Развитие мышления ребенка до года

Вы можете помочь малышу стать более любознательным, более сообразительным, более внимательным и более уверенным в себе. И все это легко и мягко, но на максимуме природных возможностей.
Дайте ребенку безопасное пространство для развития
Нет, не мягкую белую комнату, как для буйных сумасшедших, а место, в котором присутствуют некоторые опасности, но лишь те, с которыми малыш сможет справиться. Сам или при вашей поддержке и обучении. То есть табуретки убирать не надо. И спорткомплекс разбирать не надо тоже.
В безопасном, но при этом все же провоцирующем развитие пространстве ребенок спокойнее. Он учится соизмерять свои силы. Идти на оправданный риск. И становится сильнее, ловчее, внимательнее. Но главное все же то, что он становится увереннее в себе. Вам ведь хочется, чтобы ребенок с первых месяцев верил в себя и свои силы?
Наполните пространство объектами, которые ребенок сможет самостоятельно изучать
Нет, не надо заваливать комнату тоннами игрушек. И даже десятками ярких, мигающих, пищащих не надо. Вы же сами устаете от мельтешащей в городе и на экранах рекламы, верно? Вот и внимание детей не стоит перегружать.
Важнее всего природные объекты — и их хорошо изучать в естественной среде, то есть гулять на свежем воздухе. Это очень важно для развития мышления, а не только для здоровья. А дома хороши предметы обихода, пользование которыми ребенок постепенно и будет осваивать. Ложки, баночки, крышечки, кастрюльки, тряпочки и чем вы там еще орудуете ежедневно.
Постепенно вы будете доверять ребенку все больше посильных ему объектов — поисследовать, поиграть, освоить. И вырастет у вас самостоятельный человек, умеющий о себе позаботиться. Это очень вас порадует уже через несколько лет, когда вам не придется утром, торопясь на работу, еще и одевать сына или дочь.
Провоцируйте движение
Оставляйте ребенку препятствия, вешайте канаты, кольца, кладите игрушки повыше, чтобы он мог дотянуться, но приложил усилия. Не приносите и не давайте в руки все и сразу. Дайте ребенку самому добраться, достать, взять. Еще дайте ему возможность осваивать пространство — залезть, пролезть, подняться на высоту. Высота, которую малыш освоит сам, не принесет ему вреда, а вот ставить его на ступеньки не надо. Страхуйте, но не держите. Не подталкивайте — просто будьте рядом.
Движение для ребенка до года — это и есть развитие. Освоение возможностей тела стимулирует мозг. А необходимость подумать и самому преодолеть препятствие развивает мышление.
Не мешайте думать и делать
По возможности не прерывайте занятия и размышления ребенка. Без необходимости не вмешивайтесь — не лезьте, не подсказывайте, не хвалите, просто наблюдайте и радуйтесь про себя. Именно так развиваются умение концентрировать внимание и умение увлекаться делом.
Кроме того, в будущем вам пригодится уважение ребенка к вашим делам и мыслям. Ребенку придется научиться не прерывать вас, когда вы заняты, не перебивать, когда вы разговариваете, и выбирать игры потише, когда вы погрузились в раздумья. Лучший способ выработать такое умение — ваш пример.
Не помогайте, пока не попросят
Вмешиваться в процесс, которым занял себя ребенок, имеет смысл в двух случаях: если есть опасность и если вас просят. Пока малыш увлечен своим делом, ваша роль — наблюдение. Не предлагайте новых способов играть в игрушку, не показывайте, что и как, пока вас не призовут взглядом или возгласом.
Ребенок нервничает, что не справляется? Держите себя в руках и сидите (или стойте) на месте. Пока не позовет или не разревется, ничего не делайте. Когда ребенок вас позвал, то сначала обнимите его, чтобы снять напряжение, а уже потом начинайте вместе думать и беседовать. Если ребенок расплакался — утешайте, ласкайте, но не пытайтесь решить проблему вместо малыша. Слезы от неумения с чем-то справиться тоже важны для развития. А учить действовать правильно будете потом. В игре.
Да, иногда бывают случаи, когда можно и даже нужно помочь. Ну не будете же вы смотреть, как ребенок застрял ногой в решетке и не может выбраться?
Но когда дело касается самостоятельной игры — держитесь и не влезайте. Ваша помощь может помешать ему самому догадаться, сделать открытие, додумать. Просто верьте в своего ребенка. Не кормите его готовыми ответами — вашей ненужной помощью. Чтобы он потом не просил вас решать за него задачи, а увлеченно учился сам.
Аплодируйте успехам!
У ребенка что-то получилось впервые — хлопайте в ладоши и радуйтесь! Что-то получилось лучше, чем раньше, — аплодируйте!
Если же что-то не удается — помните, что он просто экспериментирует, учится, тренирует навыки, развивает мышление. Не можете смотреть на неудачи — не смотрите, чтобы не нервничать. Пусть сам ковыряет ложкой в тарелке и разбрызгивает кашу, потом все отмоете — и ребенка, и стул, и кухню. Ну или постелите заранее клеенки, чтобы было легче убирать. А малышу, довольному, что сумел поесть сам, поаплодируйте. Нет, вы не закрепите у него мысль, будто радуетесь свинству. Просто потом нужно будет аплодировать, когда он, подражая вам, будет стараться вытереть себя, а следом начнет мыть тряпочкой стул и стол.
Вы хотите видеть ребенка, который радуется своим успехам и горит желанием учиться новому? Отлично. Этой радости уже достаточно, чтобы мышление у ползающего малыша хорошо развивалось.
Можно не играть с утра до вечера в особые «методические» игры и не вертеться вокруг с бубнами и сказками. Эффективное мышление тренируется в самых простых играх и самых простых вещах.
От редакции
Какими вы хотите вырастить своих детей? Задумывались ли вы, что именно хотите им дать? Если да, то узнайте, как делать правильный выбор в сложных ситуациях воспитания детей, из статьи психолога и мамы троих детей Ольги Юрковской — https://psy.systems/post/chto-vy-xotite-dat-svoim-detyam.
Кстати, многих психологов часто спрашивают, как стать идеальной мамой. Что нужно говорить детям, каким навыкам обучать, чтобы оградить их от влияния улицы, заставить хорошо учиться, помогать по дому, ложиться спать без капризов (список можно продолжать еще на страницу)? У Ольги Юрковской есть краткий и понятный ответ на этот вопрос — https://psy.systems/post/idealnye-deti-vyrastayut-u-neidealnyx-mam.
Источник
Вот ребенок впервые приподнял голову, чтобы посмотреть, куда удаляется мама, вот сделал первое движение в сторону игрушки, чуть позже – сказал первое слово для обозначения того, чего ему хочется. Все это – первые проявления сознательной деятельности ребенка, которая определяются его мышлением.
По определению А. В. Брушлинского, мышление – это всегда искание и открытие существенно нового (здесь имеется ввиду, что открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида, а не всего человечества) (1). . Например, он задумывается над устройством той или иной игрушки, пытается понять некоторые отношения между людьми, овладевает все более сложными навыками и умениями.
В то время, когда ребенок развивается, у него начинают последовательно включаться различные гены, определяющие направление дальнейшего развития его центральной нервной системы (Анохин К. В., 2000), и по этой последовательности развитие малыша можно подразделить на различные периоды, “ступеньки” развития.
Начало каждой новой “ступеньки” можно определить как появление нового информационного “измерения” в системе знаний ребенка об окружающем мире (осязание, зрение), или качественное увеличение объема получаемой информации (ползание, понимание речи). Каждая “ступенька” обозначает период работы над новым ощущением и активное его использование. Уже известные факты дополняются новыми свойствами (маму он уже знает, но теперь он ее еще и видит). А познавание новых объектов идет с использованием всех имеющихся знаний.
Итак, “ступеньки”:
Новорожденный (первые две-три недели).
Через тактильные ощущения ребенок ощущает мир. На этом этапе у него образуются ”физические” образы. В основу образа ложатся впечатления от ощущения, полученные с помощью слуха, осязания и обоняния (8, 9).Двух–трехнедельный.
Ребенок начинает видеть. В это время он начинает ощущать взаимосвязи между присутствием близкого человека (мама подошла) и своим последующим эмоциональным состоянием. Осознает, какая его реакция вызовет соответствующую реакцию у мамы, и пользуется этим.Ребенок начинает двигаться в нужном ему направлении (трех–шестимесячный).
Каждый раз, с освоением какого-то нового движения, ребенок более активно исследует окружающий мир. Благодаря этому уменьшается его эгоцентризм (он для себя еще центр мира, но уже на пороге понимания, что если ему что-то надо, то для достижения цели ему надо сделать какие-то движения (подползти)).Пяти-семимесячный.
Ребенок постепенно начинает идентифицировать себя как человечка. В первую очередь, это выражается в том, что он начинает себя “ощущать” отдельно от мамы. До этого – ее руки, ноги – воспринимаются как продолжение его собственного тела. Появляется комплекс “испуга”, т. е. ребенок боится незнакомых, плачет в отсутствии привычного лица. Параллельно с этим формируется модели взаимоотношений с близкими людьми, которые, впоследствии, сложно переделать. Тот человек, который в это время был наиболее близок к ребенку, и с которым ребенку было комфортнее всего, становится наиболее близким ему на долгое время (таким образом осуществляется импритинг).
Спустя некоторое время возникает момент, когда ребенок может сказать “нет”. Это уже следующая стадия идентификации его как человечка (4).До этого возраста не нужно нагружать ребенка фактическими знаниями. Даже при больших усилиях эффект от этого небольшой. Более того, это вредно, т. к. все усилия ребенка в это время направлены на развитие его органов чувств, а эти “уроки” могут содействовать тому, что он, недоразвив свои органы чувств, перескочит на подаваемый материал. Лучше стимулировать его различными способами (показывать яркие картинки, игрушки, гладить его разными (по фактуре) тканями, включать красивую музыку, разговаривать с ним).
Стадия “предговорения” (восьми–двенадцатимесячный)
Еще задолго до того, как младенец впервые произнесет правильно выбранное слово, его мозг будет готовиться к этому, занимаясь планированием миллиарда действий и выработкой понятий. Дамазиу предположили, что речь можно рассматривать как трехкомпонентную систему: образование слов, представление понятий и промежуточные процессы, играющие роль посредников между первыми двумя компонентами (3).В возрасте же восьми-двенадцати месяцев, перед тем, как ребенок начнет говорить, в его мозге закрепляются взаимосвязи:
предмет – слово (название)
действие – слово
Все эти связи имеют эмоциональную окраску. И когда они образуются в полной мере, начинают формироваться зачатки абстрактного мышления.
Однако бывают и отклонения: некоторые дети с дефектами понятийных систем тем не менее научаются грамоте. Это связанно с тем, что созревание речевых процессов не всегда идет параллельно формированию понятий (3).
Существует чередование открытий в области физической активности и в области словообразования. Оно заключается в том, что пока ребенок осваивает какое-нибудь новое движение (п. 3), – развитие в области словообразования (п. 5) на время замедляется. Потом совершенное открытие дает новый импульс к развитию понятийных связей.
Источник
Редактор
Татьяна Блинова
Развитие ребенка до года затрагивает все сферы. Он стремится двигаться, учится осознавать мир вокруг, проявляет интерес к людям и предметам. Чтобы правильно построить программу раннего развития, обсудим, какие этапы проходит мышление ребенка в этот период
Говоря о развитии ребенка первого года жизни, родители иногда придерживаются полярных точек зрения. Одни считают, что вырастить гения можно с пеленок, начиная обучать кроху буквам. Другие относятся к новорожденному как к несмышленому карапузу, полноценно общаться с которым можно будет начать позже. Истина – посередине. Чтобы понять, как способствовать развитию детей до года, внимательным мамам и папам нужна информация о том, как же развивается мышление малыша в первый год его жизни.
Новорожденный
Основа развития ребенка в первые 2-3 недели – тактильные ощущения. С их помощью малыш формирует базовые представления о мире на основе слуха, осязания и обоняния. Крохе пока сложно отделить себя от мамы, для него взрослый – физическое продолжение его самого.
Малыш в 2-3 недели
Стремительно развивается зрение. Малыш четче видит окружающих, сопоставляет зрительный образ с полученной ранее информацией на уровне сенсорики. Ребенок начинает ощущать взаимосвязь своего настроения с присутствием значимого взрослого (мамы).
А еще уже в этом возрасте ищет способы эмоционального взаимодействия с окружающими (осознает, какая его реакция вызовет желанные для него ответ и пользуется этим).
«Движение» (3-6 месяцев)
Этот период развития детей до года дарит крохе свободу движения. Он осознает, что может контролировать свое тело, начинает ощущать его границы и возможности. Каждый раз с освоением нового двигательного навыка, ребенок более активно исследует окружающий мир.
Одновременно снижается концентрация малыша только на себе. Он для себя еще центр мира, но уже находится на пороге понимания, что для достижения цели следует прикладывать усилия и двигаться.
Занимаясь в этот период ранним развитием, не стоит делать акцент на фактической информации. Правила развития ребенка гласят, что лучше уделить время развитию органов чувств и спорту.
Читай также: Раннее физическое развитие: спортивный уголок в жизни грудничка
Малыш в 5-7 месяцев
Развитие мышления ребенка продолжается. В этом возрасте появляются зачатки ощущения себя как отдельной личности. Он уже научился разделять «своих» и «чужих» взрослых, различает для себя их особенности, с каждым формирует разные модели поведения (может испугаться незнакомца, улыбаться только папе и т.д.)
Хотя родителям кажется, что ребенок уже достаточно подрос, ему все еще необходим тесный контакт с близкими, так возникает особое базовое доверие к миру.
«Предговорение» (8-12 месяцев)
До первых предложений малыша пройдет еще достаточно времени, но его мозг уже готовится к этому, занимаясь сопоставлением того, что слышит, с теми предметами и явлениями, которые видит. Закрепляются первые взаимосвязи: «предмет (действие) – слово (название)». Так зарождается абстрактное мышление на уровне понятий.
Правила развития ребенка рекомендуют больше разговаривать с ним, читать книги, называть все вокруг, закладывая основы будущего словарного запаса.
Зная эти этапы развития ребенка, ты сможешь лучше понять своего малыша. Пусть ваше общение радует тебя каждый день!
Читай также: Сенсорные игрушки: что это и зачем они нужны ребенку до года?
Фото: depositphotos.com
Источник
Первый год жизни очень важен для крохи. В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, и мама должна создать для него самую благоприятную развивающую обстановку. Многие родители считают, что развитие их малыша тем будет лучше, чем больше он будет посещать разного рода развивающие занятия. По утверждению многих психологов, это заблуждение.
Во-первых, больше всего младенец нуждается в маме – круглосуточное общение с ней и успокаивает его, и способствует его эмоциональному развитию, а это – основа всех основ.
Во-вторых, необходимую развивающую среду каждая мама может организовать у себя дома. Для этого необязательно покупать дорогие игрушки. Достаточно знать особенности развитие ребенка до года и подобрать несколько развивающих подручных средств или сделать из них игрушки своими руками. Давайте более детально пройдемся по всем направлениям развития ребенка до года.
Вам понадобятся:
терпение;
время;
нежность и ласка;
спокойное отношение к беспорядку;
предметы домашнего обихода;
подручные средства;
1
Эмоциональное развитие
Раскроем вам один нехитрый секрет: чем больше любви, тепла и положительных эмоций от общения с мамой получил ребенок в первые месяцы жизни, тем лучше это скажется на его развитии.
Первое, что мама должна делать – не читать малютке книжки, а постоянно лелеять его, обнимать, пестовать и целовать. Это не значит, что книги читать совсем не нужно, но «напитать» кроху своей любовью должно быть в приоритетах.
Чаще носите малыша на руках. Не бойтесь, что он привыкнет к ним. После года малыш будет ориентирован на внешний мир, поэтому нормально развивающийся ребенок с удовольствием будет исследовать интересное окружение. Беря младенца на руки, пойте ему песенки, рассказывайте потешки. Встречаясь с ним глазами, улыбайтесь ему.
Уже с месячного возраста малютку привлекают человеческие лица, поэтому чаще ловите его взгляд и дарите нежные улыбки.
Для эмоционального развития ребенка до года также важен тактильный контакт с мамой. Чаще обнимайте малыша, поглаживайте его. Массаж – отличное упражнение для интенсивного развития младенца: своими мягкими прикосновениями вы не только разогреваете маленькие мышцы, а и насыщаете кроху физическим и эмоциональным теплом. Надо ли говорить, какую роль в эмоциональном общении играет грудное вскармливание.
Старайтесь, чтобы во время прикладывания ребенка к груди с ним был контакт кожа к коже.
Такое взаимодействие с малышом сполна удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с мамой.
2
Развитие мышления
- У маленького человечка мышление начинает развиваться в плоскости взаимодействия с предметами.
Он манипулирует ими, пытается строить причинно-следственные связи, находить им применение и т.д. Поэтому лучше, если вы не будете заваливать кроху всевозможными игрушками, а подберете для него безопасные предметы из домашнего обихода. Развивающие игрушки, безусловно, нужны, но нужно дать простор фантазии ребенка. Поверьте, игрушки могут ему быстро наскучить (если не покупать их каждые три дня), а баночки, кастрюли, коробки и прочая утварь займут малыша надолго. Кроме того, для интенсивного умственного развития старайтесь исчерпать все возможности взаимодействия с предметом. Усложненные игрушки, напичканные электроникой, не имеют большого арсенала действий. Нажал на кнопочку – извлек звук и все.
Чем проще игрушка (лоскутки, стаканчики, коробки, кубики и т.д.), тем больше возможностей для игры она создает.
- Для развития мышления ребенка до года он должен видеть результат своих действий.
Бросил игрушку – она упала, потянул за пеленку – она оказалась в руках. Создавайте для малютки благоприятную обстановку, чтобы он исследовал мир и делал свои выводы. Пусть в конце дня у вас будет беспорядок и даже пара разбитых чашек, но зато какой бесценный опыт приобретет малыш за этот день! Только обезопасьте окружение крохи. Правда, прикоснуться к умеренно горячему утюгу иногда бывает полезно – маленький исследователь будет знать, что кое-где его подстерегает опасность.
Ближе к году у малыша появляется новое открытие: можно приспособить один предмет, чтобы проделать какое-то действие с другим.
С помощью длинной палки можно достать закатившийся под кровать мячик. Став на стул, можно дотянуться до чашки. Эта цепочка действий приводит к новому витку мышления, поэтому создавайте больше таких ситуаций, где ребенок находит применение бытовым предметам.
3
Речевое развитие
Уже с первого месяца жизни малютка должен слышать речь взрослых – так начинается речевое развитие ребенка до года.
Чем больше песенок, стихов и потешек будет в запасе у мамы, тем богаче окажется первый словарный запас малыша.
Можете инсценировать некоторые любимые потешки крохи, приспособив для этого несколько игрушек. Такая театральная игра для малыша – настоящее чудо, когда игрушки оживают вместе с вашими словами.
Используйте все возможности для обогащения словарного запаса ребенка. Дома вы или на прогулке – постоянно рассказывайте, что малютка видит перед собой, а также комментируйте свои действия. Называйте слова громко, четко, не быстро, делая паузы между ними. Лучше обходиться односложными предложениями, чтобы кроха схватывал основную суть. Но только после многократного повторения информация будет откладываться в маленькой головке.
Отличным пособием для развития речи ребенка до года являются карточки Домана – серия картинок, объединенных по темам.
Их можно купить или распечатать из интернета. Это пособие представляет собой несколько групп картинок, доступных для детского восприятия (например, овощи, фрукты, транспорт, игрушки, цвета и т.д.). Под каждой картинкой находится ее название печатными буквами разных цветов (синие – согласные, красные – гласные). Показывайте крохе серию из 8-10 картинок в течение 4-5 дней, произнося их названия (лучше всего их показывать по 5-7 секунд 3-5 раз в день). Затем – меняете тематику и продолжаете в том же духе. Через 2-3 месяца – новый круг повтора. Регулярно занимаясь с ребенком при помощи этих карточек, вы значительно обогащаете его словарный запас, хоть и проявится это немного позже. Психологи рекомендуют заниматься с малюткой уже с трех месяцев.
Не забывайте развивать артикуляционный аппарат крохи. Подберите несколько игровых упражнений и в занимательной форме предлагайте малышу произносить некоторые звуки.
Хорошим упражнением для развития артикуляции ребенка являются его «кривляния» с мамой.
Суть таких занятий проста: сажаете кроху перед собой и начинаете кривляться, произнося смешные звуки. Ребенок наблюдает за вашим выражением лица, обращая внимание на движения рта и звуки, которые вы издаете. Через несколько «занятий» малыш будет пытаться повторять за вами. Как показывает практика, дети после таких упражнений начинают разговаривать раньше своих сверстников, к тому же их речь отличается правильностью и четкостью.
4
Двигательная активность
Умственное развитие ребенка до года напрямую зависит от его физической активности. Чтобы дать ребенку исследовать окружающий мир, не следует ограничивать его свободу передвижения. Уже с 3-4 месяцев можно выкладывать малыша на пол, чтобы он пытался дотянуться до игрушки, а начиная с 5 месяцев, игровое пространство ребенка должно организовываться исключительно на полу. Раскладывая недалеко от малютки игрушки, вы поощряете его к ползанию, а если положить несколько привлекательных игрушек на диван, он будет пытаться встать, чтобы дотянуться до них.
Физическому развитию ребенка до года способствует гимнастика, которую целесообразно проводить с крохой, начиная с 3-х месяцев.
Несложные движения с разминанием ручек, ножек, с поворотами корпуса влево и вправо вам покажет врач. В соединении с массажем гимнастика – отличное укрепляющее и закаливающее средство для младенцев.
Заметим, грамотно организованная двигательная активность ребенка до года закладывает прочную основу для всего его дальнейшего развития.
Без движения невозможно восприятие окружающей среды, а полноценное восприятие ведет к совершенствованию всех психических функций: памяти, мышления, внимания, речи.
Организуйте домашнее пространство так, чтобы крохе попадались предметы разной формы и материала. Смастерите для малыша развивающий коврик, на который нашейте всевозможные застежки, липучки, пуговицы, змейки – пусть малютка ползает по нему и экспериментирует с этим богатством. Создайте для маленького труженика «рабочую зону»: поставьте несколько коробок с разным содержимым, приспособьте пару шкафчиков для исследования. Важно не ограничивать движения малыша, ведь он пытается изучать свои физические возможности и применять их на практике.
Заключение
Заключение
Если вы – строгий приверженец порядка, то полноценно развивать ребенка до года вам будет тяжело. Ведь если малыш начинает исследовать свое пространство, то вокруг создастся сплошной беспорядок, убирать который нет смысла: через полчаса будет то же самое. Разбросанные игрушки и предметы домашнего обихода, перевернутые коробки, открытые дверцы тумбочек с выпавшим содержимым… К этому можете еще добавить постоянный шум – стучать по кастрюле разными предметами так увлекательно, проверяя, не стукнет ли следующий громче предыдущего! Приблизительно такая атмосфера в доме у мамы, которая создает все необходимые условия для развития ребенка. И все грани этого развития должны тесно переплетаться между собой, подталкивая вперед друг друга, – великая и мудрая Природа создала все предпосылки для этого.
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник