Развитие мышления ребенка в изобразительной деятельности

Развитие мышления ребенка в изобразительной деятельности thumbnail

Проблема воспитания гармонично развитой личности ребенка уже давно поставлена перед обществом. Стремительное развитие науки и техники ставит нас в новые условия развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. При этом на первое место выступает развитие мышления ребенка.

Изобразительная деятельность является посредником между художественным и научным постижением мира. Она служит средством развития различных психических процессов, в том числе и продуктивного мышления.

Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Она представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует, такое определение дается во многих учебниках по психологии.

Многие ученые считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ (главная концепция гештальтпсихологии). Здесь проявляется мгновенный характер мышления, в основе которого лежит озарение (инсайт).

М. Вертгеймер называет это творческим мышлением, где происходит преобразование прежних образов при решении проблемных задач. Для развития творческого мышления необходимы условия, способствующие инсайту, то есть поисковая активность ребенка, проявляющаяся в деятельности и продуктивном мышлении.

Изобразительная деятельность дает возможность раскрыть психологическое содержание индивидуальности, её связь с миром, особенности поведения, эмоциональное состояние, личностное развитие.

Почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей, искусствоведов, биологов, психологов, педагогов.

Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон.

Педагоги обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей.

Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.

Мощный толчок развитию этих исследований и вместе с тем оригинальный подход к анализу детских рисунков дали работы Х. Пиаже.

Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов складывающихся у ребенка.

Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, развитию продуктивного мышления и становлению гармонически развитой личности.

Исследованиями в области развития мышления занимались многие психологи Урунтаева Г.А., Поддъяков Н.Н., Выготский Л.С., Калмыкова З.И., Рубинштейн С.Л., Маклаков А.Г. и другие.

Изобразительная деятельность является продуктивным видом деятельности по своему содержанию. Этот вид деятельности предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, а также развитие речи. В ходе творческого процесса, при постановке определенной задачи перед дошкольниками, им необходимо, опираясь на свой опыт и знания, произвести определенные не только практические действия, но и мыслительные операции, чтобы справиться с поставленной перед ними задачей. В результате каждый получает не похожий на другие конечный продукт своей практической деятельности, который получился после поиска решения поставленной цели. Каждый решает по своему, отражая в конечном продукте и свои решения, и видения, и свои поиски и умозаключения.

Таким образом, особый вид мышления, который возникает в процессе изобразительной деятельности, “конечным продуктом” которого является рисунок, аппликация или др. включает в себя многие аспекты психологической , мыслительной и практической деятельности ребенка и активно развивает продуктивное мышление.

Понятие продуктивное мышление состоит из понятия мышления и его определения – продуктивное. Продуктивное мышление опирается на анализ и синтез, характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Творческая деятельность способствует развитию воображения и мыслительной деятельности, что приводит к новым знаниям, умозаключениям и продуктивной деятельности, т.е. получается новый результат, которого еще не было.

Большую роль в развитии изобразительной деятельности играет роль воспитателя. От того, какие методы объяснения и преподавания использует воспитатель, насколько он сам увлечен своей деятельностью, зависит развитие не только мышления ребенка, но и всех психический процессов, которые активно развиваются в дошкольном возрасте.

Источник

Рощина Анастасия Викторовна,

воспитатель

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1034»,

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша… Для рисования специфична образная форма отражения, что позволяет развивать у ребенка художественно-творческие способности, которые можно применять в разных областях жизни…

В структуре общего психического развития человека особое место занимает образное мышление, обеспечивающее формирование обобщенных и динамических представлений об окружающем мире, его социальных ценностях, эмоционально-потребностного отношения к явлениям действительности, их этической и эстетической оценке.

Читайте также:  Выбор игр и игрушек для развития ребенка

Образное мышление оперирует в основном не словами, а наглядными образами: образы являются для него исходным материалом, оперативной единицей; в них фиксируются также результаты мыслительного процесса.

Образное мышление формируется в условиях использования разнотипного наглядного материала при решении задач, требующих:

1) мысленного преобразования воспринимаемого наглядного материала;

2) актуализации образов по памяти (вне непосредственного восприятия этого материала), их воссоздания, сохранения, удержания в уме («видения умственным взором»);

3) видоизменения этих образов, их трансформации (по форме, цвету, величине, пространственной размещенности, по заданным или произвольно выбранным признакам и свойствам).

Образное мышление – основной вид мышления ребенка-дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата – перемещение предмета, его использование или изменение…

Б.М. Неменский считает, что мышление имеет две формы: наглядную и эмоционально-образную (художественную), и у этих форм разные объекты познания.

Итак, образное мышление есть сложное гетерогенное психическое образование, амодальное по своей природе, основная функция которого состоит в оперировании чувственными (наглядными) образами на основе образов, уже имеющихся в субъектном опыте человека. В образном мышлении представлены и функционируют в сложном единстве различные психические процессы: восприятие, память, представление, воображение.

Вопрос формирования художественно-образного мышления у детей дошкольного возраста средствами ИЗО в литературе рассмотрен достаточно полно. Однако в настоящее время существует проблема недостаточной разработки вопросов практического аспекта развития художественно-образного мышления у детей дошкольного возраста. В связи с вышеизложенным вытекает тема настоящего исследования: «Формирование художественно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста через тематические занятия по изобразительной деятельности».

Художественное мышление имеет свои особые формы познания (образ, а не понятие), иные формы передачи своего опыта (проживание, а не изучение) и самое главное, иной объект познания: не реальность, как таковую, а наше к ней отношение. Творческие способности сложились в ходе развития человеческого общества. Творческие способности выявляются на разных этапах развития ребенка. Способности к изобразительному искусству предполагают наличие художественного мышления. В основе творческой деятельности человека лежит именно художественное мышление.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка…

Что же мешает ребенку перенести имеющиеся у него представления на бумагу? Или правильнее поставить вопрос так: какого рода представления ребенок может перенести в рисунок? Отвечая на него, следует вспомнить о связи представлений с восприятием. Рисунки по представлению изменяют свой характер в зависимости от предварительного наблюдения, направленного на восприятие формы, строения, цвета предмета.

Одни представления, которые образовались у ребенка, не дадут ему достаточно материала для рисования или дадут такой материал, что изображение не отразит сколько-нибудь адекватно-зрительно воспринимаемого облика предмета.

Другие, наоборот, будут содержать такие компоненты, которые позволят ребенку дать изображение, сходное с действительным обликом предмета.

Признавая и за детским рисованием функцию отражения явлений, следует считать развитие восприятия очень важным для формирования рисунка. Процесс восприятия сложен, и его качество обусловлено наличием ранее сложившихся представлений…

Неполнота восприятия, характерная для детей, объясняется его кратковременностью из-за неустойчивости внимания, малого опыта, ограниченности знаний. Яркие, своеобразные признаки предмета дети воспринимают в первую очередь. Когда эти признаки отсутствуют, дети воспринимают предмет целостно и нерасчлененно…

Важное значение имеет то, что представления ребенка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

В тех случаях, когда дети рисуют на темы окружающей жизни, лучше всего опираться на впечатления, которые они получают путем личного участия в этих событиях. Такого рода рисование можно назвать рисованием по памяти на основе целенаправленных наблюдений. Несомненно, и здесь работает воображение…

Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Развитие художественно-образного мышления должно и может происходить не только на занятиях рисования, но также на занятиях конструирования, лепки, аппликации, прикладного творчества.

Формирование художественно-образного мышления является одним из основных компонентов эстетического воспитания. Именно поэтому мне интересно было узнать место, занимаемое им в современной системе образования.

Для этого я проанализировали программу «От рождения до школы» под редакцией А.Н. Вераксы, В.В. Васильевой, Т.С. Комаровой, используемую в современных детских садах, ознакомилась с особенностями формирования художественно-образного мышления, применив полученные теоретические знания на практике.

В результате исследования я пришли к выводу, что данному вопросу уделяется недостаточно внимания. Несмотря на то, что многие педагоги утверждали, что формирование художественно-образного мышления занимает одно из главных мест на занятиях изобразительного искусства, а знакомству с художественными образами уделяется много времени, на занятиях на самом деле большинство воспитателей не знают, как правильно реализовать задачу. Отсюда неумение пользоваться формой, линей, цветом, композицией и пространством для выражения характера и настроения изображаемого объекта.

Читайте также:  Развитие ребенка в год в зеленограде

Наиболее эффективным на сегодняшний день методом развития художественно-образного мышления является метод проблемного обучения, который и был апробован мной на представленных тематических занятиях.

Занятие № 1 «Золотая осень»

Цель: развитие образного мышления.

Задачи

Образовательные:

– учить передавать в рисунке цвета «осени», познакомить детей с картинами русских художников, посвященных осени.

Развивающие:

– развивать художественно-образное мышление; воображение, творчество, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

– воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени.

На данном занятии применялись следующие компоненты проблемного занятия:

– создание проблемной ситуации;

– поиск художественного языка для воплощения художественного образа;

– индивидуальный подход в руководстве работой детей при создании художественного образа;

– оценка результата решения творческой задачи с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности.

С начала перед детьми была поставлена проблема, как отразить образ золотой осени, затем детям было предложено закрыть глаза и прослушать фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года – Осень». Находясь под эмоциональным воздействием от задания, дети смогли представить образ осени.

На следующем этапе загадывали загадки, были прочитаны стихи про осень и дети смогли сделать вывод, что осень бывает разная, но больше всего у нее оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного. Затем дети посмотрели репродукцию русского художника Исаака Левитана «Золотая осень», проанализировали изображенное на картине и сказали, что «осенью земля одевается в красивые наряды, прикрывшись, как модница, ярким и разноцветным покрывалом из листьев. Она радует нас своей неповторимой красотой».

В результате был создан образ золотой осени, который радует, очаровывает и завораживает воображение детей.

Рисунки 1-2

Занятие № 2 «Защитник Отечества»

Цель: развитие художественно-образного мышления.

Образовательные задачи:

Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавать характерные особенности костюма, позы, лица ,фигуры.

Развивающие задачи:

– развивать умение обобщать для решения образа; располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно; использовать навыки рисования и закрашивания изображения карандашом и восковыми мелками.

Воспитательные задачи:

– воспитывать интерес и уважение к Российской Армии.

На данном занятии применялись следующие компоненты проблемного занятия:

– создание проблемной ситуации;

– поиск художественного языка для воплощения художественного образа;

– индивидуальный подход в руководстве работой детей при создании художественного образа;

– оценка результата решения творческой задачи с точки зрения воплощения в рисунке художественного образа героя.

В начале занятия перед детьми была поставлена проблема, как отразить образ защитника Отечества. На первом этапе занятия включаю сюрпризный момент письмо от защитников Отечества, дети были очень рады и заинтересованы письмом и приглашением в гости. Дети стали обсуждать, что в армии есть разные войска. У всех солдат свои знаки отличия, свое боевое оружие. Ловко они владеют им, смело преодолевают препятствия, мужественно сражаются с врагом, приходят на выручку друг другу, никогда не бросают товарищей в беде. Ребятам предлагается нарисовать защитника Отечества в подарок.

Рисунки 3-4

Занятие № 3 «Снежная зима»

Цель: развитие художественно-образного мышления.

Задачи

Образовательные:

– закреплять умение рисовать деревья на ближнем, среднем и дальнем плане; учить детей передавать в рисунке строение деревьев, изображать хвою неотрывными штрихами.

Развивающие:

– развивать творческие способности, воображение, наблюдательность; умение анализировать и обобщать.

Воспитательные:

– воспитывать интерес к художественному творчеству.

На данном занятии применялись следующие компоненты проблемного занятия:

– создание проблемной ситуации;

– поиск художественного языка для воплощения художественного образа;

– индивидуальный подход в руководстве работой детей при создании художественного образа;

– оценка результата решения творческой задачи с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности.

В процессе этого занятия была поставлена проблема: можно ли изобразить одинаково деревья, которые находятся на первом плане, на некотором расстоянии от нас и далеко от нас. Была поставлена задача: увидеть разницу в размерах, цвете и четкости изображения деревьев разных планов. С помощью воспитателя дети проанализировали и выяснили, что деревья первого плана видны более четко и ярко, что они надели белые шапки из снега, а дальние деревья расплывчатые, и шапки видны плохо. Нами был показан рисунок, где дети увидели приемы работы над планами при изображении зимнего леса.

Рисунки 5-6

Занятие № 4 «Русская красавица»

Цель: развитие образного мышления.

Задачи

Образовательные:

– учить рассматривать и анализировать произведения живописи, видеть выразительные средства создания образа, использовать в речи сравнения; формировать творческое восприятие произведений искусства, желание создать собственную работу.

Читайте также:  Форма 112 развитие ребенка

Развивающие:

– развивать воображение, ассоциативное мышление, умение видеть красоту в женщине, матери; умение анализировать и обобщать.

Воспитательные:

– воспитывать интерес к рисованию, самостоятельность, аккуратность.

На данном занятии применялись следующие компоненты проблемного занятия:

– создание проблемной ситуации;

– поиск художественного языка для воплощения художественного образа;

– индивидуальный подход в руководстве работой детей при создании художественного образа.

Перед детьми была поставлена проблема – как отразить образ русской красавицы. Практическая работа началась с прослушивания стихотворения о маме. Дети эмоционально начали рассказывать о своих мамах, какие они красивые, нежные, добрые, ласковые и т.д.

Затем детям было предложено закрыть глаза, и прослушать музыкальный фрагмент М.И. Глинки «Чувство». Наблюдая за детьми, мы отметили эмоциональный подъем, художественную активность. Для наглядности мы предложи ребятам репродукции картин (С.Н. Ткачев «На родной земле», Н. Ерышев «Хлебное поле», И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», М. Врубеля «Царевна-Лебедь», Р. Санти «Сикстинская мадонна»). Находясь под эмоциональным воздействием, дети смогли представить образ русской красавицы. И все, что дети увидели, услышали, они попытались передать в своих работах.

В конечном результате у детей получился прекрасный образ русской красавицы.

Рисунки 7-9

Тема № 5: «Заюшкина избушка»

Цель: выявить уровень художественно-образного мышления.

Задачи

Образовательные:

– закрепление умения передавать в рисунке сюжеты из прочитанного произведения; передавать в рисунке характерные особенности сказочных героев и сюжеты из прочитанного произведения; совершенствовать изобразительные и технические навыки работы карандашом, фломастером, восковыми мелками гелиевые ручки.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

– воспитывать эстетическое отношение к произведениям русского народного творчества; воспитывать духовно-нравственные качества у детей через художественное творчество (доброта, отзывчивость, сопереживание, умение прийти на помощь).

На занятии перед детьми было поставлено следующее проблемное задание: создать собственные художественные образы героев сказки «Заюшкина избушка».

Мы предложили детям попробовать свои силы в иллюстрации какой-нибудь сказки. Мы обсудили с детьми много сказок и остановились на русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Сначала мы внимательно прочитали сказку. Обсудили ее содержание. Ребята пришли к выводу, что можно нарисовать Зайчика и Лисичку в своих домиках. Для наглядности мы предложи ребятам иллюстрации сказки «Заюшкина избушка» разных художников: Р. Кобзарева, М. Рачева и Н. Устинова. Рассмотрев иллюстрации дети поняли, что одного и того же героя можно нарисовать по-разному, так как это делают представленные нами художники-иллюстраторы.

Также ребята самостоятельно описали образы двух главных героев сказки: Зайка – добрый, отзывчивый, скромный, слабый, маленький; Лиса – хитрая, расчетливая, умная, ловкая, злая.

Далее мы предложили каждому ребенку обдумать детально свою иллюстрацию, придумать, что именно будет изображено в композиции. Затем мы предложили ребятам выбрать самим материалы для работы (карандаши, фломастеры, бумагу, восковыми мелками, гелиевые ручки) и нарисовать образы героев так чтобы, посмотрев на ваш рисунок, мы бы могли понять характеры героев сказки.

Дети очень усердно, с большим энтузиазмом пытались представить и увидеть сказочных героев. Многие дети выразили в рисунках свои эмоции и свое отношение к изображаемому. Они использовали свою фантазию целиком и полностью, представляли оригинальные решения образов сказки, сочетания цветов в своих рисунках, и это действительно можно было назвать творчеством.

Рисунки 10-11

Мной проведена опытно-практическая работа по развитию художественно-образного мышления в старшей группе. Под воздействием специальных методов и приемов обучения произошло накопление детьми опыта творческого решения задач, что является стимулом для дальнейшего развития творческого потенциала и уверенности детей старшего дошкольного возраста в своих силах.

Работа над данной статьей обогатила мой опыт в научно-исследовательской деятельности, научила отбирать и анализировать нужную литературу, проводить опытно-практическую работу, обобщать и анализировать полученные данные, четко ставить цели и задачи предстоящей работы, правильно формулировать выводы.

В дальнейшей педагогической деятельности я продолжаю применять опробованный мной метод проблемного обучения и развивать творческий потенциал детей не только на занятиях изобразительного искусства, но и в других образовательных областях.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы», 2014.

2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. Москва: Академия, 2009.

4. Неменский Б.М. Искусство, творчество, образование, М., 1993.

5. Немов Р.С., Психология. В 3-х книгах. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр, 2008.

6. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.

7. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник