;
– оценка учащимися оптимальности способа деятельности на уроке;
– уважительное уважение учителя к каждому ученику.
В развитии речи выделяют три линии:
– работа над словом;
– работа над словосочетанием и предложением;
– работа над связной речью.
Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста и графико – орфографические умения.
Объяснительная речь – самая сложная форма речи в младшем возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно – следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.
Развитие мышление – основа речевых упражнений
Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь – все то, что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте школьников особенно ценна его часть – наблюдение. Соединение материала наблюдений и непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг, так же служит средством развития мышления и речи школьников, особенно в связных текстах.
Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем более в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая связана с проявлением индивидуальности человека.
Для обучения средствам речевой выразительности используются следующие упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще и т.д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги и т.д. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение: “Дай мне куклу”, “Мама пришла за мной” и т.д. При этом не надо забывать, что интонация учителя – образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.
Понятнее, доступнее становится окружающий мир, когда знаешь, почему одну ягоду назвали земляникой, а другую – черникой, почему одна порода собак – овчарки, а другая – лайки, почему один цветок – одуванчик, а другой – колокольчик.
Развитие речи на уроках окружающего мира
Для развития речи детей я использовала уроки окружающего мира. Выбор этой цели на уроках, знакомящих школьников с природой, историческими событиями, объясняется следующим:
– развитие речи идет в этом случае в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы, к историческим событиям, прошлому нашей страны;
– природа предоставляет большие возможности для речевого развития.
На каждом уроке окружающего мира, намечаю задачу развития речи, учитывая при этом своеобразие изучаемого материала и целесообразность выбора речевой задачи. В этом случае дети лучше усваивают изучаемый материал, знания приобретают качества системности и становятся для учащихся актуальными.
Примеры заданий по окружающему миру
– Назвать общие признаки:
ели и сосны | ромашки и гвоздики |
березы и осины | голубя и дятла |
малины и смородины | воробья и вороны |
– Чем отличается?
осень от весны | белый гриб от мухомора |
лето от зимы | лиственное дерево от хвойного |
– Что можно сказать о тигре, кошке, мыши, слоне как о животных?
– Назови признаки времен года: лета, осени, зимы, весны.
– При изучении растений можно рекомендовать следующий план описания того или иного растения:
– как называется растение?
– что это: трава, кустарник или дерево?
– где растет: в лесу, в поле, на болоте, в водоеме?
– какой величины и формы стебель, цветки и листья?
– для чего используют это растение?
Виды головоломок, игр, кроссвордов для детей очень разнообразны. Я обращаюсь к тем из них, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждения у учащихся живого интереса к изучаемым предметам, стимулируют нестандартные и интересные решения, помогают ребенку оценить уровень предложенных решений.
Часто практикую минутку “Почемучку”. Вопрос ПОЧЕМУ? Должен звучать и в процессе наблюдений природы, и на уроках математики, труда, истории, на всех уроках. Постоянное обращение к причинным зависимостям в процессе познания – это залог развития мышления. Например:
– Почему двойные рамы предохраняют помещение от холода?
– Почему в жаркое время года, обмахивая лицо, мы ощущаем прохладу?
– Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна?
– Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (облака для земли все равно, что одеяло, они не дают остывать земле) и т.д.
Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса детей, рассказывать им о происхождении слов и понятий. Эту работу можно проводить при изучении темы “Родственные слова”. Пусть дети сами попробуют объяснить “родство” следующих слов:
диктор – диктант
перчатки – наперсток
пятница – пятерка
В других случаях потребуется помощь учителя или этимологического словаря.
“Динамо” – динамит (сила)
лопух – лопата (форма листа)
павлин – павильон (шатер)
1 класс, “Крылатые выражения”.
Раскрыть смысл крылатых выражений:
– рукой подать – быстро;
– прикусить язык – замолчать.
Продолжение статьи
Источник