Развитие мышц рук у ребенка

В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста. Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте.
Тестирование мышц рук ребенка
Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук. Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом. При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад.
Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3-4-месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям. Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки. При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем. Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.
Упражнения для укрепления мышц рук
упражение 1
тренируем сгибание рук
1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5-7 раз.
упражнение 2
учим подтянуться и сгруппироваться
После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3-5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5-7 раз.
упражнение 3
Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5-7 раз.
упражнение 4
учим подтянуться за одну руку
Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3-5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.
упражнение 5
Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4-5 секунд. Повторите упражнение 3-5 раз.
упражнение 6
Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3-5 секунд. Повторите прием 5 раз.
упражнение 7
Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4-6 секунд. Повторите прием 2-3 раза.
упражнение 8
учим опираться на прямые руки
Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5-7 раз.
упражнение 9
Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием
упражнение 10
тренировка ходьбы на руках
Следующее упражнение – ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2-3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза. По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.
как укрепить мышцы рук ребенка
Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите по ссылке массаж рук.
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Источник
Значение развития мелких мышц рук дошкольников.
Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых во время непосредственно-образовательной деятельности, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет большое значение для общего физического и психического развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами и медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность усвоения изобразительных, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
По словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функций речи.
Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
Важность развития мелкой моторики заключается еще в том, что вся будущая жизнь ребенка также будет требовать точных координированных движений пальцев и кистей, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять множество разных действий.
Доказано также, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев – это мощное средство для повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление).
Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе.
В дошкольном возрасте (4-7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях: – тренировка мышечно-связочного аппарата; – развитие координации движений.
Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки необходимо использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Сетные палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со сетными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомят ребёнка с понятием «симметрия».
Упражнения для средней группы.
Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором.
Рисование в воздухе кистями и палицами рук. Можно предлагать детям «рисовать» целые картины, выполнять под музыкальное сопровождение.
Радужные брызги. Встряхивание расслабленными кистями в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды.
Опознание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами. Можно предлагать для обследования сходные по форме и размерам, но качественно разные предметы (апельсин и мяч, кубик и пирамидка, игрушечные рыбки и зайчата, кусочки бархатной бумаги и ткани).
Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается остальных пальцев.
Слоненок. Средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.
Корни дерева. Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Упражнения для старшей и подготовительной группы.
Встреча друзей. Поочередно прикасаться пальцами одной руки к пальцам другой, делая вращательные движения по часовой стрелке.
Подарок. Ребенку предлагается жестами показать, какой подарок он дарит своему товарищу.
Клавиши и струны. Имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.
Ласковушка. Целью данной игры является развитие эмоционального воображения, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в общении ребят друг с другом.
Дети делятся на две подгруппы: 1-ая – «дети», 2-ая – «взрослые». «Дети» садятся на стульчики, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих. По сигналу воспитателя «взрослые» начинают поглаживать плечи, руки ребенка. Через 1-2 секунды по сигналу «взрослые» меняют своих подопечных. Через две-три таких смены подопечных «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный, б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого» – с руками мамы, папы, бабушки… затем «взрослые» и «дети» меняются.
Источник
Общеразвивающие упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Частные задачи | Содержание | Дози-ровка | ОМУ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Без предмета | ||||
1. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локте-вых суставов. Укрепление мышц сто-пы. Развитие функции рав-новесия. | И.п. – стойка ноги врозь. вариант 1: 1 – руки согнуть в стороны, 2 – стойка на носках, руки в стороны (вверх), 3 – опуститься, руки согнуть в стороны, 4 – и.п. вариант 2: 1 – руки в стороны, 2 – стойка на носках руки в вверх, 3 – опуститься, руки в сторо-ны. 4 – и.п. | 6-8 раз | На носках подниматься как можно выше. Следить за осанкой. |
2. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Развитие координаци-онных способностей. Увеличение подвиж-ности грудной клетки. Воспитание внимания. | И.п. – стойка ноги врозь. вариант 1: 1 – руки в стороны, 2 – руки вперёд, 3 – руки в стороны, 4 – и.п. вариант 2: 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки вперёд, 4 – и.п. | 6-8 раз | Следить за осанкой, за положением рук. Темп умеренный. Вариантов выполнения упражнения может быть больше. |
3. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Развитие координаци-онных способностей. Ориентировка на себе. Воспитание внимания. | И.п. – стойка ноги врозь. вариант 1: 1 – правую руку вперёд, 2 – левую руку вперёд, 3 – правую руку вверх, 4 – левую руку вверх, 5 – правую руку вперёд, 6 – левую руку вперёд, 7 – правую руку опустить, 8 – левую руку опустить. вариант 2: на счёт 6,7 руку в сторону. | 5-7 раз | Темп сначала медлен-ный, затем, по мере усвоения, умеренный. Следить за осанкой и положением рук и чтобы дети не путались. При обучении упражне-нию сначала проговари-вать направление рук. Например «Правую вперёд», «Левую в сторону», и.т.д. |
4. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Увеличение подвиж-ности грудной клетки. | И.п. – стойка ноги врозь. 1-4 – круговые движения руками вперёд, 5-8 – круговые движения руками назад. | 5-6 раз | Темп умеренный. Вращение выполнять с полной амплитудой. Руки в локтях не сгиб-ать. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локте-вых суставов. | И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуть в стороны. 1-4 – вращение рук вперёд, 5-8 – вращение рук назад. | 5-6 раз | Темп умеренный. Вращение выполнять с полной амплитудой. Следить за осанкой |
6. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Увеличение подвиж-ности грудной клетки. Ориентировка на себе. Воспитание внимания. | И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – руки скрестно правая сверху. 2 – и.п., 3 – руки скрестно левая сверху, 4 – и.п. | 5-6 раз | Темп умеренный. Руки в локтях не сги-бать. Следить за осанкой. |
7. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов. Ориентировка на себе и от себя. Воспитание внимания. | «Бокс» И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты локти назад, кисть в кулак. вариант 1: 1 – правую руку выпрямить вперёд. 2 – и.п., 3 – левую руку выпрямить вперёд, 4 – и.п. вариант 2: 1 – правую руку выпрямить по диагонали вперёд-влево, 2 – и.п., 3 – левую руку выпрямить по диагонали вперёд вправо, 4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. |
8. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Увеличение подвиж-ности грудной клетки. | «Хлопушка» И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. вариант 1: 1 – руки вверх – хлопок, 2 – и.п., 3 – руки вниз – хлопок за спиной, 4 – и.п. вариант 2: 1 – руки вперёд – хлопок, 2 – и.п., 3 – руки вниз – хлопок за спиной, 4 – и.п. | 5-6 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. |
С гимнастической палкой | ||||
1. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов. Увеличение подвиж-ности грудной клетки. Развитие функции рав-новесия. Укрепление мышц сто-пы. | И.п.-стойка ноги врозь, палка на плечах. 1 – стойка на носках, палку вверх, 2 – опуститься палку вперёд, 3 – стойка на носках, палку вверх. 4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. Хват сверху. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов. | И.п. – стойка ноги врозь, палка вниз хватом снизу. 1 – палку вперёд, 2 – палку к груди, 3 – палку вперёд, 4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. Следить за правильным хватом. |
3. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Увеличение подвиж-ности грудной клетки. Укрепление мышц сто-пы. | И.п. – о.с., палку вниз. 1 – левую назад на носок, палку вверх, 2 – и.п., 3 – правую назад на носок, палку вверх, 4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. Хват сверху. |
4. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Развитие функции рав-новесия. Укрепление мышц стопы. | И.п. – стойка ноги врозь, палка вниз сзади хватом снизу. 1-2 – стойка на носках, палку отвести назад, 3-4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. |
5. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Ориентировка на себе. | И.п. – о.с., палку вниз. 1 – палку перпендикулярно полу, правая рука сверху, 2 – и.п., 3 – палку перпендикулярно полу, левая рука сверху, 4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. Хват сверху. |
С мячом | ||||
1. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов. Развитие функции рав-новесия. Укрепление мышц стопы. | И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу. 1 – мяч вперёд, 2 – стойка на носках мяч вверх, 3 – опуститься, мяч вперёд, 2 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. Руки в локтях не сгибать. |
2. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов. Развитие функции рав-новесия. Укрепление мышц стопы. | И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу. 1 – стойка на носках, мяч вверх, 2 – опуститься, мяч за голову, 3 – стойка на носках, мяч вверх, 4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. |
3. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов. Развитие функции рав-новесия. Укрепление мышц стопы. | И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу. 1 – мяч на голову, 2 – стойка на носках, мяч вверх, 3 – опуститься, мяч на голову, 4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. При постановке мяча на голову, локти в сторо-ны. |
4. | Развитие ловкости. | И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу. 1 – подкинуть мяч вверх, 2 – поймать. | 5-7 раз | Во время подкидывания мяча прямыми руками тянуться вверх. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С обручем | ||||
1. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Увеличение подвиж-ности грудной клетки. Укрепление мышц сто-пы. Ориентировка на себе. | И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу. 1-правую назад на носок, обруч вверх, 2 – и.п., 3 -левую назад на носок, обруч вверх, 4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. Хват с боку снаружи. |
2. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. | И.п. – стойка ноги врозь, обруч за спиной. 1-2 – обруч назад, 3-4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Хват с боку снаружи. Руки отводить до упора. |
3. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов. Увеличение подвиж-ности грудной клетки. | И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу. 1 – обруч вверх, 2 – «одеть» обруч на плечи, 3 – обруч вверх, 4 – и.п. | 5-7 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. Хват с боку снаружи. |
4. | Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов | И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу. 1 – обруч вперёд, 2-4 – имитация вращения автомобильного руля. 5 – обруч вперёд, 6 – и.п. | 4-6 раз | Темп умеренный. Следить за осанкой. Хват с боку снаружи. Руки в локтях не сгибать. |
Литература
|
Источник