Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста

Любовь Душебаева
Развитие речи и мышления у детей раннего возраста

Всё, что мы говорим, отражает то, что мы думаем. Проблема взаимодействия речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих учёных.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического (умственного) развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Речь – ведущий процесс психического развития ребёнка. Эмоциональность ребёнка, его потребности, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.

Очевидно, что органом речи, по сути дела, является мозг — в нём происходит понимание слышимых слов, в нём же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков, и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы. Мозг отвечает на все воздействия из внешней среды (зрительные, звуковые, температурные и другие) и из самого организма (голод, жажда и т. д.).

Ребёнок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. Кора головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена, но развитие микроскопической структуры ещё не завершено. И здесь очень важно подчеркнуть, что на умственное развитие и своевременное, правильное развитие речи в раннем возрасте влияет несколько факторов,а именно:

– ребенок должен быть психически и физически здоровым;

– иметь нормальные зрение, слух и умственные способности;

– иметь достаточную психическую активность и обладать потребностью в речевом общении; находиться в полноценном речевом окружении (речевой среде).

Конечно, некоторые из этих условий зачастую находятся вне сферы нашего влияния, однако соблюдение ряда этих пунктов вполне под силу организовать внимательным родителям. Особенно это касается вопросов стимуляции речевой активности ребёнка и создания развивающего речевого окружения.

Как известно, речь не передаётся по наследству, она формируется постепенно, с ростом ребёнка, в процессе общения с ним.

Уровень умственного развития малыша и развитие его речи связаны неразрывно. Речь – одно из главнейших средств познания мира, а значит, плохо развитая речь будет препятствовать полноценному развитию личности, прежде всего усвоению школьных знаний. Своим поведением вы можете ускорить или замедлить темпы развития речи ребёнка.

В 2-3 месяца ребенок начинает гулить, т. е. выражает свои эмоции и желания отдельными звуками (а-а-а, у-у-у, агу-агу).

В 4-5 месяцев появляется лепет, который может длиться до года. Сначала ребёнок произносит лишь отдельные слоги или набор букв (ма-ма, да-да, ба-ба, затем в его речи рождаются лепетные слова (мама, ляля, дядя, баба, на, да). Необходимо отметить, что у детей с нарушением слуха лепета нет.

Уже в полгода ребёнок осваивает простые игры «Ладушки» или «Забодаю», «Прятки», где взрослый и ребёнок выполняют одинаковые действия. Во время игры развивается лепетное говорение, малыш учится прислушиваться к речи. Чем больше вы будете разговаривать с ребёнком, тем раньше он заговорит.

Очень важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого, который разговаривает с ним, его артикуляцию.

Здесь интересно рассказать об опытах, проведенных с несколькими младенцами в возрасте 2 месяцев в «доме ребёнка». С детками проводились занятия, в которых взрослый на протяжении 2–3 минут проделывал перед ребёнком артикуляторные движения («а», «у» и т. д., но звуков не произносил. Дети пристально смотрели в лицо взрослого и очень точно повторяли его мимику.

Когда взрослый начинал произносить звуки, малыши сейчас же подхватывали их и воспроизводили довольно точно. Но стоило взрослому прикрыть лицо, как тотчас же прекращалась и имитация мимики и звуков.

Перед другими детьми этого же возраста (вторая группа) взрослый произносил те же звуки «а», «у», «ы», но лицо его было закрыто медицинской маской и не было видно ребёнку. Дети второй группы не обращали внимания на произносимые перед ними звуки и не делали никаких попыток подражать им. Таким образом, выяснилось – сначала должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляторной мимикой, только после этого появляется способность к звукоподражанию.

В жизни, к сожалению, постоянно приходится наблюдать, что с маленькими детьми разговаривают на расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. Длительные разговоры между делом, когда ребёнок слышит голос взрослого, но не видит его лица – для малыша будут только шумом.

Во второй год жизни ребенка его словарь очень быстро растет. Если к году дети говорят лишь несколько слов, то в два года их словарь увеличивается до 100-150 слов, а к 3 годам достигает полутора тысяч.

Между 2,5 и 3 годами формируется фразовая речь. У ребенка уже есть и желание, и возможности более совершенно подражать речи взрослых. Малыши усваивают падежные окончания, некоторые предлоги, употребляют больше глаголов и прилагательных. В этом возрасте дети уже не только «почемучки», но и активные «рассказчики». Речь становится для них полноценным средством общения, и именно взрослый должен стать для ребёнка примером речевого общения. Не отгораживайтесь от детей повседневными заботами, ваше внимание к ребёнку сегодня – залог успешного его развития завтра.

Эффективному развитию речи в раннем возрасте способствует применение специальных приёмов:

1. Комментирование происходящего. С самого раннего возраста заведите привычку проговаривать вслух всё то, что вы делаете или думаете, комментируйте увиденное и услышанное вами и ребёнком. Постоянно разговаривайте с ребенком, даже если вы уверены в том, что он еще слишком мал и не понимает вас. Объясняйте ему каждое свое действие. Чем младше ребёнок, тем проще и короче должны быть предложения и тем чётче должна быть ваша дикция. Проговаривайте слова медленно и отчётливо, давая малышу возможность видеть ваши губы. Полезно проговаривать не только свои действия и чувства, но и то, что происходит в настоящий момент с ребёнком.

Например,вы можете сказать: «Коля купается», «Коля ударился, Коле больно», и т. п. С помощью этого приёма вы выражаете опыт и ощущения ребёнка словами, которые в скором времени он сможет произносить самостоятельно.

2. Потешки, стихи и песенки. Многие детки получают большое удовольствие от сопровождения их повседневных действий стишками, потешками и попевками. А уж пользу от таких занятий на развитие речи «между делом» вообще трудно переоценить!

Рифмованный характер текста и простые запоминающиеся мелодии способствуют развитию навыка активного слушания, умения вычленять из звукового потока отдельные звуки и их сочетания, улавливать ритмический строй речи. А простота и понятность содержания таких потешек и их соотнесение с практическими действиями и конкретными ситуациями из жизни ребёнка позволяют ему очень скоро вникнуть в смысловое значение слов и выражений.

Читайте также:  9 месяц жизни ребенка развитие малыша

3. Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики. О наличии взаимосвязи между моторикой руки и развитием речи и необходимости регулярно заниматься с ребёнком пальчиковой гимнастикой известно, пожалуй, каждой маме.

Стоит подчеркнуть лишь то, что не стоит ограничивать репертуар ваших занятий только зарядкой для пальчиков, используйте максимально разнообразные варианты игр и упражнений на развитие мелкой моторики, так как каждый новый материал или дидактическая игра требует новых движений руки, а значит, способствует формированию новых связей в головном мозге ребёнка.

4. Работа с изображениями (методике Домана). В принципе, работа с изображениями предметов, будь то карточки, картинки в книгах или на мониторе компьютера при просмотре презентаций, сводится к тому, чтобы научить ребенка соотносить изображение с реальным предметом.

После того как эта веха будет пройдена, направляйте внимание ребёнка на различные детали изображений, учите находить на картинках знакомые предметы, цвета, формы и называть их.

5. Чтение вслух. Чтение книг чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребёнка, так и для развития грамматически правильного строя речи. Старайтесь подбирать книги по возрасту малыша и всегда заканчивайте чтение раньше, чем это наскучит ребенку.

6. Ролевые игры. Уже в раннем возрасте у ребенка появляются первые зачатки будущей ролевой игры в форме подражания действиям и движениям взрослых. Задача родителей – стимулировать и поощрять такие подражательные игры, направленные на речевое развитие ребенка. Например, вы можете предложить малышу «позвонить» бабушке по игрушечному телефону или «почитать» вслух сказку кукле.

7. Очень важно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами. Подчас пригодится наблюдать, особенно в семье, где ребенку уделяется много внимания, что его желания предупреждаются прежде, чем он успеет их выразить словами.В таких условиях малышу нет надобности пользоваться речью: взрослые все скажут за него сами — и он не будет пытаться говорить.

Нельзя перегружать ребенка массой сведений — здесь нужна система и последовательность. При этом не надо давать все в готовом виде, давать исчерпывающие ответы на вопросы; нужно, чтобы ребенок попытался сам догадаться кое о чем, а для этого задавайте ему наводящие вопросы. Активность ребенка — основное условие его полноценного развития.

Источник

Развитие речи и мышления.

     Двухлетний ребенок живет по особым психическим законам, и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.

     В это время основной вид занятий малыша – предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. Примитивные, на первый взгляд, действия, которыми занят малыш (лепит куличик, бросает мяч и т. д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Ребенок осваивает окружающую действительность, накапливает чувственный опыт. Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических задач. Это важно учитывать при составлении конспекта занятия с такими маленькими детьми.

     Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? С помощью речи ему сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. В слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией. Эту закономерность языка малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни.

     Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Обобщение – это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок выходит через речь.

     У двухлетнего малыша начинается сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. На третьем году жизни функция речи расширяется, она становится средством общения не только со взрослым, но и с детьми.

     Целью занятий по развитию речи является не только развитие навыка обобщения, но и способности понимать речь, совершенствовать ее грамматическую структуру. Особое внимание следует уделять расширению словаря и формированию первичных представлений об окружающем.

Взаимодействие семьи и детского сада

по проблеме развития речи детей раннего возраста.

     Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.

     Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

     Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему их маленький школьник безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие усердно занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, – малыш умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития ребенка?        

     Опыт работы показал, что взаимодействие детского сада и семьи -необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.

     Однако подобное взаимодействие не возникает сразу, ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в ходе которой родители периодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

     Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в этом вопросе значима; часто все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

     Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

  • Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  • Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию внимания и памяти у ребенка до 5 лет

     В нашей стране обследование малыша специалистами-логопедами проводится, в основном, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

     Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

  • Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Чтение и письмо – нелегкие навыки, которые требу
    ют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития, которому должна предшествовать серьезная работа.
  • Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характерис-
    тикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.

       Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим значительной работы по его исправлению.

      Словарный запас ребенка 2-2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3-3,5 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.

     В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.

     В сознании малышей знакомые слова «оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте. Благодаря этому они понимают и рассказ, не сопровождающийся показом предмета, и иллюстрации того, что видели, пережили; с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.

Интерес к звучащему слову изменяет и активную речь малышей, они стремятся улучшить свое произношение.

     На занятиях и в повседневном общении с детьми, решая задачи развития нравственных чувств, например при показе инсценировок с куклой, с игрушкам и животными, при рассматривании картинок, надо обращать внимание ребенка на состояние и настроение действующих лиц, обогащая соответствующий словарь: плачет – замерз, кушать хочет, испугался; радуется – подарили куклу, пригласили на веселый праздник; заботится, жалеет, любит (малышку, собачку, старенькую бабушку).

     Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он относительно легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж. Но важно, чтобы названия действий, как и названия предметов, приобретали в сознании малыша обобщенное значение.

      Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности обобщения. Рассматривая, например картинку, дети отвечают: «Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются иногда ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Так же трудно им ответить, что он будет делать, когда вытрет лицо, хотя видят, что он не одет. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно-образного мышления. Поэтому на занятиях полезно задавать ребятам вопросы, отвечая на которые они должны мысленно представить всю цепь действий. Дети отвечают на вопросы: где? когда? почему? для чего?, что свидетельствует о понимании временных, причинных, целевых и других отношений. Процесс этот совершенствуется в 4-5 лет.

     Словарь, которым пользуются дети 3-го года жизни, составляет 1200-1500 слов. Среди них много существительных (обозначения предметов быта, игрушек). Так же часто в разговоре ребята употребляют глаголы. Поэтому, рассказывая о каком-либо действии, они не ограничиваются одним словом, а используют простые предложения: «Везет мишку», «Шьет иголкой», «Пошел в садик». Кроме глаголов и существительных в речи нередки местоимения (личные, притяжательные и др.); появляются падежные окончания. Глаголы в будущем и прошедшем времени изменяют по лицам. Малыши начинают использовать в речи союзы и вопросительные слова. Речь детей состоит преимущественно из простых повествовательных предложений, но нередки и восклицательные.

     Хотя многие звуки родного языка ребятишки этого возраста произносят верно (за исключением свистящих, шипящих и сонорных), звуковая культура их речи еще несовершенна. Пытаясь воспроизвести новый звук правильно, они иногда искажают уже освоенные. Чистота речи ухудшается, если ребенок заболел или утомлен. Несовершенно у малыша и речевое дыхание, неравномерен темп речи.

     Но именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

     В группе раннего возраста 1-2 раза в месяц следует проводить специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того, 2-3 раза в месяц необходимо планировать упражнения по формированию звукопроизношения, (например: «Лошадка», «У Ляли болят зубы», «Ослик», «Гости»), слухового внимания и восприятия (например: «Чей голос?», «Угадай по голосу»), развитию дыхания (например: «Ветерок», «Снежинки», «Паровоз»). Длительность таких упражнений 3-6 минут.

     Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Иными словами, умение слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.

     Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, воспитатель предлагает детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. («Кто-то подошел к Макару, остановился за его стулом и говорит: “Поиграй со мной, Макар. Ква-ква-ква». Кто пришел поиграть с тобой, Макар?»)

Читайте также:  Развитие общения ребенка со сверстником

     Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.

Работа эта начинается с гласных звуков («А», «У», «И», «О») и простых в артикуляционном отношении согласных («М», «П», «Б», «Ф», «В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом {звук «У» – гудит паровоз, «И-И» – ржет лошадка, «Тук-тук-тук» – стучит молоточек, «Га-га-га» – кричит гусь и т. д.).

     На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом воспитатель обращает внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и на четкость, внятность произнесения слов в целом («коза», «бумага», «дом», «ком» и т. п.).

     Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Например, при закреплении звука «С» детям предлагается такая чистоговорка: «Са-са-са – у Оли коса».

     Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще недостаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Упражнения для развития голосового аппарата чаще всего проводятся как часть занятия. Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Воспитатель произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно) и предлагает детям воспроизводить их в том же темпе.

     Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой-нибудь легкий предмет (султанчик); даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, дети поют «длинную» песенку: «Ууууу»). Следует обратить особое внимание на слитное произнесение ребенком двух гласных звуков в звукоподражаниях типа: «ау, уа, ио, аи». Дети должны учиться произносить их на одном выдохе, плавно переходя от звука к звуку.

     Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.

     Работая с детьми раннего возраста, мы, воспитатели ясельной группы, для выявления уровня нервно-психического развития детей третьего года жизни диагностируем понимание ими речи и их активную речь.

Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка

раннего возраста

     Взрослые по-разному смотрят на детей. Одни любят их общество, другие видят ребят в нереально розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие независимость и своеволие малыша. По-моему, огромная роль взрослых в жизни детей является неисчерпаемой темой. Ребята, как и взрослые, очень разные в своих склонностях и неприязнях, в отношении к новым или трудным ситуациям, в своих способностях и восприимчивости.

Для детей взрослые – это источник и хорошего, и плохого влияния на их юную жизнь. Те, кто любит детей и заботится о них, постепенно открывая для себя мир ребенка и постоянно делая поправки на присутствие малыша, могут сделать его детство счастливым, а развитие полноценным.

     Я заметила, что для ребенка очень важно, считают ли себя взрослые активными участниками его жизни или же пассивными наблюдателями. Активное участие – не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый проявляет себя чутким и готовым приспособиться к миру ребенка человеком. Это означает, что иногда родители и педагоги должны приходить к выводу, что им, а не их подопечному следует перемениться, да еще в большей мере. Когда-то нужно выждать, иной раз – спешить на помощь. Это также означает, что в ребенке следует видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием окружающего. К тому же для ребенка старший – неисчерпаемый источник знаний. Как же эти знания донести до малыша, чтобы заинтересовать его, побудить стать соучастником процесса обучения?

     Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу.

     В наше время особенно значима проблема здоровья детей, и решать ее надо начиная с младенческого возраста. Поэтому в работе с малышами

самое серьезное внимание уделяется  развитию двигательной активности воспитанников. Ведь давно известно, что движение – залог умственного и физического развития.

     Однако, основными задачами я считаю не только охрану здоровья, воспитание и обучение ребенка. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы обеспечить условия для бодрого настроения и уравновешенного поведения детей. Что же для этого нужно? Думаю, что в равной степени существенны и соблюдение режима дня, и тщательный гигиенический уход, и создание благоприятной обстановки для разнообразной детской деятельности, в том числе и двигательной. Тут, конечно, не последнюю роль играет прекрасно оборудованный спортивный зал, имеющийся в  детском саду.

     Движения приносят радость малышам, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие, на ориентировку в окружающем мире. Благодаря движениям руки, пальцев, ребенок познает свойства предметов. Зрительные, слуховые, тактильные раздражители побуждают его к тому или иному движению.

     Очень важно в физическом воспитании детей раннего возраста не задерживаться на том, что уже усвоено ребенком, и постепенно повышать требования к нему, пользуясь присущим этому возрасту интересом к новому и стремлением (хотя и неосознанным) овладевать более сложными движениями и нормами взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.

     Как известно, ведущая роль в жизнедеятельности ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. От него во многом зависит физическое, умственное и психическое развитие малыша, его благополучие. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение, любовь взрослого у ребенка очень рано возникает потребность в общении с ним. Отсюда следует, что любая совместная деятельность с детьми должна быть эмоционально окрашенной, увлекательной, развивающей.

Источник