Развитие логической речи у ребенка

Развитие логической речи у ребенка thumbnail

«Развитие познавательной функции речи у детей в процессе становления логического мышления»

Введение

Речь – сложная, многоуровневая система деятельности человека, которая неразрывно связана с высшими психическими процессами: вниманием, памятью, воображением, мышлением.

У детей с адекватным развитием речи в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в деятельности, сознании. У них развивается произвольность психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью.) Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий – способности оперировать в уме, а не только в наглядном плане, различными представлениями.

Одной из составляющих психического развития является речь. У детей с тяжелым нарушением речи эта речевая функция также нарушается

становится неполноценная речевая деятельность. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Без специального обучения воспитанники с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях в процессе ознакомления с окружающей действительностью, а также в повседневной жизни. Дети обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия – это субъективные понятия, связанные со словами бытового, повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники имеют свой мировоззренческий взгляд на решение различных вопросов. В неситуативно – личностное общение и сюжетно-ролевая игра бурно развивают в этом возрасте у детей представление о социальном устройстве и взаимоотношении взрослых. Благодаря словесно – логическому мышлению некоторые из этих представлений становятся абстрактными не зависимыми от конкретно образного содержания.

Актуальность и значимость

Активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, памяти, воображения являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего развития дошкольников. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в детях определенные навыки и умения – а главное привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верным решениям.

В старшем дошкольном возрасте речь перестает быть средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания. Тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности практически невозможно без участия речи, с её помощью мы организуем и планируем все свои действия. Речь определяет ориентировочную часть деятельности, и только потом следует ее выполнение.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит скачек в развитии словесно – логического мышления. Благодаря этому ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно, четко. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Краткое определение логических операций, доступных для детей старшего дошкольного возраста.

Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – можно охарактеризовать как мыслительное соединение частей предмета в единое целое, с учетом их правильного расположения в предмете. Игры: «Разрезные картинки», «Сложи фигуру».

Упорядоченность действий. Игры: «Продолжи ряд» (чередование фигур), «что сначала, что потом?» и т.д. – этот прием формирует навык последовательности действий.

Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.

Классификация включает два логических действия:

1. Выделение общего признака

2. Деление на классы по основным признакам.

Логическая связка «не» – очень важна для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

Система работы.

Прежде чем предложить ребенку задание для выполнения, надо убедиться, что он знает название цифр и умеет их писать, знает название геометрических фигур и умеет их рисовать, знает времена года, части суток, умеет различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве и т.д.

Для этого лучше всего провести диагностику. Обследование проводится на выявление познавательной сферы, произвольности поведения, мировоззренческих представлений и графической деятельности. Результаты обследования показывают контрастность в плане развития детей. Уровень мышления каждого ребенка коррекционной группы специфичен. Для успешной работы подбор занимательного материала и задач, а также дидактических и развивающих игр проводится, ориентируясь на уровни развития и восприятия. Особый подход необходим к «слабым» детям. Необходимо учитывать их психические и физические особенности, психологически поддерживать,

подводить к самостоятельному решению простых задач. В случае утомления, предлагать поменять вид деятельности.

С родителями детей проводится консультативная работа, по закреплению навыков словесно – логического развития, дается наглядный и практический материал в конце каждой недели.

Организация самостоятельной и совместной деятельности.

Ежедневная работа на неделю выстраивается по схеме организации игровой совместной и самостоятельной деятельности. Учитывая то, что решение задач и упражнений должно быть всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо ребенку. После выполнения задания ребенком, обязательно предлагается рассказать и объяснить свои действия.

Схема деятельности (примерная)

Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

понедельник

– Настольно/печатные д/ игры

– Загадки

(на закрепление

изученной темы).

– Игры на развитие мелкой моторики

– Мозаика

– Шнуровка

– Игры с пересыпным материалом.

вторник

– Блоки Дьенеша.

– Настольно-печатные, д/ игры.

среда

– Работа со строительным материалом (по схеме и без).

-Блоки Дьенеша

-Игры в экспериментальном

уголке.

Четверг

– Работа со счетными палочками (по схеме и без).

– Кубики «Сложи узор»

– Пазлы «Сложи квадрат».

Пятница

– Игры на развитие творческого воображения.

– Внесение новой развивающей игры.

– Игры со строительным материалом (по схеме и без)

– Со счетными палочками.

Располагая развивающий материал, таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную затем уже в бытовую. Элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности. Например: работа в уголке природы

– Исследование (какие цветы политы, а какие нет?) – логическая операция «сравнение»

– Наблюдение за поведением (внешним видом) ворон – логические операции «сравнение», «синтез», «обобщение»

– Знакомство с хохломской росписью (элементами), сравнение с дымковскими игрушками – логические операции «синтез», «сравнение», «обобщение»

Задачи обучения и воспитания.

– Обучение детей элементарным навыкам логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, ориентировка в пространстве)

– Развитие речи у детей (умение рассуждать, доказывать)

– Развитие познавательных процессов.

– Побуждать детей правильно пользоваться своей речью в свободном обращении.

-Воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей.

– Уверенности в себе.

Классификация игр (примерный перечень).

Средством достижения поставленных задач можно использовать игры на развитие логического мышления творческого и пространственного воображения, речевой и познавательной активности. Подбор игр и создание развивающей среды осуществляется с учетом разноуровневого развития детей группы, индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

1. Предметные:

– Дидактические игры (настольно-печатные) – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов.

Цель: Развитие речи, логики рассуждения, действовать по правилам, умение сравнивать и отделять предметы по признакам: цвет, форма, назначение.

Например: «Логический поезд», «Что общего?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и т.д.

– Развивающие игры: имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении). Набор логических блоков Дьенеша универсален. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цвет, форма, размер, толщина. При работе с блоками используются карточки – символы, на которых условно обозначены свойства блоков.

Использование таких блоков позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развивается навык алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

– Игры на развитие пространственного воображения

Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме. В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта).

– Счетные палочки. Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение.

Предполагаются следующие задания:

– Выложить геометрическую фигуру.

– Сосчитать количество палочек в каждой фигуре.

– Назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура.

– Сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура; сосчитать углы, входящие в фигуру.

– Построить фигуру по образцу

– Самому придумать и сложить фигуру.

Игры – головоломки «Головоломка Пифагора», «Клумбовое яйцо», «Составь квадрат, круг» и другие. Эти игры объединяют общность цели, способ действия и результата. Дети производят в уме логические операции сравнение, синтез (воссоздание образа)

2. Пальчиковые игры:

Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Развитию мелкой моторики способствуют и такие игры: шнуровка, мозаика, вкладыш, чудесный мешочек, разрезные картинки и т.д.

Работа над мышлением ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективней тогда, когда воспитатель включит ее в любой вид деятельности, в занятия, в труд, игры и наблюдения, в обсуждении поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.

Заключение.

Таким образом, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая особенно заметна при многоразовом использовании игр на развитие мышления (логических операций), дети лучше усваивают и используют приемы сравнения, анализирования, классификации. Возрастает активность в самостоятельной деятельности. Повышается интерес к развивающим играм. Дети умело пользуются доказательствами. Познавательная функция речи -это сложная речевая деятельность, которую необходимо развивать для успешного обучения в школе.

Используемая литература.

1. Л.Ф.Тихомирова «Развитие логического мышления детей».

2. Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день- логика для дошкольников».

3. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

4. Пальчиковая гимнастика (Узорова, Нефедова)

5. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».

6. Чистякова М.И. «Психогимнастика»

Источник

По мере роста и развития ребенок произносит сначала отдельные звуки, затем – простые слова (например, «мама» или «папа»), и лишь затем учится говорить более сложные слова. Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом.

Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки. Рассмотрим их подробнее.

Развитие речи у ребенка

Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.

Младенцы общаются с помощью плача, например, когда они голодны или хотят, чтобы родители подошли к ним. По мере развития они учатся слышать и понимать звуки языка и могут выражать свои мысли с помощью отдельных слов и коротких односложных предложений. Скорость развития речевых навыков индивидуальна для каждого ребенка.

Этапы развития языковых навыков у детей

Доречевой этап

На этом этапе ребенок учится общаться с окружающими. Большинство детей начинает общаться с родителями в возрасте около года. К этому времени дети понимают большую часть того, что им говорят родители, и могут выражать свои потребности, указывая на конкретные объекты.

Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой последовательности.

3-4 года

В возрасте 3-4-х лет ребенок обычно ведет с родителями долгие и интересные, хотя иногда и бессмысленные беседы. В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.

На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о нормальном речевом развитии ребенка:

1. Ребенок быстро учит новые слова.

2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает» вместо «продает»).

3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно:

  • составляет предложения из четырех и более слов;
  • знает и понимает детские стихотворения;
  • правильно употребляет местоимения.

4. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие неточности. В этом возрасте ребенок:

  • использует длинные и сложные предложения;
  • может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;
  • задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.

В дошкольном возрасте ребенок обычно ведет более длинные и сложные разговоры с родителями.

5-8 лет

В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет дети могут писать простые истории и понимают, как звуки образуют слова.

Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:

1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.

2. Пятилетний ребенок:

  • имеет более обширный словарный запас;
  • может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.

3. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.

4. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу между ними.

5. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей.

6. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.

Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока вы видите в речевом развитии ребенка прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства. Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о языковых расстройствах у ребенка. Хотя такие расстройства могут быть серьезной проблемой, они поддаются лечению.

Речевые расстройства у детей

Чтобы развить речевые навыки, ребенок должен обладать навыками слушания, понимания и запоминания. Также ребенок должен уметь структурировать свою речь. Если эти навыки не развиты, это может быть связано с расстройствами речи.

Согласно статистике, симптомы различных речевых расстройств наблюдаются у 5 % всех детей. Речевые расстройства у детей отличаются от дефектов речи, которые заключаются в неспособности ребенка артикулировать определенные звуки речи. При речевых расстройствах дети нормально воспроизводят звуки и их речь понятна. Однако они сталкиваются с трудностями, связанными с пониманием речи окружающих (рецептивная речь) или выражением собственных мыслей (экспрессивная речь).

Как определить у ребенка проблемы с развитием речи?

Дети, страдающие от расстройств рецептивной речи (также известной в медицине как сенсорная алалия), могут испытывать трудности с:

  • пониманием речи окружающих;
  • следованием инструкциям;
  • организацией своих мыслей.

Дети с расстройством экспрессивной речи (также известной как моторная алалия) испытывают трудности с выражением своих мыслей и потребностей:

  • их предложения могут быть короткими и простыми, а речь – неструктурированной;
  • их словарный запас может быть значительно меньше, чем у сверстников;
  • им бывает трудно подобрать правильное слово, они способны заполнять паузы различными звуками или словами-паразитами («эммм», «нууу» и т.д.);
  • они могут неправильно употреблять грамматические формы слов;
  • они могут повторять одни и те же фразы в одном рассказе.

Одним из самых серьезных языковых расстройств является специфическое расстройство речи:

  • у детей наблюдается задержка развития речи (например, они могут не уметь говорить до трех лет);
  • в трехлетнем возрасте они могут говорить недостаточно четко;
  • дети подвержены трудностям с использованием в речи глаголов. Это отличительная черта специфического расстройства речи;
  • дети могут пропускать вспомогательные глаголы в предложениях;
  • дети путают времена глаголов.

Причины речевых расстройств

Иногда ребенок не может развить навыки порождения речи, слушания, понимания и запоминания по разным причинам:

  • ребенок недостаточно слышит живую речь в повседневной жизни. Чем больше ребенок погружен в языковую среду, тем быстрее он развивает речевые навыки;
  • некоторые дети испытывают трудности только в развитии речи, в то время как остальные сферы психики у него развиваются нормально;
  • причины расстройства экспрессивной речи до конца не выяснены. Но иногда такое расстройство связано с задержками развития;
  • расстройство рецептивной речи может быть вызвано генетическими отклонениями;
  • смешанные речевые расстройства могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами;
  • речевые расстройства могут возникать у детей с задержками развития, расстройствами аутистического спектра и проблемами со слухом;
  • такое речевое расстройство, как афазия (нарушение уже сформировавшейся речи) может возникать вследствие поражения центральной нервной системы.

Если ребенок испытывает трудности с развитием речи даже в трехлетнем возрасте и старше, обратитесь к врачу, чтобы определить и вовремя вылечить возможные проблемы со здоровьем.

Диагностика и лечение речевых расстройств

  • врач должен изучить историю болезней в семье, чтобы выяснить, были ли у членов семьи речевые расстройства;
  • врач может провести для ребенка тесты на уровень развития рецептивной и экспрессивной речи;
  • слуховой тест или аудиометрия помогут выяснить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.

Речевая терапия – лучший способ лечения речевых расстройств. Также рекомендуются консультации психолога или психотерапевта, потому что речевые расстройства могут привести к психологическим проблемам.

Как развить речь у ребенка: полезные советы

1. Разговаривайте с ребенком. Как можно больше говорите с ним на общие темы. Например, вы можете начать разговор с отвлеченных фраз: «Мы идем гулять в парк. Видишь, как летают птицы? Чувствуешь, как пахнут цветы?».

2. Читайте ребенку книги. Начинать читать ребенку книги никогда не бывает рано. Начните с книг для самых маленьких, затем, когда ребенок немного подрастет, переходите к сказкам и коротким детским рассказам.

3. Как можно меньше включайте ребенку телевизор и компьютер. Не приучайте ребенка к электронным устройствам с раннего детства. Чтобы развить навыки речи, ребенку необходимо взаимодействовать с людьми и слышать живую речь. Телевизор не может ему этого обеспечить.

4. Ходите с ребенком на прогулки. Совместная прогулка в парк или музей может открыть для него совершенно новый мир. Чем больше ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем более любопытным он становится и тем больше вопросов задает. Вы можете разговаривать с ребенком, побуждая его делиться новым опытом.

5. Показывайте хороший пример. Разговаривая с ребенком, станьте напротив него. Говорите медленно и четко. Если ребенок говорит какое-то слово неправильно, не ругайте его, а исправьте, сказав слово правильно. Зная, как правильно произносится слово, ребенок будет учиться.

6. Помните, что у вас с ребенком разные уровни развития речи. Не используйте слова или фразы, которые ребенок не сможет понять. Если вы все же произнесли какое-то непонятное для ребенка слово, объясните его значение.

7. Подстраивайтесь под ребенка. Если он сам начинает разговор, позвольте ему говорить и объяснять. Поддерживайте ребенка в таких ситуациях: даже простое похлопывание по плечу придаст ему уверенности в себе.

8. Говорите и повторяйте. Если ребенок правильно произносит слово, повторите его несколько раз в разных предложениях, чтобы он лучше понял его значение.

9. Учите новые слова с помощью книг с картинками. Купите несколько книг с картинками и помогите им выучить новые простые слова (например, мяч, дерево и т.д.). После этого покажите картинку, которая соответствует этому слову. Обсудите с ребенком картинку.

10. Учите ребенка новым словам. Время от времени учите ребенка новым словам. Предложите ребенку придумать предложение с новым словом. Не беда, если ребенок не сразу понимает новое слово. Рано или поздно он научится правильно его использовать.

11. Задавайте ребенку вопросы. Делайте все возможное, чтобы ребенок развивал речевые навыки. Если вы гуляете в парке, найдите что-то, что интересно ребенку. Задавайте ему вопросы и предложите рассказать вам о том, что он видит.

12. Пойте ребенку песни и читайте стихи. Рифмы, которые есть в стихах и песнях, помогают ребенку лучше усваивать новые слова.

Двуязычная атмосфера и развитие речи у ребенка

Иногда бывает так, что ребенок растет в окружении, где разговаривают на двух и более языках. И у родителей возникает тревога: не приведет ли такая обстановка к расстройствам речи у ребенка?

На этот вопрос эксперты отвечают однозначно: нет. До недавнего времени родителям рекомендовалось разговаривать в присутствии ребенка на каком-либо одном языке. Психологи полагали, что двуязычное окружение может помешать способности ребенка овладевать языком. Также считалось, что ребенок быстрее и легче учится говорить на том языке, который чаще звучит в окружении ребенка. Однако такие предположения не нашли научного подтверждения. Более того, есть много примеров, как маленькие дети растут в двуязычном окружении и успешно осваивают оба языка.

Если ваш ребенок страдает от той или иной задержки развития, не впадайте в отчаяние. Уделяйте больше времени развитию у него речевых навыков. Если ваших усилий окажется недостаточно, обратитесь за профессиональной помощью, чтобы справиться с расстройствами речи.

Источник