Развитие мышц рук у ребенка

Развитие мышц рук у ребенка thumbnail

В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста. Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте.

Тестирование мышц рук ребенка

Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук. Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом. При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад.

Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3-4-месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям. Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки. При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем. Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.

Упражнения для укрепления мышц рук

упражение 1

Развитие мышц рук у ребенка тренируем сгибание рук

1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5-7 раз.

упражнение 2

Развитие мышц рук у ребенка учим подтянуться и сгруппироваться

После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3-5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5-7 раз.

упражнение 3

Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5-7 раз.

упражнение 4

Развитие мышц рук у ребенка учим подтянуться за одну руку

Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3-5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.

упражнение 5

Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4-5 секунд. Повторите упражнение 3-5 раз.

упражнение 6

Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3-5 секунд. Повторите прием 5 раз.

упражнение 7

Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4-6 секунд. Повторите прием 2-3 раза.

упражнение 8

Развитие мышц рук у ребенка учим опираться на прямые руки

Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5-7 раз.

упражнение 9

Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием

Читайте также:  Отслеживание развития ребенка короткова нежнов

упражнение 10

Развитие мышц рук у ребенка тренировка ходьбы на руках

Следующее упражнение – ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2-3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза. По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.

как укрепить мышцы рук ребенка

Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите по ссылке массаж рук.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме.
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Источник

Значение развития мелких мышц рук дошкольников.

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых во время непосредственно-образовательной деятельности, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет большое значение для общего физического и психического развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами и медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность усвоения изобразительных, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

По словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функций речи.

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Важность развития мелкой моторики заключается еще в том, что вся будущая жизнь ребенка также будет требовать точных координированных движений пальцев и кистей, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять множество разных действий.

Доказано также, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев – это мощное средство для повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление).

Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе.

В дошкольном возрасте (4-7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях: – тренировка мышечно-связочного аппарата; – развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки необходимо использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Сетные палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со сетными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомят ребёнка с понятием «симметрия».

Упражнения для средней группы.

Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором.

Рисование в воздухе кистями и палицами рук. Можно предлагать детям «рисовать» целые картины, выполнять под музыкальное сопровождение.

Радужные брызги. Встряхивание расслабленными кистями в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды.

Опознание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами. Можно предлагать для обследования сходные по форме и размерам, но качественно разные предметы (апельсин и мяч, кубик и пирамидка, игрушечные рыбки и зайчата, кусочки бархатной бумаги и ткани).

Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается остальных пальцев.

Слоненок. Средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

Читайте также:  Режим дня и развитие 10 месячного ребенка

Корни дерева. Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Упражнения для старшей и подготовительной группы.

Встреча друзей. Поочередно прикасаться пальцами одной руки к пальцам другой, делая вращательные движения по часовой стрелке.

Подарок. Ребенку предлагается жестами показать, какой подарок он дарит своему товарищу.

Клавиши и струны. Имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.

Ласковушка. Целью данной игры является развитие эмоционального воображения, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в общении ребят друг с другом.

Дети делятся на две подгруппы: 1-ая – «дети», 2-ая – «взрослые». «Дети» садятся на стульчики, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих. По сигналу воспитателя «взрослые» начинают поглаживать плечи, руки ребенка. Через 1-2 секунды по сигналу «взрослые» меняют своих подопечных. Через две-три таких смены подопечных «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный, б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого» – с руками мамы, папы, бабушки… затем «взрослые» и «дети» меняются.

Источник

Общеразвивающие упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса у детей старшего дошкольного возраста

п/п

Частные задачи

Содержание

Дози-ровка

ОМУ

1

2

3

4

5

Без предмета

1.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локте-вых суставов.

Укрепление мышц сто-пы.

Развитие функции рав-новесия.

И.п. – стойка ноги врозь.

вариант 1:

1 – руки согнуть в стороны,

2 – стойка на носках, руки в стороны (вверх),

3 – опуститься, руки согнуть в стороны,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – руки в стороны,

2 – стойка на носках руки в вверх,

3 – опуститься, руки в сторо-ны.

4 – и.п.

6-8 раз

На носках подниматься как можно выше.

Следить за осанкой.

2.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Развитие координаци-онных способностей.

Увеличение подвиж-ности грудной клетки.

Воспитание внимания.

И.п. – стойка ноги врозь.

вариант 1:

1 – руки в стороны,

2 – руки вперёд,

3 – руки в стороны,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – руки в стороны,

2 – руки вверх,

3 – руки вперёд,

4 – и.п.

6-8 раз

Следить за осанкой, за положением рук.

Темп умеренный.

Вариантов выполнения упражнения может быть больше.

3.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Развитие координаци-онных способностей.

Ориентировка на себе.

Воспитание внимания.

И.п. – стойка ноги врозь.

вариант 1:

1 – правую руку вперёд,

2 – левую руку вперёд,

3 – правую руку вверх,

4 – левую руку вверх,

5 – правую руку вперёд,

6 – левую руку вперёд,

7 – правую руку опустить,

8 – левую руку опустить.

вариант 2:

на счёт 6,7 руку в сторону.

5-7 раз

Темп сначала медлен-ный, затем, по мере усвоения, умеренный.

Следить за осанкой и положением рук и чтобы дети не путались.

При обучении упражне-нию сначала проговари-вать направление рук. Например «Правую вперёд», «Левую в сторону», и.т.д.

4.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Увеличение подвиж-ности грудной клетки.

И.п. – стойка ноги врозь.

1-4 – круговые движения руками вперёд,

5-8 – круговые движения руками назад.

5-6 раз

Темп умеренный.

Вращение выполнять с полной амплитудой.

Руки в локтях не сгиб-ать.

1

2

3

4

5

5.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локте-вых суставов.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуть в стороны.

1-4 – вращение рук вперёд,

5-8 – вращение рук назад.

5-6 раз

Темп умеренный.

Вращение выполнять с полной амплитудой.

Следить за осанкой

6.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Увеличение подвиж-ности грудной клетки.

Ориентировка на себе.

Воспитание внимания.

И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.

1 – руки скрестно правая сверху.

2 – и.п.,

3 – руки скрестно левая сверху,

4 – и.п.

5-6 раз

Темп умеренный.

Руки в локтях не сги-бать.

Следить за осанкой.

7.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.

Ориентировка на себе и от себя.

Воспитание внимания.

«Бокс»

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты локти назад, кисть в кулак.

вариант 1:

1 – правую руку выпрямить вперёд.

2 – и.п.,

3 – левую руку выпрямить вперёд,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – правую руку выпрямить по диагонали вперёд-влево,

2 – и.п.,

3 – левую руку выпрямить по диагонали вперёд вправо,

4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

8.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Увеличение подвиж-ности грудной клетки.

«Хлопушка»

И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.

вариант 1:

1 – руки вверх – хлопок,

2 – и.п.,

3 – руки вниз – хлопок за спиной,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – руки вперёд – хлопок,

2 – и.п.,

3 – руки вниз – хлопок за спиной,

4 – и.п.

5-6 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

С гимнастической палкой

1.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.

Увеличение подвиж-ности грудной клетки.

Развитие функции рав-новесия.

Укрепление мышц сто-пы.

И.п.-стойка ноги врозь, палка на плечах.

1 – стойка на носках, палку вверх,

2 – опуститься палку вперёд,

3 – стойка на носках, палку вверх.

4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

Хват сверху.

1

2

3

4

5

2.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.

И.п. – стойка ноги врозь, палка вниз хватом снизу.

1 – палку вперёд,

2 – палку к груди,

3 – палку вперёд,

4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

Следить за правильным хватом.

3.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Увеличение подвиж-ности грудной клетки.

Укрепление мышц сто-пы.

И.п. – о.с., палку вниз.

1 – левую назад на носок, палку вверх,

2 – и.п.,

3 – правую назад на носок, палку вверх,

4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

Хват сверху.

4.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Развитие функции рав-новесия. Укрепление мышц стопы.

И.п. – стойка ноги врозь, палка вниз сзади хватом снизу.

1-2 – стойка на носках, палку отвести назад,

3-4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

5.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Ориентировка на себе.

И.п. – о.с., палку вниз.

1 – палку перпендикулярно полу, правая рука сверху,

2 – и.п.,

3 – палку перпендикулярно полу, левая рука сверху,

4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

Хват сверху.

С мячом

1.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.

Развитие функции рав-новесия.

Укрепление мышц стопы.

И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.

1 – мяч вперёд,

2 – стойка на носках мяч вверх,

3 – опуститься, мяч вперёд,

2 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

Руки в локтях не сгибать.

2.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.

Развитие функции рав-новесия.

Укрепление мышц стопы.

И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.

1 – стойка на носках, мяч вверх,

2 – опуститься, мяч за голову,

3 – стойка на носках, мяч вверх,

4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

3.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.

Развитие функции рав-новесия.

Укрепление мышц стопы.

И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.

1 – мяч на голову,

2 – стойка на носках, мяч вверх,

3 – опуститься, мяч на голову,

4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

При постановке мяча на голову, локти в сторо-ны.

4.

Развитие ловкости.

И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.

1 – подкинуть мяч вверх,

2 – поймать.

5-7 раз

Во время подкидывания мяча прямыми руками тянуться вверх.

1

2

3

4

5

С обручем

1.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Увеличение подвиж-ности грудной клетки.

Укрепление мышц сто-пы.

Ориентировка на себе.

И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу.

1-правую назад на носок, обруч вверх,

2 – и.п.,

3 -левую назад на носок, обруч вверх,

4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

Хват с боку снаружи.

2.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

И.п. – стойка ноги врозь, обруч за спиной.

1-2 – обруч назад,

3-4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Хват с боку снаружи.

Руки отводить до упора.

3.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.

Увеличение подвиж-ности грудной клетки.

И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу.

1 – обруч вверх,

2 – «одеть» обруч на плечи,

3 – обруч вверх,

4 – и.п.

5-7 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

Хват с боку снаружи.

4.

Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов

И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу.

1 – обруч вперёд,

2-4 – имитация вращения автомобильного руля.

5 – обруч вперёд,

6 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Следить за осанкой.

Хват с боку снаружи.

Руки в локтях не сгибать.

Литература

  1. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с.
  2. Лескова Г.П. и другие. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 160с.
  3. Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80С.
  4. Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 208с.
Читайте также:  Ребенок до года обращение и развитие

Источник