Развитие мозга ребенка во время беременности

Развитие мозга ребенка во время беременности thumbnail

Нервная система человека развивается из наружного зародышевого лепестка – эктодермы. Из этой же части зародыша в процессе развития образуются органы чувств, кожные покровы и отделы пищеварительной системы. Уже на 17-18-й день внутриутробного развития (гестации) в структуре эмбриона выделяется слой нервных клеток – нервная пластинка, из которой впоследствии, к 27-му дню гестации, образуется нервная трубка – анатомический предшественник центральной нервной системы. Процесс образования нервной трубки называется «нейруляция». В этот период края нервной пластинки постепенно загибаются кверху, соединяются и срастаются друг с другом (Рисунок 1).

Развитие мозга ребенка во время беременности

Рисунок 1. Этапы формирования нервной трубки (в разрезе).

Если посмотреть на это движение сверху, может возникнуть ассоциация с застегиванием молнии (Рисунок 2).

Развитие мозга ребенка во время беременности

Рисунок 2. Этапы формирования нервной трубки (вид сверху).

Одна «молния» застегивается от центра к головному концу эмбриона (ростральная волна нейруляции), другая – от центра к хвостовому концу (каудальная волна нейруляции). Есть еще и третья «молния», обеспечивающая сращивание нижних краев нервной пластинки, которая «застегивается» по направлению к головному концу и встречается там с первой волной. Все эти изменения происходят очень быстро, всего за 2 недели. К моменту завершения нейруляции (31-32-е сутки гестации) еще не все женщины даже знают о том, что у них будет ребенок.

Однако к этому моменту у будущего человека начинает формироваться головной мозг, возникает зачаток двух полушарий. Полушария быстро увеличиваются, и к концу 32-го дня составляют ¼ часть всего мозга! Тогда же внимательный исследователь сможет уже разглядеть зачаток мозжечка. В этот период также начинается формирование органов чувств.

Воздействие вредностей в этот период может приводить к возникновению разнообразных пороков развития нервной системы. Один из самых распространенных пороков – спинномозговая грыжа, образующаяся вследствие неправильного «застегивания» второй «молнии» (нарушения прохождения каудальной волны нейруляции). Даже стертые, почти незаметные варианты таких спинномозговых грыж порой снижают качество жизни ребенка, приводя к различным формам недержания (недержание мочи и кала). Если у ребенка есть такая проблема как энурез (недержание мочи) или энкопрез (недержание кала), необходимо проверить, нет ли у него стертой формы спинномозговой грыжи. Это можно узнать, сделав ребенку МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника. При обнаружении спинномозговой грыжи показано оперативное лечение, которое приведет к улучшению тазовых функций.

В моей практике был случай 9-летнего мальчика, который страдал энкопрезом. Только с 6-й попытки удалось сделать качественный МРТ-снимок, показавший наличие спинномозговой грыжи. К огромному сожалению, до этого момента ребенок уже наблюдался психиатром и получал соответствующее лечение, так как неврологи открестились от него, считая, что у него проблемы с психикой. Простая операция позволила мальчику вернуться к нормальному образу жизни, полностью контролировать свои тазовые функции. Еще более показательной была история 16-летнего подростка, который всю жизнь страдал от энкопреза. Неврологи посылали его к гастроэнтерологам, гастроэнтерологи к психиатрам. К моменту нашей встречи он уже получал психиатрическое лечение в течение десяти (!!!) лет. Никто никогда не назначал ему МРТ-исследование. Благодаря тому, что были выполнены наши рекомендации по дообследованию, у парня выявили серьезные нарушения в поясничном отделе позвоночника, которые приводили к сдавлению нервов и нарушению чувствительности тазовых органов. Очевидно, что психиатрическое лечение, а также психотерапия или другие способы психологического воздействия во всех этих случаях совершенно бесполезны и, возможно, даже вредны.

Чтобы предупредить возникновение таких пороков развития как спинномозговая грыжа, беременным женщинам уже на ранних сроках беременности рекомендуют принимать фолиевую кислоту. Фолиевая кислота играет роль защитника клеток нервной системы (нейропротектора), и при ее регулярном приеме воздействие различных вредоносных факторов существенно ослабевает.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения пороков развития, будущей матери необходимо также избегать различных неблагоприятных воздействий на организм. К таким воздействиям относятся прием успокоительных средств, содержащих фенобарбитал (в том числе, Валокордина и Корвалола), гипоксия (кислородное голодание), перегревание материнского организма. К сожалению, к неблагоприятным последствиям также приводит прием некоторых противосудорожных препаратов. Поэтому, если женщина, вынужденная принимать такие препараты, планирует забеременеть, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Всю первую половину беременности в будущем мозге ребенка очень активно рождаются и развиваются новые нервные клетки (нейроны). В первую очередь, процессы зарождения новых нервных клеток происходят в зоне, окружающей мозговые желудочки. Еще одной зоной рождения новых нейронов является гиппокамп – внутренняя часть коры височных областей правого и левого полушарий. Новые нервные клетки продолжают появляться и после рождения, но менее интенсивно, чем во внутриутробном периоде. Даже у взрослых людей в гиппокампе обнаружены молодые нейроны. Считается, что это – один из механизмов, благодаря которым, в случае необходимости, мозг человека может пластично перестраиваться, восстанавливать поврежденные функции.

Только что народившиеся нейроны не остаются на месте, а «переползают» к местам своей постоянной «дислокации» в коре и глубинных структурах мозга. Процесс этот начинается ближе к концу второго месяца беременности и активно продолжается вплоть до 26-29 недель внутриутробного развития. К 35-й неделе кора головного мозга плода уже обладает структурой, присущей коре взрослого человека.

Каждый нейрон имеет отростки, с помощью которых он взаимодействует с другими клетками организма.

Развитие мозга ребенка во время беременности

Рисунок 3. Нейрон. Длинный отросток – аксон. Короткие ветвистые отростки – дендриты.

Нейроны, занявшие свое место в мозге, пытаются устанавливать новые отношения с другими нервными клетками, а также с клетками других тканей организма (например, с мышечными клетками). Место, где одна клетка соединяется с другой, называется «синапс». Такие соединения очень важны, так как именно благодаря им мозг формирует сложные системы, в которых информация может быстро передаваться от одной клетки к другой. Внутри клетки информация передается в направлении от тела к окончанию в виде электрического импульса. Этот импульс провоцирует высвобождение в синаптическую щель специфических химических веществ (нейромедиаторов), которые хранятся в окончании нейрона, и посредством которых информация передается от нейрона к следующей клетке.

Развитие мозга ребенка во время беременности

Рисунок 4. Синапс

Первые синапсы обнаружены у эмбрионов в возрасте 5 недель внутриутробного развития. Наиболее активно образование синаптических контактов между нейронами происходит, начиная с 18 недель внутриутробного развития. Новые связи между нервными клетками образуются практически всю жизнь. В период активного образования синапсов мозг ребенка подвержен негативному влиянию наркотических веществ и некоторых медикаментов, влияющих на обмен нейромедиаторов. К этим веществам относятся, в частности, нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты – препараты, с помощью которых лечат психические расстройства. Если будущая мама вынуждена принимать подобные препараты, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом. И, конечно, беременной женщине следует избегать употребления психоактивных веществ, если ее беспокоит умственное развитие ее ребенка.

Нейромедиаторы – специфические химические соединения, благодаря которым происходит передача информации в нервной системе. От их правильного обмена зависит очень многое в поведении человека. В том числе, его настроение, активность, внимание, память. Есть факторы, которые могут повлиять на их обмен. Один из таких, неблагоприятно воздействующих факторов – курение матери во время беременности. Воздействие никотина порождает сразу несколько эффектов. Мозг опознает никотин как вещество, способствующее его активации, и начинает развивать системы, чувствительные к нему. Попросту, в мозге увеличивается число воспринимающих никотин элементов, улучшается передача информации, осуществляемая посредством никотина. Одновременно, происходит негативное воздействие на обмен тех нейромедиаторов, которые должны вырабатываться самим мозгом. В первую очередь, это касается тех веществ, которые имеют отношение к обеспечению внимания и регуляции эмоций. В исследованиях показано, что курение матери во время беременности в несколько раз повышает риск рождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Вторым по счету последствием внутриутробного потребления никотина после СДВГ является оппозиционно-вызывающее расстройство, для которого характерны такие проявления как раздражительность, гневливость, постоянно меняющееся, часто негативное, настроение, злопамятность. Еще один эффект курения – ухудшение состояния сосудов, нарушение питания плода. Дети курящих матерей рождаются с низким весом, а низкий вес при рождении сам по себе является фактором риска развития последующих проблем в поведении. Из-за спазма сосудов, вызываемых воздействием никотина, мозг плода подвержен ишемическим инсультам – нарушениям кровоснабжения определенных участков мозга, их гипоксии, которая очень пагубно воздействует на все последующее психическое развитие [Nomura et al., 2010].

Один из важнейших процессов, происходящих в формирующемся мозге еще не родившегося ребенка – покрытие длинных окончаний нервных клеток (аксонов) миелином (миелинизация). Покрытый миелином аксон изображен на одном из предыдущих рисунков (рисунке нейрона). Миелин – вещество, которое в чем-то подобно изоляции, покрывающей провода. Благодаря ему электрический сигнал перемещается от тела нейрона к окончанию аксона очень быстро. Первые признаки миелинизации обнаруживаются в мозге 20-недельных плодов. Этот процесс происходит неравномерно. Первыми миелином покрываются аксоны, образующие зрительные и двигательные нервные пути, которые в первую очередь пригодятся новорожденному младенцу. Чуть позже (практически перед рождением) начинают покрываться миелином слуховые пути.

Клетки одной из мозговых тканей – нейроглии, производящие миелин, очень чувствительны к недостатку кислорода. Также на миелинизацию мозга плода может повлиять воздействие токсинов, наркотических веществ, дефицит необходимых мозгу веществ, поступающих с пищей (в частности, витаминов группы В, железа, меди и йода), неправильный обмен некоторых гормонов, таких, например, как гормоны щитовидной железы.

Крайне вредным для нормального протекания процессов миелинизации является алкоголь. Он препятствует миелинизации и, в результате, может стать причиной тяжелых нарушений психического развития, сопровождающихся умственной отсталостью ребенка. Воздействие алкоголя может иметь и неспецифический эффект, приводя к возникновению разнообразных пороков развития.

О том, насколько интенсивно развивается мозг ребенка, находящегося в утробе матери, говорит хотя бы тот факт, что в период с 29 по 41 неделю, мозг увеличивается почти в 3 раза! Во многом, это происходит за счет миелинизации.

О психическом развитии ребенка во внутриутробном периоде известно сравнительно мало. В то же время существуют некоторые интересные факты.

Начиная с 10 недель внутриутробного развития, дети сосут большой палец (75% – правый). Оказывается, что будущие правши, в большинстве своем, предпочитают сосать правый палец, а будущие левши – левый [Hepper, 2013].

При контактном воздействии звуком на живот беременных женщин (37-41 неделя беременности) через наушники обнаружена достоверная активация в височных областях у четырех и в лобных у одного плода – тех самых зонах коры головного мозга, которые впоследствии будут принимать участие в обработке речевой информации. Это говорит о том, что мозг ребенка активно готовится существовать в той среде, которая ему предназначена.

Литература:

Nomura Y., Marks D.J., Halperin J.M. Prenatal Exposure to Maternal and Parental Smoking on Attention Deficit Hyperactivity Symptoms and Diagnosis in Offspring // J Nerv Ment Dis. 2010 September; 198(9): 672-678.

Читать оригинал статьи >>

Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168

Читать оригинал статьи >>

Савельев С.В. Эмбриональная патология нервной системы. – М.:ВЕДИ, 2007. – 216 с.

Источник

Все меньше людей стремятся к рождению детей в молодом возрасте. Но так ли это хорошо для ребенка, как кажется на первый взгляд? Ученые из разных стран озаботились этим вопросом и провели масштабные исследования по измерению интеллекта малышей и его связи с возрастом родителей и другими факторами.

Мы в AdMe.ru ратуем за ответственное отношение к планированию семьи и спешим рассказать вам о некоторых не вполне очевидных вещах, которые могут повлиять на умственное и эмоциональное развитие маленького человека.

1. От возраста родителей зависит интеллект ребенка

Каждый вновь появляющийся на свет человек – немножко мутант. У него есть около 70 мутаций, которые отсутствуют у родителей. Причем львиную их долю переносит сперматозоид, а не яйцеклетка: чем старше мужчина, тем большее число мутаций он передает потомству.

А их количество напрямую связано с когнитивными способностями. Чем больше мутаций, тем меньше человек склонен к интеллектуальному развитию. Сюда относят стандартные тесты на IQ, тесты по измерению умственных функций, понимание прочитанного. Иначе говоря, для ребенка плохо, если его отец старый.

Несколько иначе обстоит ситуация с возрастом матери. Чем старше женщина, тем выше будет интеллектуальное развитие ее ребенка. Исследователи допускают, что здесь главную роль играют не столько гены, сколько социокультурный фактор: взрослая дама имеет образование, она хорошо владеет собой, она опытна и не склонна к авантюрам.

Так или иначе, но по статистике у очень юных матерей дети развиваются медленнее.

2. Генетические тесты не будут лишними, даже если вам кажется, что вы ничем не болеете

Так выглядит схема передачи некоторых генетических заболеваний, например муковисцидоза и тугоухости.

Тесты проверяют вашу ДНК на наличие генетических заболеваний (это делается до беременности) или же ДНК эмбриона, пока он находится в утробе матери. Результаты покажут, каковая вероятность, что у ребенка проявится какой-либо недуг.

Перед беременностью имеет смысл сделать еще и тест на носительство: возможно, у вас есть ген, который вызывает определенное расстройство, но вы об этом просто не знаете. Специалисты объяснят, каковы шансы передачи этого гена ребенку.

Похожая ситуация произошла с американкой Шэрон Бернарди, которая потеряла 7 детей в возрасте до 2 лет. У каждого из них был синдром Лея, который поражает центральную нервную систему. Несмотря на это, Шэрон и ее муж неоднократно пытались зачать здорового малыша. Только один из 7 дожил до 21 года, при этом мальчик постоянно пил лекарства и у него регулярно случались приступы, каждый из которых мог оказаться последним.

3. Развитие ребенка зависит от того, как сильно его мама нервничала во время беременности

Чтобы нервная система хорошо развивалась, мозг должен иногда находиться в состоянии стресса. При этом важно не переборщить: чрезмерное волнение ни к чему хорошему, конечно, не приведет.

Заручившись этой мыслью, команда ученых из Университета Джонса Хопкинса исследовала нескольких беременных женщин, каждая из которых имела высшее образование и была здорова как физически, так и ментально. Во время беременности и до достижения детьми 2-летнего возраста специалисты замеряли уровни стресса у женщин и умственные способности у их детей.

Выяснилось, что более продвинутыми в умственном и физическом отношении оказались дети, чьи матери волновались слабо или умеренно. И наоборот: если женщина стрессовала слишком рьяно, то ее ребенок отставал в развитии от сверстников.

Это позволило ученым сделать следующий вывод: развитие мозга ребенка только выигрывает от небольшого стресса матери во время беременности.

4. От уровня стресса беременной женщины зависит также темперамент ее ребенка

Раньше считалось, что темперамент человека – это данность: «он просто такой родился». Сейчас это представление меняется: специалисты активно изучают развитие плода в утробе матери и находят все больше доказательств того, что эмбрионы чувствуют стресс беременной женщины и принимают его часть на себя.

В одном из экспериментов ученые исследовали 50 беременных. Они считывали частоту пульса, в то время как женщины проходили тест Струпа (он вызывает небольшое волнение). Если женщина в принципе находилась в состоянии тревожности или депрессии, то при прохождении теста у нее значительно повышался пульс. Как следствие, пульс был повышен и у плода.

В итоге были сделаны такие выводы: если плод реагирует на стресс матери значительным учащением пульса, то велика вероятность, что этот ребенок будет гиперактивным.

Конечно, перечисленные факторы не единственные в своем роде. Многие вещи влияют на интеллект малыша. Например, беременной нежелательно проживать в доме, где есть старая сантехника или стены выкрашены краской 20-летней давности, поскольку и то и другое может содержать свинец.

Другие специалисты предупреждают, что перед беременностью нужно проверить щитовидку: если у женщины низкая функция щитовидной железы, то ее малыш, вероятнее всего, будет иметь невысокий IQ. Так или иначе, но врачи советуют подходить к рождению ребенка всесторонне: лучше предпринять лишние шаги по обеспечению здоровой атмосферы для «созревания» ребенка, чем не сделать этого.

Расскажите нам о своем опыте беременности. Как вы готовились или будете готовиться к ней, какие факторы учтете?

Источник

Питание матери имеет большое значение в формировании иммунитета малыша и его способности к обучению в будущем: полезные вещества активируют определенные гены, а отсутствие полезных веществ в рационе – “выключает” гены. Для развития здорового малыша, устойчивости его организма к действию инфекций необходимо адекватное и сбалансированное питание с момента зачатия.

Результаты многочисленных исследований показали, что даже небольшие изменения роста и развития плода определяют здоровье малыша в будущем. Так, например, от потребления полинасыщенных жирных кислот омега-3 группы зависит развитие познавательной функции малыша.

Недостаточное питание в период беременности и рождение ребенка с малой массой тела являются факторами риска развития атеросклероза, ишемической болезни сердца, инсулин-резистентного диабета и ожирения, хронических воспалительных заболеваний и аллергических состояний.

Если беременная женщина испытывала недостаток в питании, то у малыша “включается” ген, который отвечает за то, чтобы питательные вещества усваивались из ограниченного количества продуктов. Когда ребенок вырастет, у него может развиться ожирение, так как ген, который “включился” еще во внутриутробном периоде, будет способствовать максимальному усвоению всех питательных веществ так, словно питания по-прежнему не хватает.

Какие вещества оказывают влияние развитие ребенка до и после его рождения? Какие витамины, минералы и питательные вещества должны быть в рационе беременной?

Для полноценного роста и правильного развития плода женщине необходим целый ряд микро- и имуннонутриентов. Основное предназначение микронутриентов – защита организма от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Они содержатся в организме в небольших количествах, но играют, очень важную роль во всех биохимических процессах. Существует несколько видов микронутриентов, каждый из которых выполняет свою специфическую функцию.

К иммунонутриентам относятся вещества, влияющие на состояние иммунной системы: микроэлементы (железо, цинк, селен, йод), витамины (А, Е, С), аминокислоты, нуклеотиды, пробиотики, полинасыщенные жирные кислоты омега-3 и другие.

После рождения основным источником полезных веществ для ребенка становится материнское молоко, поэтому характер питания матери напрямую влияет на будущее здоровье малыша.

Как влияет нерациональное питание беременной на развитие будущего ребенка?

Многочисленные клинические исследования показали, что дефицит кислоты омега-3 при беременности, во время кормления грудью или в раннем детском возрасте влияет на развитие его способности к обучению. У детей грудного возраста снижается внимание; у детей раннего возраста – сосредоточенность; у дошкольников и школьников наблюдались нарушения памяти.

Или, скажем, снижение уровня гемоглобина у ребенка ниже 120-110 г/л еще не является причиной, чтобы поставить диагноз “анемия”, однако уже может повлиять на развитие познавательной функции у малыша. Малыши, уровень гемоглобина которых был ниже 110 г/л, впоследствии уступали по скорости реакции малышам с уровнем гемоглобина выше 120 г/л.

Имея представление о содержании микронутриентов в тех или иных продуктах питания и функциях питательных веществ, витаминов и минералов, можно составить наиболее адекватный график питания для беременной, кормящей матери и малыша.

Без каких витаминов не может обойтись беременная?

Питательные вещества – свойства и источники

Белки – строительный материал для роста и развития организма (мясо, рыба, яйца, сыр, бобовые).

Углеводы – источник энергии (злаки, крупы, макаронные изделия, картофель, овощи, фрукты).

Жирные кислоты, докозагексаеновая кислота (омега-3) – важное вещество для развития мозга и зрения (жирная рыба).

Пробиотики BL – укрепляют иммунитет, способствуют оздоровлению кишечной микрофлоры и профилактике аллергии.

Витамины – свойства и источники

  • Фолиевая кислота (витамин В9) – играет ключевую роль в интенсивном обмене веществ, предупреждает развитие дефектов нервной системы (листовые овощи темно-зеленого цвета, сушеные бобы, орехи, мука грубого помола).
  • Витамин В1 (тиамин) – способствует росту и развитию мышечной ткани (мясо, картофель, хлеб из муки грубого помола).
  • Витамин В2 (рибофлавин) – способствует обмену веществ (молочные продукты, мясо, рыба, яйца, хлеб из муки грубого помола).
  • Витамин В12 – отвечает за развитие центральной нервной системы (рыба, мясо, птица, молочные продукты).
  • Витамин С – укрепляет иммунную систему и синтезирует коллаген (цитрусовые, перец, томаты).
  • Витамин А – способствует росту организма и работе органов зрения (морковь, шпинат (в виде бета-каротина).
  • Витамин D – отвечает за рост костной ткани (рыба, яичный желток).
  • Витамин Е – важное вещество для мышц, антиоксидант (масло зародышей пшеницы, хлеб из муки грубого помола).

Минералы и микроэлементы – свойства и источники

  • Кальций – отвечает за рост костной ткани и зубов (молоко, сыр, молочные продукты, брокколи).
  • Магний – улучшает энергетический обмен, передачу нервных импульсов, мышечное сокращение (орехи, зерновые, мука грубого помола, овощи).
  • Железо – отвечает за увеличение объема крови, участвует в формировании эритроцитов, способствует развитию мозга и нормализует работу нервной системы (мясо, шпинат, чечевица).
  • Йод – способствует обмену (рыба, йодированная соль).
  • Селен – антиоксидант (мясо, рыба, яйца, чечевица, спаржа).
  • Цинк – важный элемент для роста и поддержания иммунной системы (мясо, молочные продукты, рыба).

Питание беременной женщины. Полезные советы

  • Включите в рацион разнообразные свежие фрукты, цельнозерновые злаки, бобовые, овощи, пропаренный рис, орехи.
  • Отдавайте предпочтение цельнозерновой муке и злакам – это позволит увеличить потребление клетчатки, витаминов и минералов. Клетчатка помогает предотвратить запоры.
  • Регулярно употребляйте в пищу нежирное мясо, рыбу, молоко и молочные продукты. Это источники белка, строительного материала для растущего организма. Рыба (например, лососёвые) – источник жирных кислот, необходимых для правильного развития мозга.
  • Сведите к минимуму употребления жирной и сладкой пищи, заменяя десерты фруктами.
  • Используйте йодированную соль.
  • Ешьте только полностью готовое мясо, рыбу, морепродукты и яйца.
  • Следует избегать не пастеризованного молока и мягких сыров.
  • Ежедневно выпивайте от 1,5 до 2 литров жидкости (воды, несладкого фруктового чая, фруктового или овощного сока).
  • Ограничьте употребление напитков, содержащих кофеин (не более 1 чашки кофе в день).
  • Принимайте витамины для беременных – по назначению врача. Но помните: усвоение полезных микронутриентов из пищи происходит гораздо лучше, чем из витаминно-минеральных комплексов, поэтому за рационом все равно надо внимательно следить.

Статья подготовлена в рамках образовательной программы

“Расти здоровым с первых дней”

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Самый богатый источник кальция – кунжут. О нём никогда не помнят, давая советы беременным. В кунжуте в 8 раз больше кальция, чем в сыре, и он намного легче усваивается. На Ближнем Востоке кунжут вовсю используется в кулинарии, а у нас им разве что булочки посыпают, заставляя беременных и кормящих килограммами поглощать творог. В то время как можно полить салат соусом из кунжута, покрыв все дневные потребности в кальции.

2012-09-05, Зимняя ёлка

оооочень хорошая статья!!!смело поместила в закладки!! но всё же мне трудно понять, как заставить себя отказываться от любимых вредностей!

2012-10-07, kot_pilot

О, классно как! Я кунжут очень люблю!

2012-09-07, Аникова

Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.

Источник