Развитие мышления ребенка до поступления в школу

Развитие мышления ребенка до поступления в школу thumbnail

Способы развития логического  мышления у будущих первоклассников

Отправляя ребенка в первый класс, родители стремятся научить чадо счету и чтению. Однако, опыт работы педагогом начальных классов показывает, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки, делать предположения.  На наш взгляд, так   происходит потому, что развитию логического мышления у детей родители не уделяют должного внимания.  В данной статье мне хочется поделиться с родителями будущих первоклассников наиболее эффективными, проверенными на практике, способами развития логического мышления детей.

Прежде всего, родители должны четко понимать требования к уровню развития логического мышления ребенка, собирающегося пойти в школу.  К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:

  • Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
  • Находить лишний предмет из нескольких предложенных ему.
  • Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
  • Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.

Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему. Путь к логическому мышлению долгий        и нелегкий. Этот процесс охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия.

От родителей потребуется умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Очень важно сделать так, чтобы ребёнку было интересно заниматься. Для этого обучение ребенка логическим приемам возможно только в игровой форме, а, продолжительность занятия должна быть в пределах 20-30 минут.

Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:

  • графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
  •  математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
  •  речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
  • головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка.

В многолетней практике подготовки детей к школьному обучению, из всего разнообразия игр и занятий, способствующих развитию логического мышления, родителям будущих первоклассников я рекомендую  использовать следующие.  

  1. Графические игры.  К ним можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам, дорисовывание и срисовывание по образцу и многое другое. Для проведения графического  диктанта, например, необходим только карандаш и листок бумаги в клетку (желательно крупную). Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить. Такие диктанты помогают развивать ориентацию в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.
  2. Устные речевые игры, или игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Данные игры прекрасно учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи. Вот примеры подобных игр:
  • Игра в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Игры с загадыванием. Попросите ребенка загадать слово, явление, сказочного персонажа, не называя его. Данный способ эффективно учит ребенка выделять ключевые признаки загадываемого предмета или явления, а также формулировать свои мысли.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу.
  • Играйте в «да-нетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.
  • Особенно дети любят составлять рассказы и истории. Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке, на заданную тему, или по опорным словам.  Это, кстати, в дальнейшем поможет научиться писать сочинения.
  1. Игры с карточками или образами. Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.Вот несколько идей для активностей этого типа:
  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со  счетными палочками — «убери одну палочку, чтобы получилась другая фигура»;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.
  1. Настольные игры. Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Читайте также:  Карта личного развития ребенка

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино изучайте счёт, сложение и вычитание.
  1. Конструирование. Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление. Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком с помощью кубиков, с ними можно создавать очень занимательные задания.
  2. Игры на  непосредственное развитие логического мышления детей.  Данные игры  помогают ребенку устанавливать причинно-следственные связи,   требуют от ребенка использования всех логических операций (анализ, синтез, обобщение,  абстрагирование),  активно стимулируют мозговую активность. Примеры таких заданий:
  • Что выше?  На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое? Можно предложить ребенку нарисовать деревья.
  • Где какой напиток? Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?
  • Пищевые цепочки. Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару «хищник — жертва».

 Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.

♦ Луг, поле:

капуста — гусеница — воробей;

злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

травы — насекомые — птицы;

травы, цветы — шмель, пчела.

♦ Водоемы:

комар — лягушка — цапля;

червяк — рыба — чайка;

ряска — малек — хищная рыба.

♦ Лес:

растения — гусеница — птицы;

растения — грызун — хищные птицы;

растения — заяц — лиса, волк;

грибы — белки — куницы.

И примеров подобных заданий большое количество.  

        К счастью, у современного человека имеется огромный выбор книг и дидактических игр на развитие логики. Книжные магазины предлагают широчайший выбор книг по развитию детей, от которого просто разбегаются глаза. Сориентироваться в таком выборе не всегда просто. Однако в вопросах развития детей лучше всего доверять известным психологам и педагогам. Например, книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.

В заключении хочется сказать всем родителям, которые мечтают, чтобы их дети успешно учились в школе и уверенно справлялись с трудностями повседневной жизни, следующее: «Все в ваших руках! Всего 20-30 минут в день, проведенных с ребёнком в совместной и продуктивной деятельности, дадут свои благодатные плоды. Помните, ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи». 

Успехов в воспитании и развитии Ваших детей!

Источник

План

1. Значение первых шести лет жизни ребенка для дальнейшего развития личности.

2. Общая характеристика первых шести лет жизни ребенка.

3. Развитие познавательной сферы ребенка к поступлению в школу.

4. Развитие речи. Особенности общения ребенка первых шести лет жизни с ровесниками и старшими.

5. развития моторики и деятельности ребенка к поступлению в школу.

6. Становление личности ребенка первых лет жизни.

Основные понятия

Пищевое, слуховое и зрительное сосредоточение, конвергенция глаз, комплекс оживления, акт хватания, предметные действия, лепет, манипулирование предметами, наглядно-действенное мышление, мотивирующие представления, речевое общение, эмоциональное общение, акт ориентации в предметах, кризис трех лет, ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-образное мышление, подчиненные мотивы поведения и деятельности, внутренние этические инстанции.

Рекомендуемая литература

1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989. – С. 56-89.

2. Богданова Т. Диагностика познавательной сферы ребёнка. -К., 1996. – 68 с.

3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч .: В 6 т. – М., 1984. -Т.4. – С. 244-269, 318-340.

4. Выготский Л.С. Кризис трёх лет / / Там же. – С. 367-376.

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М., 1991. – С. 29-84.

6. Заброцький М.М. Возрастная психология – М., 1998. – С. 27-41.

7. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991. – 221 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. -С. 75-103.

9. Манова-Тома В. Психологическая диагностика раннего возраста. -К., 1978. – 165 с.

10. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1986. – С. 73-261.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка первого года жизни

11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). – М., 1960. – С. 93-293.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – С. 151-168,

138-293.

1

Период от рождения до поступления в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется исключительно интенсивным развитием детского организма и особенно быстрым развитием мозга. Мозг новорожденного ребенка весит примерно 350 г, что в четыре раза меньше, чем мозг взрослого человека. Но до 7 месяцев вес мозга удваивается, а к 2-3 годам – утраивается. Во время усиленного роста формируется очень сложная и тонкая внутренняя конструкция мозга, его нервных центров, а также клеточных полей коры полушарий головного мозга и нервных путей. Это период усиленного созревания высших отделений нервной системы. Известно, что самое благоприятное время для влияния на формирование психики и для воспитания наступает именно тогда, когда соответствующие функции находятся в процессе созревания. Некоторые периоды развития особенно чувствительными к определенным воздействиям среды (сензитивными). Период от рождения до поступления в школу – это оптимальное время для развития процесса хождения, начального овладения процессом речи, начального эмоционального предпочтения. Именно в этот период закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

В это время доминирующая роль принадлежит восприятию. Через восприятие ребенок получает богатый и разнообразный материал для начальной умственной деятельности. Богатая информация, которую ребенок накапливает в этом возрасте, является прочной основой для дальнейшего развития. Различные детские ощущения, переживания очень важны и влияют на другие периоды жизни человека.

2

Возрастной период

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Основные новообразования

Противоречия возраста

Созревание нервной системы

1

2

3

4

5

6

0 – 2,5 месяца (фаза новорожденного)

Ребенок психологически слита с матерью. Единство: “Взрослый Ребенок”

Эмоциональное общение

Развивается акт восприятия, появляется подражания и акт узнавания, зрительные и слуховые сосредоточения, активный интерес к окружающему, комплекс

оживление (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери)

Ребенок психологически слита с матерью, но нет средств для общения со взрослыми

Нервные волокна покрываются миелиновою оболочкой

1

2

3

4

5

6

2,5мис. – 1 год (новорожденные)

Жизнь зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанной с предметным миром. “Взрослый -Ребенок” Отношение к предмету и человека еще не разведены, зависимость отношения к предмету от общего переживания ситуации с другим человеком.

Эмоциональное общение

Эмоционально окрашенное самоощущение, автономное речи, поведение по представлению, первичное осознание психологической общности, осознание “мы”, развивается представление о собственном теле, физическая эмансипация

Потребность в

познании

предметного

мира и

отсутствие

средств

познания.

Эмоционального

общение

для этого

недостаточно

Легко формируется динамический стереотип, вес мозга увеличивается в два раза

1г. – 3р.

(раннее детство)

Ребенок психологически начинает осознавать себя. “Ребенок познает с помощью взрослого предмет”, “Ребенок Ребенок”

Предметная игра

Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс “Я сам” (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство)

Противоречия между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и витсутнистю физических и психических возможностей быть самостоятельным

Вес мозга -1100 г

1

2

+1 1 марта

1 Апреля

5

6

3р. – 6р.

(дошкольник)

“Ребенок взрослому, как образец для подражания”, “Ребенок -Ребенок”

Сюжетно-ролевая игра

Подчинения ность мотивов, децентрация мышления, появление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические инстанции, возникает осознание и обобщение своих переживаний

Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры

Вес мозга -1250-1300г

3

Младенцы. Относительно познавательного развития младенцев, то прежде всего следует рассмотреть особенности развития восприятия. Зрительные сосредоточения, которые появляются в фазе новорожденного, совершенствуются, и до 3 месяцев их продолжительность достигает 7-8 мин. На втором месяце жизни у ребенка появляется способность различать простые цвета, отделять людей от окружающих предметов, что приводит к появлению комплекса оживления. После 3-4 месяцев ребенок способен узнавать лица и голос матери в любое время. Ребенок реагирует на цвет, развивается восприятие формы и величины предметов, а также после 8 месяцев дети начинают бояться и избегать высоты, свидетельствует о развитии пространственного восприятия. Считают, что младенец в этот период имеет целостную картину мира. Сенсорные процессы, которые включены в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

У однолетних младенцев выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развивается познавательная активность. Они выделяют предметы, начинается их активный поиск, формируется ассоциативная память. Первое полугодие ребенок способен узнавать предметы, а во втором полугодии она может воспроизводить образ предмета по памяти. В конце первого года жизни появляются признаки наличия мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Возникает тесная связь между восприятием и действием.

Раннее детство. В период раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связано отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой восприятия является эмоциональная аффективность. Аффективное характер приводит к сен-сомоторнои единства. Ребенок видит предмет. Он ее привлекает и соответственно ребенок начинает действовать. От года до двух ребенок пользуется различными вариантами исполнения одной и той же действия.

Читайте также:  Развитие ребенка таблица роста и веса детей

Мышление в этот период называют наглядно-действенным. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. К концу раннего детства состоит способность к обобщению, переноса опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Основную роль при этом играет восприятия. В течение раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления, действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Начало формирования наглядно-образного мышления совпадает со становлением элементарной самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Дошкольный период. В дошкольный период восприятия теряет свой аффективное характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдение, поиск). Непроизвольное внимание и память преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Но уже в этот период дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, а память начинает включаться в процесс становления личности. Именно 3-4 года жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных данных. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение превращается в творческую. Воображение ребенка формируется в игре. Преобразование действительности возникает не только путем комбинирования, но и посредством предоставления предметам новых свойств.

Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления. Основными линиями развития мышления в дошкольный период являются:

– Улучшение и совершенствование наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредованной памяти.

– Начало формирования словесно-логического мышления путем использования языка. Сначала ребенок усваивает значение слова, учится его использовать. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к установлению связей. Затем ребенок познает систему понятий, которые отражают отношения между людьми.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяются воображение, мышление и речь. Внутренняя речь функционирует как средство мышления.

4

В течение первого года жизни у ребенка развивается фонематический сторону речи. Осуществляется переход от громких реакций в словосочетаний, а от них к словоутворень. В частности, наблюдается такая последовательность: 2-й месяц – ребенок слушает звуки, возникает спонтанная вокализация; 3-й месяц – ребенок узнает голос, использует звуки в “разговоре” с взрослым, появляется гуление; 7-8-й месяц – возникает реакция на слово, лепет, вокализация при манипуляциях, формируется интонационное и фонематическое поле мозга, понимание языковой ситуации, отдельных слов; 1012-й месяц – устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, появляются первые слоги.

В этот период развитие речи осуществляется через включение ребенка в общение со взрослым. Сначала возникает внимание к его речи, а потом ребенок подражает взрослому.

Второй год. Устанавливается связь фонетической (звуковой) и смысловой стороны речи. Наблюдается самостоятельность речи. Ребенок может говорить, произносить слова, не придавая им определенного содержания, или же повторять слова, которые сама не понимает.

Слова часто опережают мышления. Речь имеет сильный эмоциональный заряд. Здесь больше развивается пассивный словарь ребенка. Большинство детей говорит простыми предложениями.

Третий год. Формируется элементарная грамматика. Развитие речи обусловливается не только общением со взрослым, но и включением ребенка в практическую деятельность. Формируется регулирующая функция речи (ребенок подчиняется инструкции взрослого), умение слушать и понимать литературные произведения.

В дошкольный период речь становится средством общения, мышления ребенка и сознательного изучения. Развивается звуковой и грамматический сторону речи. В игре в процессе общения со сверстниками развивается диалогическая речь. Формируется интеллектуальная функция речи. Оно регулирует практические действия ребенка.

Растет активный словарь, позволяющий дошкольнику перейти от ситуативного к контекстному речи. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок может рассказать сказку, передать свои впечатления. В этот период ребенок не только активно овладевает языком, а и самостоятельно создает новые слова.

Развитие общения ребенка первых семи лет жизни с взрослым

(М. Лисина)

Возраст

Период

Форма общения

Потребность ребенка, удовлетворяется в общении

1

2

3

4

До 6

месяцев

Младенцы

Ситуативно-личностное общение (общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств; функцию общения выполняет комплекс оживления)

Потребность в положительном отношении и внимании

6 мес. –

3 года

Раннее детство

Ситуативно-деловое общение (разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий; экспрессивно-мимические средства дополняются предметными)

Потребность в сотрудничестве

3-5

лет

Младший и средний дошкольный возраст

Внеситуативно-познавательное общение (совместная с взрослым познавательная деятельность, основной мотив общения – познавательный, сотрудничество носит теоретический характер, об-

Потребность в уважении взрослого

1

2

3

4

ковки со взрослым – путь к пониманию важных проблем)

4 – 6 лет

Средний и старший дошкольный возраст

Внеситуативно-личностное общение (взрослый -конкретные член общества, ребенок сосредоточена на свете людей, а не предметов, она усваивает моральные нормы, правила социального взаимодействия)

Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Источник