Развитие любознательности ребенка в семье

Развитие любознательности ребенка в семье thumbnail

Возраст до 7 лет – это время открытий. Ребёнок видит мир во всей его яркости и пытается понять, как же здесь всё устроено. Взрослые могут стать его помощниками и спутниками в трудном, но интересном познании природы и общества. Ведь любопытство малыша – залог его стремления к знаниям в более старшем возрасте.

Для развития любознательности у детей дошкольного возраста можно использовать самые разные средства, речь о них пойдет ниже.

Участие в интересных мероприятиях

Специально для детей младшего возраста создаются увлекательные развивающие программы. В их число входят:
• экскурсии;
• выставки;
• тематические встречи;
• мастер-классы;
• конкурсы.

Эти мероприятия могут проводиться в музеях, детских библиотеках, культурных центрах, домах детского творчества. Какие-то из них обязательно вызовут у ребёнка огромный интерес. Возможно, в дальнейшем это станет его основным увлечением.

Походы и поездки

Посещение новых мест всегда вызывает много ярких эмоций и необычных вопросов. К сожалению, у родителей не всегда есть возможность путешествовать вместе с детьми.

Но для получения новых впечатлений совсем необязательно ехать в другую страну или город. История родного края может стать предметом глубокого интереса как детей, так и взрослых.

Наглядные пособия

Малыши интересуются всем, что видят. Карта мира не может не пробудить интереса к географии. А если на карте наглядно показаны места обитания животных или территории проживания разных народов, понадобятся ответы на новые вопросы. Без помощи взрослых тут не обойтись.

Именно родители должны научить сына или дочь пользоваться пособием и дополнить сухие сведения интересными рассказами. За дополнительной информацией можно обращаться к фильмам и книгам.

Настольные игры

Игры – это интересно. Благодаря им можно и учиться. В продаже имеются целые серии развивающих настольных игр.

С помощью тематических карточек дети и взрослые могут узнать, как выглядят иностранные флаги, что за необычные животные обитают по всему миру, какие достопримечательности есть в нашей стране и за рубежом. А каждый интересный факт рождает новое стремление к знаниям.

Художественная литература

Книги были и остаются помощниками в развитии любознательности у детей. Но нужно помнить, что не все дошкольники способны вдумчиво изучать страницы энциклопедий.

Для подвижных малышей хорошим вариантом будет книга с клапанами, кармашками и яркими иллюстрациями. Пусть в ней будет не слишком много текста, но он вызовет живой интерес. Более серьёзные книги можно читать детям вслух. Именно так развивается любовь к литературе.

Развивающие мультфильмы

Конечно, все дети любят мультфильмы. Именно поэтому в России и за рубежом выпускаются целые мультсериалы, рассказывающие о разных интересных вещах. Полезная информация доносится до детей в доступной лёгкой форме.

К сожалению, мультфильмы могут вызывать у детей подобие зависимости, заставляя требовать всё новых просмотров. Поэтому время у телеэкранов для малышей до 7 лет должно быть ограничено.

Развитие детской любознательности во многом зависит от поведения родителей. Многочисленные вопросы ребёнка – это его путь познания мира. Да, у всех наступает период, когда ребенок начинает “почему-кать” каждые 5 минут. В этот период очень важно отвечать на все его вопросы подробно, без раздражения. Он так познаёт мир. И если подавить это желание на начальной стадии, то потом мы можем увидеть пассивного ребёнка, которому ничего не интересно.

А если мама и папа чего-то не знают, можно вместе с ребёнком найти необходимый ответ.

Хорошего вам дня! Будем рады, если вы поставите нам лак!

========

© Развитие и Воспитание

Источник

Дети обладают ценным качеством — любознательностью, которая основывается на интересе и стремлении к знаниям, открытости всему новому в окружающем мире, искреннем желании применить на практике познавательные способности для получения свежих впечатлений и бесценного опыта. В статье рассказывается о развитии любознательности и стимулировании тяги к познаниям у детей.

Содержание:

  • Для чего развивать любознательность у детей
  • Как развить любознательность и желание учиться
  • Развитие любознательности у детей раннего возраста
  • Развитие любознательности в дошкольном возрасте
  • Советы родителям

Для чего необходимо развитие любознательности у ребенка

Родители стремятся к тому, чтобы их ребенок во всем разбирался, обладал разнообразными знаниями. У малыша нужно сформировать аналитическое мышление для того, чтобы он смог решать школьные задачи и преодолевать проблемы дальнейшей взрослой жизни.

Для человеческого разума необходимо регулярное поступление свежей информации, а душе нужны новые переживания. Любознательностью обладают открытые миру люди, с доброй душой и доверительным отношением к действительности.

Почему важно развивать любознательность у детей? Эта способность помогает в стремлении к интересным открытиям, в получении положительных эмоций, расширении общего кругозора и познании мира вне стереотипного мышления.

Благодаря развитию любознательности, у ребенка формируется полное представление об окружающем, зарождаются творческие идеи, усиливается интерес к освоению новых знаний и умений. Любознательные дети отличаются открытостью и коммуникабельностью, им всегда интересно общение, поскольку всегда и во всем они находят захватывающую информацию.

Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться

Любознательность — природная способность. Но ее необходимо развивать и поддерживать. Родителям следует поощрять исследовательскую деятельность малыша, содействовать его тяге к познанию, иначе у него может пропасть желание и настойчивость к проведению исследований и экспериментов.

Как поддержать в ребенке желание учиться, основанное на любознательности:

  • Всегда отвечайте на вопросы малыша. «Почемучки» очень любят задавать вопросы и ждут от вас ответа. Нередко по причине усталости родители отказываются отвечать, говоря малышу, что он мал и все узнает, когда вырастет. Но ребенок, исследуя окружающий мир и получая определенные ощущения и впечатления, пытается понять, что обозначает тот или иной предмет и явление. Ответы на вопросы детей должны соответствовать их возрасту. Если вы поленитесь дать ответы, у малыша пропадет желание спрашивать, что является тормозным механизмом для развития;
  • Ребенок — исследователь. Поощряйте и поддерживайте его в этой деятельности. Крохе нужно свободное пространство, где он может дать волю своему воображению: строить дома из стульев, возводить песочные замки, оставлять рисунки на стенах и т.д. Предоставьте ему определенную зону в квартире, во дворе, где будет место для простора детской фантазии. Не бойтесь, что чистота и порядок будут нарушены. Ведь ребенок занимается поисково-исследовательской деятельностью и экспериментированием;
  • Наблюдайте с крохой за изменениями в окружающем мире. Посещение музеев, зоопарков, прогулки по оживленным улицам, поход в гости — везде малыш найдет что-то интересное для себя, чему он может научиться. Обсуждайте с ребенком увиденное, спрашивайте о его мнении;
  • Ребенку нужны новые впечатления. Позволяйте ему качаться на качелях, плескаться в бассейне, кататься с горки, помогать на кухне, рисовать красками и мелом, разговаривать по телефону и т.д. Таким образом происходит накопление ценного жизненного опыта. Полезно, если вы будете комментировать действия малыша;
  • Пусть ребенок импровизирует и фантазирует. Предлагайте крохе просмотр интересных фильмов, мультфильмов, поощряйте игры. Помогайте ребенку развивать фантазию, смешивая сюжеты сказок, приглашая героев одних сказок в другие. Пусть малыш придумывает новые сюжеты или досказывает сказку по своему замыслу;
  • Обучайте каждый день в повседневной деятельности. Например, предлагая печенье, спрашивайте кроху, сколько ему дать печенья: одно или два. И показывайте наглядно: одно и два. Выбирая одежду, обучайте цвету, обращаясь к ребенку с вопросом о том, какого цвета свитер он хочет надеть: белый или синий, показывая соответствующие цвета и называя их. Таким же образом можно ознакомить с другими предметами и явлениями. Поступая так, вы не преследуете цель научить малыша всему к полутора годам, но та маленькая искорка, которую вы зажгли в его памяти, загорится в определенном возрасте. Это будет надежной основой для получения и закрепления знаний;
  • Подумайте о смене обстановки. Можете переставить мебель в детской комнате, поменять местами игрушки, переложить какие-то вещи. Задайте вопросы малышу о том, что изменилось в комнате, стало ли лучше, красивее, удобнее. Пусть он предложит свои варианты оформления и дизайна;
  • Обучение посредством игры. Когда родители, пытаясь обучать кроху, кричат на него за неудачи, непонимание, заставляют слушать и учиться, у малыша появляется страх и нежелание к процессу обучения. Учение для ребенка должно быть увлекательной игрой. Только в этом случае оно может быть продуктивным;
  • Обучение на собственном примере. Для ребенка важно видеть, что родителям также интересен процесс учения и исследования. Заметя такой интерес во взрослых, малыш поймет, что учение будет сопровождать его всю жизнь, что это познавательная и увлекательная деятельность;
  • Не забывайте об экспериментах. Разнообразьте повседневную жизнь неожиданными поворотами. Например, утром вместо каши предложите суп и расскажите о том, что в Японии на завтрак предлагают суп мису. Или вместо посещения детского сада пойдите в театр или зоопарк. Такой вариант событий породит у малыша много вопросов. Можно будет поговорить о разнообразии образа жизни, узнать его мнение, рассказать множество интересных историй для повышения уровня эрудиции. Непременно скажите малышу о том, как вам с ним интересно.

развитие любознательности у детей дошкольного возраста

Развитие любознательности у детей раннего возраста

Стремление постичь окружающий мир проявляется у ребенка с раннего детства. Родители, которые ежедневно оказываются под дождем детских вопросов, часто называют малыша любопытным. Но следует понимать различие двух понятий: любопытство и любознательность. Первое понятие объясняется как банальное наблюдение за явлениями жизни, а смысл второго включает живую детскую мысль и деятельный ум. Уже в раннем возрасте дети пытаются исследовать, экспериментировать. Многочисленные вопросы ребенка свидетельствуют о его творческом развитии.

Замысловатые детские вопросы нередко ставят в тупик родителей. Отвечать на многочисленные «почему» — особое искусство.

В раннем возрасте для развития любознательности полезны игры-экспериментирования. Для этого необходимо создать соответствующую развивающую среду: стаканчики, баночки, камешки, контейнеры, ракушки и т.д. Посредством экспериментальной деятельности дети учатся познавать свойства и качества предметов и явлений.

Например, как можно окрасить воду в разные цвета, как тонут в воде тяжелые предметы, а легкие всплывают, как вода затвердевает и превращается в лед и т.д.

У детей такая деятельность расширяет интерес к познанию, обогащает кругозор, добавляет новые впечатления, что составляет основу гармоничного формирования личности.

Развитие любознательности в дошкольном возрасте

У дошкольников любознательность основывается на наличии познавательного интереса. «Что это?» — незамысловатый вопрос, который отражает удивление малыша, когда он замечает новый предмет или явление в окружающей жизни. Вокруг все подвергается тщательному исследованию, кроха может ломать, кусать, делить предметы на части, чтобы понять, что в них кроется и для чего они предназначены.

Развитие интереса и любознательности у дошкольников проходит несколько этапов:

  • Первый этап характеризуется интересом крохи к событиям и предметам вокруг;
  • Второй этап — проявление любопытства для более глубокого анализа и познания, когда ребенка интересует предназначение предмета или суть явления;
  • Третий и самый важный этап — познавательный интерес достигает такого уровня, что малыш не только постигает сущность окружающей действительности, но и может своими знаниями поделиться с другими.

Старший дошкольный возраст — период, когда активно развивается познавательная мотивация, которую можно обнаружить по следующим признакам:

  • Появляются определенные действия по исследованию, которые основаны на широком кругозоре и задействовании логики;
  • Формируется мотивация к получению знаний на основе многообразия увлечений и интересов;
  • Тяга к познанию определяется желанием постичь свойства и качества предметов и явлений;
  • Кроха задает массу вопросов, используя развернутые продуманные предложения и мысли.

Советы для родителей

Родителям должны быть известны методы развития детской любознательности. Для этой цели используются упражнения и игровые ситуации, активно подключающие эмоции и чувства. Что делать родителям, чтобы эффективно содействовать развитию любознательности ребенка:

  • Систематически поддерживать у дитя эмоциональные проявления в виде удивления, живого интереса, радости встречи с новым предметом или явлением;
  • Быть внимательными к бесконечным вопросам малыша. Находить правильные интересные ответы. Не зная, как ответить, не забывать о вопросе, а возвращаться снова, найдя ответ, возможно, через определенное время. Полезны совместные поиски решений в интернете или энциклопедии, способствующие активизации познавательной сферы ребенка;
  • Собственным примером показывать, насколько вы рады и открыты новым экспериментам и исследованиям, например, выращенному цветку или недавно купленному прибору бытовой техники, который с увлечением исследуете;
  • Искренне восхищаться новым изобретениям ученых, рассказывать о них, о нововведениях в науке.
  • Замечать и ценить новые идеи и открытия малыша. Создавать альбомы для рисунков, уголок в комнате для поделок и т.д.

Часто родителей интересует вопрос о том, какие создать условия в семье для развития детской любознательности. Здесь важно не ограничивать исследовательскую потребность малыша, обеспечив безопасность детских опытов и экспериментов. Предлагайте детям разнообразную познавательную деятельность:

  • Вносите в игру разнообразные предметы. Это могут быть предметы кухонной посуды, игрушки из бросового материала и т.п.;
  • Используйте нетрадиционные техники изобразительной деятельности: рисование песком, аппликацию из крупы, лепку из теста;
  • Рассказывайте о природных изменениях во время прогулок: почему опадает листва, почему вода замерзла, как растут растения;
  • Вовлекайте кроху в бытовую деятельность: совместная готовка, уборка, пересадка комнатных растений;
  • Оборудуйте детскую комнату в необычном стиле для развития детской фантазии: ночник в виде планеты, занавески с изображением звездного неба и т.п.;
  • Выделите время для совместного чтения книг о писателях, первооткрывателях, для просмотра телепередач с обсуждением увиденного, поощряя малыша высказывать собственное мнение;
  • Организовывайте опытную деятельность: игры с мыльными пузырями, окрашивание воды, лепка вулкана.

Активное участие в детских исследованиях взрослых дает малышу уверенность в том, что он в безопасности, что его усилия одобряются, а достижения ценятся.

Родителям следует помнить, что первым учителем и вдохновителем ребенка в его познавательной деятельности являются именно они. Поэтому необходимо всячески поощрять детей в их стремлении к новым открытиям и опытам. Дети воспринимают окружающий мир посредством органов чувств, и это нужно учитывать при создании удобной, безопасной и увлекательной обстановки по исследованию мира.

Развитие любознательности у малыша закладывает прочную основу для непрерывного обучения, которое будет сопровождать ребенка в течение всей жизни, поддерживая гармоничный рост и формирование полноценной личности.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

В Монтессори не верят в то, что ребёнок — это сосуд, который нужно наполнить знаниями. Ребёнок с рождения любит учиться, делать открытия и находить творческие решениям. Поэтому взрослым не нужно учить ребёнка быть любознательным, достаточно поощрять его стремление к новому и непознанному. Рассказываем, какие условия помогут это сделать.

Вера в ребёнка

Ребёнок хочет учиться сам, он сам подсознательно понимает, над чем нужно работать, чтобы развиваться так, как нужно. Это означает, что если мы предоставляем ему богатую среду для изучения, то нам и не нужно заставлять его получать знания и навыки. Не нужно беспокоиться о том, что он развивается «иначе», чем сверстники.

Мы должны быть уверены в том, что у него свой индивидуальный путь развития, соответствующий его потребностям. Важно позволять ребёнку вести нас за собой, не прерывать, когда он чем-то занимается и поддерживать его интересы.

Например, на прогулке можно позволить ребёнку идти впереди и выбирать путь. Мы останавливаемся, когда он останавливается, сворачиваем за ним на тропинку, идём в его темпе.

Следовать за ребёнком означает следовать его уникальному графику и темпу, видеть, на каком этапе он находится сегодня и не навязывать свои представления о том, чем он должен заниматься.

Старайтесь сдерживаться, не вмешиваться, но и видеть новые возможности, чтобы не ограничивать любознательность ребёнка. Малыши — это любопытные ученики, которые хотят исследовать окружающий их мир. И чем меньше препятствий они встречают на пути, тем с бОльшим интересом осваивают новые знания и навыки.

Насыщенная образовательная среда

Чтобы поощрять любознательность малышей, нам нужно обеспечить им насыщенную образовательную среду и дать время на её изучение.

Эта среда необязательно должна быть заполнена дорогими игрушками и материалами. Исследовать природу можно бесплатно, попасть шнурком в картонную трубку тоже ничего не стоит, а купить фасоль для сортировки можно совсем недорого. Если ребёнок постоянно говорит про тигров, мы идём в зоопарк смотреть тигров, смотрим книги про тигров, рисуем или лепим тигра.

Когда ребёнок задаёт вопрос, вместо ответа предложите: «Не знаю. Давай выясним это вместе». Поставьте небольшой эксперимент, проведите исследование или найдите информацию в книжке. Так наши дети научатся в ситуациях незнания проявлять изобретательность и находить ответы самостоятельно.

Наблюдайте за своим ребёнком и давайте ему возможность практиковать навыки, которые ему интересны.

Когда ребёнок берёт какую-то вещь, вместо «Не трогай!», лучше понаблюдать за навыками, которые он отрабатывает и предложить более подходящее для этого занятие.

Если ребёнок берёт землю в цветочном горшке и мнёт её в ладошках, можно предложить ему тесто для лепки. А вместо маминой косметички — набор пустых ёмкостей и контейнеров. Если ребёнок по одной грануле перекладывает корм кота в миску с водой, предложите ему мозаику.

Малышам интересно, чем занимаются взрослые. Они вовсе не пытаются вывести нас из себя, путаясь под ногами. Они хотят стать похожими на родителей, делать то, что мы делаем и почувствовать себя значимыми членами семьи. Именно поэтому в Монтессори так много времени уделяется привлечению детей к домашним делам. Мы организуем им место со своими щётками, тряпками и совком; полки с посудой, башню-помощника или отдельные маленькие стол и стул.

Да, всё будет происходить гораздо медленнее и не так аккуратно, как хотелось бы. Но можно начать с моментов, когда у нас есть пара свободных часов — например, в выходные. По будням нам может не хватать времени и терпения на совместную готовку, но мы можем предложить ребёнку накрыть на стол или помыть морковь, убрать за собой грязную посуду.

Время

Чтобы дети могли следовать своему желанию открывать, исследовать и удивляться, им нужно время. Оставьте ребёнку время, которое у него не отберут на обязательные повседневные дела.

Малыши не любят торопиться. Медленный темп даёт время, чтобы изучать мир и проявлять любопытство.

Останавливайтесь и вместе разглядывайте трещины на тротуаре, наслаждайтесь процессом, а не результатом. Не стоит поторапливать во время завтрака «Ешь быстрее мы опаздываем!» Это заставляет ребёнка нервничать и вызывает сопротивление, и в итоге мы выходим из дома ещё позже, чем запланировали.

Если мы всегда живём в неторопливом темпе, то в тех редких случаях, когда действительно нужно поторопиться, ребёнок будет более сговорчивым. Если же мы торопимся каждый день, то он может не слышать наши просьбы, когда мы опаздываем на автобус или приём в поликлинике.

Надёжность и безопасность

Как родители, мы обязаны обеспечить ребёнку физическую и эмоциональную защищённость.

Физически мы защищаем их от розеток, оживлённых дорог, горячей плиты и других опасностей. Но вместе с тем создаём безопасное пространство, которое малыш может свободно исследовать.

Эмоционально — принимаем малыша таким, какой он есть. Это создаёт чувство защищённости и доверия. С таким надёжным тылом ребёнок может не переживать, а потратить свою энергию на изучение окружающего мира.

Поощрение воображения

Существует миф, что в Монтессори не поощряется развитие воображения у детей. Да, мы не читаем малышам сказки, ведь они до 3 лет не способны разграничить реальность и вымысел. Но мы поощряем развитие творческого мышления.

Воображение отличается от фантазирования. Фантазиями мы создаём то, чего не существует в этом мире. А воображение включается, когда наш разум впитывает информацию, которую мы узнали и с её помощью находит различные творческие решения.

Сосредоточенность на реальности не ограничивает творческий потенциал детей, а усиливает его. И чтобы заложить крепкий фундамент, необходимо обеспечить детям практический опыт с первых лет жизни. В возрасте около 3 лет мы замечаем, как наш ребёнок начинает играть в сюжетные игры. Это признак того, что он обрабатывает информацию о том, что видит вокруг себя (воображение). Ребёнок играет в семью, печёт нам печенье или представляет себя школьным учителем. Он творчески мыслит, не отвлекаясь на драконов, монстров и единорогов (фантазия).

Помогаем сделать самому

Важно создать условия, в которых ребёнок может сам делать успехи и узнавать что-то новое. Поменьше вмешиваться, только по мере необходимости, а затем снова отступать, чтобы ребёнок продолжал делать попытки.

Материал подготовлен по книге Симоны Дэвис Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребёнка

Источник