Развитие мышления ребенка через музыку

Часто родители считают, что занятия музыкой не особенно важны для ребенка, если он не будет профессиональным музыкантом. Но ученые призывают все же знакомить своих детей с миром звуков и гармоний. Как показывают результаты последних исследований, музицирование повышает IQ и уровень грамотности, улучшает память и внимание, активизирует креативное мышление и воображение. Ученики музыкальных классов в сравнении со своими сверстниками более успешны в изучении иностранного языка, меньше тревожатся и умеют управлять своими эмоциями. Но чтобы ощутить воздействие всех этих полезных свойств музыки, заниматься ей нужно с увлечением и удовольствием. 

Уроки музыки улучшают успеваемость

Свой вклад в дискуссию о пользе уроков музыки решили внести голландские ученые. В университете VU University Amsterdam (Амстердамский свободный университет) было проведено долгосрочное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience. «Несмотря на то, что музыка оказывает благотворное влияние на познание, этот предмет исчезает из учебных программ», – говорит Артур Яшке из университета в Амстердаме, ведущий специалист исследования. «Это побудило нас инициировать долгосрочное изучение возможного воздействия музыкального образования на познавательные навыки, которые могут лежать в основе успеваемости», – говорит он. В эксперименте приняли участие 147 детей из разных голландских школ. К их учебной программе начальной школы были добавлены и музыкальные занятия.  

Через 2,5 года оценивалась успеваемость детей, а также различные познавательные навыки. Исследователи обнаружили, что дети, в программе у которых были уроки музыки, стали учиться намного лучше по сравнению с другими учениками. Они показали прекрасные результаты в способности запоминать информацию, рассуждать и формулировать мысли, планировать, организовывать и выполнять задания, а также контролировать эмоции. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что познавательные навыки, которые ребенок приобретает на музыкальных занятиях, переходят и на другие предметы, не связанные с музыкальной деятельностью.  

Дополнительное доказательство пользы уроков музыки для развития когнитивных способностей предоставили ученые из Лондона. Они выяснили, что показатели по математике, чтению и письму у детей, которые посещали уроки музыки, улучшилась на 10–18 процентов по сравнению с немузыкальными классами.  

Многие, наверное, знакомы с теорией о том, что произведения Моцарта повышают интеллект. Но дело здесь не только в музыке Моцарта. Психолог из Университета Торонто Гленн Шелленберг на конференции в Институте мозга в Мельбурне представил данные о том, что уроки музыки повышают IQ. В своем исследовании в течение одного года он тестировал четыре группы первоклассников. В первой дети учились играть на пианино, во второй пели, в третьей получали уроки актерского мастерства, в четвертой не посещали никаких творческих занятий. В конце учебного года уровень IQ вырос у всех детей неодинаково. Самый маленький прирост оказался у группы без творческих предметов – балл вырос на 3,9 пункта, а самый высокий в вокальной группе – на 7,6 пункта.  

Занятия музыкой помогают изучать языки

Современные родители хотят как можно раньше научить ребенка иностранному языку. А между тем, его изучение будет намного эффективнее для ученика, знакомого со строением речи музыкальной. Занятия музыкой развивают слух и повышают умение различать оттенки разных тембров и высот. То же самое требуется и при изучении другого языка: мы должны четко слышать звуки речи и чувствовать ее интонацию.  

Музыка и речь имеют очень много общего, считает нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. «Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно… Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые… Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь… Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая и изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет».  

Это мнение подтверждает и исследование, проведенное в Северо-Западном университете (США). Его результаты показали, что музыкальные упражнения могут оттачивать развитие мозга, улучшать языковые навыки и грамотность даже в подростковом возрасте. В течение трех лет специалисты отслеживали успеваемость 40 учеников средней школы. Половина из них посещала уроки музыки, а другая половина проводила это время в спортивном зале. В итоге успехи в языковых предметах были отмечены у всех учеников, но большего достигли те, кто занимался в музыкальных классах. Записи мозговой активности показали у этих подростков более быструю реакцию на звук и большую чувствительность к его деталям. 

Музыка стимулирует нестандартное мышление 

Сегодня многие крупные корпорации тратят огромные средства и время на то, чтобы повысить оригинальность мышления своих сотрудников. Важно быть не только компетентным специалистом в определенной области. Нужно уметь мыслить, выходя за рамки привычных стереотипов. Именно уроки музыки могут научить мозг, как находить новое и нестандартное решение проблем, считает канадский психолог Сильвен Морено. Такой вывод основан на исследовании с двумя группами детей. Первая группа участвовала в 40-часовой программе музыкальной подготовки, где дети пели, слушали музыку и занимались ритмическими упражнениями. Вторая проходила программу художественного развития. Затем дети из обеих групп прошли тестирование. Оказалось, что ученики музыкального класса лучше справлялись с заданиями на концентрацию, внимание, запоминание и быстрее осваивали новую информацию, чем участники арт-группы. 

Нет сомнений, что творческие предметы закладывают фундамент нестандартного мышления. Возможно, именно уроки музыки помогут будущему ученому раскрыть тайну клетки или придумать более эффективные микрочипы. Так, физик-теоретик, автор теории относительности Альберт Эйнштейн большую часть своей жизни любил играть на скрипке. Он говорил, что музыкальные и научные идеи рождаются из одного источника и дополняют друг друга. Его старший сын вспоминал, что часто отец искал выход из тупиковых ситуаций с помощью музыки. Именно скрипичные этюды «возвращали ему душевное равновесие и способствовали анализу». Размышляя над какой-нибудь проблемой физики, Эйнштейн брал в руки скрипку и играл до тех пор, пока не останавливался со словами: «Я все понял!» В течение многих лет его излюбленным занятием была игра на рояле в четыре руки с матерью или младшей сестрой, а также сочинение вариаций на собственные музыкальные темы. Позже он говорил: «Такая импровизация столь же необходима для меня, как и работа. И то, и другое позволяет достичь независимости от окружающих». 

Творчество «влияет на внутреннюю жизнь и мышление человека, делая его совсем непохожим на стандартный образец бездумного специалиста. Многие известные ученые делают свою жизнь богаче за счет музыки, искусства и литературы. Ученый-химик, нобелевский лауреат Манфред Эйген играет в камерном оркестре, политик Юджин Маккарти пишет стихи… Крупный бизнесмен Роберт Гэлвин коллекционирует старинные морские карты и изучает конституционную историю. Такая широта интересов, выходящая далеко за границы профессиональной области, является одним из важнейших качеств, которые современное образование и общество могут изжить… Это вредно, и не только для души – за счет узкой специализации снижается вероятность возникновения творческих прорывов, которым предстоит обогатить нашу культуру», – считает  Михай Чиксентмихайи, американский профессор психологии. В течение 30 лет он изучал биографии известных ученых, политиков, бизнесменов, художников и музыкантов, чтобы понять, в чем секрет их успеха.  

Читайте также:  Ребенок в 2 месяца развитие здоровье

Уроки музыки развивают творческое отношение к жизни

Занятия музыкой кажутся многим бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения пользы, которая не так очевидна, как от решения уравнений по математике. Но именно музыка поможет развить в ребенке творческое отношение к жизни. Ведь музыкальные занятия обращены не столько к знаниям, сколько к душе ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость. Удивительно, но часто люди живут в каком-то обезличенном потоке, не задумываясь о том, что они чувствуют и почему. Творческий человек всегда знает, зачем он делает ту или иную вещь, он тонко ощущает боль, скуку, радость, заинтересованность и другие эмоции. Это помогает сделать повседневную жизнь более интересной, эмоциональной и продуктивной.  

Неизвестно, чем будет заниматься ребенок в будущем, поэтому в начальной и средней школе он знакомится с разными областями науки и искусства, чтобы получить целостное представление о мире, в котором так много интересного. Попытаться разобраться в том, что в жизни нравится, а что не нравится. Никто, например, не сомневается в том, что важно знать творчество Пушкина или Шекспира. Музыка – это часть культуры, которую мы хотим передать ребенку. И было бы странно не использовать такой многообразный ресурс культуры из-за незнания, как он может повлиять на нашу жизнь.  

Как и в любой дисциплине, многое, конечно, зависит от преподавателя, который сможет в ярких красках представить этот удивительный «звучащий» мир и раскрыть в ребенке творческий потенциал. Ведь никакого развития когнитивных навыков не произойдет, если творческие занятия превратятся в скучные лекции и монотонные упражнения. Ребенок с радостью побежит на музыку, если он там будет петь, играть на музыкальных инструментах и сочинять свои музыкальные истории. Участвуя в творческом процессе, человек чувствует, что живет насыщеннее, чем в прочие моменты. У него пропадает страх перед ошибками, появляется ощущение внутренней свободы. И только таким образом музыка сделает мир ребенка ярче и поможет настроить мозг для будущих профессиональных достижений.  

Благодарим Вас за прочтение данной статьи! А если Вам понравилось – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!

Источник

Донченко Елена Анатольевна
Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование

«Развитие музыкальных способностей и

формирование творческого мышления дошкольников

через элементарное музицирование»

Цель: Ознакомление участников РМО с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

• представить методы и приёмы элементарного музицирования;

• повысить уровень профессиональной компетентности, мотивацию на системное использование в практике;

• создать условия для обретения своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

Т. Э. Тютюнникова.

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…»

В. А. Сухомлинский

М. И. Глинка, П. И. Чайковский, В. А. Моцарт, С. С. Прокофьев, И. С. Бах, Д. Д. Шостакович… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги? А может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя – писателем.Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия музыкальных способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании творческих и профессиональных способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится известным пианистом, а врача – виртуозом скрипачом. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом – эти факторы определяют в будущем и способности и характер человека.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого.

Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Что такое музыкальность? Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок.Еще Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Значение развития творческих способностей в формировании личности ребенка

Музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой музыкально – творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Формирования музыкально-творческих способностей

Читайте также:  Диагностика умственного развития ребенка 5 лет

Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт Б. Л. Яворского.Основные положения его работ следующие:

— все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога — всемерно стимулировать их;

— важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;

— педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества.

Ученый, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностейсуществуют определенные этапы:

— накопление впечатлений;

— выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;

— двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;

— создание собственных композиций,которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

— собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Идеи Б. Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др.

Условия формирования детского музыкального творчества

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Личности готовой адаптироваться в социуме.

Развивая творческие способности детей мы развиваем, индивидуальные способности каждого ребенка.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Работу по формированию творческих способностей необходимо вести в системе. При построении системы работы по формированию творческих способностей детей следует учитывать синтетическую природу детского музыкального творчества и этапы его развития.

Цель: Развитие личности дошкольника в совокупности интегративных качеств средствами разных видов искусств, которые выражаются в художественно – эстетическом отношении к окружающему, в потребности проявлять себя в творческой деятельности и в способах творческой самореализации воспитанников.

При разработке перспективного плана и подборе репертуара я учитываю синтетическую природу музыкального творчества. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности – пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, поэтому включаю творческие задания в каждый из них. Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, я заметила, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога и друг друга.

Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

Можно предложить детям следующие творческие задания:

• озвучивание стихотворений, сказок;

• озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

• сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

• сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);

• придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т. д.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т. д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т. д.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества.В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми, с целью активизации музыкального развития и творчества детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т. Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

«Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Элементарное музицирование целесообразно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Благодаря введению в образовательный процесс методических приемов по элементарному музицированию и развитию творческого мышления наблюдается положительная динамика развития музыкальных способностей детей.

Музицирование дошкольников на различных музыкальных инструментах, в том числе и со ЗЖ под музыку:

1. Поиграй на своём инструменте. Изучи, какие в нём живут звуки. Постарайся найти разные.

2. Сыграй музыку на своём инструменте, как ты хочешь.

3. Будь дирижёром. Покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь.

4. Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра».

5. Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение.

6. Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь.

Читайте также:  Ступени развития личности ребенка

7. Сыграем вместе.

Музыкальные инструменты, конечно же, составляют главную строку в успехе ЭМ у детей. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих, не плохую службу могут сослужить самодельные.

Пример инструментов.

Барабаны из ведер, обтянутых целлофаном, ксилофон из подвешенных бутылок с водой, хрустальный ансамбль из фужеров, маракасы из киндер-сюрпризов…Что еще, подумайте сами.

Итак, в каких творческих заданиях можно использовать ЭМ?

Вот несколько примеров.

1. Озвучивание стихотворений.

Необходимо прочитать стихотворение, подбирать подходящие по тембру ДМИ и озвучить стихотворение с дошкольниками.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель. – треугольник

По полям бегут ручьи, – глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи – муз. молоточек

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. – тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник. – трещотки, маракасы

Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка

И расцвел подснежник. – колокольчик

Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Более сложный вариант –

2. Озвучивание рассказа по репродукциям картин, которое можно использовать на занятиях совместно с воспитателем.

Перед вами картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.

Пошли они через поле в лесок. (музыкальный молоточек).

Стали собирать ягоды, грибы, аукаться, (дудочки, свирельки)

Птичек слушать, (свистульки)

Не заметила Машенька, как набежали тучи, (погремушки)

Потемнело кругом, загремел гром, (барабан)

Тут посмотрела девочка на небо и ахнула, (барабан)

Взяла Ванечку за ручку и побежала. (музыкальный молоточек)

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал (румба)

А тучи все темнее, гром все громче (усиление звучания барабана)

Тогда схватила сестренка братика,

Посадила себе за плечи (музыкальный молоточек)

И припустилась со всех ног по полю (ускорение темпа)

Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром (маракас, барабан)

Упали первые капли дождя, было страшно (румба)

Но Машенька не бросила малыша, добежала до деревни,

И когда начался ливень (тремоло на треугольнике)

Брат и сестричка были уже дома (глиссандо на металлофоне)

3. Музыкальные зарисовки.

Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.

Осенняя картина.

В зарисовку включаются:

• звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»

• речевая интонационная игра «Осенины»

• песня об осени

Звучащие жесты:

«Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов)

Мелкий дождик моросит

Кап – кап – кап – кап! (удары пальчиками об пол)

В листьях сада шелестит

Кап – кап – кап – кап! (шуршим ладошками)

Мокнет мячик у ворот,

Кап – кап – кап – кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками)

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

Речевая интонационная игра «Осенины, осенины»

Работая над этим текстом, создаётся атмосфера «тихой золотой» осени. Используем звучание самодельных инструментов – шумовых, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.

Осенины, осенины – у дождинок именины.

Осенины, осенины – паутинок именины

Осенины, осенины – разных красок именины

Осенины, осенины- тихих звуков именины.

И в завершении музыкальной зарисовки исполнить песню об осени, подыгрывая себе на ДМИ.

4. И ещё одно оригинальное творческое задание вашему вниманию.

Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т. д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

И в завершении я предлагаю оригинальную игру «Звуковой бутерброд».

5. Игра «Звуковой бутерброд».

Выбираем муз. инструменты “трех семей”по звучанию – например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что – деревянные инструменты – это хлеб, металлические – масло, шумовые – колбаса.Цель игры: научиться поочередно “включать и выключать звук”,то есть:

Я отрезаю хлеб – звучат деревянные инструменты

Затем, мажу маслом – звучат одновременно деревянные и металлические инструменты

А теперь положу колбасу- шумовые инструменты,

Я съела хлеб и масло – замолкают деревянные и металлические,

Осталась колбаса- только шумовые

Съела и колбасу – шумовые замолкают.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.

Заключение

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.

Дошкольный возраст — период, который обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает «вера и правда», необходимо развивать.

“Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему. “

Джанни Родари

И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Мне было приятно с вами работать! Спасибо!

Используемая литература:

1. «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.

2. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.

3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» – Материалы семинара №1 – Москва 2009.

4. С. В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» – СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.

5. Internetресурс: www.orff.ru

Источник