Развитие мышления ребенка в семье

Развитие мышления ребенка в семье thumbnail

Одну из самых важных ролей в становлении сознания ребенка играет развитие мышления. Уже в дошкольном возрасте закладываются основы формирования индивидуального восприятия жизни, включающие в себя познавательные процессы, развитие логики и особенности личности.

Очень важно не упустить этот период и уделить ему максимум внимания, чтобы помочь ему в гармоничном развитии как мышления, так и личности в целом.

Как мыслит ребенок

Как всем известно, мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мозга отвечает за логику и аналитическое мышление, а правое – за творческие процессы. Люди, у которых более развито левое полушарие отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а в случае более развитого правого полушария – склонностью к фантазиям и мечтам. Среди людей с развитым правым полушарием достаточно много поэтов, художников, музыкантов, писателей и прочих творческих личностей.

Известны также случаи, когда у человека практически равномерно развиты оба полушария мозга, хотя такое встречается не часто. Чаще всего такие люди становятся либо гениями, либо весьма одаренными личностями.

Психологи настоятельно рекомендуют прикладывать силы именно к разноплановому развитию ребенка, поскольку предрасположенность нельзя выяснить сразу, она проявляется в ходе занятий спустя какое-то время. Родителям стоит внимательнее присматриваться к тому, что дается ребенку легче и вызывает в нем больший отклик, это поможет определиться с дальнейшими методиками его развития.

Важно

Не думайте, что достаточно будет выбрать пару развивающих кружков для вашего чада. Многие специалисты советуют по максимуму загрузить ребенка разнообразными занятиями, чтобы он в дальнейшем смог выбрать наиболее ему интересные.

Типы детского мышления

Процесс мышления представляет собой довольно-таки сложную структуру и подразделяется на четыре основных типа:

  1. Наглядно-действенное. Именно к людям с таким типом мышления чаще всего применяют эпитет «золотые руки». Этот тип характерен для всех детей, без исключения. Любой ребенок любит разбирать и собирать заново игрушки, исследовать и пробовать что-то новое, ими движет цель познания неизведанного.
  2. Образное. Данный тип мышления начинает формироваться уже в дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет. Дети показывают свою заинтересованность в рисовании, сборе конструктора, для них привычно играть, представляя в уме различные фигуры и образы. В этот период большую роль на ребенка оказывает именно преподаватель детского сада, на котором, в первую очередь, и лежит ответственность за развитие образного мышления. В детском саду ребенка учат придумывать различные образы, описывать их, запоминать и пересказывать различные истории, проигрывать различные жизненные ситуации.
  3. Логическое. При поступлении ребенка в школу начинается период развития логического мышления. Его учат мыслить в аналитическом направлении, искать главное в подаваемом для изучения материале, делать выводы. К сожалению, большинство современных школ подходят к развитию логики однобоко и шаблонно, без творческого подхода. Конечно, у редкого учителя есть возможность подходить к этому вопросу креативно в силу особой загруженности и плотности программы. В итоге ребенок сталкивается с необходимостью совершать ежедневно одни и те же задания, которые если и различаются, то в мелочах. Суть подхода остается неизменной – механическое следование определенным алгоритмам. Все это не способствует гармоничному развитию ребенка, так что в этом случае помочь ребенку способны только родители, которые поддержат его в поиске нестандартных решений классических заданий.
  4. Творческое. Многие задаются вопросом, как можно развить творческое мышление у ребенка. Ответ прост – общение. Именно общение с окружающими людьми поможет ему в формировании собственных точек зрения на тот или иной вопрос. Чтение и обсуждение книг, просмотр познавательной передачи – все это будет полезно в ходе обычной беседы. Не стоит отмахиваться от ребенка в его стремлении узнать что-то новое и обсудить это с вами. Именно беседа помогает ребенку развивать коммуникабельность и формировать собственное мнение.

Как развить мышление и сообразительность у ребенка

Необходимость развития мышления у ребенка не означает, что вам придется отбросить все свои дела и круглосуточно «носиться» с ребенком по различным кружкам и секциям. Большим подспорьем окажется ваше совместное времяпрепровождение дома, буквально пара-тройка часов в день, выделенных на разные занятия с вашим чадом.

Психологи утверждают, что весьма грамотно развить мышление можно с помощью нижеприведенных методов.

Устные игры

Самым простым и доступным способом развить у ребенка логическое мышление можно считать игры со словами. Они помогут не только расширить словарный запас, но и заметно расширить детский кругозор. Обратите внимание на игры, направленные на определение аналогии, распределение предметов и явлений по группам, поиск логических связей.

К примеру, вы можете попробовать следующие варианты устных игр:

  • Ассоциации. В этой игре принято выбирать предмет и называть на него похожие. Спросите у ребенка, почему он его выбрал, в чем именно проявляется схожесть предметов.
  • Сказки с продолжением. Вспомните о любимых сказках своего ребенка и попробуйте вместе с ним придумать им интересное продолжение или иную концовку.
  • «Да» или «нет». Загадайте предмет и предложите ребенку угадать его с помощью наводящих вопросов, ответ на которые подразумевает варианты «да» или «нет».
  • «Верю не верю». Придумайте любую фразу, например, «солнце утром красное» или «хлеб – это выпечка». Ребенок должен сказать, верное ли это высказывание или нет. Подталкивайте его к рассуждениям, помогающим прийти к правильному выводу.

Визуальные игры

Большинство детей намного лучше воспринимают визуальную информацию, чем на слух. Именно поэтому больший интерес у них вызывают игры с карточками и различными образами. Задания, для которых требуются бумага и ручка прекрасно стимулируют как логическое, так и образное мышление.

Среди множества вариантов визуальных игр, можно:

  • предложить ребенку игру на сравнение и распределение предметов по размеру, форме, цвету и прочим признакам;
  • решать головоломки с применением спичек, для этого нужно убрать спичку из фигуры таким образом, чтобы образовать новую;
  • придумать историю, опираясь на картинки;
  • разгадывать ребусы и головоломки на бумаге.

Настольные игры

Родителям предлагается огромный выбор различных настольных игр: красочные наборы с яркими рисунками, карточками, шашки, домино, шахматы. Каждый может найти игру на свой вкус, вне зависимости от его пола и возраста. С помощью таких игр ребенок учится не только нестандартной мыслить и искать самые неожиданные решения, но и красиво побеждать или с достоинством принимать свое поражение.

Помимо всего прочего, игровые фишки и картинки можно использовать и для обучения:

  • Предложите ребенку угадать предмет на ощупь и по форме, пусть закроет глаза и доверится только своим ощущениям.
  • Сгруппируйте фигурки или картинки по алгоритму. Например, можно составлять из них комбинации, отталкиваясь от различных последовательностей: цвет, форма, размер.
  • С помощью домино прекрасно можно изучать счет, сложение и вычитание.

Конструирование

Любого ребенка с легкостью можно назвать творцом и строителем. Игры с конструктором не только пользуются огромной популярностью у детей, но и являются настоящей находкой для гармоничного развития ребенка. С его помощью можно развить двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление вашего чада. Стройте вместе с ним различные фигуры, опираясь на предлагаемую схему, создавайте собственные объекты, таким образом вы развиваете в ребенке пространственное и структурно – логическое мышление.

Важно

Для самых маленьких идеальным вариантом будут яркие цветные кубики или наборы конструкторов, состоящие из крупных деталей.

Загадки и головоломки

С помощью небольших логических задачек и загадок отлично тренируется неординарное мышление и логика. Причем, занимаясь вместе с ребенком, вы много полезного почерпнете и для себя.

Самый понятный для всех вид головоломок – устный, который передается из уст в уста на протяжении не одного поколения. Например, крестьянину нужно пересечь реку, имея при себе волка, козу и капусту. У него есть лодка, которая вмещает в себя только одну любую пару из перечисленного. Помогите крестьянину пересечь реку таким образом, чтобы и животные, и капуста уцелели.

При желании можно приобрести специализированные издания с головоломками и задачками на сообразительность. Также можно уделить время и головоломкам, имеющим форму геометрических фигур: кубик Рубика, Танграм, Пентамино.

Важно

Мышление – важный познавательный процесс, необходимый для всестороннего развития личности, который участвует во всех сферах жизни и востребован в любом виде деятельности.

Источник

Дьячкова Елена
Семинар-практикум для родителей «Развитие логического мышления дошкольников в семье»

Цель:повышение педагогической компетенции родителей по проблеме развития логического мышления дошкольников в условиях семьи.

Ход семинара-практикума.

Сегодняшнюю нашу встречу, мы хотим начать с того, что предлагаем Вам поиграть.

«Логический поезд», «Сложи квадрат», «Четвертый лишний»,

Как вы думаете, что может объединять все эти игры? На развитие чего они в первую очередь направлены?

Все эти игры направлены в первую очередь на развитие логического мышления

Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка?

Оно зависит от быстроты мышления, способности рассуждать логически, решать задачи в разных областях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем, распоряжении. Так как же можно развить логическое мышление ребенку и для чего это надо.

Тема нашего практикума «Развитие логического мышления детей в семье»

(слайд с темой)

Логическое мышление – это залог успеха в жизни. В учебе, на работе иповседневной жизни мы используем очень часто логику. Ее развитие помогаетнам и в творческих занятиях. Ведь именно логические мысли помогают нам выстраивать чёткую картину происходящего,понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытиябыли сделаны благодаря логическому и творческому мышлению.

Логическое мышление – способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятия на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Дошкольное детство — это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающейдействительностью.

Обучение развитию логического мышления имеет большое значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. А через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное,о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.

Мы хотим познакомить с теми играми, которые мы используем в своей работе, и предложить для вашего внимания игры для использования дома.

(слайд)

Игра «Сложи квадрат». Данную игру мы используем как на занятиях по математике, так и в свободное время.

(слайд)

Игра с блоками Дьенеша. Блоки – это геометрические фигуры, которые отличаются по форме, цвету, размеру, толщине, и также карточки, на которых условно обозначены свойства блоков и отрицание свойств.

(слайд)

Использование таких карточек позволяет, развивать у детей способность кзамещению (так дети учатся подбирать карточки для описания блока)

Теперь, когда вы с ними познакомились, мы предлагаем заселить домики, как это делают ваши дети.

(Раздаем пособия)

(слайд)

Так же в группе имеются и другие игры. Например «Алгоритмы»развиваетумение действовать по схеме, выкладывая блоки в определённом порядке (слайд 2)

Игра «Дороги»

“Найди фигуру” и многие другие

(слайд)

Игры с домино. Развивают умение выстраивать цепь, развивают понятие очередности, игры по правилам, а так же развивают мышление, внимание. (Слайд)

Шашки. Развивает способность к концентраций внимания, чувство здорового азарта, требует от играющего усиленной деятельности в мысли, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.

(слайд)

«Найди по схеме», «Лабиринты.»

Помогает ребенку действовать в соответствии с предложенной схемой.

(слайд)

Головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку.

(слайд)

«Разложи по разному»(слайд)

«Поставь заплатку» (слайд)

«Сложи узор» (слайд)

«Заполни окошко» – игра также развивает сообразительность (слайд)

Логические задачи – особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

«Составь фигуру» – это упражнение как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана. Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения от самого легкого до более сложного.

(слайд)

Мы в группе используем такие игры, как «Кто летает?», «Съедобное – несъедобное», «Загадки»– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей: учит выделять существенные признаки предметов.

Большое количество игр на логику: внимание, память продается в магазинах и находится в свободном доступе в сети интернет

Ваши дети очень любят играть не только в детском саду, но и дома. Послушайте, как они об этом рассказывают.

(запись магнитофона)

Наше собрание подходит к концу.

А теперь мы предлагаем Вам поделиться своим опытом игр с детьми дома (заполнение анкет)

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?___

2. Как Вы считаете, какова основная цель развитияэлементарных математических представлений детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры,

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе.

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так. чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? ___

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?___

5 Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес? ___

6. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок вдетском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в

школе? ___

7. Считаете ли вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия? Какие?___

8. Присутствует ли наглядная информация по развитию у детейэлементарных математических представлений?Насколько она полезна для Вас:

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но крайне скудная;

в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

г) я не обращаю на нее внимание;

д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.

9. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?___

Большое спасибо!

Источник

Развитие мышления у детей

Дети очень сильно отличаются от взрослых людей абсолютно по всем параметрам, в том числе и своим мышлением. Чтобы правильно уметь общаться с ребенком, не допуская ошибок, находить пути к процессу его воспитания, необходимо ясно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.

Психологические особенности

У детей, как и у взрослых, мыслительная деятельность обусловлена различными психологическими особенностями и аспектами. В первую очередь это связано с их возрастным развитием и поэтапной сменой типов мышления, которые постепенно наслаиваются друг на друга по принципу усложнения.

В младенчестве мышление детей можно назвать сензитивным, то есть чувствительным к внешним раздражителям и событиям.

Основными операциями, которые может выполнить в этот период сознание крохи, являются восприятие информации через слух и прикосновения к нему субъектов извне. Отталкиваясь от полученной информации и возникших чувств, развивающееся сознание дает соответствующие различные реакции. Ребенок сензитивен.

Развитие мышления ребенка в семье

В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими предметами.

К 3-4 годам формируется способность сознания не только наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно от самого объекта реальности.

К 5 годам у детей начинает зарождаться словесно-логический тип осмысления информации.

Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте обязательным условием является присоединение к играм первых обучающих программ.

У младших школьников возраста 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и становится доминирующим среди других типов познания, продолжая свое интенсивное развитие в период с 8 до 10 лет.

В 11-14 лет ярко выраженной становится потребность молодого человека к самостоятельному познанию мира. У подростков этого возраста мышление становится значительно сложнее, оно переходит на более высокий уровень умственной деятельности. Психологи считают этот период особенным в формировании личности человека.

Развитие мышления ребенка в семье

Этапы

Специалисты в области детской психологии и педагогики выделяют несколько этапов развития детского мышления.

Наглядно-действенное

Самым ранним этапом развития детского сознания является возраст 1,5-2 года. В это время у малышей идет процесс исследования мира руками. Чтобы усвоить какую-то информацию об окружении, ребенку все надо потрогать, взять в свои руки, что-то разобрать и даже сломать, попробовать на зуб. Таким образом, предметы познаются с помощью вариативных действий, выполняемых с ними, и наблюдением за тем, что произойдет. Это мышление так и называется – наглядно-действенное.

Развитие мышления ребенка в семье

Наглядно-образный тип

К наглядно-действенному типу осмысления в возрасте 3-4 лет присоединяется линия развития наглядно-образного мышления. Эти два типа мышления развиваются параллельно, гармонично дополняя друг друга.

Наглядно-образный тип осознания информации активно формируется до начала обучения в школе и дает возможность детскому уму начать мыслить и оперировать образами.

Яркий пример тому – рисование. Малыши начинают изображать на бумаге сложившиеся в их представлении картины окружающего мира. Эти картины просты и примитивны (например, домик с треугольной крышей и окошком), но это и есть отражение наглядно-образного мышления. Поэтому очень важно в этот период сделать акцент на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией.

Необходимо отметить, что связующим звеном и ступенью, которая позволяет постепенно перейти от наглядно-образного типа сознания к словесно-логическому, является комбинаторное мышление.

Развитие мышления ребенка в семье

Словесно-логическое

Этап развития еще одного важного типа мышления – словесно-логического – начинается в возрасте 5-7 лет. Оно дает возможность не просто говорить о фактах действительности, но также анализировать окружение и вариативно в словесной форме озвучивать этот анализ.

Если ребёнка в возрасте 3-4 лет спросить, что такое собака, он ответит, что это Тузик, который живет во дворе. А в возрасте 5-6 лет скажет, что это животное, которое охраняет дом и любит вилять хвостом, когда его гладят. Разница между ответами очевидна. В последнем случае ребенок демонстрирует свою способность анализировать информацию и логично выражать ее с помощью слов. Такая операция сознания является важнейшей основой мыслительного процесса, она позволяет развиваться детям дошкольного возраста и двигаться в познании вверх и вперед.

Развитие мышления ребенка в семье

Творческое

Творческое мышление дает возможность человеку (в данном случае – ребенку) создавать что-то совершенно новое, принимать какие-то нестандартные инженерные решения. А развитие этих возможностей и способностей во многом зависит от родителей ребенка. Нет детей, у которых бы полностью отсутствовало творческое начало. Оно есть у каждого, и это должны знать и помнить родители, которые хотят развить в своих детях такие способности.

Фантазия и воображение есть у всех малышей, а они дают почву для развития творческого процесса. Важно лишь создать для этого подходящие условия и неуклонно следовать цели.

Помочь в этом может любое направление (литературное, художественное, танцевальное, музыкальное и так далее), а также чуткое руководство опытных педагогов.

Необходимо учитывать тот факт, что творческое мышление не зависит ни от физического роста и развития ребенка, ни от его интеллектуальных способностей.

Развитие мышления ребенка в семье

Мыслительные операции и их роль

Развитие мышления у детей определяется способностью пользоваться основными мыслительными операциями – сравнением, обобщением, анализом, синтезом и классификацией.

Сравнение

Уже с двухлетнего возраста малыши начинают учиться сравнивать предметы по их признакам и видеть разницу и сходство. В основе этой операции лежит разнообразие форм и цвета предметов, вкусов и консистенций, различных функций и прочего.

Постепенно от сравнения простых предметов (например, игрушек) ребенок переходит к сравнению звуков, свойств материалов, природных явлений, времен года и так далее.

Обобщение

Такая мыслительная операция активно начинает развиваться к 6-7 годам. Например, если попросить ребенка этого возраста назвать кофту, юбку, брюки, футболку, платье и шорты одним словом, он уже без труда скажет «одежда». Дети помладше вряд ли смогут это сделать. Расширение умственных способностей позволяет освоить такую мыслительную операцию, как обобщение, тем самым увеличить словарный запас и повысить связность речи.

Развитие мышления ребенка в семье

Анализ

Способность мышления к анализу позволяет разделить предмет на составляющие его части, а также выявить свойственные только ему одному черты и признаки.

Например, ребенок 3-4 лет уже должен назвать части, из которых состоит дерево: ствол, ветки, листья (иголки). Из этого становится ясно, что малыш начал осваивать простой анализ предметов.

Синтез

Синтез означает объединение, поэтому данную операцию можно противопоставить анализу. Ярким примером синтеза является освоение ребенком дошкольного возраста навыка чтения.

Сначала малыш изучает звуки и буквы, затем учится складывать их в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, предложения – в текст. Именно таким образом происходит процесс синтеза.

Классификация

Мышление ребенка, производя операцию классификации, выделяет сходства и различия окружающих предметов, различных явлений и разнообразных понятий. Выявив какой-либо схожий признак вещей, ребенок может рассматривать их как одну группу (класс).

Например, дошкольник без труда разделит свои игрушки по группам, в которые будут входить предметы, сделанные из одного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие.

Развитие мышления ребенка в семье

Как развить?

Поэтапный процесс развития мышления закладывается в ребенка в момент его зарождения самой природой. Главная задача родителей – помочь беспроблемному прохождению этого процесса, создавая для этого правильные благоприятные условия.

Педагогами и психологами разработано множество методик, технологий и программ для обеспечения развития детской мыслительной деятельности. Важно использовать те способы, приемы и методы, которые подходят к определенному возрасту и этапу развития мышления.

В младенческом возрасте необходимо воздействовать на слуховое, зрительное и тактильное восприятие малыша. Больше разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, играть на музыкальных инструментах или же включать звуковые проигрыватели.

Показывать разные по форме и цвету предметы, озвучивая их названия, давать ему их потрогать. Прикосновение к предмету будет откладывать в подсознание информацию о его свойствах и способствовать зарождению мыслительной деятельности в самой ранней и простой ее форме.

Развитие мышления ребенка в семье

В возрасте 1-2 года следует сделать упор на развитие мышления, присущего этому периоду, то есть наглядно-действенного. Главное в это время – не мешать крохе исследовать окружающий мир в рамках разумного. Нельзя забывать о создании для него безопасных условий. Все предлагаемые в детских магазинах для этого возраста развивающие игры прекрасно помогают развивать наглядно-действенное мышление ребенка. Они призваны сформировать цепочку «действие» и «результат действия», которая в будущем ляжет в основу развития логики и математических представлений.

С наступлением периода развития наглядно-образного типа осмысления, тесно связанного с творческим мышлением, надо стараться не препятствовать фантазии и воображению своего ребенка.

Здесь подходят любые игры, в основе которых лежит создание образов на основе сложившихся представлений. Пусть ребенок занимается рисованием, лепкой, конструированием и тому подобным.

Развитие мышления ребенка в семье

Далее следует период, когда начинает формироваться словесно-логическое сознание. Здесь важно заняться развитием речи и словарного запаса малыша. Нужно больше говорить с ребенком, отвечать на его вопросы, задавать вопросы ему для того, чтобы он учился самостоятельно рассуждать и строить ответ. Во время какой-нибудь игры или занятия, например, рисования, пусть он проговаривает свои действия и описывает словами все, что видит и делает.

Надо помнить, что основа развития ребенка – это игра, она лежит в основе большинства его желаний и действий, поэтому важно, чтобы игра была увлекательной, развивающей и наполненной смыслом.

Только тогда малыш будет проводить время не впустую, а с максимальной пользой для развития своего мышления.

Упражнения

Существует множество заданий и упражнений для развития мышления детей дошкольного и школьного возраста. Приведем некоторые из них.

«На что похоже?»

Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Спросите у малыша, на что они похожи. А также можете предложить дополнить эти фигуры какими-то деталями, чтобы они стали тем предметами, на которые похожи, например, пусть круг станет цветком, квадрат – домиком, а треугольник – крышей домика.

Имеется обратный вариант этого упражнения. Пусть ребенок скажет, на какие фигуры похожи солнце, крышка, коробка, книга и любая другая вещь.

Развитие мышления ребенка в семье

«Что лишнее?»

Это упражнение с картинками, на которых изображены разные предметы. Такие наборы с картинками можно купить, а можно нарисовать самостоятельно. Например, на нескольких из них пусть будет нарисовано что-то съедобное, а на одной – несъедобное. Надо, чтобы малыш догадался, карточка с какой картинкой является лишней.

«Что это?»

Для этого упражнения нужно придумать словарные ряды и попросить ребенка назвать каждый из них одним общим названием. Например, перечислите разные предметы посуды, предложив ребенку подумать, каким общим словом можно назвать всё перечисленное. Также можно называть фрукты, овощи, цветы, разных диких и домашних животных, птиц.

Развитие мышления ребенка в семье

«Игра в слова»

Здесь полет фантазии родителя ничем не ограничивается. Можно находить и придумывать любые ситуации, связанные со словами и цифрами.

Например, попросите малыша перечислить все предметы в комнате, имеющие один и тот же цвет. Или же пусть перечислит все известные ему слова на предложенную букву.

А также можно загадать загадку с цифрами, живущими в предметах. Например, спросить, какая цифра спрятана в табурете, квадрате и кошке. Ответ – четыре ножки у табурета, четыре лапы у кошки, четыре угла у квадрата.

«Кот в мешке»

Для этой развивающей игры понадобится детское лото с картинками. Родитель берет и смотрит картинку, не показывая ее ребёнку. Затем описывает то, что изображено на карточке, не называя при этом самого предмета. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. По мере взросления можно поменяться ролями с ребёнком. Пусть он описывает, а взрослый отгадывает. С помощью такой игры тренируется навыки анализа и синтеза, а также развиваются речевые способности малыша.

Развитие мышления ребенка в семье

«Следопыт»

Нарисуйте на белом листе бумаги разные следы (человека, животных, птиц). Скажите малышу, что это снежная полянка, по которой кто-то гулял. Он должен угадать, кто именно.

Усложненный вариант этого упражнения предполагает добавление логики. Например, босые человеческие следы на снегу. Пусть малыш догадается, что в картинке не совсем так. Если он скажет, что зимой человек босиком не ходит, значит, с развитием логики у него все отлично.

Развитие мышления ребенка в семье

Источник