Развитие моторной деятельности ребенка

Развитие моторной деятельности ребенка thumbnail

Светлана Линенко
Консультация «Развитие моторных умений и физической активности»

Развитие моторных умений и физической активности

Навыки взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира определяются прежде всего уровнем его владения своим собственным телом, степенью включенности в социальное взаимодействие и уровнем собственной активности, инициативы и любознательности. Моторная ловкость и разнообразие действий, производимых с объектами, зависит от темпераментных особенностей ребенка и от разрешающего поведения социума. Ведь для того, чтобы ребенок научился взбираться вверх по вертикальной лестнице и съезжать с крутой горки или нырять головой вниз с высоты в воду, он не только должен быть для этого достаточно моторно развит и хотеть этого, но ему еще должно быть разрешено делать это. Следовательно, в развитии моторных навыков у ребенка имеются индивидуальные различия, однако в то же время и имеется некоторый «предел» этого развития (например, не многие европейские дети вырабатывают развитые навыки лазания по деревьям, выше которого поднимаются не многие дети.

Развитие «схемы тела»

Развиваясь, ребенок познает не только внешние объекты, но и свое собственное тело, и «схема тела» как психическая структура продолжает формироваться и совершенствоваться. В связи с этим, наряду с сюжетно-ролевыми играми и играми по правилам, дети могут заниматься бессмысленными, на взгляд взрослых,занятиями: подолгу плескаться водой, бросать камешки в цель, пробовать на вкус растения, играть с животными, бегать, прыгать, приседать, крутиться на одном месте, «гонять» на велосипеде, возиться друг с другом, драться понарошку. Во время этих игр дети получают новые ощущения, в результате чего совершенствуется их моторика, движения становятся более координированными.

Возрастные нормы

Трехлетний малыш при ходьбе и беге ставит ноги уже гораздо ближе друг к другу, предметы берет одной рукой, он лучше удерживает равновесие, передвигается более плавно и ловко.

Четырехлетние дети могут уже менять ритм бега, прыгать. Они демонстрируют большую, чем трехлетки, силу, выносливость и координацию движений. Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры; рисуют красками; делают из кубиков постройки. Могут одевать и снимать с себя простую одежду и элементарно обслуживать себя за столом.

В пять лет дети могут уже ходить по гимнастическому бревну, ловко скачут, стоят на одной ноге, могут застегивать пуговицы и молнии, самостоятельно одеваются и раздеваются. Некоторые умеют завязывать шнурки.

В шесть лет некоторые дети уже настолько моторно ловки, что начинают осваивать профессиональные виды деятельности — играть на музыкальных инструментах, плавать, танцевать, кататься на коньках и т. д.

Моторные умения развиваются у ребенка в соответствии с общей, главным образом познавательной активностью. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. Именно познавательный интерес и сформированность определенных психических структур делает детей в возрасте приблизительно пяти лет «почемучками». В связи с этим следует учитывать, что игнорирование вопросов ребенка о мироустройстве, появляющихся у него в этом возрасте, может привести к угасанию его познавательного интереса.

Движение оказывают всесторонне влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего и развивающегося детского организма.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам и оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобильность защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И напротив, недостатком движений вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности к неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.

Двигательная активность способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.

Во время выполнения движений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость др.

Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условия, которые сложились в данный момент.

При выполнении движений обогащает эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий.

Двигательная активность для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

От работающих мышц импульсы постепенно поступают в мозг, импульсируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Тем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития.

Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, то есть создается некоторый ее избыток. Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, эта предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развития речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которые необходимо для нормального развития малыша.Естественно в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше число движений он должен совершить для нормального развития.

Особенно в процессе двигательной активности требует от детей значительного эмоционального напряжения, активизации всех психических процессов, определенных поведенческих умений. Обеспечение психологического комфорта – важнейшее условие воспитания нравственности.

Не следует требовать от детей одинаково высоких результатов в движении и в играх, а только по способностям. Надо уметь увидеть неповторимость каждого ребенка и дать ему возможность почувствовать полную свободу самовыражения. Есть несколько действенных приемов,с помощью которых можно установить контакт с детьми на физкультурном занятии и вне его: обеспечить оптимальную нагрузку двигательной активности, довести до сознания детей суть каждого физкультурного упражнения, обеспечить целевую установку предстоящего занятия, чтобы она была понята и принята каждым из детей. Нужно помнить, что игры с движениями и в движении счастливые минуты жизни ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам ползать

Важно учить детей видеть и понимать тех, кто рядом, согласовывать свои действия с их действиями, проявлять сочувствие, поддержку; в нужный момент помочь преодолеть препятствия; не смеяться над тем, кто упал, проявляет неуверенность, неумение.

Полезны подвижные игры, в которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки общения, полученные в таких ситуациях, легче переносятся на другие виды деятельности, в обычные жизненные условия.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движение. Свободное применение достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает больше возможности для проявления детьми активности и творчества.

Уровень развития основных двигательных качеств – ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладевать двигательными умения (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнениями (ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде, плаванием). К перечисленным двигательным качествам относятся так же и мышечная сила, то есть способность овладения движением. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро и долго бегать, плавать, ходить на месте. Крепкий, сильный ребенок легко осваивает новые движения, он уверен в себе, способен переносить трудности и даже любит упражнения с большей нагрузкой.

Особенно важно достичь равномерного развития мышц сгибателей и разгибателей туловища и верхнего ключевого пояса. Эти мышцы обеспечивают нормальное функционирование внутренних органов. Слабые мышцы ключевого пояса затрудняют выработку нормальной осанки.

Для нормального физического развития ребенка необходимо следить за двигательной активностью в течение всего дня.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

Использованная литература

1. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 368 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).

2. Потапчук А. А. Диагностика развития ребенка. – СПб.: Речь, 2007.-154 с.

3. Психология детства / Под ред. Члена-корреспондента РАО А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 350, [2] c.

4. интернет- ресурсы

Источник

05 апреля 2017 г.Моторное развитие у ребенка: определение и диагностика

Ребенок стремительно развивается сразу же после рождения как в двигательной, так и в психической сфере. Однако у внешне здорового малыша могут возникать отклонения в этом процессе, способные привести к тяжелым осложнениям в дальнейшем. Раннее выявление отклонений в моторном развитии позволяет вовремя назначить дополнительные методы исследования и соответствующую терапию, предупреждая прогрессирование заболевания. Поэтому каждому родителю необходимо знать о том, что такое моторное развитие и как диагностировать его нарушения.

Что такое моторное развитие?

Термин «моторное развитие» широко используется в педиатрии. Под ним в медицине понимают совокупность двигательных навыков, которыми должен обладать ребенок в определенном возрасте. Данный показатель характеризует степень развития центральной и периферической нервной системы.

Очень важно отметить, что подобные нормы относительны. Если согласно календарю освоения моторных навыков ребенок не начал самостоятельно ходить в годовалом возрасте, это не свидетельствует о наличие у него заболевания или умственной отсталости. Скорее всего, малыш просто немного запаздывает с освоением этого навыка, и уже скоро, в течение 1-2 месяцев, догонит сверстников. В связи с этим, например, в странах Европы и США строгих норм и вовсе не выделяют, позволяя детям развиваться в своем собственном режиме без давления со стороны медицинских и социальных служб.

Однако если ребенок отстает в освоении целого ряда моторных навыков на несколько месяцев, то родителям уже стоит забить тревогу и обратиться к врачу-педиатру.

Моторные навыки у детей

Для того чтобы правильно выявить нарушения двигательного развития у ребенка, необходимо знать установленные возрастные нормы.

  • Если ребенку всего один месяц, то ждать уверенных движений ручками или ножками не стоит. Малыш часто свернут «калачиком», а конечности прижаты к туловищу. Это связано с особенностями мышечного тонуса крохи.
  • В возрасте от одного месяца до года, малыш становится активным: появляется мимика (улыбка, огорчение и т.д.), активные движения руками и ногами. Ребенок уже может удерживать голову, если лежит на животе. Проведение массажа и специальной гимнастики позволяет укрепить развивающуюся мышечно-костную систему.
  • В три месяца малыш уже активно шевелит верхними и нижними конечностями, пытаясь ухватить интересующие его предметы.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок может переворачиваться со спины набок, а так же поднимать голову, лежа на спине. Именно в этот период появляется интересный рефлекс – если под стопы малыша положить свою ладонь, позволив ему упереться в нее, то ребенок начинает ползти вперед.
  • В 5-6 месяцев малыш начинает учиться ползать, а так же переворачиваться со спины на живот и обратно. К концу шестого месяца ребенок уже может уверенно сидеть.
  • В 7-8 месяцев ребенок уверенно ползает, играет и перекладывает свои игрушки и другие вещи, а так же легко садится.
  • В возрасте девяти месяцев малыш может уверенно стоять на ножках и пытается ходить, конечно, при поддержке родителей.
  • В 10-12 месяцев ребенок уверено ползает, наклоняется, присаживается и сам встает. При этом малыш уже способен ходить даже при минимальной поддержке. Движения становятся очень точными и уверенными.

Важно помнить, что указанные нормы развития моторных навыков являются относительными и могут отставать у конкретного ребенка, не являя при этом патологию.

грудничок рассматривает игрушки

Диагностика моторного развития у ребенка

Перед тем как определять степень моторного развития у своего ребенка, важно помнить, что его активность определяется не только состоянием головного мозга, но и степенью его сытости, отдыха и множества других факторов. Поэтому самостоятельно интерпретировать полученные результаты стоит с большой осторожностью, особенно при сравнении их с «общепринятыми» нормами.

Диагностику моторного развития всегда стоит проводить в спокойной обстановке, в удобное для ребенка время (не сразу после сна или, наоборот, после длинного периода бодрствования), на фоне сытости. Если малыш отказывается выполнять какое-либо действие, то паниковать ни в коем случае не стоит. Необходимо повторить диагностику немного попозже или даже в другой день.

Читайте также:  Конспект по развитие речи ребенка в старшей группе

Для выявления отставания развития ребенка в уровне освоения моторных навыков ребенку предлагают или помогают (зависит от возраста) выполнить ряд простых действий. Например, помогают ему самостоятельно пройтись и оценивают уверенность и характер ходьбы. После этого происходит оценка увиденного и сравнение результата с возрастной нормой для данного двигательного акта.

Если же у ребенка действительно наблюдаются значительные отставания в моторном развитии, то необходимо посетить своего врача-педиатра и невролога, которые смогут провести диагностику на профессиональном уровне и правильно интерпретировать результаты.

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Источник

Что нужно знать о моторном развитии малыша на первом году жизни и как помочь крохе успешно пройти все основные стадии

Этапы большого пути

Условно моторное развитие малыша первого года жизни можно разделить на несколько этапов.

Первые три месяца

У крохи наиболее активно развивается крупная моторика. Малыш получает разнообразные сигналы из окружающей среды, контактируя с разными людьми и предметами. Постепенно он начинает осознавать, что его конечности могут подчиняться его командам и желаниям. На этом этапе маленький человечек преимущественно учится управлять движениями рук и ног.

От трех до шести месяцев

Более активно развивается мелкая моторика. Ребенок постепенно учится владеть пальцами и делать простейшие движения типа намеренного захвата игрушки.

С шести до девяти месяцев

Очередной скачок в развитии крупной моторики. Кроха начинает координировать движения рук, ног и корпуса, учится переворачиваться, вставать на четвереньки, ползать. Затем начинает готовиться к ходьбе основательно: учится вставать, передвигать ножками.

Многие родители считают серьезным этапом в моторном развитии крохи его самые первые шаги, и это, конечно же, совершенно справедливо: ведь прямохождение объединяет в себе массу сложных и важных навыков, которыми ребенок овладевает на первом году жизни. Но при этом нужно помнить: готовясь к этому безусловно важному событию, крошечный человечек осваивает массу моторных навыков, которые не столь очевидны родительскому глазу, хотя все они очень важны и являются своего рода ступеньками в развитии. Более того, появление тех или иных двигательных умений может многое сказать о развитии ребенка и его здоровье, а разумно стимулируя их появление, мы не только помогаем малышу развиваться физически, но и приближаем его к освоению многих других важных навыков, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Конечно, развитие каждого ребенка сугубо индивидуально, и все нормативы — это всего лишь примерный ориентир для внимательных родителей. Однако все же желательно обращать на них внимание и при необходимости помогать крохе осваивать важные этапы. Таким образом мы закладываем крепкую базу для дальнейшего становления как физического, так и интеллектуального развития маленького человечка.

Секреты успеха

На протяжении первого года жизни этапы развития легко выделить. Вы легко заметите, что кроха, который совсем недавно увлеченно манипулировал предметами, начинает уделять этому занятию меньше сил и времени, но зато активно осваивает переворот. В дальнейшем мелкая и крупная моторика будут развиваться параллельно, лишь акцентируя ту или иную сферу.

Моторное развитие ребенка связано с массой сложных процессов в области становления нервных связей. Так что если какой-то навык малыш осваивает с опозданием, это и диагностический сигнал наблюдающему кроху педиатру, и повод для родителей помочь малышу справиться с проблемой.

У маленького ребенка пока что нет двигательных стереотипов, то есть, образно говоря, он совершает мыслительную операцию для каждого движения, а не ходит, как взрослый, „на автомате”. Поэтому иногда ребенку можно и даже нужно что-то показать, подсказать, чтобы он добился успеха.

Для эффективного моторного развития помимо заложенной в каждого человека „программы” малышу необходимы правильная среда, в которой он может развиваться, и соответствующие стимулы, вызывающие у него желание двигаться, привлекающие его. Ведь совершенно здоровый ребенок, которого постоянно держат в кроватке, не играют с ним, не показывают новое и интересное, не будет развиваться нормально. Также нужно помнить, что любому человеку для достижения успеха необходима эмоциональная поддержка близких людей. И ваш малыш — не исключение. Положительные эмоции, интерес, увлеченность — все это стимулирует ребенка.

Итак, давайте посмотрим на примерные нормы моторного развития для малыша первого года жизни.

От 0 до 3 месяцев

На этом этапе малыш кажется несмышленышем, который только ест, спит и делает большие и маленькие дела. Однако на самом деле он получает и осмысливает огромное количество информации из внешнего мира. В течение первых недель жизни младенец не делает резкого скачка в развитии, у него проходит период адаптации к условиям внеутробной жизни. А вот потом ему становится интересен окружающий мир.

Чему учится кроха? Вначале он просто привыкает к новому для него миру „органами чувств”, учится воспринимать прикосновения, звуки, запахи, свет и цвет. Затем потихоньку начинает на них реагировать. Постепенно он учится смотреть на предметы, прослеживать их взглядом, поворачивать и держать голову.

На что обратить внимание? Постарайтесь не переусердствовать с новыми впечатлениями. Когда их слишком много, нервная система малыша может дать сбой. Побольше разговаривайте с крохой, показывайте ему интересные игрушки, почаще носите на руках. Если он чем-то заинтересовался и демонстрирует это взглядом, поднесите его ближе к предмету, помогите потрогать, расскажите, что это такое. Однако не стоит развлекать усталого или плачущего ребенка. Все, что ему нужно, когда он устал, — это уют и покой.

Моторика и здоровье. На этом этапе особенно важно избегать травм шеи и позвоночника. Всегда поддерживайте головку малыша. Если ваш ребенок много плачет, если его мучают колики, старайтесь избегать обилия стимулов, посоветуйтесь с хорошим педиатром и детским массажистом или остеопатом — возможно, адаптация к внеутробной жизни проходит не так гладко, как хотелось бы, и неприятные ощущения мешают крохе развиваться.

От 3 до 6 месяцев

На этом этапе малыш активно развивает мелкую моторику и начинает делать массу осмысленных движений. К концу этого периода многие детишки начинают хорошо владеть ручками и пытаются делать сложные повороты корпуса, реагируя на звук, некоторые даже начинают переворачиваться.

Чему учится кроха? Малыш начинает играть ручками и ножками: обхватывает одну руку пальцами другой, хватает себя за ножки, тянет в рот и руки, и ноги. Постепенно он учится захватывать также и посторонние предметы. Сначала он с трудом удерживает погремушку, которую вы вложили ему в ручку, потом все более уверенно начинает брать ее самостоятельно, затем пытается ею манипулировать, иногда ударяя себя при неудачной попытке. А чуть позже, особенно когда начинают прорезываться зубы, кроха будет все тянуть в рот. Помимо беспокойства это должно вызывать радость: ребенок делает скоординированное осмысленное сложное движение.

Читайте также:  Ребенок дошкольного возраста диагностика и развитие личности

На что обратить внимание? Малышу нужен простор для тренировки координации зрительного аппарата и моторики. У ребенка должна быть возможность достигать предмет и получать удовольствие. Для начала удобен мобиль, по игрушкам которого кроха может бить ручками, когда лежит на спине. Стимулом для такой деятельности может быть приятный звук, поощряющий точное движение, например колокольчик. Пока ваш малыш не освоит уверенного захвата предметов, они должны быть легкодоступны. Старайтесь размещать предметы на мобиле в разных положениях: не только прямо перед глазами малыша, но и левее, правее, чтобы стимулировать разнообразие движений. Это также будет постепенно готовить кроху к освоению поворота.

Моторика и здоровье. Если малыш в 4 месяца не интересуется игрушками, не пытается дотянуться до предметов ручками (не шлепает маму по лицу, не играет со своими ножками и т.п.), стоит посоветоваться с врачом.

В норме к шести месяцам малыш должен уметь переворачиваться с живота на спину и со спины на живот. Для того чтобы его стимулировать, пробуйте приманивать кроху яркими и необычными игрушками, делайте различные упражнения, которые подскажут ему, как нужно правильно двигаться. Например, лежащему на спинке ребенку можно заводить колено через другую ногу набок — после этого он довершит начатое при помощи корпуса и поймет, „как правильно делать это”.

От 6 до 9 месяцев

На этом этапе малыш учится вертеться во все стороны, сидеть и ползать. Его развитие приобретает стремительные темпы, и вы буквально не можете за ним уследить: каждый день появляется что-то новенькое!

Чему учится кроха? Освоив переворот, малыш учится садиться. Имейте в виду, что все детки это делают по-разному. Крайне редко ребенок может за счет мышц живота и спины сесть из положения лежа на спине. Чаще кроха копошится, помогая себе руками и ногами. Обычно после этого он старается встать на четвереньки, хотя некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски довольно долгое время. Встав на четвереньки, малыш не может сразу поползти — это еще слишком сложно. Вначале он будет долго раскачиваться, совершать много неудачных движений. К концу девятого месяца большинство детей уверенно ползают, а некоторые пытаются встать с опорой.

На что обратить внимание? Несмотря на то что развитие — вещь сугубо индивидуальная, желательно все-таки стимулировать кроху, чтобы он прошел этап ползания. Специалисты уверены: это очень важно для его развития и тренировки мышц. Малыша нужно побуждать к ползанию, предоставляя ему свободу передвижения на ковре и привлекая интересными игрушками. Способов ползания довольно много, встречаются и весьма экзотические, которые могут насторожить педиатра. В норме малыш должен хорошо двигать всеми конечностями, движения должны быть симметричными.

Далеко не всем детям нравится сидеть. Некоторые начинают ползать до того, как сядут. Об этом тоже нужно сказать врачу во время осмотра. Заставлять кроху сидеть, если он этого не хочет, не нужно. Если бы у него не было объективного дискомфорта в сидячей позе, он бы с наслаждением ее использовал для игры. Грамотный врач подскажет вам упражнения, укрепляющие мышцы крохи, назначит сеанс массажа и т.п.

Моторика и здоровье. Помните, что полным детям тяжелее двигаться, чем „живчикам”. Очень часто полнота ребенка обусловлена неправильным питанием, хотя бывают, конечно же, и другие причины. Если ваш ребенок довольно крупный, поговорите на эту тему с наблюдающим его врачом.

На этом этапе развития принципиально важно, чтобы кроха имел простор для самостоятельных движений. Приложите все усилия, чтобы сделать ваш дом или хотя бы детскую комнату безопасными для маленького ползунка. Способность ребенка управлять своим телом, радость от собственных успехов помогают ему воспитывать положительные качества характера.

От 9 до 12 месяцев

Малыш на финишной прямой к первым шагам. Не торопите его, не ставьте на ножки, если он сам этого не требует. Прямохождение — очень сложный процесс, и к нему нужно правильно подготовиться. Если ребенок активно и замечательно ползает, но даже не пытается ходить, — это не беда, это прекрасно. Ползание полезно для мышц и развития нервной системы.

Чему учится кроха? Постепенно малыш понимает, что он может двигаться еще и вертикально — вверх. Он пытается заползать на невысокую кровать, учится вставать. В этих ситуациях необходимо обеспечить его безопасность (например, устелить матами пространство у подножия дивана), а не ограничивать движения. Хорошо, если у малыша есть разнообразные стимулы: игрушки, лежащие на стульях и диване и т.п. Для тренировки ходьбы с опорой можно класть игрушку на один конец дивана, когда кроха держится за другой. В какой-то момент ему надоест опускаться на четвереньки и ползти к цели, и он начнет двигаться приставными шагами. Ближе к году многие дети желают ходить за ручку, а потом делают и первые самостоятельные шаги.

На что обратить внимание? Не проявляйте нетерпения и не требуйте от ребенка „вертикализации” раньше времени, пусть тренирует головной мозг и мышцы ползанием. Уделите особое внимание безопасности. Большинство детей в этом возрасте довольно инициативны и рискуют набить много шишек.

Моторика и здоровье. Некоторые дети начинают ходить намного позже сверстников. Чаще всего у них есть особенности развития, которые не позволяют им сделать этого раньше. Не отчаивайтесь, но и не забывайте о том, что двигательная активность позволяет судить о развитии нервной системы в целом — будьте в контакте с грамотным неврологом или педиатром.

Авторы: Анна Никитина, консультант — Татьяна Барзенок, врач-педиатр

Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», октябрь 2010

Источник