Развитие мотивационной сферы ребенка от рождения до школы

Возраст детей

Характеристика развития мотивационной сферы

1. Младенчество

Начинает развиваться мотивационная сфера ребёнка. Проявления духовных потребностей обнаруживается во взаимодействии со взрослым (интимно-личностное общение при обмене положительными эмоциями). Появляется у младенцев потребность во внимании и доброжелательности взрослого ( данные М.И. Лисиной )

[Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников //Вопросы психологии. 1985. № 1. с. 43-48.]

В 4,5 – 7 месяцев у младенцев с первыми произвольными движениями появляются мотивированные действия, связанные с волей, преднамеренностью, то есть с мотивами.

Поведение ребенка до года зависит от доминирующей потребности (проявляющейся постоянно).

[ Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. – М.: Знание, 1991. ]

2. Полтора года.

У ребёнка возникают внутренние психические побудители – представления и образы воображения (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (например, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает (прячется взрослыми) из поля непосредственного восприятия. Происходит выделение побуждений к выполняемым действиям, с формулированием ребенком цели своего действия, поступка. Наличие представляемой цели, желания означает, что поведение ребенка стало мотивированным.

3. 2 — 3 года.

Структура мотивационной сферы характеризуется значительной аморфностью, отсутствием устойчивой иерархии потребностей и ценностей и мотивов. Имеется набор знаемых потребностей, сменяющих друг друга в случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы часто имеют для ребенка одинаковую значимость. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательному контролю [ Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. – М.: Знание, 1991.]

Для детей раннего возраста характерна мотивация, возникающая из-за привлекательности объекта. На третьем году жизни у ребенка начинает формироваться нравственная сфера (понимает, что хорошо, а что плохо); в общении со взрослыми преобладают мотивы сотрудничества.

4. Конец третьего и начало четвертого года.

Появляется умение различать степень затруднительности достижения цели, оценивать свои возможности, т.е. определять возможность успеха или неудачи(Х. Хекхаузен).

Проявляется смыслообразующая функция мотива, ребенок начинает планировать смысл своей деятельности.

[Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб.: Изд-во «Питер». 2000. – 512 с.]

5. Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Появляются также мотивы достижения успеха, избегания неудачи. Равнодушие младших дошкольников к удачам и неудачам сменяется у средних дошкольников переживанием успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех – уменьшение его).

6. Старший дошкольный возраст.

Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Реализуется закон онтогенетического развития целеобразования: постановка цели и ее достижение, первоначально разделенные между детьми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка.

Стимулировать может и неуспех. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат: если дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры (поэтому, по данным Е.Ф.Рыбалко, В.П.Вальковой, пятилетние дети в половине случаев предпочитают для игры тех, с кем интересно играть), то 5-6 –летние получают удовольствие не только от процесса, но и от результата игры, т.е. от выигрыша.[ Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Издат. центр «Академия». – 2000. – 184 с.]

7. 6 – 7 лет.

Окончательное оформление цели в их сознании по ходу выполнения действия, что зависит от предметной ситуации и от «строительного» материала (формы, цвета кубиков при постройке дома). Все же важно

Побудителем деятельности нередко выступают мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение.

Ребенок начинает относиться ко взрослым и старшими детям как к образцу. Появляются мотивы притязания на признание со стороны этих взрослых и подростков. Мотив самоутверждения, стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство.

Мотивы установления положительных отношений со взрослыми и детьми, а также мотивы самоутверждения и притязания на признание ложится в основу соревновательных мотивов, которые стимулируют ребенка к совершенствованию своих способностей и умений, но то же время могут создавать у него некое состояние тревожности. [Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия /Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д. 2001. – 448 с.]

Отмечает В.П.Валькова более дифференцированно подходят к выбору партнеров по играм, называя несколько причин; их умение играть в группе, умение хорошо играть, наличие у них творческих способностей в игре, оказание помощи в процессе игры. В связи с этим Е.Ф.Рыбалко считает, что формирование игровой мотивации является одним из важных показателей зрелости психического развития дошкольников. [ Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы: методическое пособие /И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Т.В. Вохмянина и др. /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издат. центр «Академия». 1999. – 96 с.]

Возникновение и развитие нравственных мотивов связано с усвоением и осознанием поведения человека в обществе. Большее место занимают общественные мотивы: желание сделать приятное, нужное людям, принести пользу.

Преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу».

Соподчинение мотивов приводит к тому, что все мотивы выстраиваются в важнейшее образование – иерархию мотивов. Способность соподчинять мотивы формируется постепенно. [Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М., 1995. – 212 с.]

Источник

Развитие мотивационной сферы ребёнка

 Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно  отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок

Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Наибольшее влияние на поведение детей оказывают прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.

             

Подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут»— сильный аргумент, заставляющий ребенка сдерживать слезы .

Читайте также:  Познавательный интерес как основа интеллектуального развития ребенка

Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей,— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Любое дело ребенок может превратить в игру.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения.

           

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит, впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе .

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом.

У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять даже слона.

Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

Каприз — средство обратить на себя общее внимание, «взять верх> над взрослыми.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Так, младшие дошкольники, которым мы предложили играть в дидактическую игру, и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры) и не могли удержаться от подсказки сверстнику. Что же касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результатов, которого он достиг.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. под руководством воспитателя изготовить салфеточку в подарок маме.

Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. (до 3 лет все желания ребенка одинаково сильны).

Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды.

Более слабый мотив  – наказание и, в первую очередь, исключение из игры.

Еще более слабый мотив – собственное обещание ребенка.

Самый слабый мотив – прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленных другими дополнительными мотивами.

Таким образом, требовать от детей обещания не только бесполезно, но и вредно.

В дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать себя.

Вначале сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей (т.е. раньше ребенку нужно, что бы кто-то был рядом, контролировал его поведение). Затем он начинает сдерживаться при воображаемом контроле (теперь образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение).

На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:

– абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,

– конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.

 Только к 7 годам самооценка  у большинства детей становится более адекватной.

Таким образом, дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.

Источник

Галина Белова
Развитие мотивационной сферы ребёнка

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления – «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

Одним из главных условий усвоения знаний является определённая система мотивов.

Мотив – предмет, материальный или идеальный, достижение которого выступает смыслом деятельности, побуждающий и определяющий выбор направленности, ради чего она и выполняется.

Среди мотивов любой деятельности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность

Внешняя мотивация напрямую не связана с самим процессом деятельности, в центре внимания оказываются лишь атрибуты –стимулы: работа ради награды, поощрения. Проявляется подмена внутренних мотивов учебной деятельности внешними, требующими обновления постоянной подпитки. Тем самым уничтожается социальная составляющая – получение образования как обязательное условие успешного жизнеустройства.

Читайте также:  Развитие ребенка в младенческом

Внутренняя мотивация, непосредственно связанна с осуществляемой деятельностью. Здесь необходимо выделить ситуативный интерес (стремление решить некоторую проблему, разгадать загадку) и долговременную мотивацию, основу которой могут составлять интерес к процессу учения.

В создании и поддержании внутренней мотивации важную роль играют:

Абсолютное преобладание учение над обучением, выбора ребёнка над давлением взрослого;

Соответствие различных видов учебной, творческой деятельности;

Доступность учебного материала;

Положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса;

Возможности самоутверждения каждого ребёнка;

Чувство радости от совершаемых открытий;

Правильная постановка задач обучения и удовлетворения от их решения.

Проблемы современного образования связаны с игнорированием в ходе образовательного процесса общечеловеческих мотивов, присущих каждому ребёнку.

Развитие мотивационной сферы – один из важных аспектов воспитания ребёнка. Работа над формированием положительной мотивации предполагает тесный контакт педагога и родителей.

Детям необходимо представление о том, что учение – одна из постоянных, естественных и необходимых сторон жизни человека.

С большим интересом дети слушают, пересказывают и иллюстрируют рассказы, как учатся и обучают своих малышей животные. Герои внушают дошкольникам уважение к мудрости природы, пробуждают доброе отношение ко всему живому на планете, заставляют задуматься о собственных возможностях. Выступая в роли различных животных, дошкольники могут приобрести куда более широкий спектр навыков.

Размышляя о том, чему и как учатся животные и люди,многие дети охотно берутся за поиски ответов на вопросы: «Как мышонок Пик научился плавать?», «Кто из ребят умеет готовить салат и как он этому научился?» и т. д.

Так понятие «учение» материализуется, расширяется в сознании дошкольников.

Развитие мотивационной сферы учения – длительный процесс, связанный как с содержанием образования, так и со стратегией построения взаимодействия педагога с детьми.

В старшем дошкольном возрасте большинство детей с интересом включаются в творческие виды деятельности. Среди качеств, необходимых для обучения в школе, они всё чаще называют умение внимательно слушать, хорошую память, аккуратность. Почти все выражают готовность приобрести необходимые знания и охотно выполняют соответствующие игровые упражнения.

Воспитатель должен научить детей оценивать ход и результаты деятельности. Оценка и мотивация деятельности тесно связаны. Практика показывает, что при систематическом обращении к оценке детьми своей деятельности и её результатов многие могут дать развёрнутую сравнительную характеристику работе: не зашла за линию рисунка при закрашивании, научился правильно держать карандаш, рисунок получился аккуратней и др.

Такая оценка непосредственно связана с целями, которые сам ребёнок ставит перед собой. В этом случае оценка становится внутренней мотивации учения. А результаты деятельности всегда приносят свои плоды.

Важность работы по развитию мотивационной сферы учения трудно переоценить.

Источник

Самым важным личностным механизмом, формирую­щимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мо­тивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и за­тем последовательно развивается. Именно с этими измене­ниями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравни­тельно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привле­кательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограни­чителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Тре­бовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вред­но, так как они не выполняются, а ряд неисполненных за­верений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым ока­зывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие на­дежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает об­раз другого человека (взрослого, других детей).

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, конт­ролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития пла­на представлений, он начинает сдерживаться при вообража­емом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые си­стемы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирую­щейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успе­ха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с ус­ваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мо­тивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают от­носительную устойчивость. Среди них выделяются домини­рующие мотивы — преобладающие в формирующейся моти-вационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, при­нятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зре­ния норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступ­ки — других детей или литературных героев, не умея оце­нить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отноше­ния к разным персонажам, глобально оценивает их как хо­роших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оцен­ка начинают дифференцироваться.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возра­ста благодаря интенсивному интеллектуальному и личнос­тному развитию, оно обычно считается центральным ново­образованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оце­нивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не впи­сывается в систему этих отношений. Его самооценка поэто­му практически всегда совпадает с внешней оценкой, преж­де всего — оценкой близких взрослых.

Читайте также:  Нормальное развитие ребенка рост и вес

К концу дошкольного возраста складывается пра­вильная дифференцированная самооценка, самокритич­ность.

Развивается способность мотивировать самооценку.

Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

б) у ребенка в практике общения с другими людьми вы­рабатываются привычки поведения;

в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Кризис семи лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок пережива­ет ту систему отношений, в которую он включен, — или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприя­тие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Он связан с появлением но­вого системного новообразования — «внутренней пози­ции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрас­тает уровень запросов к самому себе, к собственному успе­ху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценно­стей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появ­ляется обобщенное отношение к самому себе, к окружаю­щим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мо­тивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

· открывается сам факт переживаний;

· возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

· переживания приобретают смысл.

Таким образом, кризис семи лет представляет собой внут­ренние изменения ребенка при относительно незначитель­ных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во мно­гом связан с психологической готовностью ребенка к шко­ле. Составными компонентами психологической готовнос­ти к школе являются:

· интеллектуальная готовность (или, шире, — готов­ность познавательной сферы);

· личностная (в том числе мотивационная);

· социально-психологическая готовность;

· готовность эмоционально-волевой сферы.

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития.

2. Развитие психических функций.

3. Развитие личности дошкольника.

4. Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми.

5. Игровая деятельность в дошкольном возрасте.

6. Кризис семи лет.

Задания

1. Изучите и проанализируйте литературу по теме, актуализи­руйте знания о психическом развитии детей дошкольного возра­ста.

2. Выберите правильный ответ.

  • Социальная ситуация развития дошкольника выражается прежде всего в:

а) учебной деятельности;

б) продуктивных видах деятельности;

в) сюжетно-ролевой игре;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

  • К концу дошкольного возраста формируется:

а) наглядно-образное мышление;

б) образно-схематическое мышление;

в) элементы логического мышления с опорой на понятие;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

  • К концу дошкольного возраста общение представляет со­бой:

а) непосредственно-эмоциональное;

б) ситуативно-деловое;

в) внеситуативно-личностное;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

3. Работая в микрогруппах, раскройте социальную ситуацию развития, ведущий тип деятельности, новообразования, особен­ности психических процессов в дошкольном возрасте.

4. Составьте карту психологической готовности к обучению в школе.

5. Подберите диагностические методики (см. приведенные методики) для выявления уровня развития психических процес­сов.

6. Проведите диагностику детей дошкольного возраста в дош­кольном образовательном учреждении:

» диагностика наглядно действенного мышления; » диагностика памяти.

7. Проведите в период педагогической практики методику изу­чения мотивов поведения дошкольников, другие методики.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Изучение мотивов поведения в ситуации выбора

Методика направлена на выявление у ребенка преобладания личной или общественной направленности.

Подготовка исследования

Исследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо подобрать несколько игрушек, интересных для старше­го дошкольника, и продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).

Для второй серии необходимо приготовить мел, нарисовать на бумаге два круга диаметром не менее 50 см с расстоянием меж­ду ними 20 см; над первым кругом нарисовать одного человека, над вторым — трех.

Проведение исследования

Первая серия. Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию — они должны сделать выбор: заняться малопривлекательным де­лом или поиграть с интересными игрушками. Эксперимент про­водится индивидуально, с каждым ребенком отдельно.

Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в две группы (с учетом желания детей). Проводится соревнование на точность попадания мячом в цель. Дается инструкция: «Каждый член команды может бросить мяч 5 раз. Если он бросит мяч в ле­вый круг (над которым нарисован один человек), то очки идут в его пользу, если в правый — в пользу команды; если мяч не попа­дает в цель, можно, по желанию, вычитать очки или из личных, или из командных». Перед каждым броском экспериментатор спраши­вает ребенка, в какой круг он бросит мяч.

Обработка данных

Подсчитывается, сколько детей в первой и второй сериях про­являли личную мотивацию, сколько общественную. Результаты сводятся в таблицу. Определяется, насколько эти виды мотива­ции устойчивы, в какой степени общественная мотивация зави­сит от характера экспериментальной ситуации. При этом учиты­вается, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуаль­но, а во второй — в присутствии сверстников.

Выводы

Если ребенок сделает выбор в пользу малопривлекательного дела или будет бросать мяч в «командный» круг, значит, у него уже имеется преобладание общественной направленности мотивации. В противном случае следует говорить о преобладании личной направленности мотивации.



Источник