Развитие мышления современного ребенка

Развитие мышления современного ребенка thumbnail

Развитие мышления у детей

Дети очень сильно отличаются от взрослых людей абсолютно по всем параметрам, в том числе и своим мышлением. Чтобы правильно уметь общаться с ребенком, не допуская ошибок, находить пути к процессу его воспитания, необходимо ясно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.

Психологические особенности

У детей, как и у взрослых, мыслительная деятельность обусловлена различными психологическими особенностями и аспектами. В первую очередь это связано с их возрастным развитием и поэтапной сменой типов мышления, которые постепенно наслаиваются друг на друга по принципу усложнения.

В младенчестве мышление детей можно назвать сензитивным, то есть чувствительным к внешним раздражителям и событиям.

Основными операциями, которые может выполнить в этот период сознание крохи, являются восприятие информации через слух и прикосновения к нему субъектов извне. Отталкиваясь от полученной информации и возникших чувств, развивающееся сознание дает соответствующие различные реакции. Ребенок сензитивен.

Развитие мышления современного ребенка

В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими предметами.

К 3-4 годам формируется способность сознания не только наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно от самого объекта реальности.

К 5 годам у детей начинает зарождаться словесно-логический тип осмысления информации.

Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте обязательным условием является присоединение к играм первых обучающих программ.

У младших школьников возраста 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и становится доминирующим среди других типов познания, продолжая свое интенсивное развитие в период с 8 до 10 лет.

В 11-14 лет ярко выраженной становится потребность молодого человека к самостоятельному познанию мира. У подростков этого возраста мышление становится значительно сложнее, оно переходит на более высокий уровень умственной деятельности. Психологи считают этот период особенным в формировании личности человека.

Развитие мышления современного ребенка

Этапы

Специалисты в области детской психологии и педагогики выделяют несколько этапов развития детского мышления.

Наглядно-действенное

Самым ранним этапом развития детского сознания является возраст 1,5-2 года. В это время у малышей идет процесс исследования мира руками. Чтобы усвоить какую-то информацию об окружении, ребенку все надо потрогать, взять в свои руки, что-то разобрать и даже сломать, попробовать на зуб. Таким образом, предметы познаются с помощью вариативных действий, выполняемых с ними, и наблюдением за тем, что произойдет. Это мышление так и называется – наглядно-действенное.

Развитие мышления современного ребенка

Наглядно-образный тип

К наглядно-действенному типу осмысления в возрасте 3-4 лет присоединяется линия развития наглядно-образного мышления. Эти два типа мышления развиваются параллельно, гармонично дополняя друг друга.

Наглядно-образный тип осознания информации активно формируется до начала обучения в школе и дает возможность детскому уму начать мыслить и оперировать образами.

Яркий пример тому – рисование. Малыши начинают изображать на бумаге сложившиеся в их представлении картины окружающего мира. Эти картины просты и примитивны (например, домик с треугольной крышей и окошком), но это и есть отражение наглядно-образного мышления. Поэтому очень важно в этот период сделать акцент на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией.

Необходимо отметить, что связующим звеном и ступенью, которая позволяет постепенно перейти от наглядно-образного типа сознания к словесно-логическому, является комбинаторное мышление.

Развитие мышления современного ребенка

Словесно-логическое

Этап развития еще одного важного типа мышления – словесно-логического – начинается в возрасте 5-7 лет. Оно дает возможность не просто говорить о фактах действительности, но также анализировать окружение и вариативно в словесной форме озвучивать этот анализ.

Если ребёнка в возрасте 3-4 лет спросить, что такое собака, он ответит, что это Тузик, который живет во дворе. А в возрасте 5-6 лет скажет, что это животное, которое охраняет дом и любит вилять хвостом, когда его гладят. Разница между ответами очевидна. В последнем случае ребенок демонстрирует свою способность анализировать информацию и логично выражать ее с помощью слов. Такая операция сознания является важнейшей основой мыслительного процесса, она позволяет развиваться детям дошкольного возраста и двигаться в познании вверх и вперед.

Развитие мышления современного ребенка

Творческое

Творческое мышление дает возможность человеку (в данном случае – ребенку) создавать что-то совершенно новое, принимать какие-то нестандартные инженерные решения. А развитие этих возможностей и способностей во многом зависит от родителей ребенка. Нет детей, у которых бы полностью отсутствовало творческое начало. Оно есть у каждого, и это должны знать и помнить родители, которые хотят развить в своих детях такие способности.

Фантазия и воображение есть у всех малышей, а они дают почву для развития творческого процесса. Важно лишь создать для этого подходящие условия и неуклонно следовать цели.

Помочь в этом может любое направление (литературное, художественное, танцевальное, музыкальное и так далее), а также чуткое руководство опытных педагогов.

Необходимо учитывать тот факт, что творческое мышление не зависит ни от физического роста и развития ребенка, ни от его интеллектуальных способностей.

Развитие мышления современного ребенка

Мыслительные операции и их роль

Развитие мышления у детей определяется способностью пользоваться основными мыслительными операциями – сравнением, обобщением, анализом, синтезом и классификацией.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка залог

Сравнение

Уже с двухлетнего возраста малыши начинают учиться сравнивать предметы по их признакам и видеть разницу и сходство. В основе этой операции лежит разнообразие форм и цвета предметов, вкусов и консистенций, различных функций и прочего.

Постепенно от сравнения простых предметов (например, игрушек) ребенок переходит к сравнению звуков, свойств материалов, природных явлений, времен года и так далее.

Обобщение

Такая мыслительная операция активно начинает развиваться к 6-7 годам. Например, если попросить ребенка этого возраста назвать кофту, юбку, брюки, футболку, платье и шорты одним словом, он уже без труда скажет «одежда». Дети помладше вряд ли смогут это сделать. Расширение умственных способностей позволяет освоить такую мыслительную операцию, как обобщение, тем самым увеличить словарный запас и повысить связность речи.

Развитие мышления современного ребенка

Анализ

Способность мышления к анализу позволяет разделить предмет на составляющие его части, а также выявить свойственные только ему одному черты и признаки.

Например, ребенок 3-4 лет уже должен назвать части, из которых состоит дерево: ствол, ветки, листья (иголки). Из этого становится ясно, что малыш начал осваивать простой анализ предметов.

Синтез

Синтез означает объединение, поэтому данную операцию можно противопоставить анализу. Ярким примером синтеза является освоение ребенком дошкольного возраста навыка чтения.

Сначала малыш изучает звуки и буквы, затем учится складывать их в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, предложения – в текст. Именно таким образом происходит процесс синтеза.

Классификация

Мышление ребенка, производя операцию классификации, выделяет сходства и различия окружающих предметов, различных явлений и разнообразных понятий. Выявив какой-либо схожий признак вещей, ребенок может рассматривать их как одну группу (класс).

Например, дошкольник без труда разделит свои игрушки по группам, в которые будут входить предметы, сделанные из одного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие.

Развитие мышления современного ребенка

Как развить?

Поэтапный процесс развития мышления закладывается в ребенка в момент его зарождения самой природой. Главная задача родителей – помочь беспроблемному прохождению этого процесса, создавая для этого правильные благоприятные условия.

Педагогами и психологами разработано множество методик, технологий и программ для обеспечения развития детской мыслительной деятельности. Важно использовать те способы, приемы и методы, которые подходят к определенному возрасту и этапу развития мышления.

В младенческом возрасте необходимо воздействовать на слуховое, зрительное и тактильное восприятие малыша. Больше разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, играть на музыкальных инструментах или же включать звуковые проигрыватели.

Показывать разные по форме и цвету предметы, озвучивая их названия, давать ему их потрогать. Прикосновение к предмету будет откладывать в подсознание информацию о его свойствах и способствовать зарождению мыслительной деятельности в самой ранней и простой ее форме.

Развитие мышления современного ребенка

В возрасте 1-2 года следует сделать упор на развитие мышления, присущего этому периоду, то есть наглядно-действенного. Главное в это время – не мешать крохе исследовать окружающий мир в рамках разумного. Нельзя забывать о создании для него безопасных условий. Все предлагаемые в детских магазинах для этого возраста развивающие игры прекрасно помогают развивать наглядно-действенное мышление ребенка. Они призваны сформировать цепочку «действие» и «результат действия», которая в будущем ляжет в основу развития логики и математических представлений.

С наступлением периода развития наглядно-образного типа осмысления, тесно связанного с творческим мышлением, надо стараться не препятствовать фантазии и воображению своего ребенка.

Здесь подходят любые игры, в основе которых лежит создание образов на основе сложившихся представлений. Пусть ребенок занимается рисованием, лепкой, конструированием и тому подобным.

Развитие мышления современного ребенка

Далее следует период, когда начинает формироваться словесно-логическое сознание. Здесь важно заняться развитием речи и словарного запаса малыша. Нужно больше говорить с ребенком, отвечать на его вопросы, задавать вопросы ему для того, чтобы он учился самостоятельно рассуждать и строить ответ. Во время какой-нибудь игры или занятия, например, рисования, пусть он проговаривает свои действия и описывает словами все, что видит и делает.

Надо помнить, что основа развития ребенка – это игра, она лежит в основе большинства его желаний и действий, поэтому важно, чтобы игра была увлекательной, развивающей и наполненной смыслом.

Только тогда малыш будет проводить время не впустую, а с максимальной пользой для развития своего мышления.

Упражнения

Существует множество заданий и упражнений для развития мышления детей дошкольного и школьного возраста. Приведем некоторые из них.

«На что похоже?»

Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Спросите у малыша, на что они похожи. А также можете предложить дополнить эти фигуры какими-то деталями, чтобы они стали тем предметами, на которые похожи, например, пусть круг станет цветком, квадрат – домиком, а треугольник – крышей домика.

Имеется обратный вариант этого упражнения. Пусть ребенок скажет, на какие фигуры похожи солнце, крышка, коробка, книга и любая другая вещь.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос образец

Развитие мышления современного ребенка

«Что лишнее?»

Это упражнение с картинками, на которых изображены разные предметы. Такие наборы с картинками можно купить, а можно нарисовать самостоятельно. Например, на нескольких из них пусть будет нарисовано что-то съедобное, а на одной – несъедобное. Надо, чтобы малыш догадался, карточка с какой картинкой является лишней.

«Что это?»

Для этого упражнения нужно придумать словарные ряды и попросить ребенка назвать каждый из них одним общим названием. Например, перечислите разные предметы посуды, предложив ребенку подумать, каким общим словом можно назвать всё перечисленное. Также можно называть фрукты, овощи, цветы, разных диких и домашних животных, птиц.

Развитие мышления современного ребенка

«Игра в слова»

Здесь полет фантазии родителя ничем не ограничивается. Можно находить и придумывать любые ситуации, связанные со словами и цифрами.

Например, попросите малыша перечислить все предметы в комнате, имеющие один и тот же цвет. Или же пусть перечислит все известные ему слова на предложенную букву.

А также можно загадать загадку с цифрами, живущими в предметах. Например, спросить, какая цифра спрятана в табурете, квадрате и кошке. Ответ – четыре ножки у табурета, четыре лапы у кошки, четыре угла у квадрата.

«Кот в мешке»

Для этой развивающей игры понадобится детское лото с картинками. Родитель берет и смотрит картинку, не показывая ее ребёнку. Затем описывает то, что изображено на карточке, не называя при этом самого предмета. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. По мере взросления можно поменяться ролями с ребёнком. Пусть он описывает, а взрослый отгадывает. С помощью такой игры тренируется навыки анализа и синтеза, а также развиваются речевые способности малыша.

Развитие мышления современного ребенка

«Следопыт»

Нарисуйте на белом листе бумаги разные следы (человека, животных, птиц). Скажите малышу, что это снежная полянка, по которой кто-то гулял. Он должен угадать, кто именно.

Усложненный вариант этого упражнения предполагает добавление логики. Например, босые человеческие следы на снегу. Пусть малыш догадается, что в картинке не совсем так. Если он скажет, что зимой человек босиком не ходит, значит, с развитием логики у него все отлично.

Развитие мышления современного ребенка

Источник

✅ГАДЖЕТЫ — наша повседневность, и полностью ограждать от них ребенка невозможно и не нужно. Но не допускать сужения мира до экрана мобильного телефона — важное условие для гармоничного развития ДЕТСКОЙ ПСИХИКИ

Как меняется мышление ребенка в цифровую эпоху

Развитие мозга ребенка проходит определенные известные этапы. Еще 50 лет назад мозг ребенка развивался в окружении простых, не перегружающих нервную систему стимулов: мамины объятия, сказки или колыбельные на ночь, несколько игрушек, общение со сверстниками, позже — детские книжки, один мультик по выходным. В таких условиях мозг получал достаточное, но не избыточное количество стимулов для развития основных функций.

Как гаджеты влияют на развитие и мышление детей

Что происходит сейчас? Вместе с информационным и технологическим прорывом мозг ребенка с детства получает суперстимулы. Приложения дают гораздо больше сенсорных впечатлений, чем любая игрушка: и ярко, и музыка играет, и мультяшные герои прыгают-бегают по твоему желанию. При этом ребенок получает все это многообразие стимулов без особого труда — не нужно фантазировать, договариваться со сверстниками о правилах игры, мастерить что-то из подручных материалов — просто нажми пальчиком на кнопку.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Так мозг лишается строительного материала для развития воображения, коммуникации, абстрактного мышления. А нервная система ребенка перегружается множественными слишком агрессивными сенсорными стимулами. В итоге познавательная и личностно-эмоциональная сферы ребенка сегодня формируются уже несколько по-другому, чем это было, например, 100 лет назад.

Мозг ребенка проделывает огромную работу каждый день, простраивая навык за навыком. Причем здесь есть довольно жесткий тайминг — в каждый из периодов у мозга своя задача. В 5-10 лет первостепенно развитие основ эмоционального и социального интеллекта. Ребенок учится общаться, распознавать невербальные сигналы, вырабатывать общие правила, решать конфликты, сопереживать.

Если в этот период ребенок просиживает за гаджетом, тренируются другие области мозга, ответственные за реакцию, внимание, логику, оперативную память. Это, безусловно, не плохо. Но очень несвоевременно. Ведь навыки, необходимые для жизни в обществе и успешной коммуникации, не нарабатываются. И уже сейчас, например, в среде молодых программистов очень востребованы тренинги для прокачки «мягких навыков» (soft skills) — коммуникации, эмпатии, эффективного взаимодействия с командой. Потому что для тех, кто вырос за компьютером, общение офлайн становится проблемой.

Меняется восприятие. Информация в сети подается по определенным законам. Если проследить изменение контента за последние лет 20, то мы увидим эволюцию от объемных текстов в ЖЖ до простых лайфхаков в картинках. А восприятие меняется вслед за доминантной формой подачи информации. Ребенок может с легкостью сделать прекрасную презентацию — красивую, наглядную, яркую, и другие дети прекрасно воспримут все, что на ней написано. Такой стиль мышления называют «клиповым», когда дети привыкают воспринимать яркие, отрывочные сведения, поданные в лозунговом стиле. При этом информация, поданная в повествовательном стиле, без картинок и пунктов 1,2,3 (прощай, история и литература), пройдет мимо. Мозг привыкает к рафинированному информационному фастфуду, а на переработку более сложных форматов ему лень тратить энергию.

Читайте также:  Занятия с ребенком 7 лет на развитие внимания

Зато современный ребенок прекрасно ориентируется в огромном массиве информации и может быстро вычленять нужные ему сведения. Безусловно, скорость обработки информации у наших детей выше, чем у нас. Поэтому, с одной стороны, мышление современного ребенка более структурное, четкое, концептуальное. С другой, дети теряют навык глубокого погружения в тему. Развивается логическое мышление, но становится беднее образное и ассоциативное.

Как меняется мышление ребенка в цифровую эпоху

Интернет учит многозадачности — можно слушать музыку, общаться в мессенджере и искать что-то в Вики. Но при этом чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания. Эта новая форма стресса называется техногенным истощением мозга. Слишком много стимулов, слишком велика перегрузка.

Кроме того, эра поисковиков избавляет детей от необходимости запоминать большие массивы информации. Зачем что-то помнить, если всегда можно загуглить? Заманчиво отказаться от запоминания, да и еще учиться передавать смысл своими словами, если можно открыть Вики и скопировать точную формулировку. От этого страдает вербальный интеллект — основа для понимания смыслов и способности точно выразить в словах свою мысль. Кроме того, низкий вербальный интеллект становится причиной алекситимии — неспособности сформулировать и выразить свои переживания, что становится одним из факторов развития психосоматических заболеваний и депрессий.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Изменяется и картина мира ребенка: она становится более фрагментарной, отрывочной, поиск причинно-следственных связей лишен смысла, ведь всегда можно произнести волшебное «Окей, Гугл…», и ты получишь любую информацию в готовом, упакованном виде.

Можно, конечно, написать, что ребенок лет до 12 не должен подходить к компьютеру вообще. И это будет идеальной рекомендацией. Но мы живем в техногенном мире, и полный отказ от гаджетов — вещь трудновыполнимая. Поэтому выбирая из двух зол, надо постараться выбрать наименьшее.

Как меняется мышление ребенка в цифровую эпоху

1. Откажитесь от сюжетных игр. Большинство сюжетных игр построены по типу сериала, когда, пройдя один уровень, вы попадаете на следующий — с другим антуражем и фабулой. С точки зрения маркетинга, такой конструкт оправдан — игра еще долго не наскучит, есть момент продвижения и ощущение, что ты покоряешь новые вершины. Именно на такие игры дети и подростки подсаживаются сильнее всего — хочется узнать, что там на следующем уровне, и всегда есть момент интриги. Очень быстро дети начинают идентифицировать себя с героями игры и при любой возможности возвращаются в виртуальный мир, где их суперспособности несравнимы с возможностями в реале. Такие игры несут довольно высокий риск возникновения компьютерной зависимости, сравнимой с зависимостью от азартных игр. Поэтому если есть возможность, ограничьте доступ ребенка к сюжетным играм, по крайней мере, до 14 лет.

2. Выбирайте логические игры. Если ребенок ну очень хочет поиграть на планшете, загрузите ему логическую игрушку. Игры по типу конструктора или пазла развивают логическое и пространственное мышление, при этом, как правило, не перенасыщены суперстимулами. Конечно, этот вид игры тоже затягивает, но в нем нет личностного момента и героя, как в сюжетных играх, с которым ребенок начинает себя идентифицировать. Так что любые логические и пространственные головоломки — хорошая альтернатива любым другим видам игр. Подбирайте игры с минимальным количеством цветов и довольно плавными движениями фигур — так вы защитите нервную систему ребенка от перегрузки. И, конечно, играть на планшете (телефон лучше не давать ребенку вообще из-за маленького экрана и влияния на зрение) можно не более получаса в день, начиная с 5-6 лет.

3. Разрешите креативные приложения. Начиная с 7-8 лет, ребенку можно использовать приложения для создания клипов, мультфильмов и роликов. В разумных количествах эти приложения помогают ребенку развить творческие задатки и научиться создавать определенный продукт. Эта деятельность хороша своей целенаправленностью — ребенок учится созиданию. Это помогает ему развивать мотивацию и терпение, придерживаться определенного плана и искать наиболее успешный алгоритм действий. При этом опять-таки нет массированной атаки на него различных стимулов. В таких приложениях цвет, музыка и какие-либо другие эффекты подбираются самим ребенком. Но увлекаться подобными игрушками все же не стоит — получаса в день и нескольких забавных клипов вполне достаточно.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Гаджеты — наша повседневность, и полностью ограждать от них ребенка невозможно и не нужно. Но не допускать сужения мира до экрана мобильного телефона — важное условие для гармоничного развития детской психики.опубликовано econet.ru.

Екатерина Люльчак

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник