Развитие моторной сферы ребенка

Развитие моторной сферы ребенка thumbnail

В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса. При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность.

Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений, стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.

В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей логопедической группы первого года обучения и их родителей.

Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить начинаем»

Цели:

  • Познакомить родителей с приёмами работы по развитию моторной сферы детей, имеющих системное недоразвитие речи. Вызвать у них интерес к совместным занятиям с детьми.
  • Развивать моторную сферу ребёнка (артикуляционную, мелкую, общую).

Задачи:

  • Коррекционные

: Учить выполнять артикуляционные упражнения, конролируя качество их выполнения при помощи зеркала. Научить самомассажу кистей и пальцев рук при помощи плодов каштана и резиновых игрушек «Ёжик». Учить узнавать на ощупь геометрические фигуры. Упражнять в выполнении упражнений, направленных на развитие мелкой моторики (запускание волчков правой и левой рукой, шнуровки, прищипывания, складывания деревянных пазлов). Формировать конструктивный праксис.

  • Развивающие
  • : Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, воображение, тренировать память. Развивать чувство цвета и вкус к гармоничным цветовым сочетаниям.
  • Воспитательные
  • : Воспитывать наблюдательность, сообразительность, контактность, активность, усидчивость, доброжелательность по отношению к своим сверстникам, формировать работоспособность и критичность к качеству выполнения своей работы.

    Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала (по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей); волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве); конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и эстрадной музыкой.

    Ход занятия

    Организационный этап

    1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.

    2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся за столы.

    Основной этап

    1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:

    А) Упражнение «Лягушки»:

    – Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.

    (Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)

    Б) Упражнение «Слоник»:

    – Подражаю я слону, губы хоботом тяну.

    (Губы вытягиваются в «трубочку»)

    В) Упражнение «Змейка»:

    – Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,

    Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.

    (Быстрое высовывание узкого языка изо рта)

    Г) Упражнение «Лошадка»:

    – Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.

    (Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)

    Д) Упражнение « Окошко»:

    – А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.

    (Спокойное открывание и закрывание рта)

    Е) Упражнение «Блинчики»:

    – Испекли блинов немножко, остудили на окошке.

    (Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)

    Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:

    – Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.

    Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.

    (Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)

    З) Упражнение «Шарик»:

    – Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.

    Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.

    (Сильное раздувание обеих щёк)

    И) Упражнение «Часики»:

    – Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!

    (Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается уголков губ.)

    К) Упражнение «Чистим зубки»:

    – Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.

    (Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)

    2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие пальцев рук:

    А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук. Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.

    Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.

    В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому пальчику обеих рук. Поменять руки.

    Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.

    Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.

    Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан, имитируя лепку теста.

    Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

    З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

    И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами. Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять руки.

    К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и перебирать их пальцами обеих рук одновременно.

    3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители, которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.

    4 – Упражнение «Осенние ветки».

    Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей: – Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья? (Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.

    Динамическая пауза:

    Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения, сопровождая их словами:

    1.

    Ветер дует нам в лицо,Движения кистями рук к себе
    Закачалось деревцо.Наклоны с поднятыми руками в разные стороны
    Ветерок всё выше, выше,Приподняться на пальцах ног и потянуться
    Деревцо всё ниже, ниже.Наклониться к полу
    Солнце поднимается,Выпрямиться, поднять руки вверх
    Ветки распускаются.Развести руки в стороны

    2.

    Руки подняли и помахали,

    Это деревья в лесу.

    Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из стороны в сторону
    Локти согнули, кисти встряхнули,

    Ветер сбивает росу.

    Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями рук
    Плавно руками помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в сторону
    Как они сядут, покажем,

    Крылья сложили назад.

    Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.

    Игровой этап

    1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».

    2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка», «Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».

    Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.

    Родителям предлагается помочь своим детям.

    3 – Подвижная игра «Найди пару».

    Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды, другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и, имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на левом рукаве.

    Этап соревновательный, завершающий

    В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит весёлая музыка.

    Подведение итога

    Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям раздаются призы.

Источник

Статья на тему: «Развитие моторной сферы дошкольников в норме и при общим недоразвитием речи»

Основным видом деятельности дошкольника является игра. На ее основе формируется потребность в познавательной деятельности, развиваются сенсорные и моторные функции, речь и ее регулирующая и контролирующая функции. Уже с 3-4 лет игра должна быть не только пассивной, задаваемой инструкцией взрослого, но и активной, формирующей собственную программу деятельности, поддерживающей инициативу ребенка и способствующей возникновению элементов произвольности. В такой игре непроизвольное внимание и непроизвольное запоминание начинают приобретать произвольный характер [1].

Особое значение для развития дошкольника имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию сенсорных и моторных функций. Рисование, конструирование, лепка позволяют ребенку активно осваивать новые сенсорные свойства предметов такие как цвет, форма, зрительно-пространственные соотношения. В процессе таких занятий развиваются сложно координированные движения рук, зрительно-моторные координации. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника таковы, что для него большое значение имеет положительная реакция взрослых на активность ребенка в процессе игровой деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника 3-4 лет неразрывно связано с его игровой деятельностью [1].

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [3].

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. По результатам обследования моторной сферы дошкольники с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы: дети с низким уровнем развития моторной сферы – 23,5 %, со средним уровнем – 28,55 %, с высоким – 48 %[4]..

У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.

У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции [2].

Список литературы:

  1. Орешкина Л.В. Социальные факторы развития ребёнка на разных этапах онтогенеза. – М.: Курьер образования, 2006, №12. – с. 45-59
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 160 с.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: “Академия”, 1996. – 336 с.
  4. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

Источник

В данной статье приведен анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме развития моторной сферы у детей. Рассматриваются разные точки зрения на данную проблему. Четко даны характеристики каждого периода развития мелкой моторики пальцев рук детей первого года жизни. Доказана и дальнейшая зависимость развития эмоциональной, волевой, интеллектуальной, речевой сфер ребенка от уровня развития как общей моторики, так и мелкой моторики пальцев рук.

Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста в общей и специальной психолого-педагогической литературе

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов (1951); А.Р. Лурия (1973); А.А. Леонтьев (1999) и др.).

Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова (1973), А.В. Антакова – Фомина (1975), М. Аксенова (1990) и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук.

Таким образом, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Огромное значение для развития устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики.

Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольника управлять своими движениями, контроле развивать их В.С. Мухина (1975).

Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые (М.М. Кольцова (1995) и Е.В. Новикова (2000)) отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, но могут быть познаны только в результате двигательной активности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений.

Развития движений оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации), мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) (О.С. Бот (1982), Е.В. Новикова (2000), И.С. Лопухина (1997)).

Установлена связь между двигательной и интеллектуальной одаренностью. Дети с активным двигательным режимом имеют, как правило, более высокую и устойчивую академическую успеваемостью Дети с нарушением интеллекта плохо координированы и с большим трудом овладевают двигательными навыками (В.М. Коврыгин (1968), В.Э. Нагорный (1981), И.Ф. Терехова (1983), Е.Е. Шецольд (1974) и др.

М.М. Кольцова (1995) отмечала, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи у ребенка, чем тренировка общей моторики.

Уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки.

Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции оставалась не затронутой.

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии, в зависимости от того, является человек правшой или левшой, особенно убедительно показывает связь функции речи и руки.

В чем же заключается связь движений пальцев рук и речи?

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь роль руки – она дала возможность путем указывающих, ограничивающих, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами и выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоить в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев.

В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при охватывании предмета, на 6-м месяце движения захвата становятся более точными. На 7-м месяце появляется артикуляция слогов. В 8-9 месяцев малыш берет предметы двумя пальцами, вслед за этим начинается произношение первых слов.

Исследования Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой (1980) указывают на то, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

С 10 месячного возраста необходимо начинать активную тренировку пальцев ребенка, а до этого полезно делать массаж рук. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно эффективными.

Проведены важные исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности И.А. Бернштейна (1948) показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи.

И.П. Павлов (1951) рассматривал речь как кинестетическое раздражение, идущее в кору от речевых органов. И.А. Бернштейн (1948) отнес речь к высшему уровню организации движений кортикальному речедвигательному уровню символических координаций и психологической организации движений.

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Связь движений руки с речью была отмечена еще В.М. Бехтеревым (1928), который высказал предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Психологи М.О. Гуревич (1960), А.А. Леонтьев (1962) указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны данные о связи между развитием тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.

По мнению М.М. Кольцовой (1973) есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Ученые указывают, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста (С.Е. Гаврина (1997), Н.П. Кутявина (1998) И.Г. Топоркова (1997) и др.)

Уже в младшем возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Очень важно для овладения грамотой развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.

В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В этом возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и не достаточно совершенный контроль за движением карандаша в процессе рисования.

В это же время при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения. В случае недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми.

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка.

И.М. Сеченов (1866) был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении уже 1-го полугодия жизни. Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс.

В 4-4,5 месяца у ребенка проявляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом, однако действия рук носят случайный характер.

В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка в развитии с предметами наступает следующий этап простого «результативного» действия.

Хватание совершенствуется в 2-х отношениях.

Во-первых, к восьми месяцам ребенок научится приближать руку к предмету без возвратных движений, последовательно.

Во-вторых, малыш научится удерживать предметы пальцами.

Итак, на протяжении первого года младенец овладевает значительным числом действий и движений.

В период от года до трех лет у детей развиваются четыре основных умения – ходьба, бег, лазание, метание. Попутно развиваются и другие полезные движения, особенно кистью и пальцами, совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.

Движения детей часто хаотичны и нецелесообразны: неокрепший и плохо координированный аппарат движений еще просто не может обеспечить всех устремлений ребенка.

У детей с нарушением речи может отмечаться небольшое отставание в развитии тех или иных двигательных умений.

С возрастом характер движений у школьников значительно усложняется, но даже в возрасте 5-6 месяцев дети еще не совсем хорошо владеют своим телом. Ребенок не всегда может двигаться свободно, легко, как требует того ситуация. У него еще нет необходимых двигательных навыков, он пока не умеет рассчитывать свои усилия, управлять своими движениями.

Движения детей, имеющих общее недоразвитие речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, в неточном удержании позы. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.

К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, отвечающих за развитие мелких мышц кисти. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). У ребенка развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

У большинства детей с общим недоразвитием речи недостаточно развита ручная умелость. Эти дети, как правило, затрудняются в рисовании и письме, в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании.

Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, излишне подвижные дети. Из-за особенностей их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Их пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Так, В.В. Цвынтарный (1999) предложил занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук параллельно с развитием высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения). Также, развивая мелкую моторику рук, мы знакомим детей с геометрическими фигурами и счетом. Е. Щепковский (2000) предлагает игры, дающие возможность ограничено сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков.

В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (1999) разработали примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики, а также подобрали упражнения для само массажа кистей и пальцев рук детьми.

Таким образом, анализ уровня развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Этот факт, должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка речевого развития.

Таким образом, деятельность ребенка выражаются, прежде всего, в движениях.

Первые представления о мире приходят к ребенку через органы чувств, через перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие ребенка.

Для каждого возрастного периода дошкольного детства характерны свои проявления двигательной активности. Дети 4-5 лет приобретают определенные двигательные навыки и умения: их движения более координированы, чем у детей раннего возраста, они владеют основными умениями, такими как бег, прыжки, лазание и др., у них достаточно хорошо развита мелкая моторика рук.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики, что указывает на необходимость уделять внимание развитию данных умений, причем работа должна проводиться регулярно.

Речь и движения ребенка тесно взаимосвязаны. Речевое развитие напрямую зависит от развития общей и мелкой моторики ребенка. Поэтому, развивая руку ребенка, мы развиваем его речь.

Иванова Оксана Николаевна,

учитель-логопед, МБДОУ детский сад

комбинированного вида №153, Ульяновск

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990, № 8. – С. 62-65.

2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1983, № 1. – С. 3-5.

3. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с ЗПР. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982. – 72 с.

4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 185с.

5. Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц руки. / Под ред. Е.В. Новиковой. – М.: Тандем, 2000. – 18с.

6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973. – 156 с.

7. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. – С-Пб.: Дельта, 1999. – 57 с.

Loading …

Источник

Читайте также:  Упражнения для развития гибкости ребенка