Развитие мышления и речи ребенка в раннем возрасте

«Психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте»

Ранний возраст – это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые качества личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Она возникает постепенно из орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам – например, ложкой едят, лопаткой копают.

Выявляя важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с операциями, которые он совершает. Дети учатся использовать предметы, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.

Ребёнок родится, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью.

На основе практического знакомства с действительностью, складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.

Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

Обычно в начале второго года жизни у ребёнка возникают первые обобщения, которые он использует впоследствии. С этого начинается развитие детского мышления.

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно.

Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Взрослый в разговоре с ребёнком называет одним и тем же словом «стол» различные столы, находящиеся в комнате, или одним и тем же словом «падать» падение различных предметов. Подражая взрослым, ребёнок и сам начинает употреблять слова в обобщённом значении.

Следует, однако, отметить, что в силу ограниченного опыта и недостаточного развития мыслительных процессов маленький ребёнок вначале испытывает большие трудности в овладении общеупотребительным значением самых обыкновенных слов. Иногда он чрезвычайно суживает их значение и обозначает, например, словом «мама» только свою мать, недоумевая, когда другой ребёнок называет так же свою маму. В других случаях он начинает употреблять какое-либо слово в слишком широком значении, называя им ряд предметов, только внешне сходных, не замечая существенных между ними различий. Так, один полуторагодовалый ребёнок называл одним словом «киса» кошку, меховой воротник на маминой шубе, белку, сидящую в клетке, и тигра, нарисованного на картинке.

Характерным для детей раннего возраста является своеобразный характер первых обобщений. Наблюдая окружающую действительность, ребёнок различает в первую очередь внешние признаки предметов и явлений, обобщает их по внешнему сходству. Ребёнок не может разобраться ещё во внутренних, существенных особенностях предметов и судит о них лишь по внешним качествам, по наружному облику.

Второй особенностью детского мышления на ранних этапах его развития является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Сравнение и другие мыслительные процессы ещё неотделимы от практических действий с самим предметом, соединением элементов в одно целое и т. д.

Таким образом, мышление ребёнка раннего возраста, хотя и неразрывно связано с речью, носит ещё наглядно-действенный характер.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. В исследованиях Запорожца и Венгера были разработаны методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления – наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое.

При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет.

Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6-7 лет.

И, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет, и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Таким образом, в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно – действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Помощь взрослого, который показывает ребенку, на что следует обратить внимание, чтобы правильно решить задачу, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его нерасчлененность – ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена, прежде всего, выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок выделит главные и второстепенные.

Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей, Однако общение со взрослым имеет большое значение и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого.

На основе практического знакомства с действительностью у ребёнка складывается мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.

Библиографический список:

  1. Запорожец, А. В. Психология [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: Учпедгиз, 1953.
  2. Леонтьев, А. Н. Очерки психологии детей [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 1950.
  3. Новоселова, С. П. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С. П. Новоселова. – М., 1978.
  4. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльпопина. – М., 1964.
  5. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М., 1958.

Источник

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Речь ребёнка в 2 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого. Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Слушание коротких сказок и небольших рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.

Читайте также:  Моторика и ее роль в развитии ребенка в доу

На втором году жизни малышу интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за предметами окружающего мира и осваивает действия, которые с ними можно производить. Главные проводники в мир новой информации – взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью. Общение с близкими людьми – главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет. Когда ребёнку исполняется два года, он живёт по особым психическим законам, и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.

Именно в это время основной вид деятельности ребёнка – предметная деятельность. Предметная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие ребёнка, поэтому и называется ведущей деятельностью. Примитивные, на первый взгляд, действия, которыми занят малыш (катает мяч, стучит молоточком, лепит кулич и т.д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Ребёнок усваивает окружающую действительность, накапливает чувственный опыт. Следовательно, понимание и освоение мира происходит сначала через решение практических задач.

Какова связь между развитием речи и мышлением ребёнка? С помощью речи ему сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В слове заложено знаковое обозначение всего окружающего мира. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией. Эту закономерность языка малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни. Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната – мебель, игрушки», «Мы едим – овощи, фрукты, посуда», «Животные». Выбрав тему, нужно постараться чаще называть практически каждый предмет и связанное с ним действие. Этот приём склоняет малыша к запоминанию слов. Очень полезно рассматривать предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года.

Нужно дать образец правильного суждения: «мячик красный», а яблоко красное; «кошка лежала», а кот лежал. Такая работа – это начало освоения связной речи. Одновременно с обучением составлению фраз, обращают внимание на произносительную сторону речи. Хотя возможности малыша ещё невелики, всё равно родители учат его говорить чётко, стараться правильно произносить звуки и слова.

Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Обобщение – это новый, более высокий уровень мыслительной действительности, на который ребёнок выходит через речь.

У двухлетнего малыша начинается сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Особое внимание следует уделять расширению активного словаря и формированию первичных представлений об окружающем мире.

Развитие речи у 2-летних детей идёт во многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей высказываться и задавать вопросы.

Источник

Развитие речи и мышления.

Двухлетний ребенок живет по особым психическим законам, и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.

В это время основной вид занятий малыша – предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. Примитивные, на первый взгляд, действия, которыми занят малыш (лепит куличик, бросает мяч и т. д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Ребенок осваивает окружающую действительность, накапливает чувственный опыт. Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических задач. Это важно учитывать при составлении конспекта занятия с такими маленькими детьми.

Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? С помощью речи ему сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. В слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией. Эту закономерность языка малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни.

Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Обобщение – это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок выходит через речь.

У двухлетнего малыша начинается сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. На третьем году жизни функция речи расширяется, она становится средством общения не только со взрослым, но и с детьми.

Целью занятий по развитию речи является не только развитие навыка обобщения, но и способности понимать речь, совершенствовать ее грамматическую структуру. Особое внимание следует уделять расширению словаря и формированию первичных представлений об окружающем.

Взаимодействие семьи и детского сада

по проблеме развития речи детей раннего возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему их маленький школьник безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие усердно занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, – малыш умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития ребенка?

Опыт работы показал, что взаимодействие детского сада и семьи -необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.

Однако подобное взаимодействие не возникает сразу, ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в ходе которой родители периодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в этом вопросе значима; часто все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Читайте также:  Процесс развития ребенка педагогика

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

  • Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  • Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

В нашей стране обследование малыша специалистами-логопедами проводится, в основном, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

  • Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Чтение и письмо – нелегкие навыки, которые требу

    ют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития, которому должна предшествовать серьезная работа.

  • Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характерис-

    тикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.

Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим значительной работы по его исправлению.

Словарный запас ребенка 2-2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3-3,5 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.

В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.

В сознании малышей знакомые слова «оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте. Благодаря этому они понимают и рассказ, не сопровождающийся показом предмета, и иллюстрации того, что видели, пережили; с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.

Интерес к звучащему слову изменяет и активную речь малышей, они стремятся улучшить свое произношение.

На занятиях и в повседневном общении с детьми, решая задачи развития нравственных чувств, например при показе инсценировок с куклой, с игрушкам и животными, при рассматривании картинок, надо обращать внимание ребенка на состояние и настроение действующих лиц, обогащая соответствующий словарь: плачет – замерз, кушать хочет, испугался; радуется – подарили куклу, пригласили на веселый праздник; заботится, жалеет, любит (малышку, собачку, старенькую бабушку).

Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он относительно легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж. Но важно, чтобы названия действий, как и названия предметов, приобретали в сознании малыша обобщенное значение.

Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности обобщения. Рассматривая, например картинку, дети отвечают: «Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются иногда ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Так же трудно им ответить, что он будет делать, когда вытрет лицо, хотя видят, что он не одет. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно-образного мышления. Поэтому на занятиях полезно задавать ребятам вопросы, отвечая на которые они должны мысленно представить всю цепь действий. Дети отвечают на вопросы: где? когда? почему? для чего?, что свидетельствует о понимании временных, причинных, целевых и других отношений. Процесс этот совершенствуется в 4-5 лет.

Словарь, которым пользуются дети 3-го года жизни, составляет 1200-1500 слов. Среди них много существительных (обозначения предметов быта, игрушек). Так же часто в разговоре ребята употребляют глаголы. Поэтому, рассказывая о каком-либо действии, они не ограничиваются одним словом, а используют простые предложения: «Везет мишку», «Шьет иголкой», «Пошел в садик». Кроме глаголов и существительных в речи нередки местоимения (личные, притяжательные и др.); появляются падежные окончания. Глаголы в будущем и прошедшем времени изменяют по лицам. Малыши начинают использовать в речи союзы и вопросительные слова. Речь детей состоит преимущественно из простых повествовательных предложений, но нередки и восклицательные.

Хотя многие звуки родного языка ребятишки этого возраста произносят верно (за исключением свистящих, шипящих и сонорных), звуковая культура их речи еще несовершенна. Пытаясь воспроизвести новый звук правильно, они иногда искажают уже освоенные. Чистота речи ухудшается, если ребенок заболел или утомлен. Несовершенно у малыша и речевое дыхание, неравномерен темп речи.

Но именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

В группе раннего возраста 1-2 раза в месяц следует проводить специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того, 2-3 раза в месяц необходимо планировать упражнения по формированию звукопроизношения, (например: «Лошадка», «У Ляли болят зубы», «Ослик», «Гости»), слухового внимания и восприятия (например: «Чей голос?», «Угадай по голосу»), развитию дыхания (например: «Ветерок», «Снежинки», «Паровоз»). Длительность таких упражнений 3-6 минут.

Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Иными словами, умение слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.

Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, воспитатель предлагает детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. («Кто-то подошел к Макару, остановился за его стулом и говорит: “Поиграй со мной, Макар. Ква-ква-ква». Кто пришел поиграть с тобой, Макар?»)

Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.

Работа эта начинается с гласных звуков («А», «У», «И», «О») и простых в артикуляционном отношении согласных («М», «П», «Б», «Ф», «В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом {звук «У» – гудит паровоз, «И-И» – ржет лошадка, «Тук-тук-тук» – стучит молоточек, «Га-га-га» – кричит гусь и т. д.).

На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом воспитатель обращает внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и на четкость, внятность произнесения слов в целом («коза», «бумага», «дом», «ком» и т. п.).

Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Например, при закреплении звука «С» детям предлагается такая чистоговорка: «Са-са-са – у Оли коса».

Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще недостаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Упражнения для развития голосового аппарата чаще всего проводятся как часть занятия. Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Воспитатель произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно) и предлагает детям воспроизводить их в том же темпе.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой-нибудь легкий предмет (султанчик); даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, дети поют «длинную» песенку: «Ууууу»). Следует обратить особое внимание на слитное произнесение ребенком двух гласных звуков в звукоподражаниях типа: «ау, уа, ио, аи». Дети должны учиться произносить их на одном выдохе, плавно переходя от звука к звуку.

Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.

Работая с детьми раннего возраста, мы, воспитатели ясельной группы, для выявления уровня нервно-психического развития детей третьего года жизни диагностируем понимание ими речи и их активную речь.

Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка

раннего возраста

Взрослые по-разному смотрят на детей. Одни любят их общество, другие видят ребят в нереально розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие независимость и своеволие малыша. По-моему, огромная роль взрослых в жизни детей является неисчерпаемой темой. Ребята, как и взрослые, очень разные в своих склонностях и неприязнях, в отношении к новым или трудным ситуациям, в своих способностях и восприимчивости.

Для детей взрослые – это источник и хорошего, и плохого влияния на их юную жизнь. Те, кто любит детей и заботится о них, постепенно открывая для себя мир ребенка и постоянно делая поправки на присутствие малыша, могут сделать его детство счастливым, а развитие полноценным.

Я заметила, что для ребенка очень важно, считают ли себя взрослые активными участниками его жизни или же пассивными наблюдателями. Активное участие – не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый проявляет себя чутким и готовым приспособиться к миру ребенка человеком. Это означает, что иногда родители и педагоги должны приходить к выводу, что им, а не их подопечному следует перемениться, да еще в большей мере. Когда-то нужно выждать, иной раз – спешить на помощь. Это также означает, что в ребенке следует видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием окружающего. К тому же для ребенка старший – неисчерпаемый источник знаний. Как же эти знания донести до малыша, чтобы заинтересовать его, побудить стать соучастником процесса обучения?

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу.

В наше время особенно значима проблема здоровья детей, и решать ее надо начиная с младенческого возраста. Поэтому в работе с малышами

самое серьезное внимание уделяется развитию двигательной активности воспитанников. Ведь давно известно, что движение – залог умственного и физического развития.

Однако, основными задачами я считаю не только охрану здоровья, воспитание и обучение ребенка. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы обеспечить условия для бодрого настроения и уравновешенного поведения детей. Что же для этого нужно? Думаю, что в равной степени существенны и соблюдение режима дня, и тщательный гигиенический уход, и создание благоприятной обстановки для разнообразной детской деятельности, в том числе и двигательной. Тут, конечно, не последнюю роль играет прекрасно оборудованный спортивный зал, имеющийся в детском саду.

Движения приносят радость малышам, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие, на ориентировку в окружающем мире. Благодаря движениям руки, пальцев, ребенок познает свойства предметов. Зрительные, слуховые, тактильные раздражители побуждают его к тому или иному движению.

Очень важно в физическом воспитании детей раннего возраста не задерживаться на том, что уже усвоено ребенком, и постепенно повышать требования к нему, пользуясь присущим этому возрасту интересом к новому и стремлением (хотя и неосознанным) овладевать более сложными движениями и нормами взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.

Как известно, ведущая роль в жизнедеятельности ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. От него во многом зависит физическое, умственное и психическое развитие малыша, его благополучие. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение, любовь взрослого у ребенка очень рано возникает потребность в общении с ним. Отсюда следует, что любая совместная деятельность с детьми должна быть эмоционально окрашенной, увлекательной, развивающей.

Источник

Читайте также:  У ребенка аномалия развития шейного отдела позвоночника