Развитие моторной речи ребенка таблица
, 29 2012 . 10:22 +
.
2 3
“” | 2 3 . |
2 6 . | |
( . .) | 3 |
3 | |
– | 2 1 . |
-, | 3 |
, | 2 3 . |
, 3, | 2 1 . |
3 | |
3 |
3 4
– | 3 6 . |
– | 3 |
3 1 . | |
3 | |
, ( – ) | 4 |
, , . , , | 4 |
4 | |
4 | |
, , | 4 |
4 5
4 6 . | |
, | 4 6 . |
5 | |
. . | |
, ( – ) | 4 6 . |
4 6 . | |
(, , ) | 5 |
5 | |
() | 5 |
4-5 |
2 | , , . |
0-2 | , . |
1 | . |
3 | , . |
3-4 | , . |
5-6 | , . |
6 | , , , , . |
8 | . |
1 | , , . |
2 | , , , . , . |
3 | , , , . . |
4 | (4-6). , . |
5 | 8 . . |
6 | , . , . |
7 | , . |
2 | , – . : , , , ; : , , , , , . |
3-4 | , . |
5 | . |
6 | . |
8 | «», , «-». |
1-2 | : , , ; : , , . |
2-3 | : , , ; : , , , , , , , , . |
4-5 | : , , ; : , , , . |
5-6 | , . |
1 | , . 12-20 (“” – ; “” – ) . – 80% – 20% , |
2 | 200-300 – 75% – 20% 5 % – + , . (, , ) |
3 | 1500 – (, ). – , . |
4 | ≈1900 – (/). – . |
5 | 2000-2500 . |
1 | . , , . . , . |
1, 2- | , . |
II 2 | , . 2-4 . |
2- | . |
3 |
” “:
https://be.ru/catalog/socio.edu. – , https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
1 –
2 –
3 – 4. 3-4
4 – 10. .
5 –
6 – , . .-
” “:
()…
1 – .
2 – 2 ( )
…
10 – 10. .
11 –
12 –
13 – , . .-
:
5
: 2
Источник
за основу взята схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву).
Составила Кульбацкая Марина Ивановна.
Критерии | 1 год | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Звукопроизношение | б, т, к, ч | дь, нь, ль, чь, х сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н | фь, вь, с, з, хь, л ч, щ | ш, ж, рь, р | Правильно произносит практически все звуки. | Все звуки произносит правильно |
Слоговая структура | В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается | В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах | В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки | Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Звуковая сторона речи усвоена полностью | Звуковая сторона речи усвоена полностью |
Фонематическое восприятие | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком | Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно | Заканчивается усвоение стечения согласных | Звуковая сторона речи усвоена полностью, Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении | ||
Фонематический анализ и синтез | нет | нет | нет | Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. | Вычленение звука в начале в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова). | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове). |
Пассивный словарь | Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса) | Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чем ты сидишь? Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее) | Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”. Понимает значение простых предлогов и множественного числа. | Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. | Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей. | Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма. |
Активный словарь | Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай | Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов;. Пользуется словами: Да, нет, еще | Словарный запас 500 слов и выше, | Владеет словарем примерно 1500 слов. | Обладает словарным запасом около 3000 слов | Обладает словарем около 4000 слов . |
Словообразование | Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. | Появляются суффиксы увеличительности, принадлежности | ||||
Связная речь | Показывает части тела, начало фразы из 2 слов. | начинает использовать предложения из 2 -3слов. Появляются прилагательные Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”; | общается предложениями из 3 и более слов,. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов | Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что….», «я надеюсь, что….» | Знает свой адрес, Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый – мягкий) Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. | Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи Использует абстрактные и отвлеченные понятия |
Словоизменение | нет | Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны | Использует множественное число существительных и глаголов Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; | Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); | Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах |
Источник
Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.
Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.
Развитие ребенка по месяцам
С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений. С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша. Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.
Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.
Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.
Возраст | Речь | Психологические процессы | Навыки по ВОЗ |
1-й месяц | К концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей. | Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду. | Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали. |
2-й месяц | С 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке. | Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание. | Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс. |
3-й месяц | Кроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н. | Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой. | Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать. |
4-й месяц | Появляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление. | На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания. | Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе. |
5-й месяц | Гулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью. | Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками. | Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться. |
6-й месяц | В полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма. | Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие. | Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым. |
7-й месяц | Малыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д. | Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение. | Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов. |
8-й месяц | Появляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека. | Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье. | Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола. |
9-й месяц | С малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции. | Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение. | Ползет и тянется к интересующим предметам. |
10 месяцев | В словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля. | Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки. | Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай. |
11 месяцев | В словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации. | Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой. | С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед. |
12 месяцев | Малыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?». | Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем. | Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи. |
Стадии речевого развития
Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.
- От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
- От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
- От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
- От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.
Как развивать речь младенца до года
Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.
- С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
- С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
- При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
- Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
- Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
- Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
- Чаще гулять с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.
Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.
✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>
Источник