Развитие мозга не соответствует возрасту ребенка
Ваш мозг сильно меняется между рождением и юностью. Он увеличивается в размере, изменяет количество содержащихся внутри ячеек и трансформирует степень связности. Изменения не прекращаются, когда вам исполняется 18 лет. На самом деле, теперь ученые считают, что ваш мозг продолжает созревать и настраиваться на свои 20 лет. Итак, когда же человеческий мозг, наконец, завершит свое развитие? И, несмотря на все усилия, необходимые для создания, что такого особенного в конечном результате?
Развитие мозга
Мозг взрослого человека во многом отличается от мозга подростка. В период между детством и взрослой жизнью мозг теряет серое вещество, поскольку лишние нейроны и синапсы отсекаются. Темп убытков замедляется к 25 годам. В то же время некоторые области мозга укрепляют свои связи друг с другом, а основные нервные тракты покрываются изолирующим миелином , который увеличивает белое вещество мозга . Пик объема белого вещества приходится примерно на 40 лет.
Большая часть добавленного белого вещества представляет собой усиленные связи между широко разделенными областями мозга. В детстве и юности большинство мозговых сетей организовано локально – области, расположенные рядом друг с другом, работают вместе для выполнения когнитивной задачи. По мере взросления отдаленные участки мозга начинают связываться друг с другом, что приводит к более крупным и более широко распределенным сетям.
Самая важная область мозга, которая должна стать полностью «подключенной» во взрослом возрасте, – это префронтальная кора – передняя часть лобной доли. Эта область отвечает за многие из наших когнитивных способностей более высокого уровня, такие как планирование, решение проблем и принятие решений. Это также важно для когнитивного контроля – способности подавлять импульсы в пользу более подходящих действий. Мозг взрослого человека лучше устроен для когнитивного контроля, чем мозг подростка, на который больше влияют эмоции, награды и общественное признание, когда дело доходит до принятия решений.
Интеллект также достигает пика в раннем и среднем зрелом возрасте, примерно в возрасте от 25 до 60 лет. Однако интеллект включает в себя множество различных когнитивных способностей, каждая из которых развивается в своей собственной временной шкале. Пик подвижного интеллекта, который включает в себя такие способности, как решение проблем и выявление закономерностей, составляет около 30 лет. Напротив, кристаллизованный интеллект, который имеет дело со словарным запасом и знанием фактов, увеличивается примерно до 50 лет.
Хотя мозг взрослого человека более когнитивно развит, чем подростка, во взрослой жизни может не быть ни одной точки, в которой все (или даже большинство) наших когнитивных функций работали бы с максимальной производительностью.
Рассмотрим подробнее как развивается мозг по годам.
Развитие мозга ребенка по годам
Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.
Развитие в 0 – 4 года
Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.
Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.
Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.
Развитие в 6 лет
Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.
Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.
Развитие в 9 лет
Мелкая моторика – Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.
Математика – К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.
Развитие в 13 лет
Рассудительность – префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.
Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.
Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.
Развитие в 15 лет
Специализация – в подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
Развитие в 17 лет
Абстрактное мышление – Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.
Развитие в 21 год
Высшие психические функции – Хотя, на первый взгляд, кажется, что мозг практически полностью развился в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.
Зрелость – мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.
Как вы видите мозг развивается быстро и активно, но для его функционированности нужны постоянные занятия. Развивайте малышей и себя вместе с mentalar.
Исследуй дальше: СВДС или Синдром внезапной детской смерти
22 Общих Признака И Симптомов Обезвоживания У Подростков
Источник
Когда появляется сомнение в том, что развитие у ребенка не соответствует норме, первые мысли о том, что делать и к кому бежать? Родители часто не знают, с чего надо начинать. Такие инструкции не дают на курсах подготовки к родам и не пишут в статьях по прикорму. Никто не ожидает проблем – и при их возникновении оказываются в растерянности.
MedMe расскажет, к каким врачам идти в первую очередь и какие обследования нужны. Некоторые из них могут удивить. Но они нужны: задержка развития не всегда означает, что все дело в работе мозга.
Врач невролог при задержке развития: зачем нужен и что он смотрит
Невролог оценивает работу нервной системы (НС) – в том числе и головного мозга. Это первый врач при подозрениях на задержку развития, аутизм, алалию и т. д. (хотя порой терапевт может сразу же направить к лору или офтальмологу по косвенным признакам нарушений).
Невролог проводит общий осмотр, делает первый анализ функций НС с проверкой рефлексов, тонуса мышц и назначает маршрут обследований.
Зачем нужен общий осмотр ребенка? На теле есть так называемые стигмы дизэмбриогенеза, малые пороки развития, которые закладываются еще в первом триместре беременности. Они есть практически у каждого – в единичных количествах. Но если их пять и больше – то это уже сигнал о возможной проблеме.
Какие малые пороки развития встречаются чаще всего?
- Множественные или большие родинки.
- Непропорциональная длина шеи, кожные складки на ней.
- Размер рта.
- Форма подбородка – скошенный, выступающий и т. п.
- Большое расстояние между глазами.
- Укороченная уздечка.
- Язык необычной формы (например, раздвоенный).
- Перепонки между пальцами.
- Ассиметрии лица и т. д.
В общем, все то, что делает внешность особенно индивидуальной. Но если таких стигм много, и в особенности много на голове, то это маркер возможного нарушения развития – речевого, когнитивного, психоневрологического. Причина в том, что кожные покровы, скелет и нервные клетки эмбриона формируются из одного слоя. И внешние искажения могут указывать на внутренние патологии нервной системы, и головного мозга в том числе.
Самая частая причина задержек развития у малышей – незрелость нервных структур. Ребенку требуется чуть больше времени, чтобы догнать сверстников (и помощь специалистов).
Какие исследования нужны чаще всего?
- Кровоснабжение тканей мозга
Обследование системы кровоснабжения тканей мозга на дисциркуляторную энцефалопатию (ДЭП). Она часто является следствием гипоксии плода – внутриутробной, в родах, инфекций до и после рождения. Мозг при недостатке кислорода сначала спасает те отделы, благодаря которым тело сможет дышать, питаться, передвигаться – а уж речевые и регуляторные функции получают питание по остаточному принципу. И поэтому могут пострадать.
Важно!
Существует общее мнение, что мальчики, как правило, осваивают язык позже, чем девочки. Это вредное заблуждение, которое существует и сегодня, несмотря на то, что опровергли его еще в 1988 году при помощи масштабного мета-анализа (Psychological Bulletin).
Отставание в речевом развитии не зависит от пола ребенка, и с мальчиками так же, как и с девочками, не надо ждать 3-4 лет для консультации у врача.
Оценивают кровоснабжение мозга по итогам транскраниального УЗДГ сосудов шеи, УЗИ через родничок, если он еще не зарос, исследование-дуплекс брахиоцефальных сосудов с поворотной пробой.
Чаще всего при таких подозрениях невролог первым делом направляет ребенка к офтальмологу. Зачем? Потому что осмотр глазного дна может выявить нарушения кровоснабжения головного мозга, повышенное внутричерепное давление и т. д.
- Внутричерепное давление и наличие новообразований
Повышение внутричерепного давления может быть видно по состоянию родничка – он становится выпуклый, кожа натягивается. Но может быть и не заметно таким образом или появляться уже после зарастания родничка. При этом длительное повышение раздражает мозговые ткани, снижает их питание, вызывает проблемы.
Небольшие новообразования в тканях мозга (опухоль, киста) может не вызывать явных нарушений, но задерживать развитие речи, влиять на слух, зрение или поведение, вызывая аутичную симптоматику.
Как это выявляют?
Если родничок еще не закрыт, то делают ультразвуковое исследование мозга (нейросонография). Оно подходит для обнаружения крупных кист, новообразований, смещения мозговых структур, оценки давления.
Альтернативы – компьютерная или магнитно-резонансная томография (КТ, МРТ). КТ не рекомендуют детям до 14 лет, однако порой возможен только такой вариант. Сложности в обоих случаях заключаются в необходимости спокойно лежать без движения, что детям выполнить непросто. Так что эти варианты назначают под наркозом и, понятно, только после других, более доступных и простых для ребенка исследований.
- Наличие очагов повышенной судорожной готовности (эпилепсии)
Не стоит думать, что эпилепсия проявляется только классическим приступом с судорогами, и уж такая болезнь уж точно не пройдет мимо внимания родителей. Эпилепсия может проявляться огромным спектром форм, и часть из приступов можно не замечать очень долго или совсем не видеть – например, если они возникают во сне или проявляются потерей сознания на несколько секунд (что выглядит обычной невнимательностью ребенка).
Факт!
При геластической форме эпилепсии приступы могут выглядеть как неудержимый смех не к месту.
Из-за судорожной активности ткани мозга могут повреждаться, что способно вызывать аутичное поведение, алалию, задержку психоречевого развития. Кроме того, эпилепсия – противопоказание для многих препаратов, включая ноотропы, которые часто назначают при ЗРР у детей.
Как выявить?
При подозрении на судорожную готовность или фебрильных судорогах в анамнезе показана электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Их бывает три варианта:
- Обычная – полчаса в «шапочке» с электродами, не особенно информативна при подозрении на эпилептический синдром, если приступ не начнется во время обследования, можно ничего и не заметить;
- ЭЭГ дневного сна, до трех часов во время «тихого часа» показывает бессудорожную эпилепсию с припадками во сне, а также для исследования работы мозга при переходе от бодрствования к засыпанию и обратно;
- ЭЭГ ночного сна назначают при наличии эпиочагов при остальных вариантах ЭЭГ, или если ребенок днем не спит. Это самый подробный метод исследования электрической активности тканей мозга.
Находки отоларинголога: зачем он нужен при задержках развития?
В идеале нужно обследование у отоларинголога-сурдолога, но если такого специалиста нет – придется ограничиться лором. Зачем?
В программе ОМС есть обследование детей первого месяца жизни – аудиологический скрининг, который помогает выявлять тяжелое врожденное нарушение слуха. Однако нетяжелое или появившееся позднее скрининг не заметит. А нарушения слуха проявляются задержкой психоречевого развития.
Факт!
Стереотипии, однотипные движения, звуки неспециалисты считают признаком аутизма. Однако они бывают также при алалии, задержке психического развития и – это особенно важно – при нарушениях слуха.
Депривация мозга (недостаточное поступление сигналов извне) вызывает напряжение и тревогу, а стереотипное поведение помогает от них на время избавляться.
Причин для нарушения слуха множество – и они могут скрываться под вполне обычными диагнозами. Например:
- Аденоидит, разрастание аденоидов снижает слух, за ним следует задержка речевого развития, а дальше и психического. Начинаются проблемы при аденоидах третьей степени.
- Экссудативный отит, частое осложнение долгого насморка. Эта болезнь практически незаметна – боли и температуры при таком отите нет, но из-за скопления жидкости за барабанной перепонкой слух снижается. При этом малыш слышит достаточно, чтобы реагировать на звуки – а вот процессы распознавания слов нарушаются, а значит, не появляется речь.
- Слуховая нейропатия – диагноз, который аудиологический скрининг не выявляет. Потому что он помогает определять повреждения структуры уха, но не нервных волокон, которые соединяют внутреннее ухо и слуховой центр головного мозга. При этой патологии чужая речь становится неразборчивой, прерывистой, понять ее невозможно – и повторить, разумеется, тоже.
Проверяет на слуховую нейропатию только сурдолог, и для оценки нужно особое исследование – КСВП-скрининг (регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов).
КСВП-скрининг желателен при всех вариантах задержки развития и обязателен, если у ребенка подозрение на такие диагнозы, как сенсорная алалия и расстройство аутистического спектра (исследование ученых ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева»).
Без обследования слуха на потенциалы их сложно отличить друг от друга. А методы коррекции в корне разные!
Процедура КСВП-скрининга похожа на энцефалограмму, только электродов крепят меньше, зато есть наушники. К ушам подают звуки разной высоты и громкости и оценивают реакцию нерва и мозга.
Кроме КСВП-скрининга врач может рекомендовать проведение отоакустической эмиссии и импедансометрии. Если у ребенка значительное снижение слуха, но не тотальная глухота, он может реагировать на звуки, но игнорировать речь – так как ее сложнее воспринимать.
Детский психиатр: что он оценит на приеме?
К врачам-психиатрам у нас по-прежнему ходить опасаются, а уж ребенка водить еще страшнее. Как будто там скажут что-то такое стыдное и заклеймят на всю жизнь. На самом деле психиатрия занимается лечением огромного спектра расстройств, которые появляются у совершенно здоровых людей – и проходят, если вовремя дойти до специалиста.
Что оценит детский психиатр во время консультации:
- Как малыш реагирует на новую обстановку – испугается, закатит истерику, полезет исследовать полки, будет осторожничать и смотреть на родителей и т. д.
- Наличие тиков, уровень активности.
- Соответствие нормам возрастного развития – например, складывает ли ребенок пирамидку, может ли ответить на простой вопрос и т. д.
Психиатр нужен, если у ребенка отсутствует боязнь опасных ситуаций, есть нарушения внимания, длительные или сильные тики, галлюцинации, избыток агрессии или самоагрессия, а также если поведение мешает его социальной жизни.
Важно!
Психиатры не только назначают препараты даже взрослым. А детям особенно стараются сначала рекомендовать реабилитационные программы, чтобы обойтись по возможности без медикаментов.
По программе ОМС при районных психоневрологических диспансерах можно посещать занятия в дневных стационарах с психолого-педагогическим сопровождением дефектолога, психотерапевта, психолога, логопеда, методами речевой терапии и развития.
Зачем при задержке развития эндокринолог?
Гипотиреоз, заболевание, которое связано с дефицитом йода и снижением секреции гормонов щитовидной железы, у детей до трех лет вызывает задержку физического и психического развития разной степени – от легких нарушений мышечного тонуса до неспособности передвигаться самостоятельно.
Выявляет его врач-эндокринолог по анализу крови на тиреоидные гормоны – ТТГ, Т3 и Т4. При своевременной диагностике все успешно лечится.
Все эти обследования – не панацея. Может быть так, что результаты у ребенка окажутся отличными, а задержка развития никуда не денется. Но пройти их необходимо. Болезни, которые таким образом выявляют, очень распространены, так что есть вероятность, что проблема будет обнаружена и полностью исправлена. В любом случае лучше знать, с чем придется бороться и в каких направлениях работать.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник