Развитие мелкой моторики ребенка посредством продуктивной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№17»

Обобщенный педагогический опыт

по теме:

«Формирование мелкой моторики

посредством продуктивной творческой деятельности детей».

Воспитатель: Тютерева О.В

г. Новомосковск.

Идея опыта: «Развивать мелкую моторику детей используя техники пластилинографии, оригами, изонити».

ИПМ 1. Сведения об авторе:

ФИО: Тютерева Ольга Владимировна

Образование: среднее – профессиональное

Название (полное) учебного заведения, год его окончания: 

Норильское педагогическое училище, 2000г.

Специальность: воспитатель в дошкольном учреждении

Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 17»

Должность: воспитатель.

Введение

     Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. И в наше время я считаю ее не менее актуальной.  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение определенных задач, одной из которых является «создание благоприятных условий  развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием разностороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью речи  взрослый может наиболее полно передать ребенку опыт, накопленный человечеством. Именно поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Проблема развития мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка

ИПМ 2. Условия формирования опыта.

На формирование моего опыта работы оказали влияние следующие факторы:

– личный интерес к проблеме. Я – как  человек имеющий творческий потенциал, интересуясь новыми методами и разнообразными нестандартными техниками работы с детьми – заинтересовалась новыми и нетрадиционными методиками по развитию мелкой моторики и творческой деятельности детей используя привычные материалы: пластилин, бумага и нить;

– В  МБДОУ – где я работаю, имеются все необходимые условия для реализации моего опыта, а также необходимая методическая база и оборудование;

– изучение методической литературы и умение пользоваться интернетом дает большую методическую базу (новые методики, нетрадиционные виды работы с пластилином, бумагой и нитью) и хороший дидактический материал.

Опыт сложился в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 17»

ИПМ 3. Теоретическая база опыта.

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит это, другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, играть, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. В.М.Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Формирование  движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в входе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Необходимо сказать, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение.

    Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.

           Как же помочь ребенку разработать свои пальчики. Работая в тесном контакте с детьми,  развиваю мелкую  моторику рук,  используя  разнообразные традиционные и нетрадиционные  методы и приемы.

        В период адаптации к детскому саду  незаменимыми помощниками в моей работе являются различные пальчиковые игры, народные потешки, игрушки разной фактуры.  В дальнейшем – продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Они приносят детям много радости. Создавая свои шедевры ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку продуктивная деятельность является прекрасным способом развития моторики и источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.

 Изучив специальную литературу, определила тему по самообразованию «Формирование мелкой моторики рук посредством творческой деятельности детей » и начала работу по накоплению опыта, практического материала.

Читайте также:  Доречевой период развития ребенка

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

 Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий  высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
  Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые   для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Проблема развития мелкой моторики на занятиях по творческой (продуктивной) деятельности весьма актуальна, так как именно данная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

ИПМ 5. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит:

  • в  развитии у детей-дошкольников мелкой моторики задолго до поступления в школу (работа начинается с раннего возраста, при поступлении ребенка в детский сад).
  • в умении использовать имеющийся материал, программы по данной проблеме, новые современные разработки.
  • в разработке педагогической диагностики, учебно-методических пособий, дидактических игр и конспектов занятий по теме опыта;
  •   в разработке календарно-тематическое планирование занятий по совместной  работе с детьми по пластилинографии, оригами и изонити.

В работе с детьми я использую:

  • игры с фантиками и бумагой (сминание, распрямление листа бумаги);
  • игры с нитками разной фактуры и размера (выкладывание фигур и узоров из нитей, сортировка нитей);
  • игры с пластилиновыми шариками;
  • застёгивание и расстегивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
  • всевозможные шнуровки;
  • нанизывание колец на тесьму;
  • игры с мозаикой;
  • сортировка мозаики по ячейкам;
  • игры с конструктором;
  • перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха);
  • перебирание крышек от пластиковых бутылок (по цвету, по форме).

Мною подготовлены:

  • перспективный план совместной работы с детьми в младшей и средней группе по пластилинографии;
  • перспективный план совместной работы с детьми в старшем дошкольном возрасте по оригами;
  • цикл занятий по знакомству с техникой Изонить;
  • игры, развивающие координацию движений и мелкую моторику рук;
  • игры со счетными палочками;
  • картотека пальчиковой гимнастики.

ИПМ.6. Адресная направленность.

Опыт может быть использован как педагогами ДОУ в работе с детьми разного возраста, так и другими специалистами (логопедами, психологами, инструкторами по физической культуре).

Назначение опыта – помочь педагогам системно донести до детей знания и развивать умения и навыки. 

ИПМ 7. Трудоемкость опыта.

Опыт требует от педагога:

– постоянного совершенствования профессионального мастерства;

– изучения учебно-методических пособий и программ по заявленной проблеме, изготовления практического материала и пособий для занятий с детьми;

– умения создавать оптимальные условия для развития мелкой моторики и развития творчества  детей в условиях ДОУ;

– умения сделать творческий режим работы обычным состоянием педагогов.

ИПМ 8. Технология опыта.

Определив тему опыта, его основную идею, я наметила следующие задачи:

– развивать  интерес к творческой  деятельности;

– развивать  у детей чувственно-двигательное представление о результатах своих действий, умение сосредотачиваться на задании и вызываю желание достигнуть хорошего результата;

– формировать у детей навыки творческой работы (с пластилином, бумагой, нитью).  

-учить детей согласовывать движения с речью и действовать по определенному правилу;

– способствовать  развитию у детей желания использовать полученные умения и знания в повседневной жизни, на занятиях, в играх.

Работая по данной теме, изучив методическую литературу, программы, пришла к выводу о необходимости использования игр, упражнений как в повседневной жизни, так и на занятиях по ИЗО, лепке, аппликации, развитию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой, а также на музыкальных и физкультурных  занятиях.

Исходя из этого, подготовила для работы с детьми практический и дидактический материал:

– перспективное планирование занятий по оригами и пластилинографии;

– цикл занятий по знакомству с техникой Изонить;

– игры со шнурками, с пуговицами, игры с мелкими предметами, пластилином, мозаикой, прищепками, спичками, «сухой бассейн»;

Также мною подготовлен материал по разучиванию стихотворений для развития мелкой и общей моторики:

– «Речь с движением»;

– выполнение фигурок из пальцев;

– упражнения «Театр пальчиков и языка.»

      Изучая практическую и дополнительную литературу, заинтересовалась изготовлением поделок из пластилина,  ИЗО нить, модульное оригами, что было успешно использовано и применено мною в работе с детьми как на занятиях так и в свободное время. Вместе с детьми изготовлены красивые поделки, панно, подарки для родителей, что не оставило равнодушными не персонал ДОУ, не родителей, которые проявили живой интерес к занятиям и активное участие в процессе. Вообще, взаимодействие с родителями  – это еще одна важнейшая составляющая в работе по воспитанию детей. В процессе работы я проводила консультации и беседы для родителей, выступала на родительских собраниях по следующим темам: «Влияние мелкой моторики на речь и развитие ребенка», «Готовим руку ребенка к школе», «Значение развития мелкой моторики», «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Развитие руки просто, интересно,эффективно». Также мною подготовлены папки-раскладушки: «Пальчиковые игры», оформлены стенды: «Познаем играя», «Значение развития мелкой моторики».Были организованы совместные выставки с родителями.

Провожу развлечения с детьми: теневой, кукольный, пальчиковый театр, бытовые сценки.

Кроме того, выступаю на советах педагогов с консультациями по темам:
“Развитие тонких движений пальцев рук через пластилинографию”, “Расскажи стихи руками”, “Развиваем руки – чтобы красиво писать и красиво рисовать”.

Анализируя результаты работы с детьми, а также работы детей  надо отметить, что занятия пластилинографией , оригами и изонитью не только знакомят детей с формой, свойствами предметов, а так же  развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию творчества  детей.  Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности.

  • ИПМ 9. Результативность опыта.
Читайте также:  Благоприятная социальная ситуация развития ребенка в доу

Итог проведенной мною работы я считаю довольно успешным. Дети получили в доступной форме все необходимые для них умения, стали более раскрепощенными,   занятия по пластилинографиии,  оригамми  и изонити положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

Итоги диагностирования показали, что в процессе обучения детей уровень их знаний и умений повысился в сравнении с первоначальным этапом:

Год

месяц

детей с уровнем (%)

высоким

средним

низким

2014-2015

сентябрь

18

64

18

май

73

27

2015-2016

сентябрь

64

36

май

64

36

2016-2017

сентябрь

45

55

май

55

45

И самое главное, дети получили положительные эмоции, научились поддерживать диалог с взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, анализировать и рассуждать, использовать нетрадиционные способы рисования, природный материал, использовать полученные знания в повседневной жизни, на занятиях, развлечениях.

Проведенная мною работа с детьми по развитию мелкой и общей моторики является лишь частью большой и интересной практической деятельности. В перспективе я планирую продолжить разработку конспектов по данной теме, совершенствовать диагностирование, ввести в практику ДОУ диагностику детей старшего дошкольного возраста по готовности руки к письму.  

Своей работой  я увлечена, люблю ее, люблю детей, придерживаюсь принципа «от простого к сложному », постепенность, умеренность, никакой гонки:

Мое правило:

Если плохо – то не надо!

Если делать – то с умом!

    В каждом деле есть отрада!

  А успех  –  в тебе в самом!

            Я считаю, что  чем богаче и интереснее жизнь детей в детском саду, чем разнообразнее занятия, тем больше положительных эмоций испытывают дети. А воспитателю ничего и не надо – только радость в детских глазах.

Источник

Консультация для воспитателей

Развитие

мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую часть своего сознательного времени. Поэтому задачей воспитателя является создание таких условий, при которых ребёнок развивался бы всесторонне и активно.

Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы.

В эпоху Просвещения немецкий философ Иммануил Кант говорил о том, что «Рука – это своего рода внешний мозг!». Действительно, на кончиках пальцев располагаются множество рецепторов, которые посылают в центральную нервную систему человека импульсы. А воздействие на акупунктурные точки, расположенные на кистях рук, позволяет влиять на внутренние органы с целью регулирования их работы. К примеру, массируя мизинец ребёнка, мы активизируем работу сердца, а при проблеме с кишечником поможет массаж среднего пальца.

Еще до нашей эры учёным было известно влияние уровня развития рук на мозг человека. Так, специалисты восточной медицины утверждали, что игры, в которых задействованы руки и пальцы ребёнка приводят в гармоничное отношение тело и разум, положительно действуя при этом на мозговые системы. Это объясняет влияние развития мелкой моторики рук на уровень развития речи.

Исследователи Санкт-Петербургского Института физиологии детей и подростков А.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина, И. М. Сеченов подтвердили связь речевой функции и пальцевой моторики. И.М. Сеченов считал, что движения руки человека возникают в процессе обучения и воспитания, а не предопределены наследственно, и являются результатом образования ассоциативных связей между осязательными, тактильными и зрительными связями в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Развитие мелких движений рук осуществляется под контролем зрения. Центры, отвечающие за речь, расположены в головном мозге человека очень близко. Поэтому активировать зоны, отвечающие за речь, наиболее быстро позволяет стимуляция мелкой моторики рук. Профессор М.М. Кольцова, занимавшаяся данной проблемой, пришла к выводу о том, что уровень развития речи напрямую зависит от уровня развития ручной умелости. Она считала, что если уровень развития мелкой моторики соответствует возрасту ребёнка, то и речь будет развита в пределах нормы.  

Но нужно помнить о том, что развитие мелкой моторики не единственный фактор, влияющий на развитие речи. Если с ребёнком не будут разговаривать, то, не смотря на отличное развитие мелкой моторики, речь будет развита недостаточно. Поэтому не стоит забывать о стимуляции вопросами. С ребенком нужно общаться как можно больше в быту, вызывать на разговор просьбами и предложениями, не забывая при этом про развитие мелкой моторики рук.

 В младшем и раннем дошкольном возрасте у ребёнка интенсивно развиваются функции и структуры головного мозга. На кончиках пальцев располагаются нервные окончания, передающие сигналы в мозговой центр. Поскольку всестороннее представление об окружающем мире невозможно без тактильно-двигательного аппарата, начинает возникать потребность в развитии мелкой моторики рук.

Психолог А. А. Реан под моторикой понимает любые движения, совершаемые скелетно-мышечной системой. Психиатр Жмуров В.А. предлагает другое определение, в котором вся двигательная сфера человека и есть моторика.

Читайте также:  Кольцова язык развития ребенка

Дудьев В.П. утверждает, что совокупность двигательных возможностей пальцевых движений, которые определяют успешность формирования навыков самообслуживания, трудовых, бытовых и других операций представляют собой мелкую моторику пальцев рук.

 В настоящее время многие педагоги и психологи считают, что мелкая моторика рук представляет собой совокупность скоординированных действий мышечной, нервной, костной и зачастую зрительной систем в выполнении точных и мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Маленькие дети с трудом вращают и поворачивают запястье, отсюда появляется необходимость выполнения нужного движения от плеча. Поэтому можно сказать, что низкий уровень развития мелкой моторики требует чрезмерных затрат энергии от ребёнка, а неумение застёгивать пуговицы или правильно держать ложку говорит о неспособности выполнения элементарных навыков самообслуживания.

Очень важно начинать работу над развитием мелкой моторики с самого раннего детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя при этом на расположенные на них активные точки. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, в которых будет активно задействована работа кистей рук. Но одних игр недостаточно для полноценного развития мелкой моторики.

В современных программах отмечается положительное влияние на развитие детей занятий продуктивной деятельностью. Действительно, во время занятий продуктивной творческой деятельностью у ребёнка развиваются психические процессы и личностные качества, происходит приобретение бесценного жизненного опыта. Но стоит помнить, что успешность становления отдельных личностных и физиологических качеств напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук.

 Говоря о продуктивно-творческой деятельности, мы подразумеваем создание ребёнком чего-то нового, неповторимого. Так, на занятиях изобразительной деятельностью у детей развиваются творческие способности и эстетическое восприятие, закрепляются знания о сенсорных эталонах, происходит развитие мышления, внимания и мелкой моторики рук.

Особую роль играет рисование. Именно с него начинается творческая деятельность ребёнка. В процессе создания изображения происходит совместное развитие руки и глаза, так как на всех этапах необходим зрительный контроль. Рисуя инструментами, близкими по форме к тем, какие будут использоваться в школе, происходит формирование первоначальных графических навыков. Педагог помогает ребёнку правильно держать карандаш, обучая складывать большой, средний и указательный пальцы в «щепотку». С помощью рисунков воспитатель может отследить уровень и динамику развития мелкой моторики на каждом возрастном этапе. С самого зарождения детской психологии появилась идея о том, что детский рисунок является одним из средств исследования душевного мира ребёнка.

Также большой интерес для дошкольников представляет конструирование. В различных многочисленных постройках, как правило, отражена окружающая действительность. Важно отметить, что мышление во время конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. Так, создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения. Во время выполнения движений у ребёнка развивается мелкая мускулатура пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.

Лепка является одним из самых распространённых и широко используемых средств. С одной стороны, лепка требует развитых восприятий и ощущений от ребёнка, а с другой сама способствует их совершенствованию. Главное её преимущество перед другими видами изобразительной деятельности заключается в том, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Стараясь как можно точнее передать форму изображаемого предмета, ребёнок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга.

Работа с бумагой один из любимых видов деятельности детей, так как бумага может стать основой для многих интересных игр. Педагоги и психологи отмечают, что разрывание, разрезание, сгибание и сминание бумаги не только способствует развитию мелкой моторики рук, но и носит терапевтический характер, благотворно влияя на нервную систему ребёнка. При выполнении различных работ пальцы становятся сильными и гибкими. Так, к примеру, уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. Такая техника обработки бумаги как бумажная филигрань или квиллинг требует тонких, точных и ловких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность.

 Не стоит забывать и о том, что прививает любовь к природе и способствует развитию мелкой моторики такой вид деятельности как работа с природным материалом. Изготовление поделок процесс очень трудоёмкий и кропотливый, так как природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Мелкие и тонкие движения становятся более чёткими, быстрыми, точными и скоординированными. Кроме развития мелкой моторики рук, данные занятия способствуют развитию воображения, образного мышления, фантазии и необходимых навыков самообслуживания.

 Начинать работу продуктивно-творческой деятельностью лучше не с самих занятий, а с подготовки к ним. Необходимо подготовить руку ребёнка к выполнению сложных двигательных движений. Наиболее эффективным средством для этого является массаж каждого пальчика и кисти рук. Воспитатель сначала на своем примере, затем на примере руки ребёнка объясняет последовательность и правильность выполнения движений. После чего можно ввести пальчиковую гимнастику: катание деревянных шариков различного диаметра по столу, перекладывание пуговиц, фасоли, карандашей и других предметов из одной руки в другую.

Конечно, даже овладев на достаточно высоком уровне рисованием, аппликацией, лепкой или конструированием ребёнок не научится писать. Данные виды продуктивной деятельности позволяют только укрепить руку, сделать её более умелой, научить легко и свободно управлять используемым инструментом, способствуют становлению связи рука-глаз. Все это является важными предпосылками для успешного обучения ребёнка в школе. Ведь не само обучение письму, а подготовка к нему является наиболее важным составляющим подготовки ребёнка к следующей ступени образования.   

Источник