Развитие мотивационно волевой сферы ребенка

Синдром «Незнайки» и «Буратино» мы не обнаружим в известной психологической литературе. Однако и педагоги, и психологи очень хорошо знакомы с ними. Проведем аналогии с литературными героями.
Синдром «Незнайки» и «Буратино» мы не обнаружим в известной психологической литературе. Однако и педагоги, и психологи очень хорошо знакомы с ними. Проведем аналогии с литературными героями.
Веселый Буратино, которого папа Карло отправил учиться, продав последнюю курточку. Детей с синдромом «Буратино» педагоги характеризуют следующим образом: «Безответственный, учиться не хочет, всем мешает…». У такого ребенка не обременяют домашними обязанностями. Основная его задача – учеба. Ему помогают выполнять задания, нанимают репетиторов, водят по секциям и кружкам. К подростковому возрасту «Буратино» не приучен делать что-либо сам, у него не сформировано чувство ответственности, он ленится учиться и бунтует.
Оптимистичный и самоуверенный Незнайка из Солнечного города верит, что у него все обязательно получиться, а никаких усилий прилагать не надо. Такие дети привыкли откладывать все на завтра: «Вот завтра выучу и отвечу». К подростковому возрасту у них снижается тревожность за оценки и будущее. Сколько раз все слышали: «Вот со следующей четверти начну учиться».
Работая с такими детьми, педагоги имеют дело с нарушениями мотивационно-волевой сферы у ребенка. Причины могут быть разными: часто родители и другие взрослые так много хотят «за» ребенка, что у него просто нет возможности хотеть чего-то самостоятельно. Такие дети характеризуются снижением уровня тревожности, имеют неадекватный уровень самооценки. Конечно, «Незнайки» и «Буратино» взрослеют, происходит переосмысление и коррекция возможностей. Но какие особенности нужно учесть педагогам в работе с такими детьми? Попробуем разобраться, что же должен делать педагог, чтобы изменить ситуацию.
Проблемы мотивационно-волевой сферы современных детей
Специалисты отмечают, что вопрос о школьной или учебной мотивации является центральным и актуальным в последние годы. Особую тревогу у педагогов и других специалистов вызывают ребята, которые имеют трудности в обучении. Л.Н. Блинова отмечает, что основной движущей силой учения является мотивация.
Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов, которые определяют отношение детей к учению:
- Социальные.
- Учебно-познавательные.
- Оценочные.
- Позиционные.
- Внешние по отношению к школе и к учению.
- Игровые.
Каждый из этих мотивов обязательно присутствует в мотивационной структуре ребенка и оказывает влияние на характер учебной деятельности. Х. Хекгаузен, стоявший у истоков психологии мотивации, утверждал, что в процессе осуществления любой деятельности человек может руководствоваться всего двумя мотивами:
– мотивом достижения успеха;
– мотивом избегания неудач.
Мотив достижения успеха заставляет человека выбирать такую деятельность, которая не является для него слишком легкой. Результат деятельности в данном случае зависит от того, сколько усилий приложил индивид.
Помимо этого, в процессе учебной деятельности большую роль играет оценочный мотив. Каждый ребенок имеет потребность в признании и одобрении взрослого. Именно поэтому положительная оценка сама по себе может выступать эффективным инструментом по стимулированию активности ребенка.
Познавательные и игровые мотивы, также влияющие на учебную деятельность, тесно связаны между собой. Специалисты отмечают, что новые знания, полученные детьми, провоцируют игру, а развитие игры требует приобретения новых навыков и умений.
Первыми исследователями, занимавшимися вопросами школьной неуспеваемости и поиском психолого-педагогических подходов к ее преодолению, были Н.А. Менчинская, Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина и другие.
Данные специалисты отмечают, что на первом году обучения у многих детей с нарушениями мотивационной сферы появляется так называемый комплекс неполноценности по отношению к учению. Таким образом, формирование положительной мотивации учебного успеха блокируется. Уровень требований, предъявляемый педагогом к такому ребенку, оказывается недосягаемым именно вследствие слабой сформированности мотивов учения. Часто дети, имеющие проблемы с учебной мотивацией обладают также следующими личностными особенностями:
– эмоционально волевая незрелость;
– трудности в произвольной регуляции деятельности;
– динамические нарушения во всех видах деятельности;
– общая ослабленность мотивационной сферы.
Ведущим мотивом деятельности у таких ребят остается игровой. Успешно выполняются лишь те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка и игрой. У таких детей нет школьных интересов, ответственности в отношении к выполнению учебных заданий. Специалисты отмечают, что проблемы в обучении связаны с незрелостью личности ребенка в целом. Широкие социальные мотивы, являющиеся смыслом учебной деятельности, практически не присутствуют в мотивационной системе таких детей. Именно поэтому значимым мотивом учебной деятельности становится мотив избегания неудач или наказания. У таких ребят растет неуверенность в себе и формируется отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности. Если же у ребенка, имеющего проблемы мотивационной сферы, выражена мотивация достижения успеха, то она часто базируется на неадекватно завышенной самооценке.
В целом можно сказать, что у ребят, имеющих трудности в обучении преобладают игровые мотивы и мотивы сохранения привычного функционирования. В то время как у успешных детей преобладают познавательные мотивы, связанные с овладением новыми умениями и навыками. Помимо этого, дети с так называемым синдромом «Незнайки» и «Буратино» испытывают повышенную тревогу в ситуации, когда не успевают выполнить задание, поэтому продуктивность в ходе обучения неизбежно падает.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой мотивации у школьников, отмечают, что характерные мотивационные особенности таких ребят усугубляются по мере приобретения ими опыта учебных неудач. У детей могут быть эмоциональные срывы, отказы выполнять задание, безразличие к происходящему на уроке. Затем безразличие проявляется по отношению к собственному неверному решению учебной задачи. У такого ребенка не возникает желание исправить работу и понять причину ошибки. Однако внешняя оценка остается важной, дети выражают заинтересованность в оценке и испытывают радость при похвале. Но если задание кажется слишком трудным, побудительная сила получения высокой оценки ослабевает, поэтому качество работы ребенка снижается. Следовательно, в данной ситуации можно говорить не об отсутствии учебной мотивации, а о неадекватном ее формировании. Очевидно, что адекватные учебные мотивы, которые представлены в начале обучения, в дальнейшем не получают развития и трансформируются, имеющиеся мотивационные возможности не реализуются. Так происходит по причине столкновения ребенка с объективными трудностями и низкой оценки со стороны окружающих. Затем, в свою очередь стойкая неуспеваемость приводит к образованию личностной позиции, которую можно назвать «позицией неуспевающего». В полной мере эта позиция формируется у ребенка к 3-4 году обучения. Если в первом классе ребенок еще может объективно не соглашаться со своими учебными неудачами, то со временем его самооценка становится низкой. Такой ученик постепенно утрачивает желание учиться чему-то новому. Многие неуспевающие в учебе дети стараются компенсировать свои трудности путем самоутверждения в других сферах жизни.
Однако специалисты отмечают, что не у всех детей, имеющих проблемы в развитии мотивационно-волевой сферы, формируется «позиция неуспевающего». При адекватной структуре воспитания и обучения отрицательные личностные особенности можно корректировать. То, что это возможно, показывают данные литературы. А.Н. Леонтьев, рассматривая проблемы, возникающие при неспособности детей успешно и в должном темпе обучаться в обычных условиях, констатирует: «Когда же эти дети ставятся в подходящие для них условия и когда по отношению к ним применяются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание».
Таким образом, можно утверждать, что искажения мотивационной сферы приводят к снижению учебной деятельности. Такие дети избегают сложных видов интеллектуальной деятельности.
Методы коррекции мотивационных нарушений у детей
Специалисты отмечают, что в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности. Именно поэтому личностное развитие и коррекция мотивационной сферы должны происходить в процессе коммуникации.
П.Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия.
Основными приемами формирования у детей познавательного интереса являются:
– ситуации занимательности;
– опыты и эксперименты;
– познавательные игры;
– интеллектуальные соревнования;
– программированные упражнения.
Помимо этого, существуют приемы, позволяющие формировать чувство долга и ответственности у детей. Это:
– одобрение со стороны сверстников и взрослых;
– создание ситуации новизны, актуальности и успеха в учебной деятельности;
– анализ проблемной ситуации;
Так, например, для формирования учебной мотивации педагог может использовать метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций:
– специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
– «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
– поисковая деятельность;
– свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
– общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания;
– введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Задача педагога заключается не только в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний.
- Для повышения мотивационного фона, способствующего усвоению новых умений и навыков, рекомендуется использовать игровые приемы с элементами соревнования. Такие приемы стимулируют активность и инициативу учеников. Игровые ситуации позволяют корректировать нарушения мотивационной сферы.
- Предложите детям составлять задания для одноклассников по пройденному учебному материалу. Исчерпывающие ответы и активность ребенка педагог может поощрять соответствующими наградами «за старание», «за активность».
- Учебно-познавательные мотивы можно формировать, если знания ребенок получает в реальной ситуации. Поэтому занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы ученики сами хотели что-то запомнить.
- Для того чтобы положительное отношение к учению со временем не угасало, педагог должен направить усилия на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов детей. Известно, что эмоциональная сфера человека тесно связана с мотивами и отражает возможность реализации поставленных целей. Ребенок, достигающий цели, испытывает радость и удовлетворение.
- Повышения учебной мотивации можно добиться при помощи создания ситуации новизны, неожиданности.
- Помимо этого, повышению учебной мотивации способствуют разнообразные познавательные игры, драматизации и театрализованные занятия.
- Правильно организованная работа у доски также повышает уверенность ребенка, развивает смелость и позитивную мотивацию. Интересная работа у доски приносит ребенку чувство удовлетворения и повышает самооценку. При этом интерес к учебной деятельности подкрепляется выработанными навыками.
- Одним из методов работы с детьми по повышению мотивации и снижению тревожности является релаксация на занятиях. Это может быть массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-технологий, дыхательная гимнастика.
- Педагог может использовать в работе сказки. Такой приём, как использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки помогает детям стать успешнее в учёбе. Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости.
- Для повышения мотивации при обучении детей педагог может использовать специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки – всё это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятие наглядным и интересным.
- На фронтальных занятиях необходимо использовать интегрированный подход, обеспечивающий смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.
- Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активны и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко осуществлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения. Ведущие мотивы при этом – познавательные: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную педагогом задачу, обменяться впечатлениями; личностные: потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя; соревновательные: желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.
Можно утверждать, что мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Таким образом, соподчинение мотивов, начавшееся в младшем дошкольном возрасте продолжается в процессе дальнейшего обучения.
Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей
Как уже говорилось выше, учебная мотивация играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Что могут сделать родители, для повышения учебной мотивации? Специалисты предлагают несколько способов:
- Каждый день интересуйтесь у ребенка о том, как у него дела в школе, какие успехи или трудности. Такие беседы должны стать хорошей семейной привычкой.
- Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, стоит ему помочь. Но лишь в той части, которая действительно трудна для него.
- Родители могут стимулировать познавательный интерес и мотивацию ребенка, посещая с ним интересные места, читая книги.
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Стоит лишь сравнивать его с самим собой. Отмечать, чему он научился за последнее время, какие успехи сделал.
- Ребенок должен чувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Если появились трудности в учебе, не стоит ругать, важно предложить помощь.
- У ребенка должна быть определенная степень свободы в выборе увлечений, хобби или любимых предметов. Если родители все решают за него, познавательный интерес и учебная мотивация не будут успешно сформированными.
Список литературы
- Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – 320 с.
- Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Просвещение,1980.
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
- Винникот Д.В. Разговор с родителями. -М., 2005, с.35-36.
- Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 2006.
- Запорожец А. В. Психология. М., 1953. – 245 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков под ред. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. – М.: Педагогика, 1972.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства – изд. «Питер» 2002г. – 320 с.
- Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология – Санкт-Петербург, Питер, 2000.
Источник
Дошкольный возраст и воля кажутся несовместимыми. Однако фундамент, на основе которого формируется волевая сфера личности, закладывается в детстве. Внимательные взрослые замечают, как с каждым годом все явственнее проявляются волевые качества дошкольников. Разумеется, в различной степени у каждого отдельного ребенка. Тем не менее, ко времени поступления в школу целенаправленная регуляция действий на определенном уровне присуща каждому дошкольнику.
Развитие волевой сферы в дошкольном возрасте
В раннем детстве поведение отличается импульсивностью и ситуативностью. Эти характеристики остаются ярко выраженными и в дошкольный период, но у ребенка постепенно формируются ресурсы, которые в дальнейшем помогут ему управлять своими действиями.
Без проявления воли невозможны действия, направленные на достижение отдаленного результата, которые сами по себе не увлекательны для ребенка.
Например, каков интерес у малыша к собиранию игрушек, если это дело нужно выполнить ради просмотра мультика? Никакого. Но игрушки нужно собрать, чтобы родители допустили к желанному экрану.
Поэтому дошкольник, хотя и без всякого старания, забрасывает игрушки в соответствующую корзинку. Несомненно, это волевые усилия.
Подобный пример иллюстрирует, как взрослые стимулируют ребенка проявить волю. Но еще в большей степени формирование волевой сферы ребенка зависит от его личной активности. Ведь, что подразумевается под «проявлением воли»? Поставить (увидеть, пожелать) некую цель и предпринять усилия ради ее достижения. А такая настойчивость имеет место тогда, когда человек сам ставит цель, реализует действия, настойчиво их повторяет ради достижения результата.
В трехлетнем возрасте волевые ростки уже уверенно пробиваются со словами «Я сам!». Когда ребенок настойчиво требует самостоятельности, чтобы налить суп половником в свою тарелку, это вовсе не каприз. Малыш осознает цель, понимает способ ее достижения и желает самостоятельно эту цель достигнуть. Простейший волевой акт с точки зрения психологии, но такой важный и непростой в исполнении для ребенка.
С каждым годом дошкольник продвигается в волевом развитии, направляя усилия на достижение разнообразных целей. Цепочки действий, благодаря которым выполняются представшие задачи, становятся более длинными.
Старшие дошкольники ставят перед собой цели, важные не только им самим, но и окружающим. В 6-7 лет многие дети готовы помыть посуду, чтобы порадовать маму; сделать поделку ко дню рождения бабушки и пр. Это уже не одноактные действия, а поступки, требующие волевой регуляции действий.
Формирование волевого действия
Любая деятельность состоит из нескольких обязательных звеньев. В повседневной жизни никто об этом не задумывается, хотя даже самое краткосрочное действо включает все звенья. Если разложить на составляющие, то структура волевого действия в дошкольном детстве выглядит следующим образом:
- появление и удержание цели
- планирование, как ее достигнуть
- поиск средств достижения
- выполнение собственно действий
- проверка результата
Практически каждый шаг в этой цепочке осуществляется с привлечением волевых усилий. Причем, трудности для юной личности могут возникнуть на любом из этапов. К примеру, ребенок заявил, что он будет строить гараж для своих машин. Выставил в ряд несколько кубиков, и вдруг в ворохе игрушек обнаружил затерявшийся самолет. Схватив самолет, дошкольник уже планирует по комнате, напрочь отбросив недавнюю цель. Если, «налетавшись», ребенок возвращается к своим кубикам и продолжает строить гараж (правда уже не для машин, а для самолета), то ему удалось удержать цель.
В младшем дошкольном возрасте дети чаще теряют цель, нежели удерживают ее. Чтобы целеполагание обретало большую устойчивость, взрослые должны напоминать ребенку, возвращать его к первоначальному замыслу («Ты хотел еще нарисовать солнышко…», «Ты собиралась всех кукол уложить спать, а пока спит только одна…»). Дети 3-4 лет нуждаются в таких подсказках.
В 5-6 лет с выполнением волевых действий иная проблема. Дети уже значительно лучше удерживают цель, но скомкивают непосредственное выполнение. Как правило, они ответственно выполняют часть запланированного, затем наступает потеря интереса, и завершают лишь бы как.
Многим мамам знакома ситуация, как пятилетняя дочурка рвется помыть посуду, но хватает ее энтузиазма только на несколько первых тарелок. А дальше малышка быстренько подставляет чашки под струю воды и заявляет, что она уже справилась.
Любопытно, что в среднем дошкольном возрасте на результат действий ребенка сильно влияет успешность. Дети запросто могут бросить дело, если у них что-то не получается.
Иное отношение демонстрируют дошкольники 6-7 лет. Поскольку они уже осведомлены в социальных и нравственных нормах, отличают желательное поведение от нежелательного, то стараются продолжать работу, столкнувшись с препятствиями и неудачами.
Немало и таких детей, которых по-настоящему стимулирует преодоление трудностей. Они проявляют настойчивость и упорство, чтобы прийти к тому результату, который им представлялся в виде желанной цели. Например, взявшись за изготовление новогодней игрушки, некоторые дети выдерживают несколько неудачных попыток и продолжают работу. Желание видеть на новогодней елочке игрушку, сделанную своими руками, настолько сильно, что удерживает внимание и задор ребенка.
Подытожим. Выполнение волевых действий дошкольником зависит от нескольких условий:
- Сложность задачи
- Длительность выполнения
- Успешность или неуспешность непосредственных действий
- Наличие поддержки со стороны взрослого
Поддержка взрослого важна как на этапе удержания цели, так и для помощи в осуществлении контроля. Дошкольникам сложно осуществлять самоконтроль и сверять результат с задуманным. А результат – именно то, что привлекает дошкольника. Взрослый может подсказать, указать на ошибку и, главное, похвалить, если не саму работу, то старания ребенка.
Деятельность и формирование волевых качеств
Все виды деятельности дошкольника в той или иной степени способствуют становлению волевых действий и формированию волевых качеств.
И в продуктивной, и в трудовой деятельности результат можно получить только через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:
- Самостоятельность
- Упорство
- Целеустремленность
- Настойчивость
- Ответственность
- Организованность
- Инициативность
- Трудолюбие
С трех до семи лет дети учатся делать не только то, что вызвано их сиюминутным интересом, но и выполнять задачи. Под руководством взрослых они формируют умение доводить дело до конца, учатся подчинять личные мотивы осознанию необходимости выполнить определенную работу. Преодолевая посильные трудности, дети развивают самостоятельность и ответственность, инициативность и целеустремленность.
Проявление нравственно-волевых качеств в игре
В совместных играх со сверстниками проявлять волю ребенку приходится почти на каждом этапе. Хочет присоединиться к игре – нужно установить контакт с ребятами, чтобы приняли. Можно ждать приглашения от играющих, которое не всегда последует. А можно сделать шаг первому, установить связь со сверстниками и найти свое место в игре. И вот этот первый шаг многим деткам дается очень непросто – через преодоление робости, через преодоление себя. Так зарождается решительность.
Разыгравшись, дети временами спорят, что-то доказывают друг другу. И в этом случае без проявления воли не обойтись. Доказать свое мнение, или выслушать и согласиться со справедливыми требованиями других, не покинув с обидой игру, – это тоже волевые усилия.
Дошкольники часто включаются в подвижные игры. Назначение этого вида игр, прежде всего, заключается в развитии двигательных способностей. Но многие моменты в них способствуют становлению волевых качеств дошкольников. То им по условиям игры нужно застыть в неудобной позе и выдержать некоторое время, то крайне важно затаиться так, чтобы, играя в прятки, долго не могли найти. Есть множество игр, требующих внимательно прислушиваться и выполнять команды. Мобилизация волевых усилий дошкольника в подобных условиях очевидна.
Развитие воли посредством приобщения ребенка к труду
Труд предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий, чем способствует развитию волевых качеств ребенка – ответственности, организованности, настойчивости, самостоятельности.
Младший дошкольник проявляет интерес к бытовому труду как к занимательному процессу, в котором очень хочется поучаствовать. До тех пор, пока ребенок находится только в семье, такой подход может затянуться.
Если же дошкольник посещает детский сад, то трудовые действия будут опираться не только на интерес. Воспитатели стараются поручать детям несложные дела вне зависимости от их желания, а затем контролируют выполнение. Например, привести в порядок свой стол после рисования, рассортировать игрушки по коробкам и пр. В подобных случаях «не хочу» (как можно заявить дома) не принимается. Дошкольнику приходится проявить организованность и выполнить порученное дело, хотя гораздо больше ему хочется умчаться играть.
Безусловно, так же могут поступать и родители. И не только могут, но и должны, чтобы воспитать у ребенка ответственность и самостоятельность. Навести порядок в своей комнате – не то, что привлекает детей, но к этому нужно приучать с дошкольного возраста. Ребенок складывает игрушки, заправляет свою постель, убирает одежду в шкаф – так постепенно у него формируется привычка прилагать волевые усилия.
Трудовая деятельность создает условия, чтобы дошкольник познал собственные возможности. Каким бы маленьким ни был ребенок, он понимает, что от него ждут результата, ставя перед ним задачу. Если малыш справляется, он очень гордится своим достижением, что играет важную роль в формировании самооценки.
И в следующий раз он охотнее приступает к не совсем увлекательному делу, проявляет упорство и настойчивость, чтобы ощутить гордость за себя. Это направленное, волевое поведение, подразумевающее не только непосредственный результат, а и личностное достижение.
Развитие воли и становление волевых действий в дошкольном возрасте можно рассматривать как формирование нового для личности механизма управления собой и своим поведением. Развивается целеполагание, появляется соподчинение мотивов, складывается способность к волевым усилиям и формируются волевые качества.
Источник