Развитие мозга ребенка и его социальное развитие

Как развивается мозг ребёнка? Как происходит социализация детей? Почему современная виртуальная среда может негативно повлиять как на развитие ребёнка, так и на его социализацию? Что делать, если у ребёнка возникли проблемы при общении с родителями, сверстниками и учителями? В нашей статье вы узнаете об этом, а также получите полезные практические рекомендации психолога по социализации детей. Автор материала – психолог Шамсия Хукуматшоева, специально для CogniFit (“КогниФит”).

Социализация детей: какие проблемы могут возникнуть? Фото MI PHAM, Unsplash.com

Как развивается мозг ребёнка?

«Мозг – последний и величайший рубеж… наиболее сложная вещь из тех, которые мы пока обнаружили в нашей Вселенной», утверждал Джон Уотсон.

Человеческий мозг весит около 1400 г., и его способность к вычислительному анализу сенсорных сигналов и пониманию себя и  Вселенной поразительно сложна. Головной мозг человека содержит огромное количество нейронов, что соответствует количеству звёзд в галактике (больше 100 миллиардов).

Нейрон — основной элемент нервной системы, передающий по ней информацию. Основными частями нейрона являются дендриты, тело клетки, аксон и синаптические соединения, в которых происходит нейротрансмиссия. С помощью крепкой системы соединений нейронов мы получаем сигналы, тем самым активизируя наши высшие психические функции (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь).

Развитие мозга начинается ещё в пренатальном периоде (3-4 месяц) и продолжает формироваться  на следующих этапах: в момент рождения (25%), в 1 год (70%), в 3 года  (85%), в 5 лет (92%), и в период взросления (100%).

Чем больше стимулов захватывает головной мозг, тем лучше становится растущая нейронная связь (дендритов и аксонов). Решающим значением является то, что в раннем возрасте мозг формирует неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

Особенно важным  периодом развития являются первые три года. Важную роль в развитии мозга ребёнка играют родители и организованная благоприятная среда. Здоровый мозг ребёнка начинается со здоровья беременной матери.

Родители или воспитатели могут стимулировать мозг детей с помощью, беседы, песни, пальчиковых игр, рассказов историй, а также исследовательских игр с безопасными материалами в безопасной среде. Такая среда заставляет мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Разные изображения, звуки,  запахи влияют на развитие высших психических функций ребенка.

В первые годы жизни дети очень открыты маленьким исследованиям путём игры. Для маленьких детей игра – это наука, раскрытие своих способностей, способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Дети в основном обучаются посредством игр. Они осваивают социальные навыки, получают первые опыты, развиваются.  

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью общего когнитивного теста CogniFit

Социализация детей: возможные проблемы

Немаловажным является развитие эмоционального интеллекта у детей.  Нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев. Семья, как важнейший фактор развития ребёнка и его социализации, не только формирует личность ребёнка и обучает дисциплине, но и помогает его индивидуальному развитию, а также развитию эмоционального интеллекта. 

Для детей важна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Ребёнок копирует обращённые к нему слова и выражения, поведение ровесников и социального круга, поэтому очень важно говорить с ребёнком правильно и грамотно.

Благодаря пластичной нервной системе, ребёнок в раннем возрасте довольно восприимчив и легко обучаем. Это создаёт наиболее благоприятные условия и возможности для того, чтобы обеспечить успешное нравственное воспитание и социальное развитие полноценной личности.

Родители должны иметь дальновидный взгляд на социальные проблемы и развитие ребенка, а также тщательно наметить план их решения, как, например, они рассматривали бы академические или медицинские проблемы. По той или иной причине некоторые дети не развивают социальные навыки также легко, как и другие дети.

Сегодня каждый родитель может столкнуться с проблемой в общении и взаимодействии со своим ребёнком и его общении с окружающим. Например, ребёнок играет один совершенно счастливо, бормоча себе под нос и иногда разделяя свои ресурсы с матерью или отцом. Однако если другой ребёнок присоединится к нему в игре, то возможно, ребёнок стукнет его или не захочет с ним играть.

Бывает и так, что дети могут искренне стремиться к отношениям со сверстниками, но при этом они получают отпор, и потом уходят в безопасность дома, семьи и игры наедине.

Причиной привыкания к одиночеству также может быть одержимость виртуальной средой. Количество времени, которое дети проводят за просмотром цифровых экранов, вызывает беспокойство. Дети не устают смотреть телевизор или играть в гаджеты. Эта одержимость гаджетами вызывает беспокойство, но непосредственная тревога заключается в её неблагоприятном влиянии на высшие психические функции детей.

Дети используют гаджеты для игр, общения, просмотра видеороликов, и эта деятельность обычно настолько увлекательна, что они не отвлекают своё внимание от экрана. Они также не обращают внимание на такие вещи, как осанка, расстояние до экрана и яркость, которые  могут негативно повлиять на их зрение и здоровье. Особенно сейчас актуально, когда годовалого ребёнка балуют отвлеканием с помощью виртуальной среды. 

Виртуальная среда непосредственно влияет на восприятие, внимание, память, мышление, воображение и на речь ребёнка в том числе. Естественно, родитель не может лишать или держать детей далеко от гаджетов, но при этом может свести к минимуму их влияние на детей.

По данным американских Центров по контролю и профилактике заболеваний, в среднем ребёнок проводит около 8 часов в день за просмотром электронных экранов. Использование гаджетов среди детей увеличивается с возрастом, и это подразумевает высокий риск возникновения проблем со зрением. Степень тяжести зависит от вида деятельности и уровня вовлечённости в виртуальную среду.

Частое расширение и сокращение зрачков приводит к усталости глаз. Не стоит забывать о главном естественном механизме — моргании, который сохраняет глаза влажными, смазанными и чистыми. Более низкая частота моргания вызывает сухость глаз и раздражение. Все эти симптомы маленькие дети могут и не замечать, но со временем родитель или  учителя в школе могут обнаружить беспокойство ребенка. Многие оптометристы подозревают, что синий свет гаджетов может вызвать необратимое повреждение сетчатки. Это может увеличить риск дегенерации жёлтого пятна и возникновения катаракты. Синий свет также может мешать биологическим часам и влиять на сон.

Все вышеуказанные аргументы говорят о том, что при непрерывном  использовании виртуальной средой у детей могут появиться не только физиологические проблемы, но и социально-психологические. Ребёнок может стать невнимательным, неусидчивым, также могут быть проблемы с освоением речи и обучением.

Социализация детей: советы психолога. Фото Priscilla Du Preez, Unsplash.com

Практические советы и рекомендации по социализации детей

1. Разговаривайте с ребёнком. С ребёнком нужно разговаривать ещё когда он находится в утробе матери, причем это должна делать не только будущая мама, но и все члены семьи. Важно, чтобы ребёнок слышал разные голоса, приятную музыку и хорошую речь. Важно содействовать социальному развитию ребёнка и контактировать с ним.

2. Забудьте про лень. Если вы планируете рожать и воспитывать ребёнка, то оставьте свою лень. Вам нужно очень хорошо организовать свой день, соблюдать чёткий режим для ребёнка. Важно, чтобы ребёнок спал 10 часов, ложился и вставал вовремя, питался натуральными продуктами, желательно приготовленными дома. Приучите детей есть в компании (с семьёй, друзьями, соседями, родственниками).

3. Играйте с ребёнком. Игра развивает мозг ребёнка, развивает воображение, мышление, речь и содействует социальному развитию ребенка. В игре ребёнок раскрывает все свои физиологические и психологические ресурсы, такие как находчивость, подвижность, способность принимать решения, помогать, любить и т.д. Неважно, где играть, дома или на улице, организуйте эту деятельность для вашего ребенка каждый день.

4. Займитесь ранним обучением. Мозг ребёнка, его высшие психические функции, обучаются очень быстро в раннем возрасте. Нужно дать ребёнку практические знания о том, как держать и хранить бытовые вещи (безопасные), рассказывать стихи  и рассказы. Важно, чтобы ребёнок мог запоминать вещи, заниматься творчеством, выучить стихотворение, иностранные слова. Эмоциональное состояние родителей и их поведение, общение влияет на состояние ребёнка. Для детей, в первую очередь, нужна благоприятная безопасная среда для развития.

5. Не используйте гаджеты вместо няни. Удержание ваших детей занятыми гаджетами или телевизором может позволить вам делать все ваши дела, но это плохая идея.  Ограничьте для вашего ребёнка время использования гаджетами. Можно следовать следующей инструкции согласно последними исследованиями ученых: до 1,5 лет – не давать ребенку гаджет, то есть вообще ограничить его; от 2 до 5 лет – 1 час в день; от 5 до 7 лет – 2 часа в день. Гаджеты поощряют малоподвижный образ жизни, который вреден для тела и разума. Вместо этого дайте детям более здоровую альтернативу — игрушки, книжки-раскраски или сборники рассказов.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Персональная тренировка: индивидуальный подход к тренировке вашего мозга

6. Поощряйте занятия детей на свежем воздухе, которые требуют от них движения и игр с другими детьми. Проводя время на свежем воздухе, вы также тренируете дальнозоркость у ребёнка и уменьшаете вероятность развития близорукости.

7. Организуйте взаимодействие ребёнка с другими детьми. Если ребенок маленький и не ходит в детский садик, пригласите к себе гостей с детьми, или сами идите в гости с ребёнком. Эта социализация является важной, как и социализация с  семьёй. Если ребёнку 1-3 года, то отводите его к соседним детям, дальше он самостоятельно решит пойти к ним и поиграть. Бывает, что ребёнок приходит из компании своих друзей с новыми привычками или словами. В этом случае, если они вам не понравились, то следует спокойно, без гнева и раздражения, объяснить ребёнку: «в нашей семье мы так не разговариваем, мы не используем эти слова».

Дети, как правило, имеют всплески физического, интеллектуального и социального роста, пронизанные периодами сдерживания или даже периодами регрессии. А вот что действительно необходимо для этого всего — сильное чувство любви к нему, большой запас терпения, жизненных сил и определенная сумма знаний. Если родитель относится к своему ребёнку как к достойному человеку, гораздо более вероятно, что другие дети также почувствуют его ценность.

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем рады вашим вопросам и комментариям.

Источники:

Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие/- 3-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: МПСИ. -2011. — 624с.

Сольсо Р. Л. Когнитивная психология. СПб.: Питер. -2006. -589с. 

Уайт Б. Первые три года жизни. Педагогика.- 1982. — 176. 

Источник

Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Сотрудники Монтессори центров «Созвездие» подготовили обзор основных фактов о работе детского мозга.

Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша

Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?

Что происходит до рождения?

В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.

Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.

Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.

Мозг новорожденного. Какой он?

Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.

Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.

Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.

Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.

Как растёт мозг?

Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.

Зрительная кора

Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!

Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.

Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.

Мозжечок

Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.

Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.

Миелинизация нейронов

Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.

От простого к сложному

Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.

Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?

Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.

Социальное окружение

Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.

Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.

Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.

Сбалансированное питание

Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.

Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.

Физическая активность

Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!

Новые впечатления – залог здоровья!

Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.

В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.

Избегайте травмирующих ситуаций

Несомненно, трудности и разочарования также необходимы ребенку, как и позитивные эмоции, но только проблемы, которые малыш способен решить сам или с помощью родителей не травмируют его психику. Согласитесь, одно дело застать малыша рыдающим из-за того, что шнурки на ботинках не хотят завязываться сами, другое же дело успокоить ребенка, который преждевременно столкнулся с насилием, болезнями или недостатком в семье.

Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.

Выводы

Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.

https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-mozga-rebenka-chto-vazhno-znat-roditelyam.html

Источник