Развитие мышление памяти и речи игры для ребенка
Если вы наблюдаете у вашего ребенка проблемы с письмом: зеркальное написание букв и трудное запоминание их элементов, медленное чтение и затруднение с пониманием читаемого текста, если никак не получается справиться с рассеянностью и запоминанием, то игры и упражнения, собранные в этой статье, будут, безусловно, полезны.
Елена Тимощенко, нейрологопед:
Невозможно просто взять и вложить в голову ребенка определенный массив информации. Детский мозг усваивает все постепенно. На основе одних знаний формируются другие, более сложные. Это последовательный процесс, и побеспокоиться об этом нужно не за три месяца до первого сентября и даже не за полгода, а минимум за два года до школы!
Специальным образом подобранные нейрологопедом Еленой Тимощенко и нейропсихологом Гюзелью Абдуловой задания помогут значительно активизировать работу мозга ребенка и будут способствовать развитию зрительно-моторной координации, мышления, внимания. Родители вполне могут проводить такие занятия самостоятельно.
Полные версии игровых комплексов и комментарии для родителей вы найдете в книгах Г. Абдуловой и Н. Немцовой, Е. Тимощенко. Все игры являются частью авторских учебно-развивающих систем.
Занятия с ними разовьют мышление, память, ориентировку в пространстве, помогут решить проблемы запоминания написания букв и зеркального письма.
Упражнение «Волшебное зеркальце»
Пусть ребенок выберет из двух изображений в зеркале, одно из которых зеркальное предъявляемому, правильное. Старшим дошкольникам и школьникам можно дать задание на определение зеркальных букв.
Дорисуй мишку по клеточкам
Рисование одновременно двумя руками.
Обведи морские волны сразу двумя руками. Руки движутся навстречу друг другу. Правая рука движется справа налево, левая – слева направо.
Найди игрушку
Для этой игры, в соответствии с инструкцией спрячьте игрушку. А потом попросите ребенка найти ее. Диктуя инструкцию соблюдайте правило: 1 шаг – одно произнесение, обязательно пауза на размышление. Не торопите ребенка.
Примерная инструкция: три шага вправо, два шага прямо, перепрыгни через кубик, проползи на четвереньках до коробки (комода, шкафа и т. п.). Найди то, что спрятано.
Пройди лабиринт только глазами, без помощи рук
Игры для улучшения скорости и эффективности чтения.
Муха
Игра помогает развить внимание и пространственную ориентацию. Играть можно используя таблицу (луг), приведенную здесь, или нарисовав ей мелками на асфальте. Объясняем, что муха маленькая, поэтому она превратилось в точку. Рисуем точку в одной из клеток. Затем ребенок закрывает глаза, представляя таблицу, и мысленно следит за полетом мухи (А-3, В-2, Б-1 и т. д.).
Шустрые пальчики
Выполняя упражнения на развитие мелкой моторики двумя руками одновременно, не только развивается память, восприятие, внимание (концентрация и переключение), но и речь. Суть упражнений нейробики в одновременном движении двух рук. Например, правой рукой ребенок держит себя за нос, а левой поглаживает по животу.
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок
(На каждый слог обе ладони одновременно то сжимайте, то разжимайте в кулачки)
Для барашков, для овечек –
Десять маковых колечек
(разжать кулачки и показать все пальчики)
Девять сушек
(перечисляя, по очереди правой рукой загибайте по одному пальцу на левой руке),
Восемь плюшек,
Семь лепшек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
(перечисляя, по очереди левой рукой загибайте по одному пальцу на правой руке),
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки!
И один калач купил,
Про себя не позабыл!
Вредный попугай
Развиваем речь, фонематический слух, навык смыслового чтения. Читаем слова и по очереди произносим, повторяяя последний слог. Взрослый допускает ошибки, которые ребенок должен исправить.
Коза-са-са-са-са
Комар-вар-вар
Лужа-ша-ша-ша
Самовар-пар-пар-пар и т. д.
Таблица Шульте
Развиваем скорость чтения. Ребенок смотрит на точку в центре таблицы и, не бегая глазами по ячейкам, используя боковое (периферическое) зрение, называет по порядку буквы. Начинайте с 30 секунд. Постепенно уменьшайте время до 8-10 секунд.
Зачеркушки
Тренируем внимание, скорость восприятия, память Зачеркиваем за 1 минуту как можно больше знаков. Кружки зачеркиваем вертикальной линией, квадраты – горизонтальной.
Источник
Дети с самого рождения готовы развиваться и учиться. С года важно начинать играть с ребенком не только в «Ладушки», «Сороку-ворону», но и в другие занятные игры. Это время активного развития речи, логики, памяти и многого другого. Давайте узнаем, как малыша увлечь действительно интересным занятием, которое помимо этого станет еще и отменным развивающим методом. Но помните, что многие игры из прописанных возможны только под присмотром взрослых!
Еще больше интересных публикаций для родителей на сайте mommysjoy.ru
Лепка и рисование: развитие мелкой моторики, которая отвечает за интеллект и речь
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
А также эти занятия улучшают зрение, память, внимательность. Да это просто интересно и весело! Если с ребенком начать заниматься рисованием и лепкой уже с года, то малыш будет расти активным и смышленым.
Начать рисовать можно и до года. Для самых маленьких художников отменно подойдут пальчиковые краски, грифельная доска и мелки. Используйте большие альбомные листы, можно ватман. Деткам от полутора лет можно предложить уже поработать с кистью и обычными красками, фломастерами и карандашами.
Лепить начинайте в год. Катайте с малышом из пластилина или теста шарики, колбаски, составляйте из них гусениц, снеговиков, зверушек и цветочки, раскладывая по листу бумаги или на картон. С двух лет дети могут осваивать более сложные фигуры.
Тесто для лепки можно сделать самостоятельно из соленой воды и муки. Этот материал эластичный и хорошо поддается лепке. Помимо прочего, он безопасен, если ребенок проглотит кусочек, ему ничто не будет угрожать. Но так как тесто невкусное, малыш вряд ли захочет снова его попробовать.
Игры, развивающие моторику
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
- Пазлы. Для годовалых малышей выбирайте головоломки из 4-6 деталей. Со временем покупайте более сложные.
- Игрушка из пятилитровой бутылки. Возьмите обычную бутылку из пластика на пять литров. У нее широкое горлышко, поэтому подойдет только она. Пластик не бьется, поэтому безопасен, ребенок не порежется. Дайте малышу разноцветные крышки от пластиковых бутылок меньшего размера – от газировки, минеральной воды. Главное, чтобы их было много и они имели разные цвета. Пусть ребенок закидывает в бутылку по одной крышке, покажите, как это делается. А затем их достает, перевернув бутылку. Помимо развития мелкой моторики, эта простая игра поможет запомнить цвета и начать считать – скидывая крышки в бутылку, вслух считайте, ребенок будет запоминать.
- Макаронные изделия – рожки, спиральки и так далее. Можно их них делать бусы, составлять аппликации, раскрасив в разные цвета. А еще их можно пересыпать из банки в банку, перебирать – отделять рожки от спиралек или ракушек.
- В кастрюля насыпьте крупу, в нее погрузите и спрячьте несколько небольших игрушек. Малыш с радостью будет копаться в крупе, отыскивая игрушки, перебирать горох пальчиками, это же так приятно на ощупь и развивает заодно моторику!
- На цветном листе картона проделайте несколько дырок с помощью дырокола. Покажите малышу, как через дырки продевать шнурок, плести из него через отверстия узоры и фигуры.
- Давайте ребенку застегивать молнии и пуговицы.
- Возьмите большую сумку с карманами, разложите по ним игрушки, пустые баночки от кремов, помад и так далее, все это застегните и дайте ребенку. Такой набор обрадует малыша, чем простые игрушки, он будет усердно открывать кармашки, вытаскивая из них «взрослые вещи», станет их рассматривать и изучать, складывать обратно.
Игры на счет
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
Математика – увлекательный предмет, заниматься этой наукой нужно начинать уже с годовалого возраста. Вместе с ребенком считайте все, что видите: продукты, деревья, предметы, игрушки и так далее.
Купите карточки для счета с изображением зверей, цветочков, машинок. С годовалым ребенком считайте каждый день предметы на этих карточках. В полтора-два года можно будет приобрести и карточки с цифрами: посчитали зверушек – показали карточку с определенным числом.
Для счета используйте кубики, кольца пирамидки, монетки, просто пересчитывайте пальчики на ручках и ножках малыша, свои. Не забывайте про считалки, стишки на счет, песни.
Логика и мышление
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
Для развития логики и мышления используйте предметы разных размеров и цветов. Покажите, как расставлять игрушки от самой маленькой до самой большой, и наоборот. Пирамидка в этом деле очень поможет, ребенок будет складывать кольца от большого к маленькому.
Изучайте цвета. Разложите карточки, бусинки, крышки от пластиковых бутылок разных цветов, перемешайте все. Покажите малышу, что нужно распределить предметы по цветам на несколько кучек.
Нарисуйте воздушный шарик, вокруг него колючие и не колючие предметы (иголки, ежик, кактус, цветок, флажок и так далее). Спросите у малыша, какие предметы могут лопнуть шарик.
Развитие памяти и речи
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
Со второго года жизни у деток начинает активно развиваться речь, он запоминает все, поэтому смело учите! Например, покажите мячик и проговаривайте свои действия: «Смотри, это мяч. Он круглый, синий, гладкий и катается по полу. А это кубик, он квадратный, красный, тоже гладкий, но не катается».
Просматривайте картинки и фотографии. Спрашивайте у малыша, кто изображен, что делает. И пусть ребенок не умеет говорить, отвечайте сами на свой вопрос: «А это кто? Это кот. Он ловит рыбу на речке», «А это кто? Это машина, она везет молоко в магазин».
Проговаривайте все, что происходит: «Идет дождик, капельки падают – кап-кап», «Мама варит кашу», «Что делает Варя? Она рисует кошку», «Папа кушает» и так далее.
Читайте малышу стишки, потешки, пойте детские песенки. Повторяйте одну по несколько раз, чтобы не запутать ребенка, он должен запомнить сначала одни стишок или потешку, и только потом слушать новый.
Также про развитие речи вы можете прочесть в наших других материалах: Развитие речи у детей до трех лет: как формируется, когда малыш скажет первое слово, занятия и упражнения, Как научить ребенка говорить: правила раннего развития речи, Почему ребенок не хочет говорить: рекомендации Комаровского для развития речи у детей
Постоянно ребенка просите что-нибудь принести, сделать. Всегда и все показывайте, объясняйте что это и для чего.
Играть в развивающие игры с малышами нужно не меньше 15 минут в день. Важна стабильность, не пропускайте занятия. Если малыш отказывается играть, не заставляйте, предложите немного позже.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», где много полезных публикаций в помощь мамочкам и папочкам!
Читайте также по теме: Простые и не затратные развивающие игры для детей от полутора до пяти лет
Источник
Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире. Но интереснее то, что мы можем развивать свое мышление: делать его быстрее, глубже, гибче, осмысленнее. Кроме того, нашими усилиями мышление может становиться позитивным и более интересным.
Однако наша задача – развивать не только свое мышление, но и мышление своих детей, ведь от этого самым прямым образом будет зависеть их будущая жизнь и успехи в ней. А одной из самых эффективных форм развития любого навыка, в том числе и навыка мыслить, у дошкольников, школьников и даже подростков (что не единожды доказано психологами и педагогами) является именно игровая форма.
В этой статье мы обойдем стороной пространные рассуждения, а рассмотрим только практический материал – представим игры на развитие мышления у детей. С помощью них мы сможете тренировать мозг своего ребенка, развивать и поддерживать его мыслительную активность, делать его умнее и сообразительнее.
Сегодня мы рассмотрим лишь несколько замечательных игр для детей, и если вам захочется получить доступ к большему количеству развивающих игр, а также тестам, упражнениям и другим полезным материалам, рекомендуем оформить PRO-аккаунт.
Ниже будут представлены игры на развитие логического мышления, абстрактного мышления и других его видов. Заметим: предложенные игры в большей степени подходят для дошкольников и младших школьников, но некоторые можно использовать и для подростков. Познакомившись с их описаниями, вы сами поймете, какие игры в каком случае лучше применять.
«Данетки»
Что дает игра: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.
Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.
Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».
Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.
«Ситуативные данетки»
Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка поиска причинно-следственных связей.
Что потребуется: только воображение.
Как играть: ведущий загадывает не слово, а жизненную ситуацию. Игрокам нужно понять, почему произошло именно так и как выйти из положения или объяснить поведение персонажа истории. Например, вы можете дать такое задание: почему девочка съела банан, а бабушка ее за это наругала? Или что делать, если папа не хочет покупать игрушку? Или почему мужчина, обычно ездящий на машине, сегодня пришел на работу пешком?
Можно задавать любые, даже самые странные ситуации, причем они могут не иметь какого-то одного ответа или объяснения. Суть в том, чтобы игроки предлагали максимальное количество идей, которые могут объяснить ситуацию логически. Ко всему прочему ситуации могут придумывать и сами игроки.
«Третий лишний»
Что дает игра: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.
Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.
Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, вы можете дать такие слова:
- дождь, снег, бумага;
- море, песок, зонтик;
- утро, вечер, 56;
- дыня, яблоко, стакан и т.д.
Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.
«Разложи по группам»
Что дает игра: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.
Что потребуется: необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.
Как играть: ведущий должен разложить на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше (несколько десятков). Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В итоге не должно не остаться ни одной карточки без группы.
А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и посмотрим занимательное видео с загадками для детей, помогающими развивать мышление и сообразительность. Собственно, загадки представляют собой один из видов игр, который тоже можно использовать в работе с детьми.
Продолжаем рассматривать игры на развитие мышления у детей.
«Бывает и не бывает»
Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.
Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.
Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.
Вот несколько примеров таких ситуаций:
- папа идет с работы;
- дерево варит кашу;
- бабушка печет пирожки;
- ручка смотрит телевизор;
- кошка играет с мышкой;
- подушка зевает и т.д.
Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.
«Отвечаем быстро»
Что дает игра: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.
Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.
Как играть: ведущий озвучивает игрокам какое-то известное ему существительное и в это же время бросает одному ребенку мячик. Задача ребенка: поймать мяч и бросить его обратно ведущему. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.
К примеру, вы называете банан. Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру, упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т.е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.
В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например, вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т.п.
Кстати, эта игра очень подходит для старших школьников и подростков. Сегодня у нас не очень много таких игр, но огромное количество развивающих материалов вы сможете получить, оформив PRO-аккаунт – это действительно полезная и нужная вещь.
«Скажи наоборот»
Что дает игра: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.
Что потребуется: дополнительных материалов не понадобится.
Как играть: Ведущий должен назвать игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:
- медленный – быстрый;
- тонкий – толстый;
- белый – черный;
- сухой – мокрый и т.д.
Как только дети начнут быстро подбирать антонимы и игра станет для них слишком легкой, можно начать предлагать им слова, для которых придумать антонимы сложнее. А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с игроками, почему они думают именно так.
«Расскажи мне»
Что дает игра: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.
Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.
Как играть: ведущий должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).
Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории, к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.
«Назови одним словом»
Что дает игра: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.
Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.
Как играть: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:
- ель, сосна, дуб – деревья;
- лиса, волк, мишка – животное;
- банан, груша, яблоко – фрукт;
- кубик, машинка, кукла – игрушка и т.д.
Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться. А если вам захочется освоить какие-то новые идеи для модернизации игр на развитие мышления у детей (и вообще познакомиться с новыми техниками мышления), можете пройти наш курс «Когнитивистика», где представлено более 20 таких техник.
«Найди похожее»
Что дает игра: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.
Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.
Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)
Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)
«Нелепицы»
Что дает игра: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.
Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия. Ниже представлен пример такой картинки:
Как играть: ведущий показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). Игрокам нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.
Чтобы игра была более увлекательной и интересной, можно разбить игроков на команды (заранее каждой команде назначается капитан – кто-то из взрослых) и устроить соревнования. Один и тот же рисунок ведущий показывает обеим командам. Игроки определяют нелепости, указывают на них капитану, а он их записывает.
На выполнение заданий дается определенное время, например, 3 минуты. Побеждает та команда, которая за это время найдет больше всего нелепостей. А в конце игры для закрепления результата ведущий может обсудить с игроками, почему они считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.
К примеру, если игроки заметили, что мальчик в кроватке находится на снежной улице, они должны сами рассказать, почему это нелепо. Если детям сложно объяснить нелепость или они вообще ее не заметили, ведущий методично объясняет, по какой причине представленные на картинке нелепости не могут иметь места в реальной жизни.
«Загадки»
Что дает игра: развитие логического мышления у детей и подростков.
Что потребуется: никаких дополнительных материалов не потребуется.
Как играть: Изначально ведущий должен определиться с загадками – они должны соответствовать уровню развития игроков, не быть для них ни слишком простыми, ни слишком сложными. Играть можно с одним или несколькими игроками; также можно устраивать соревнования команд.
Ведущий загадывает загадку, а игроки должны дать правильный ответ. Чем меньше подсказок, тем игра сложнее. Если играют команды, победит та, игроки которой назовут больше правильных ответов с первого раза.
Другой вариант этой игры состоит в том, что игроки сами придумывают загадки. Ведущий задает слово, а игроки должны придумать вопросы, ответив на которые это слово можно отгадать.
«Где были – не скажем, но что делали – покажем»
Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.
Что потребуется: дополнительных материалов не нужно.
Как играть: Ведущий должен загадать какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т.п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь.
Полезно играть с участниками по очереди: сначала дается попытка разгадать действие одному участнику. Если он отгадывает, следующий участник отгадывает новое действие, а если нет, то следующему нужно отгадать то же самое.
Другой вариант этой же игры: ведущий озвучивает какое-нибудь действие, а игроки должны показать его с помощью мимики и жестов. Также игроки могут сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.
Эта игра отлично подходит не только для дошкольников и школьников, но и для подростков и даже взрослых людей, ведь с помощью нее можно отлично провести время в любой компании.
«Найди тайник»
Что дает игра: развитие пространственной ориентации и логического мышления. Формирование умения действовать по нарисованному плану.
Что потребуется: необходимо подготовить бумагу, линейку, карандаши и игрушку.
Как играть: ведущий должен спрятать в помещении игрушку, а игроки (один или сразу несколько) должны ее найти. В помощь им ведущий рисует на листе бумаги схему комнаты со всем, что в ней находится. Отдельно выделяется место, где спрятана игрушка.
Чтобы усложнить игру, можно составить несколько планов. Первый план ведет к первой подсказке, второй – ко второй, а третий – к самой игрушке. Кроме того, можно дать задание участникам самим спрятать игрушку и нарисовать карту, а ведущий будет должен ее найти.
«Угадай по описанию»
Что дает игра: развитие логического и творческого мышления. Закрепление в памяти детей значений слов и свойств разных явлений и предметов.
Что потребуется: никаких дополнительных материалов не нужно.
Как играть: ведущему загадывает слово, но игрокам его не называет, а просто описывает. К примеру, если загадано слово «лампочка», можно описать ее так: «она похода на грушу, может висеть под потолком, днем она не нужна, а ночью только она дает свет» и т.д. Игроки должны как можно быстрее угадать то, что загадано.
Если игроков много, игру можно модифицировать: игрок, первым отгадавший предмет по описанию, сам начинает играть роль ведущего: загадывает слово и описывает его другим игрокам. А чтобы играть было легче, можно в самом начале объяснить игрокам, о чем будет идти речь: предметах, профессиях, погодных явлениях, животных, растениях и т.д.
Предложенных нами игр вполне достаточно, что сформировать представление о том, каким образом вообще они могут влиять на мышление ребенка. Однако вы можете найти и другие игры на развитие мышления у детей: можете поискать в Интернете, можете посмотреть соответствующие книги в книжных магазинах, можете придумать сами, а можете оформить PRO-аккаунт и получить доступ к играм и другим упражнениям на развитие мышления.
Среди прочих известных игр мы можем посоветовать такие как:
- «Какой он?»
- «Составь предложение»
- «Ответь на вопрос»
- «Найди предмет»
- «Кто кем будет?»
- «Найди лишнее слово»
- «Спрятанное слово»
- «Сказки-перевертыши»
- «Находчивый»
- «Изобретатель»
- «Что будет, если …?»
- «Я – луна, а ты – звезда»
- «Чепуха»
- «Телеграмма»
- «Сочиняем сказку»
- «Дверная скважина»
- «Дерево – это …»
- «Сложи картинку»
- «Времена года»
- «Бег ассоциаций»
Также мы рекомендуем вам почитать наши статьи:
- Как развивать мышление ребенка
- Актерские игры для детей
- Упражнения для развития памяти у дошкольников
- Как улучшить внимание ребенка
- Игры на развитие памяти и внимания
Эта информация будет очень полезна для развития мышления дошкольников, школьников и подростков, да и для себя вы сможете почерпнуть из этих статей немало интересного. И не забудьте, что у нас есть еще и замечательный курс по развитию мышления, который вам тоже очень пригодится.
Ну а в заключение этой статьи еще одно интересное видео. Смотреть его лучше всего вместе со своими детьми, т.к. оно уже само по себе рассчитано на развитие мышления у ребенка. Так что выделите полчаса времени и проведите его с пользой для себя и своего чада.
Источник