Развитие моторной речи ребенка таблица

Развитие моторной речи ребенка таблица thumbnail

, 29 2012 . 10:22 +

.

2 3

“”

2 3 .

2 6 .

( . .)

3

3

2 1 .

-,

3

,

2 3 .

, 3,

2 1 .

3

3

3 4

3 6 .

3

3 1 .

3

, ( – )

4

, , . , ,

4

4

4

, ,

4

4 5

4 6 .

,

4 6 .

5

. .

, ( – )

4 6 .

4 6 .

(, , )

5

5

()

5

4-5

2

, , .

0-2

, .

1

.

3

, .

3-4

, .

5-6

, .

6

, , , , .

8

.

1

, , .

2

, , , . , .

3

, , , . .

4

(4-6). , .

5

8 . .

6

, . , .

7

, .

2

, – . : , , , ; : , , , , , .

3-4

, .

5

.

6

.

8

«», , «-».

1-2

: , , ; : , , .

2-3

: , , ; : , , , , , , , , .

4-5

: , , ; : , , , .

5-6

, .

1

, .

12-20 (“” – ; “” – )

.

– 80%

– 20%

,

2

200-300

– 75%

– 20%

5 % – + , . (, , )

3

1500

– (, ).

– , .

4

≈1900

– (/).

– .

5

2000-2500 .

1

. , , . . , .

1, 2-

, .

II 2

, . 2-4 .

2-

.

3

” “:

https://be.ru/catalog/socio.edu. – , https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/

1 –

2 –

3 – 4. 3-4

4 – 10. .

5 –

6 – , . .-

” “:

()…

1 – .

2 – 2 ( )

10 – 10. .

11 –

12 –

13 – , . .-

:

5

: 2

Источник

за основу взята схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву).

Составила Кульбацкая Марина Ивановна.

Критерии

1 год

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Звукопроизношение

б, т, к, ч

дь, нь, ль, чь, х

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

фь, вь, с, з, хь, л ч, щ

ш, ж, рь, р

Правильно произносит практически все звуки.

Все звуки произносит правильно

Слоговая структура

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Фонематическое восприятие

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Заканчивается усвоение стечения согласных

Звуковая сторона речи усвоена полностью,

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Фонематический анализ и синтез

нет

нет

нет

Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

Вычленение звука в начале в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Пассивный словарь

Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса)

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чем ты сидишь?

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”. Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Активный словарь

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов;.

Пользуется словами: Да, нет, еще

Словарный запас 500 слов и выше,

Владеет словарем примерно 1500 слов.

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Обладает словарем около 4000 слов

.

Словообразование

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Появляются суффиксы увеличительности, принадлежности

Связная речь

Показывает части тела, начало фразы из 2 слов.

начинает использовать предложения из 2 -3слов.

Появляются прилагательные

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;

общается предложениями из 3 и более слов,. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что….», «я надеюсь, что….»

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказать.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый – мягкий)

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Словоизменение

нет

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны

Использует множественное число существительных и глаголов

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е;

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья);

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Источник

Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.

Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.

Развитие ребенка по месяцам

С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений. С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша. Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.

Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.

Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.

ВозрастРечьПсихологические процессыНавыки по ВОЗ
1-й месяцК концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей.Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду.Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали.
2-й месяцС 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке.Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание.Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс.
3-й месяцКроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н.Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой.Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать.
4-й месяцПоявляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление.На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания.Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе.
5-й месяцГулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью.Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками.Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться.
6-й месяцВ полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма.Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие.Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым.
7-й месяцМалыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д.Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение.Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов.
8-й месяцПоявляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека.Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье.Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола.
9-й месяцС малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции.Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение.Ползет и тянется к интересующим предметам.
10 месяцевВ словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля.Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки.Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай.
11 месяцевВ словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации.Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой.С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед.
12 месяцевМалыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?».Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем.Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.

  1. От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
  2. От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
  3. От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
  4. От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.

Как развивать речь младенца до года

Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.

  • С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
  • С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
  • При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
  • Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
  • Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
  • Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
  • Чаще гулять с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.

Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Источник