Развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет

Развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет thumbnail

Разбираемся с понятиями мелкой и крупной моторики и предлагаем игры для их развития по возрастам, начиная с рождения.

Сегодня вряд ли найдётся мама, которая не слышала про важность развития моторики у детей. Но что это такое и почему о ней столько разговоров?

Что такое моторика

Моторика – от лат. motus – «движение». Это совокупность анатомических и физиологических механизмов организма, осуществляющих двигательные функции. Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением. Различают моторику крупную и мелкую. И если про мелкую моторику мы что-то где-то слышали, то про крупную, возможно, и не доводилось.

Крупная моторика – это способность человека двигать руками, ногами, сохранять равновесие при ходьбе, беге. Она позволяет развивать более тонкие движения пальцев, позволяющих человеку работать с мелкими предметами. Именно эту возможность управляться с мелкими предметами и называют мелкой моторикой.

Читайте на нашем канале статью “Почему полезно ходить босиком”.

Проведено множество исследований детскими психологами, логопедами и педагогами, которые помогли выявить прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи: речь ребёнка развивается хорошо, если хорошо развиты движения пальцев. И наоборот, если движения пальцев неуверенные, вялые, то очень часто наблюдаются и проблемы с развитием речи.

Взаимосвязь речи и мелкой моторики кисти объяснима историческим развитием человека, а также с точки зрения анатомических особенностей строения головного мозга человека.

Читайте статью “Между строк. Что важно знать о дислексии” и узнайте о том, как бороться с нарушениями письма и речи.

Язык наших самых далёких предков был далеко не так богат и разнообразен. Люди в основном общались с помощью жестов и звуков, подобных зову животных. Постепенно развивались способности людей выполнять более мелкую тонкую работу руками, а, следовательно, развивалась и увеличивалась площадь мозга, отвечающая за эту способность. Анатомические исследования мозга помогли выявить тот факт, что треть коры головного мозга человека отвечает за двигательные функции кисти руки. В непосредственной близости расположены зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.

Всем читателям Дзена мы дарим 1000 баллов (1 балл = 1 руб) на покупку детской одежды Lucky Child: при регистрации на https://lucky-child.com укажите промокод DZEN.

Все знают о пользе пальчиковых игр, но задумывался ли кто-то, что конкретно развивают эти игры? Игры с пальчиками способствуют развитию внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, памяти и речи… Согласитесь, внушительный набор!

Попробуем разобраться, когда начинать занятия с малышом. Рассмотрим развитие ребёнка в каждом возрасте, чтобы понять, какие занятия на моторику будут наиболее эффективны.

От рождения до 3 месяцев

В первые месяцы жизни малыш спит около 20 часов в сутки и совсем немного бодрствует. Кажется, что малыш совершенно не осознаёт, где он и что с ним происходит. Тем не менее он уже фокусирует взгляд на ярких предметах, понимает интонацию голоса.

В этом возрасте кисти ребёнка, как правило, сжаты в кулачки, и он постепенно познаёт азы крупной моторики: учится хватательным движениям, тянется к игрушкам, которые раньше разглядывал, трогает игрушки. Упражнения для развития моторики в столь раннем возрасте заключаются в лёгком массаже кистей рук и пальчиков малыша.

От 4 до 6 месяцев

До 3 месяцев ребёнок – наблюдатель. Начиная с 4 месяца жизни, он тянется к игрушкам ручками и ножками, может перекатиться к заинтересовавшему его предмету. Расширяется набор подвластных ему движений. Разговоры о развитие мелкой моторики малыша начинаются как раз в этом возрасте. Производители детских игрушек предлагают массу интересных вариантов: музыкальные, разных форм и размеров, с разнообразными поверхностями. Всё это действительно помогает развить мелкую моторику.

В этом возрасте ребёнка учат играть в «Ладушки», которые помогают ему научиться координировать свои ручки и ножки, вовремя хлопать в ладошки, топать ножками:

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут – поедим

И воробышкам дадим.

Воробышки сели,

Все оладьи съели.

Кыш, кыш – полетели!

На головку сели.

Крупная моторика ребёнка постепенно развивается, и у него уже получается самостоятельно сидеть, ползти. Параллельно появляются более чёткие звуки в речи, гуление.

Прекрасным тренажёром для мелкой и крупной моторики для деток от 5 месяцев станет пирамидка: надеть колечко на стержень далеко не так просто! Чтобы помочь малышу расслабить кулачки и раскрыть ладошку, нужно играть с ним в «Сороку-ворону»:

Сорока-ворона кашку варила (круговыми движениями проводите указательным пальцем по ладошке ребёнка – «каша перемешивается»),

Кашку варила, деток кормила.

Этому дала (отогните большой пальчик),

И этому дала (отогните указательный пальчик),

Вот этому тоже дала (отогните средний пальчик),

И этому дала (отогните безымянный пальчик),

А вот этому – не дала! (отогните мизинец, пощекочите ладошку)

Ты кашу не варил, дров не рубил, воду не носил – не дам тебе каши!

От 7 до 9 месяцев

Малыш растёт и развивается с невероятной скоростью. Если до 6 месяцев он только осваивал разнообразные движения, то к 7 месяцам он обычно уже свободно ползает, сидит, учится вставать. Главная особенность движений в этом возрасте – они становятся целенаправленными. Малыш уже усвоил причинно-следственную связь.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка школьного возраста

Прекрасными тренажёрами для развития моторики являются мячи, книжки с разнообразными на ощупь поверхностями. Малыши разбрасывают игрушки, и мамы часто ворчат по этому поводу, хотя при этом малыш тренирует свою моторику.

Читайте статью “Песочная терапия для детей” о полезных во всех смыслах играх с песком.

Эффективным способом тренировки моторики могут стать подвешенные на верёвочке предметы разных форм и размеров: шарик, бусинка, палочка и другие. Хватая их, малыш понимает, что пальчики нужно располагать по-разному: чтобы ухватить и удержать мячик, ладошка должна быть открыта, верёвочку надо брать пальчиками, бусинку – только двумя пальцами.

Пирамидка из разноцветных стаканчиков, которые нужно вкладывать один в другой, или объёмные геометрические фигуры, которые нужно вставлять в подходящие по форме окошечки, всяческие механизмы, требующие кручения, верчения и других новых и трудных движений ручками – всё это позволит развить координацию ребёнка, а вместе с тем и мелкую моторику.

Игры с пальчиками не теряют своей актуальности:

Плыл карасик по реке (пальцы складываете щепоткой, руки вытягиваете и делаете волнообразные движения от плеча),

И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх),

А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны),

В камыши закопался (опускаете руки, пальцы складываете щепоткой, поочередно каждой рукой копаете),

Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (трясёте кистями рук, как дрожит карасик, а потом снова волнообразные движения от плеча)

Игра на любом музыкальном инструменте – это прекрасный способ развить координацию, мелкую моторику и чувство ритма, поэтому смело вручайте ребёнку дудочку или бубен.

От 9 месяцев до 1 года

Каких-то девять месяцев назад малыш только родился, его было страшно переворачивать на животик, а сейчас он уже вовсю ползает, пытается вставать и ещё много чего умеет делать самостоятельно. Но впереди ещё столько всего, чему нужно научиться!

Малыш учится ходить – тренирует свою крупную моторику, координацию. Поначалу это выходит довольно неуклюже, и на помощь приходят машины-каталки, за которые можно держаться и идти. Когда шаги становятся увереннее, малышам полезно гулять с игрушками-каталками на длинных ручках, которые они катят перед собой.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут развивающие книжки и коврики со множеством деталей (липучки, шнурки, кармашки), игрушки, которые нужно заводить ключом.

Для тренировки навыка ходьбы подойдут подвижные игры: собирание игрушек, прятки, полоса препятствий, игра в кегли, игры с мячом, рисование специальными пальчиковыми красками, крупные пазлы.

От 1 года до 3 лет

Дети развиваются стремительно, и к трём годам они должны уже очень многое делать самостоятельно, а, значит, тренировать крупную и мелкую моторику нужно практически постоянно. Существует множество программ раннего развития и обучения детей. Какую выбрать – зависит от родителей и их возможности уделять малышу определённое количество времени. Ясно одно: родителям необходимо заниматься физическим развитием своих детей – учить их лазить по шведской стенке, танцевать, прыгать, плавать, играть в футбол, кататься на велосипеде и самокате.

Невероятное количество игр и игрушек для развития мелкой моторики просто сбивает с толку родителей. Хочется купить все и сразу. Ребёнок растёт и игрушки должны быть более изобретательными. Один из вариантов – объёмные лабиринты, которые являются не просто игрушкой, но и логической головоломкой. Такие лабиринты помогают развить и мелкую моторику, и умственные способности малыша.

Множество игр с мелкими предметами можно найти на просторах интернета и в книгах. Можно смешать горох с фасолью или макароны разных форм и предложить ребёнку разобрать эту смесь.

Довольно часто малыши рвут книги. Мамы ворчат, а между тем малыш опять-таки тренирует мелкую моторику! Безусловно, книжки рвать совсем не нужно, а вот предложить крохе порвать лист бумаги на ленточки – отличный вариант для тренировки.

Простые и действенные способы развития мелкой моторики – наматывание клубка, лепка, рисование, вырезание ножницами, завязывание шнурков, нанизывание бусин, театр на пальчиках и многое другое.

Читайте также:  Если ребенок отстает в развитии речи

Практически в любом возрасте остаются актуальными пальчиковые игры:

Мы делили апельсин (показываем кулачок),

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа (отгибаем большой пальчик),

Эта долька – для чижа (отгибаем указательный пальчик),

Эта долька – для утят (отгибаем средний пальчик),

Эта долька для бобра (отгибаем безымянный пальчик),

А для волка – кожура! (трясём ручками)

Разозлился волк – беда.

Разбегайтесь кто куда (разводим ручки в стороны).

К трём годам ребёнок уже хорошо развит – и физически, и умственно. Всё это результаты ежедневной тренировки крупной и мелкой моторики. Теперь малыш готов к новому этапу в своей жизни – к детскому саду. Выберете ли вы одну из программ раннего развития или предпочтёте ориентироваться на способности и потребности своего малыша – выбор будет правильным, потому что вы мама, и только вам известно, какой путь станет лучшим для вашего ребёнка.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные и увлекательные статьи о детях и родителях: https://zen.yandex.ru/luckychild

А какие игры на моторику любимые у вашего малыша? Поделитесь в комментариях!

Источник

Лекции.Орг

Развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!

Возрастные особенности дошкольников: периодизация дошкольного возраста, особенности функционального развития ребенка. Общие наиболее характерные закономерности физического развития детского организма: интенсивность и неравномерность развития основных систем организма от 0 до 7 лет жизни. Пластичность органов и систем. Роль наследуемых биологических свойств, внешней среды, особенности воспитания. Высокая активность обменных процессов, реактивность организма. Единство и взаимосвязь физического и психического развития. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем под влиянием физических упражнений.

Особенности созревания нервной системы под влиянием внешних и внутренних воздействий. Образование условных рефлексов, выработка динамических стереотипов. Созревание нервной системы и возрастные особенности моторной функции. Взаимосвязь двигательной деятельности с развитием ЦНС, ее роль в регуляции движений. Морфофункциональное развитие двигательного анализатора во взаимосвязи с другими анализаторами, второй сигнальной системой и вегетативной сферой. Роль внешних воздействий (создание условий, особенности воспитания, занятия физическими упражнениями) для развития моторики. Динамика основных показателей физического развития у детей от 0 до 7 лет и влияние на них физических упражнений.

Особенности костно-мышечной системы детей. Изменение пропорций тела, формирование скелета, увеличение мышечной массы, развитие мышц разгибателей, качественные изменения в работе мышц.

Совершенствование и перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем как основа повышения функциональных возможностей детей при мышечной деятельности. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Развитие психики ребенка под воздействием физических упражнений (развитие двигательных ощущений, представлений, изменение в эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере). Значение возрастных особенностей развития организма детей на каждом этапе онтогенеза для выбора и дозировки физических упражнений.

Особенности развития моторики в раннем возрасте. Значение своевременного развития моторики для полноценного воспитания ребенка. Раннее развитие анализаторов – существенная предпосылка формирования движений под влиянием внешних воздействий.

Зависимость содержания, темпа и последовательности развития моторики в раннем возрасте от особенностей воспитательных воздействий. Быстрый темп развития движений – характерная особенность раннего возраста. Возрастные показатели развития движений. Ведущие системы движений в разные периоды первого года, их характеристика и значение. Развитие движений на втором году – закрепление умения ходить и формирование ряда других движений. Потребности ребенка в движении. Целенаправленное проведение с ребенком на первом году жизни комплекса индивидуальных занятий, направленных на формирование соответствующих его возрасту двигательных актов: эмоционально положительного комплекса оживления, движений руки, умений поднимать и удерживать голову лежа на животе и при вертикальном положении корпуса, ползать, переступать, ходить.

Игры подвижного характера с подгруппой детей 9 – 10 месяцев. Гимнастика и массаж с детьми первого года жизни. Формы и методы работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста. Использование пассивных, активных, активно-пассивных и рефлекторных упражнений. Показания и противопоказания использования массажа в раннем возрасте. Приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация. Виды массажа и рекомендации к их применению.

Физкультурные занятия с детьми второго года жизни, их цель: формирование навыков ходьбы, ползания, катания и бросания мяча, развитие равновесия, координации движений и укрепление разных групп мышц. Проведение занятия с подгруппой детей. Условия для проявления детьми раннего возраста двигательной активности: простор для движений, манежи; соответствующие возрасту ребенка игрушки и физкультурные пособия; частое общение и правильная организация взрослым самостоятельной двигательной деятельности детей.

Особенности развития моторики ребенка дошкольного возраста. Возрастная динамика развития локомоций. Качественные и количественные показатели уровня развития движений у детей разного возраста. Развитие функции равновесия как условие успешного формирования движений и действий. Развитие пространственных и временных ориентировок.

Особенности развития физических качеств на разных возрастных этапах. Взаимозависимость развития движений и физических качеств.

Значение совершенствования проприоцепции для овладения различными параметрами движения (темпом, амплитудой, степенью напряженности, точности и т.д.). Возрастающая роль слова в регуляции движений. Изменение характера мотивов двигательной деятельности. Развитие самостоятельности, активности и сознательности, инициативности детей. Значение двигательной активности для физического и психического развития детей. Возрастная характеристика двигательной активности детей. Роль педагогического руководства в формировании и совершенствовании моторики детей.

Анализ различных программ (вопросы физического воспитания).

Литература

1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2005.

2. Алямовская В. Г. Физическая культура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды, 2005.

3. Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления: дошкольный возраст. Программно-методическое пособие. – М.: Линка – Пресс, 2000.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-синтез. – 2002.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М., 2001.

6. Федотов М. Энциклопедия физической подготовки к школе. – М.: Олма – Пресс.- СПб, 2003.

Тема 9. Гимнастика.

Гимнастика в системе физического воспитания. Виды гимнастики и характеристика их как специфических средств разностороннего педагогического воздействия на детей.

Развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет

Развивающая гимнастика: базовые и прикладные виды (профессиональные, военные, спортивные). Оздоровительные виды гимнастики: гигиеническая (в режиме дня) и лечебные (корригирующая, реабилитационная, восстановительная, функциональная) виды. Спортивная гимнастика: спортивно-массовая и спортивные виды (спортивная и художественная гимнастика; акробатика).

Гимнастическая терминология. Использование гимнастики в дошкольном возрасте: массаж и гимнастика с детьми первого года жизни; основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.

Основные движения: понятие, значение и характеристика. Виды основных движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье. Равновесие как необходимый компонент основных движений. Специфика воздействия каждого из них на всестороннее развитие ребенка. Критерии оценки каждого из видов основных движений. Задачи и методы обучения детей каждому виду основных движений.

Методика обучения основным видам движений. Последовательность обучения каждому виду в разные возрастные периоды. Методические приемы обучения с учетом возрастных особенностей детей и степени сформированности двигательного навыка. Использование подготовительных, подводящих упражнений при обучении основным видам движений. Характерные ошибки и методика их исправления.

Физкультурные пособия, тренажеры, применяемые в обучении детей основным движениям. Организация детей при обучении основным движениям. Меры и профилактика травматизма при обучении основным движениям. Приемы страховки. Музыкальное сопровождение упражнений.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ): основные понятия и их характеристика. Их влияние на укрепление опорно-двигательного аппарата; на формирование правильной осанки; на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ЦНС. Роль и значение ОРУ в развитии произвольной регуляции движений, физических качеств.

Классификация ОРУ. Значение комплексного применения упражнений для различных групп мышц в целях всестороннего воздействия на организм. Специфика задач при обучении ОРУ. Применение их в разных формах работы по физическому воспитанию.

Требования к составлению комплексов. Подбор ОРУ для детей разных возрастных групп. Использование предметов и снарядов, тренажеров. Музыкальное сопровождение упражнений в разных возрастных группах.

Методика обучения ОРУ: организация детей, подготовка мест занятий и раздача пособий; методические приемы обучения, предупреждение и исправление ошибок. Обучение правильному дыханию. Влияние исходных положений. Дозировка и темп выполнения; требования к качеству. Правила записи ОРУ.

Строевые упражнения, их характеристика и значение, место в системе физического воспитания дошкольников. Виды строевых упражнений. Техника выполнения. Роль музыкального сопровождения.

Методика обучения строевым упражнениям. Организация детей, последовательность обучения. Методические приемы обучения строевым упражнениям с учетом возраста детей; использование ориентиров и пособий. Анализ программ по физическому воспитанию.

Литература

1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2005.

2. Алямовская В.Г. Физическая культура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды, 2005.

3. Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления: дошкольный возраст. Программно-методическое пособие. – М.: Линка – Пресс, 2000.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-синтез. – 2002.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М., 2001.

Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1595 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Поиск на сайте:

Рекомендуемый контект:

Развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Читайте также:  Комплексная методика развития ребенка в возрасте