Развитие моторики ребенка по месяцам

Развитие моторики ребенка по месяцам thumbnail

Развитие моторики ребенка по месяцам

Первый год – самый важный для развития крохи. 

Именно в это время он учится управлять своим телом, ползать, вставать и ходить – на языке специалистов это называется крупной моторикой. Что же нужно знать о моторном развитии малыша и как помочь ему с успехом пройти все стадии?

Вашему малышу 1 месяц

В спокойном состоянии ручки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, пальчики сжаты в кулачки. В короткие минуты бодрствования ребенок хаотично двигает ручками и ножками. Но через пару-тройку недель кроха уже будет способен недолго лежать спокойно и расслабленно, то есть обретет контроль над своим телом – это и есть первый шаг в развитии крупной моторики ребенка.

К концу первого месяца малыш, лежа на спине,  самостоятельно может поворачивать головку в стороны и долго держит ее ровно по средней линии. Примерно в это же время появляются так называемые реакции оживления – ребенок начинает замирать при резком звуке, способен сосредоточивать взгляд на предмете (игрушке, лице матери) и следить за движущимся объектом, не поворачивая головы.

  • Важно: 

Чтобы правильно развиваться, младенец первые три месяца должен как можно больше находиться на руках у матери – ведь в соответствии с тонусом ее тела ребенок формирует свой мышечный тонус. Не бойтесь, что ребенок излишне привяжется к рукам и будет специально капризничать, чтобы вы его взяли. До трех месяцев ребенку крайне важно знать, что мама рядом и позаботится о нем по первому зову. Если же малыша редко брали на руки, единственный способ почувствовать свое тело для него – это гиперподвижность. Такие дети постоянно находятся в движении. В результате они нередко вырастают неусидчивыми, из-за чего испытывают трудности в обучении и общении.

Вашему малышу 2 месяца

Кроха становится более активным. Он чаще отводит ручки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, разжимает кулачки, поворачивает головку в стороны. Начинает более продолжительное время (пока неуверенно) удерживать головку в вертикальном положении. Малыш фиксирует взгляд на неподвижных предметах, четко реагирует на звуки и недолгое время прислушивается к ним. Начинает улыбаться, когда с ним разговаривают мама или папа. Поэтому побольше общайтесь с крохой, показывайте ему интересные игрушки. Если он чем-то заинтересовался и демонстрирует это взглядом, поднесите его ближе к предмету, помогите потрогать, расскажите, что это такое. Однако не стоит развлекать усталого или плачущего ребенка. Все, что ему нужно, когда он устал – это уют и покой.

Вашему малышу 3 месяца

В этом возрасте ребенок уже может удерживать вложенную в руку игрушку, пытается тянуть ее в рот. В положении на животе он поднимает голову и опирается на ручки, согнутые в локтях. Самостоятельно может поворачиваться со спины на бок. Хорошо удерживает голову в вертикальном положении. Пока малыш лежит на спине, попробуйте аккуратно потянуть его за руки вверх. Вы увидите, что кроха будет сгибать шею, приподнимая головку. Когда ребенок видит мамину грудь или бутылочку, он начинает улыбаться, гулить и активно двигать ручками и ножками, выражая радость. Мама может петь песенки, потешки – малышу очень интересно в этот момент наблюдать за ее лицом и слушать голос.

Вашему малышу 4 месяца

Поскольку главное средство познания мира для ребенка сейчас – это осязание, он настойчиво тянет все в рот. Не препятствуйте этому. Если же вы беспокоитесь о гигиене, лучше почаще мойте игрушки с мылом, а ручки малыша протирайте детскими влажными салфетками.

Увидев яркую игрушку, ребенок тянется к ней и пытается схватить. Сначала он с трудом удерживает погремушку, но вскоре будет держать ее вполне уверенно и даже попытается размахивать ею из стороны в сторону, иногда ударяя себя при неудачной попытке.

  • Важно:

Если малыш в 4 месяца не интересуется игрушками, не пытается дотянуться до предметов, стоит посоветоваться с педиатром.

Гиперопека крайне вредна для ребенка. Если к нему бегут со всеми игрушками по первому же крику, у него не будет стимула двигаться.

Вашему малышу 5 месяцев

У малыша новое достижение – теперь он умеет поворачиваться со спины на живот. Лежа на животе, он приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Сейчас главное – дать ребенку простор для игры и развития. Он должен иметь возможность дотягиваться до любимых игрушек и получать от этого удовольствие. Для начала подойдет мобиль, по которому кроха может бить ручками, когда лежит в кроватке. Старайтесь размещать предметы на мобиле по-разному: не только прямо перед глазами малыша, но и левее, правее, чтобы стимулировать разнообразие движений у ребенка.

  • Важно:

Освоение каждого движения для крохи должно быть осмысленным, а не механическим. Так, поворот со спины на живот малыш сделает только за игрушкой. Когда мы учим ребенка новым движениям чисто механически (например, поворачиваться со спины на живот, просто подтягивая его за ручку), мы тем самым приучаем его к быстрому механическому типу ответа – без обдумывания задачи.

«Хочется обратить внимание мам на то, что развитие крупной моторики самой по себе – это не цель. Движение для ребенка – это просто способ удовлетворить интерес к окружающему миру. Малышу интересно, когда двигаться нужно за чем-то – дотянуться до лица мамы, яркой игрушки, звенящего колокольчика. Главная мотивация для ребенка – это игра. Не столь важно, в каком возрасте кроха перевернулся, сел или пополз. Потому что, если он это сделал в положенное именно ему время, он будет развиваться нормально. Если же ребенка просто подгонять под некие средние нормы, не учитывая его индивидуальных особенностей, вас ждет много проблем, начиная от поведенческих и заканчивая трудностями в обучении. Не гонитесь за результатами, ведь каждый ребенок индивидуален.

Дети сейчас живут в таком комфорте, что очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью – он играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все – познавательная активность, а моторной реализации у нее нет. В итоге кроха переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность. В дальнейшем таким детям умственное усилие надо сопровождать двигательной активностью. Например, слушать учителя и ходить по классу».

Вашему малышу 6 месяцев

Движения малыша становятся все более уверенными и скоординированными. Так, лежа на животике и опираясь на ручки, он уже может оторвать одну руку от поверхности и потянуться за игрушкой. Он одинаково ловко держит игрушку как в левой, так и в правой руке. Лежа на спине, малыш увлеченно играет со своими ножками, тянет их в рот. Следит глазами за упавшей игрушкой, поднимает ее. А еще кроха умело поворачивается со спины на живот и обратно, и эта игра ему очень нравится.

Вашему малышу 7-8 месяцев

В этом возрасте кроху уже нужно начинать высаживать на ровную поверхность. Как правило, он уже довольно хорошо держит равновесие и способен подолгу сидеть самостоятельно, занимаясь с игрушками. Когда он поймет всю выгоду сидячего положения, то будет пробовать садиться и сам. Для этого он сначала встает на четвереньки, а потом отталкивается ручками и садится на попку. Некоторые малыши начинают копошиться и пытаться сесть из положения на спине за счет мышц брюшного пресса. Но редко у кого это получается.

  • Важно:

В 7-8 месяцев кроха уже пытается ползать. Поначалу он подолгу раскачивается назад и вперед, стоя на четвереньках (таким образом он учится плавно переносить вес с рук на ноги), затем у него получается поочередно отрывать от пола по одной руке. Как только кроха научится сохранять равновесие на двух точках опоры (одна рука – одна нога), он готов ползти.

Ползание ребенка – это самый яркий этап в развитии крупной моторики. В это время малыш впервые начинает выстраивать зрительное пространство сверху вниз: он смотрит вперед (туда, куда ползет) и следит, куда при этом встают его ноги и руки. Если малыш не ползал, у него сформировано только горизонтальное зрение. И когда такой ребенок в будущем сядет за парту, он сможет смотреть только вперед. Чтобы посмотреть в тетрадь, ему нужно лечь на стол. Поэтому, даже если ваш ребенок не ползал в положенное время, научите его ползать хоть в 3 года, хоть в 6 лет. Для этого надо создавать игровые условия, в которых он будет вынужден ползать. Например, устроить «домики» из стульев, под которыми ему надо будет проползать, чтобы дотянуться до любимой игрушки.

Вашему малышу 9-10 месяцев

Постепенно малыш понимает, что он может двигаться не только горизонтально, когда ползает, но еще и вертикально. В этот момент кроха впервые пробует вставать, держась за решетку кроватки или любую другую устойчивую опору. Сделайте так, чтобы ребенку захотелось вставать: разложите его любимые игрушки на стульях или диване.

Чтобы кроха начал ходить, держась за опору, можно класть игрушку на один конец дивана, когда он стоит у другого. В какой-то момент ему надоест опускаться на четвереньки и ползти к цели, и он начнет двигаться вдоль дивана приставными шагами (боком). Постепенно ребенок отрывает от опоры одну руку и начинает делать первые шаги лицом вперед (боком к опоре) – как все люди. Не проявляйте нетерпения и не требуйте от ребенка, чтобы он встал раньше времени. Если он пока не хочет этого, пусть тренирует головной мозг и мышцы ползанием.

  • Важно:

В этот период многие матери начинают ограждать ребенка от чрезмерно активных действий, опасаясь, как бы он не набил себе шишек. И совершенно напрасно. Во-первых, он физиологически к этому приспособлен (у него оптимальное соотношение массы и высоты для падения), а во-вторых, дети, которых в детстве оберегали от падений и ушибов, вырастают без чувства страха – они просто не знают, что такое опасность. А человек, у которого не развит инстинкт самосохранения, не оберегает себя.

Вашему малышу 11-12 месяцев

Ваш кроха очень вырос – он может ходить, держась за ваши руки, и даже пытается делать отдельные шажки самостоятельно. Но движения при ходьбе у него пока неуверенные, и он часто падает. Ближе к году ребенок уже может сделать 3-4 самостоятельных шага от опоры до опоры. Можно считать, что ребенок научился ходить, когда он во время движения может самостоятельно остановиться посреди комнаты и не упасть. В этот период ребенок уже может вставать без опоры. Если малыш уронил игрушку, он приседает, чтобы поднять ее, а затем вновь встает. Сделав первые самостоятельные шаги, ребенок учится поворачиваться стоя, чтобы увидеть, что находится у него за спиной.

  • Важно:

Некоторые дети начинают ходить намного позже сверстников. Если ваш кроха не пошел в 12 месяцев, не отчаивайтесь, но и не забывайте о том, что двигательная активность позволяет судить о развитии нервной системы в целом – будьте в контакте с опытным неврологом или педиатром.

???? Бережный подход к детям, уважение к малышам, признание безграничной ценности детского “Я САМ”, а также многолетняя практика работы с детьми и родителями и опыт многодетного отца легли в основу нового авторского цикла мини-лекций Олега Леонкина для мам и пап малышей от 0 до 3-х лет “Онлайн- азбука. Действительно важное”.

???? Онлайн-азбука – это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.

Онлайн-азбука принимает участие в распродаже October SALE от Олега Леонкина с 21 по 30 октября: приятно снижены цены на все курсы, также мы приготовили специальные предложения с ценами более чем в два раза ниже.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Развитие моторики ребенка по месяцам

Источник

Разбираемся с понятиями мелкой и крупной моторики и предлагаем игры для их развития по возрастам, начиная с рождения.

Сегодня вряд ли найдётся мама, которая не слышала про важность развития моторики у детей. Но что это такое и почему о ней столько разговоров?

Что такое моторика

Моторика – от лат. motus – «движение». Это совокупность анатомических и физиологических механизмов организма, осуществляющих двигательные функции. Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением. Различают моторику крупную и мелкую. И если про мелкую моторику мы что-то где-то слышали, то про крупную, возможно, и не доводилось.

Крупная моторика – это способность человека двигать руками, ногами, сохранять равновесие при ходьбе, беге. Она позволяет развивать более тонкие движения пальцев, позволяющих человеку работать с мелкими предметами. Именно эту возможность управляться с мелкими предметами и называют мелкой моторикой.

Читайте на нашем канале статью “Почему полезно ходить босиком”.

Проведено множество исследований детскими психологами, логопедами и педагогами, которые помогли выявить прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи: речь ребёнка развивается хорошо, если хорошо развиты движения пальцев. И наоборот, если движения пальцев неуверенные, вялые, то очень часто наблюдаются и проблемы с развитием речи.

Взаимосвязь речи и мелкой моторики кисти объяснима историческим развитием человека, а также с точки зрения анатомических особенностей строения головного мозга человека.

Читайте статью “Между строк. Что важно знать о дислексии” и узнайте о том, как бороться с нарушениями письма и речи.

Язык наших самых далёких предков был далеко не так богат и разнообразен. Люди в основном общались с помощью жестов и звуков, подобных зову животных. Постепенно развивались способности людей выполнять более мелкую тонкую работу руками, а, следовательно, развивалась и увеличивалась площадь мозга, отвечающая за эту способность. Анатомические исследования мозга помогли выявить тот факт, что треть коры головного мозга человека отвечает за двигательные функции кисти руки. В непосредственной близости расположены зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.

Всем читателям Дзена мы дарим 1000 баллов (1 балл = 1 руб) на покупку детской одежды Lucky Child: при регистрации на https://lucky-child.com укажите промокод DZEN.

Все знают о пользе пальчиковых игр, но задумывался ли кто-то, что конкретно развивают эти игры? Игры с пальчиками способствуют развитию внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, памяти и речи… Согласитесь, внушительный набор!

Попробуем разобраться, когда начинать занятия с малышом. Рассмотрим развитие ребёнка в каждом возрасте, чтобы понять, какие занятия на моторику будут наиболее эффективны.

От рождения до 3 месяцев

В первые месяцы жизни малыш спит около 20 часов в сутки и совсем немного бодрствует. Кажется, что малыш совершенно не осознаёт, где он и что с ним происходит. Тем не менее он уже фокусирует взгляд на ярких предметах, понимает интонацию голоса.

В этом возрасте кисти ребёнка, как правило, сжаты в кулачки, и он постепенно познаёт азы крупной моторики: учится хватательным движениям, тянется к игрушкам, которые раньше разглядывал, трогает игрушки. Упражнения для развития моторики в столь раннем возрасте заключаются в лёгком массаже кистей рук и пальчиков малыша.

От 4 до 6 месяцев

До 3 месяцев ребёнок – наблюдатель. Начиная с 4 месяца жизни, он тянется к игрушкам ручками и ножками, может перекатиться к заинтересовавшему его предмету. Расширяется набор подвластных ему движений. Разговоры о развитие мелкой моторики малыша начинаются как раз в этом возрасте. Производители детских игрушек предлагают массу интересных вариантов: музыкальные, разных форм и размеров, с разнообразными поверхностями. Всё это действительно помогает развить мелкую моторику.

В этом возрасте ребёнка учат играть в «Ладушки», которые помогают ему научиться координировать свои ручки и ножки, вовремя хлопать в ладошки, топать ножками:

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут – поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш – полетели!
На головку сели.

Крупная моторика ребёнка постепенно развивается, и у него уже получается самостоятельно сидеть, ползти. Параллельно появляются более чёткие звуки в речи, гуление.

Прекрасным тренажёром для мелкой и крупной моторики для деток от 5 месяцев станет пирамидка: надеть колечко на стержень далеко не так просто! Чтобы помочь малышу расслабить кулачки и раскрыть ладошку, нужно играть с ним в «Сороку-ворону»:

Сорока-ворона кашку варила (круговыми движениями проводите указательным пальцем по ладошке ребёнка – «каша перемешивается»),
Кашку варила, деток кормила.
Этому дала (отогните большой пальчик),
И этому дала (отогните указательный пальчик),
Вот этому тоже дала (отогните средний пальчик),
И этому дала (отогните безымянный пальчик),
А вот этому – не дала! (отогните мизинец, пощекочите ладошку)
Ты кашу не варил, дров не рубил, воду не носил – не дам тебе каши!

От 7 до 9 месяцев

Малыш растёт и развивается с невероятной скоростью. Если до 6 месяцев он только осваивал разнообразные движения, то к 7 месяцам он обычно уже свободно ползает, сидит, учится вставать. Главная особенность движений в этом возрасте – они становятся целенаправленными. Малыш уже усвоил причинно-следственную связь.

Прекрасными тренажёрами для развития моторики являются мячи, книжки с разнообразными на ощупь поверхностями. Малыши разбрасывают игрушки, и мамы часто ворчат по этому поводу, хотя при этом малыш тренирует свою моторику.

Читайте статью “Песочная терапия для детей” о полезных во всех смыслах играх с песком.

Эффективным способом тренировки моторики могут стать подвешенные на верёвочке предметы разных форм и размеров: шарик, бусинка, палочка и другие. Хватая их, малыш понимает, что пальчики нужно располагать по-разному: чтобы ухватить и удержать мячик, ладошка должна быть открыта, верёвочку надо брать пальчиками, бусинку – только двумя пальцами.

Пирамидка из разноцветных стаканчиков, которые нужно вкладывать один в другой, или объёмные геометрические фигуры, которые нужно вставлять в подходящие по форме окошечки, всяческие механизмы, требующие кручения, верчения и других новых и трудных движений ручками – всё это позволит развить координацию ребёнка, а вместе с тем и мелкую моторику.

Игры с пальчиками не теряют своей актуальности:

Плыл карасик по реке (пальцы складываете щепоткой, руки вытягиваете и делаете волнообразные движения от плеча),
И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх),
А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны),
В камыши закопался (опускаете руки, пальцы складываете щепоткой, поочередно каждой рукой копаете),
Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (трясёте кистями рук, как дрожит карасик, а потом снова волнообразные движения от плеча)

Игра на любом музыкальном инструменте – это прекрасный способ развить координацию, мелкую моторику и чувство ритма, поэтому смело вручайте ребёнку дудочку или бубен.

От 9 месяцев до 1 года

Каких-то девять месяцев назад малыш только родился, его было страшно переворачивать на животик, а сейчас он уже вовсю ползает, пытается вставать и ещё много чего умеет делать самостоятельно. Но впереди ещё столько всего, чему нужно научиться!

Малыш учится ходить – тренирует свою крупную моторику, координацию. Поначалу это выходит довольно неуклюже, и на помощь приходят машины-каталки, за которые можно держаться и идти. Когда шаги становятся увереннее, малышам полезно гулять с игрушками-каталками на длинных ручках, которые они катят перед собой.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут развивающие книжки и коврики со множеством деталей (липучки, шнурки, кармашки), игрушки, которые нужно заводить ключом.

Для тренировки навыка ходьбы подойдут подвижные игры: собирание игрушек, прятки, полоса препятствий, игра в кегли, игры с мячом, рисование специальными пальчиковыми красками, крупные пазлы.

От 1 года до 3 лет

Дети развиваются стремительно, и к трём годам они должны уже очень многое делать самостоятельно, а, значит, тренировать крупную и мелкую моторику нужно практически постоянно. Существует множество программ раннего развития и обучения детей. Какую выбрать – зависит от родителей и их возможности уделять малышу определённое количество времени. Ясно одно: родителям необходимо заниматься физическим развитием своих детей – учить их лазить по шведской стенке, танцевать, прыгать, плавать, играть в футбол, кататься на велосипеде и самокате.

Невероятное количество игр и игрушек для развития мелкой моторики просто сбивает с толку родителей. Хочется купить все и сразу. Ребёнок растёт и игрушки должны быть более изобретательными. Один из вариантов – объёмные лабиринты, которые являются не просто игрушкой, но и логической головоломкой. Такие лабиринты помогают развить и мелкую моторику, и умственные способности малыша.

Множество игр с мелкими предметами можно найти на просторах интернета и в книгах. Можно смешать горох с фасолью или макароны разных форм и предложить ребёнку разобрать эту смесь.

Довольно часто малыши рвут книги. Мамы ворчат, а между тем малыш опять-таки тренирует мелкую моторику! Безусловно, книжки рвать совсем не нужно, а вот предложить крохе порвать лист бумаги на ленточки – отличный вариант для тренировки.

Простые и действенные способы развития мелкой моторики – наматывание клубка, лепка, рисование, вырезание ножницами, завязывание шнурков, нанизывание бусин, театр на пальчиках и многое другое.

Практически в любом возрасте остаются актуальными пальчиковые игры:

Мы делили апельсин (показываем кулачок),
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа (отгибаем большой пальчик),
Эта долька – для чижа (отгибаем указательный пальчик),
Эта долька – для утят (отгибаем средний пальчик),
Эта долька для бобра (отгибаем безымянный пальчик),
А для волка – кожура! (трясём ручками)
Разозлился волк – беда.
Разбегайтесь кто куда (разводим ручки в стороны).

К трём годам ребёнок уже хорошо развит – и физически, и умственно. Всё это результаты ежедневной тренировки крупной и мелкой моторики. Теперь малыш готов к новому этапу в своей жизни – к детскому саду. Выберете ли вы одну из программ раннего развития или предпочтёте ориентироваться на способности и потребности своего малыша – выбор будет правильным, потому что вы мама, и только вам известно, какой путь станет лучшим для вашего ребёнка.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные и увлекательные статьи о детях и родителях: https://zen.yandex.ru/luckychild

А какие игры на моторику любимые у вашего малыша? Поделитесь в комментариях!

Источник