Развитие мотивов поведения ребенка
Развитие мотивов у детей дошкольного возраста
Если говорить о том, что мотивы формируются потребностями, то можно выделить несколько групп потребностей: биологические, социальные и идеальные. Чтобы удовлетворить ту или иную потребность – возникает мотив.
На протяжении всего дошкольного детства мотивационно-потребностная сфера дошкольников существенно изменяется. Если в раннем возрасте преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Младший дошкольник большей частью действует, не отдавая себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Старший дошкольник поступает более осознанно. В большинcтве случаев он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.
Довольно часто деятельность имеет сразу несколько мотивов (т. е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой мотивов. Но окончательное решение “что и как делать?” принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентации). При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из мотивов становится основным, ведущим, а др. – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции.
Формирование ведущего мотива приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл – осознанное внутреннее оправдание деятельности.
Как пишет В.С. Мухина, один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, может иметь совершенно разные побудительные причины.
Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Такое желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие обуваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не капризничают» — сильный аргумент, заставляющий ребенка вести себя иначе.
Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей,— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Для ребенка очень важно заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых. Это является одним из основных рычагов его поведения. Положительные взаимоотношения со взрослыми заставляют ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
В дошкольном детстве также развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Это помогает ребенку отделить себя от других людей, выработать отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые предъявляют ребенку требования и стараются добиться их исполнения. В связи с этим ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его тоже уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания.
В период дошкольного детства происходит формирование познавательных и соревновательных мотивов.
В три-четыре года начинается так называемый «возраст почемучек». Ребенок начинает засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?», «Почему?». Чаще всего дети не столько спрашивают, сколько пытаются сами найти ответ, используя свой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент» (не секрет, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри»). Причем в это время появляются довольно глубокие суждения, касающиеся отношений между людьми, принятых норм и ценностей. Уже с 5 лет детей начинают интересовать «взрослые» вопросы жизни и смерти, счастья, любви и т. п.
Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только тогда, когда полученные сведения нужны им для использования в игре, рисования или другой практической деятельности. Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «опыты» тоже связаны обычно с трудностями, возникающими в практической деятельности. И только к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.
Если рассматривать развитие мотивов поведения, то здесь большое значение имеют нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей.
Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить открытку в подарок маме или рисунок в подарок другу. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.
У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью другим людям.
Изменения в мотивах поведения на протяжении всего дошкольного детства строятся не только на том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия, мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.
Поведение младшего дошкольника неопределенно, оно не имеет основной линии. Ребенок только что поделился конфетой со сверстником, а через некоторое время уже отнимает у него игрушку. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.
Самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника считается соподчинение мотивов. Именно это дало основание А. Н. Леонтьеву судить о дошкольном детстве как о «периоде первоначального фактического склада личности». Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его ‘поведение в целом как хорошее или плохое. А. Н. Леонтьев установил, что мотивы обладают не только побудительной, но и смыслообразующей функцией, проведя эксперимент, получивший название “феномен горькой конфеты”. За этим явлением наблюдали в специально созданной ситуации: ребенку давалось сложное задание, которое заведомо было невыполнимым по правилам, предложенным взрослым. Однако дошкольник мог достичь желаемого результата путем нарушения правила. Взрослый предупреждал ребенка о том, что за выполненное по правилам задание он в качестве награды получит конфету. После этого экспериментатор предлагал выполнять задание и уходил из комнаты. Дошкольник, убедившись, что выполнить заданием успешно по правилам невозможно, достигал желаемого результата нарушая правило. После этого взрослый возвращался, хвалил ребенка и давал ему обещанную конфету. Выяснилось, что дети старшего дошкольного возраста брали конфету, но демонстрировали негативную эмоциональную реакцию, конфета для них оказывалась “горькой”. Этот феномен ярко демонстрирует наличие двух мотивов при выполнении задания – получить конфету и выполнить задание по правилам. Реализация первого мотива не влечет за собой реализацию второго мотива и именно это приводит к отрицательным эмоциям и указывает на наличие связи между ними: важно не просто получить конфету, а получить ее как заслуженную награду за действие по правилу.
В исследованиях Л. И. Божович было показано, что в дошкольном возрасте происходит формирование нравственной мотивации – появляются особые нормы, слитые с соответствующими эмоциональными переживаниями. Они являются побудителями морального поведения в различных ситуациях. Развитие мотивации в дошкольном возрасте завершается появлением особой “внутренней позиции школьника”, наличие которой свидетельствует о готовности ребенка к переходу в начальную школу. Дошкольник уже как бы прожил свое детство, и ему хочется не только играть, но и выполнять общественно значимую деятельность и посещать не детский сад, а школу в качестве представителя определенной социальной группы с соответствующими атрибутами (портфелем, тетрадями и т.д.).
Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. И наоборот, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. В поведении любого, человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от интересной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым.
Список используемой литературы
- Божович Л. И.. Личность и ее формирование в детском возрасте.-СПб.: Питер,2008.-400с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер ; 2011 г.
- Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/opr/opr-001-.htm]-электронна библиотека МГУ.
- Леонтьев, А.Н. Потребности и мотивы деятельности //Психология. М.Просвещение,2002
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
- Мухина В.С. Детская психология. Под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – 272 с.
- Назаренко В.В. Характеристика развития мотивационной сферы современных детей 5 – 7 лет // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. – М., 2008
- Статья «Особенности психического развития детей 6-7 –летнего возраста».Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера…” [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/opr/opr-001-.htm]-электронна библиотека МГУ.
Источник
Общая характеристика мотивов поведения ребенка.Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.
Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей:
1. мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» — сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.
2. мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.
3. В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять «даже слона». Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.
4. В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.
5. Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют.
6. Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.
Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия, мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.
Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.
19. Самосознание и самооценка удетей дошкольного возраста
Особенности развития самосознания и самооценки.Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трех лет.
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).
Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества.
Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки.
Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам.
Источник