Развитие мозга ребенка саркисов
Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Сотрудники Монтессори центров «Созвездие» подготовили обзор основных фактов о работе детского мозга.
Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша
Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?
Что происходит до рождения?
В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.
Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.
Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.
Мозг новорожденного. Какой он?
Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.
Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.
Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.
Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.
Как растёт мозг?
Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.
Зрительная кора
Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!
Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.
Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.
Мозжечок
Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.
Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.
Миелинизация нейронов
Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.
От простого к сложному
Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.
Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?
Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.
Социальное окружение
Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.
Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.
Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.
Сбалансированное питание
Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.
Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.
Физическая активность
Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!
Новые впечатления – залог здоровья!
Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.
В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.
Избегайте травмирующих ситуаций
Несомненно, трудности и разочарования также необходимы ребенку, как и позитивные эмоции, но только проблемы, которые малыш способен решить сам или с помощью родителей не травмируют его психику. Согласитесь, одно дело застать малыша рыдающим из-за того, что шнурки на ботинках не хотят завязываться сами, другое же дело успокоить ребенка, который преждевременно столкнулся с насилием, болезнями или недостатком в семье.
Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.
Выводы
Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.
https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-mozga-rebenka-chto-vazhno-znat-roditelyam.html
Источник
Все время говорю о важности формирования у ребёнка новых нейронных связей, но сейчас хочу поговорить про то, как все образуется и переводится у человека в знания, умения и навыки????
Конечно нужно прочитать несколько десятков книг по данной теме, чтобы до конца понять, а что именно я здесь пишу, но постараюсь объяснить максимально просто.
Самой интересно получится ли. Так что дайте пожалуйста обратную связь
нейронные связи
Человек рождается с огромным количеством активных нейронов, но они не имеют особого смысла если между ними не формируются нейронные цепочки.
Нейроны, которые не используются мозгом, начинают постепенно ослабевать уже у двухлетнего ребенка (важно формировать как можно больше связей между ними)
Малыш рождается и не может даже долго взгляд сфокусировать на одном предмете длительное время. И потихоньку тренируется, переводя взгляд с одного предмета на другой (когда родители на что- то указывают и называют, потом ещё раз показывают, то этим формируют новую нейронную связь), каждый раз задерживаясь чуть дольше. И в этом случае сокращение числа активных нейронов позволяет малышу не скользить рассеянным взглядом по всему вокруг, а опираться на нейронные пути, которые у него уже сформировались. Именно благодаря опоре на сформировавшиеся нейронные связи, формируется интеллект.
Постепенно ребёнок накапливает знания и опыт (где то просто наблюдая, а где- то самостоятельно его приобретает, например, если обожжется)
И в возрасте от 1,5-2х лет, малыш способен уже самостоятельно концентрироваться на том, что доставляло ему в прошлом приятные ощущения, типа знакомого лица или игрушки. Он может остерегаться того, что в прошлом вызвало у него отрицательные эмоции, например, если ребёнка до этого ударил другой ребёнок
нейронные связи
????Примерно до семи лет процесс оптимизации мозга у ребенка продолжается (поэтому важно до этого времени дать ребёнку как можно больше различного опыта и взаимодействия с окружающим миром и людьми) От этого зависит его интеллектуальная деятельность в дальнейшем????
Отмирание активных нейронов заставляет человека соотносить новый опыт со старым, вместо того чтобы накапливать новые переживания каким-то отдельным блоком. ( т. е в какой то момент перестаёт просто копить знания, а учится их соотносить и анализировать)
По проведённым опытам и наблюдениям за развитием мозга у людей, обнаружили, что отмирание незадействованных активных нейронов к семи годам помогает сделать мыслительный процесс человека более эффективным и целена правленным( при условии, что человек создал много нейронных путей, на которые может опереться в мыслительном процессе)
После семи лет человек создает нейронные связи разветвляя старые нейронные «стволы», вместо того чтобы создавать новые. (И получается как у дерева, вырастают от одного ствола много-много разных веточек, которые цепляются за веточки других деревьев и таким образом информация передаётся.)
Конечно, с возрастом мы получаем новые знания. Однако эта новая информация концентрируется в тех областях мозга, в которых уже существуют (активные нейронные связи)
И если обобщить информацию, то получается, чтобы мозг развивался ему важно не огромное количество несоединенных между собой нейронов, а именно до семи лет на соединять как можно больше нейронных дорожек, ведь тесно переплетенные между собой нейронные связи и нервные пути составляют основу нашего интеллекта
Рекомендую к прочтению Некачественное время проведённое с ребёнком
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
Источник
Почему поступки детей не всегда совпадают с нашими ожиданиями? Зачем во время урока физкультминутка? Почему с девочкой надо обсудить прошедший день? И зачем детям дневной сон?
Источник pinterest.ru
Ответы на эти и другие вопросы есть в книге Джона Медины «Правила мозга». Я их нашла делюсь с вами.
1. Движение и физические упражнения стимулируют активность мозга.
Только ленивый не написал про пользу спорта и физических нагрузок.Но при этом не каждый из нас может объяснить зачем эти нагрузки. Во время занятий спортом в наш мозг поступает больше кислорода, глюкозы, которые необходимы для его нормальной работы. А специальный белок, который вырабатывается в это время, помогает создавать новые нейронные связи. Именно они отвечают за накопление опыта, качество и количество информации в нашей голове.
Сочетание двух видов активности (интеллектуальной и физической) более эффективно.
Следует помнить: при организации обучения ребенка постарайтесь, чтобы занятия в одной поз чередовались с двигательной активностью.Поощряйте его мозг белково-кислородно-глюкозным коктейлем!
2. Мозг не единый, а триединый.
Мозг современного человека тоже представляет собой продукт цивилизации человечества в целом. От момента, когда первому человеку нужно было просто день пережить, перекусить что-нибудь или кого-нибудь и наследника оставить. До сегодняшнего дня, когда мы хотим жить долго, успешно, здоровО и здОрово.
Это отразилось и в нашем мозге. В нем есть три слоя: мозг ящера, лимбическая система и неокортекс.
У каждого слоя своя история. Причем в прямом смысле этого слова.
Источник pinterest.ru
На первой ступени развития мозгу первобытного человека достаточно было поддерживать стабильное ровное сердцебиение и другие физическими показателями. За это отвечал первый слой, мозг ящера. Он и сейчас ответственный за главные жизненные потребности человека: безопасность, пища и продолжение рода. Изменился климат, потребовалось расширить территории.
У человека и его мозга появились новые задачи: накопить опыт, знания и эмоции, чтобы использовать их для жизни и передачи следующим поколениям. Для этого был отрощен второй слой мозга: лимбическая система. Он отвечает за эмоции и хранит знания. Поэтому человек смог анализировать ситуацию, строить прогнозы на будущее и их реализовывать.
Но мир не стоял на месте. И жизнь показала, что выживает не сильнейший. Выживает умнейший! Потребовался третий слой – неокортекс. С ним мы мыслим абстрактно, понимаем чувства и мотивы других и учимся на чужих ошибках.
Источник pinterest.ru
И что из этого следует? Разные чувства и мысли появляются в разных участках мозга. Значит их нельзя оценивать по одной шкале. И расшифровывать все порывы и желания тоже надо по разному.
Следует помнить: Перед тем как вы соберетесь ругать ребенка за лишнее пирожное или новую драку, вспомните: лишний вес у малыша не от сладостей, а от малоподвижного образа жизни!
3. Мозг каждого человека уникален.
Мы не рождаемся со сформированным мозгом. На протяжении жизни он развивается и изменяется от кризиса к кризису (2 года, подростковый возраст, средний возраст и т.д.). Получаемый опыт с его личностно-эмоциональной интерпретацией выдает уникальный продукт: личность.
Помните: взрослые и дети смотрят на одно и то же, но видят разное, помнят различное и чувствуют каждый по-своему.
4. Мозг скучает на неинтересном.
При самой высокой заинтересованности в чем-то наше внимание начинает ослабевать уже через 10 минут. Люди высоко мотивированные смогут довести дело до конца. А если мотив так себе, слабенький? Что будет? Поэтому сложные материи лучше постигать с простого, постепенно переходя к более абстрактному и сложному. Не забывая при этом стимулировать мозг интересным и захватывающим.
Стоит помнить: рассказывайте ребенку о чем-то новом кратко и интересно.
5. Кратковременная память.
Условно память разделяют на вербальную (то что мы в голове озвучиваем словами) и моторную (двигательные процедуры доведенные до автоматизма: ходьба, письмо, вождение автомобиля и т.д.). Любое накопление опыта идет по одному маршруту: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.
В сборе сведений (вкус, цвет, форма, запах), их анализе (круглый, красный, мясистый, ароматный, сладко-кислый) и создании образа (это помидор) участвует каждый из трех участков мозга. Это как собрать вместе все части пазла.
Стоит помнить: чем больше в процессе сбора информации задействовано участков мозга, чем больше путей передачи информации мы активизировали, тем лучше мы запомним. При обучении ребенка действуйте так же: дайте покрутить, облизать, погрызть, постучать, покатать, разломать.
6. Долговременная память.
Мы все когда-то что-то забывает. А вот что и когда мы забудем зависит от качества работы проводников (нейронов), которые передавали информацию из одной части мозга в другой. Если эту связь между нейронами поддерживать – то материал сохранится надолго. Если же нет, то сведения уйдут в «корзину со спамом».
Стоит помнить: периодически повторяйте с ребенком пройденное, чтобы потом горестно не восклицать: «Мы же с тобой это учили!»
7. Сон, как «горшочек ума» для Страшилы.
Каждое мгновение нашей жизни у нас в голове идет противостояние между процессом торможения и процессом возбуждения. Один пытается нас уложить спать и дать восстановиться нейронам, а другой толкает, подгоняет и вечно кричит: «Подъем! Опоздаешь!». Но как не крути, отдыхать надо всем. И днем! И желательно в полдень! Специалисты НАСА экспериментально доказали, что получасовой отдых в обед улучшает работу мозга на 36%.
Стоит помнить: даже если ваш ребенок кричит, что он в жизни не будет днем спать, стоит его уложить отдохнуть в спокойной обстановке. А заснет он или нет, покажет время.
8. Стресс отрицательно сказывается на умственных способностях.
Многие скажут: “А как же примеры принятия оригинальных решений в стрессовых ситуациях?”.
Не путайте ситуацию принятия решения и ситуацию обучения. Если обучение связано с постоянным стрессом, то ничего хорошего не ждите. Кроме нервных срывов, нарушения деятельности сердечной и гормональной системы.
Следует помнить: занимаясь с ребенком, постарайтесь сделать процесс эмоционально комфортным, создайте ситуацию успеха для малыша и не подчеркивайте его недостатки.
Источник pinterest.ru
9. Мозг мужчин и женщин отличается.
Вы, конечно, можете скептически улыбнуться и сказать: «Ой, Америку открыла!», но факт остается фактом. У девочек быстрее формируется второй слой мозга (лимбическая система), поэтому они раньше начинают познавать и строить свою картину мира. Разговаривать они начинают раньше по этой же причине. У мальчиков этот процесс идет медленно, но к трем года и те, и другие сравниваются. Но к подростковому возрасту лимбическая система (второй слой мозга) дает опять о себе знать: девушки лучше воспринимаю информацию, если сами ее проживают, чувствуют. Они более восприимчивы к чувственной модели познания мира. Поэтому женской части общества хочется говорить о переживаниях, о том, что они чувствуют сейчас. А мальчики, юноши, а потом и мужчины склонны к абстрактному усвоению знаний, без слез и переживаний.
Следует помнить: девочка и мальчик в одной и той же ситуации будут чувствовать и думать по-разному. Не ждите от них одинаковой реакции.
10. Человек должен постоянно учиться.
Знаете, что отличает ребенка от взрослого?
Ребенку постоянно надо что-то делать, куда-то бежать и узнавать новое. Детская непоседливость и юношеский авантюризм двигает их к новым рубежам. Взрослый же под тяжестью забот, проблем или просто лени предпочитает полежать на диване перед экраном телевизора или планшета.
Именно, поэтому количество новой запоминаемой информации у взрослых падает. Именно поэтому, им труднее осваивать новые языки и профессии, труднее переносить кризисные времена и приспосабливаются к новшествам.
Источник pinterest.ru
Чтобы этого не происходило, двигайтесь и учитесь. Лучше быть молодым активном старичком, чем старым пассивным юношей.
Следует помнить: не сдерживайте игровые порывы детей, а регулируйте их и направляйте в нужное русло. Компьютер, телефон или игровая приставка не заменят вас!
Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях к статье.
Читайте наши статьи“10 умений 10-месячного ребёнка”.
Ставьте лайки ???? и подписывайтесь на наш канал.
Ссылки на наш аккаунт в ИНСТАГРАМ и ТЕЛЕГРАМ в шапке канала.
Если вам понравилась публикация, поделитесь ею с друзьями.
Источник