Развитие личности ребенка воспитание нравственного человека

Развитие личности ребенка воспитание нравственного человека thumbnail

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда. Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Нравственное воспитание начинается с рождения человека, и продолжается всю жизнь в ходе повседневных отношений. Под этим термином мы понимаем систему воздействий на человека, направленную на формирование моральных принципов, качеств, а также поведения, которое общество именует «нравственным». Понятие нравственности зависит от культуры народа, вероисповедания и конкретной эпохи (если рассматривать ее на временном отрезке). Нравственное воспитание является основой в развитии личности.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

?

Формирование личности – процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Источник

Тема: Нравственное воспитание – приоритетное

направление в формировании личности.

Нравственное воспитание является одной из важнейших задач формирования личности, его приоритетным направлением.

В.А. Сухомлинский писал: «Нравственный облик человека, в огромной мере, зависит от того, что приносит ему слезы и что приносит смех в годы детства.

Пусть будут слезы сострадания, но не слезы жадности и зависти!»

Многие дети, живущие в детских домах – агрессивны, конфликтны. Они

не умеют прощать обид, слушать, понимать друг друга. Многие подростки не умеют анализировать жизненные ситуации, принимать правильные решения, отличать добро от зла, противостоять отрицательному влиянию извне. У них

нет чувства уверенности в себе, в своих действиях, они не испытывают чувства ответственности за свои дела и поступки, не способны к сознательному выбору своей судьбы.

Никто не сможет уберечь детей от растления, если нет иной цели в жизни, кроме наслаждения, доставляемого любыми способами. При таком жизненном кредо бессильны рассуждения о том, почему «… вы, дети должны быть хорошие!»

Нужна серьезная, целенаправленная работа по формированию нравственного сознания личности, которая включает в себя нравственные убеждения, нравственные чувства и соответствующие формы поведения. Поэтому считаю, что при планировании воспитательной работы (и не только в детских домах, а и в других воспитательных учреждениях) необходимо нравственному воспитанию отводить одно из центральных мест.

В работе по нравственному воспитанию очень важно учитывать возрастные особенности ребят. Для детей 5 – 6 классов беседы (встречи) должны быть ориентированы, прежде всего, на эмоциональное восприятие детей, учитывать конкретность их мышления, тяготение к образованности. Нельзя увлекаться назиданиями, поучениями, призывать и убеждать ребенка быть хорошим. Лучше, если это будет проходить через игру, инсценирование, творческие задания, которые показывают ребятам, что моральные нормы необходимы в человеческом общении, что следовать им не сложно и приятно. Результат радостен, как для самого человека, так и для окружающих. В связи с этим ваша беседа (встреча) превращается в живой и увлекательный для ребенка процесс, включения его в совместные действия, диалог с педагогом, ребятами, сказочными и вымышленными героями.

Подростки 7-8 классов в большей мере подготовлены к восприятию этических категорий, серьезных этических проблем жизни. Поэтому беседы по нравственному воспитанию усложняются. Они предполагают глубинное проникновение во внутренний мир подростка, призваны помочь им в самоопределении, выборе жизненных позиций, осознании своих отношений с окружающим миром. Беседы могут быть в форме дискуссий, диалога между педагогами и детьми, педагогом и отдельным подростком, между подростками. В процессе общения подростки могут «увидеть», «открыть» не осознававшие ранее процессы своего «я», определить пути к нравственному взрослению и осмыслению самого себя как личности. В ходе диалога-общения вкрапляются педагогические ситуации и задачи, решения которые помогают осмыслению своего «я», игровые приемы; способствующие правильному нравственному выбору подростка; психологические тесты, углубляющие познание внутреннего мира; творческие приемы, помогающие подростку определиться в различных жизненных ситуациях.

Подростки лучше усваивают нравственные принципы и нормы в том случае, если сами решают ту или иную нравственную задачу, сами анализируют, оценивают проблемные моральные ситуации. Очень хорошо использовать такие методы, как анализ ситуаций, художественный текст и решение педагогических задач.

Одна из особенностей подросткового периода – повышение интереса к мнению сверстников, а не взрослых. Поэтому рассуждения других ребят делают содержание разговора более убедительным. Очень важно, чтобы подростки смогли понять и почувствовать другого человека, его проблемы, попытаться помочь их решить, обогащая при этом свой нравственный опыт. Дети учатся наблюдать за настроением, душевным состоянием своих товарищей, приобретают навыки рефлексии. В детском коллективе накапливается опыт нравственных взаимоотношений. У ребят формируется привычка оценивать собственные поступки с позиции доброжелательности и уважение к другому. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений человека к человеку, обществу, труду, природе, Отечеству, самому себе.

Резюме: Вместо бесед о нравственности – используйте различные игровые формы на ту же тему, да и результат значительно выше. Дети очень любят играть, т.к. в игре ребенок формируется, как личность, он опробует свое видение жизни, приобретает дополнительный жизненный опыт.

Игры по нравственному воспитанию.

Все игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьезное обсуждение. В игре ребенок чувствует себя комфортно. Предлагаемые игры помогают детям задуматься над проблемами повседневной жизни, окружающего мира, почувствовать себя индивидуальной личностью, учат анализировать и ставить цели.

1.Игра « Коснуться счастья».

Цель – помочь детям обратить внимание к самому себе,

оценить себя, развить эмпатию к себе и другим людям.

На доске крупными буквами написать слово СЧАСТЬЕ и попросить детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, теплым, веселым. Затем включить спокойную музыку и представить, что все могут прикоснуться к «счастью». Предложить детям описать свои ощущения от этого чувства, сочинить небольшую сказку. Из рисунков и описаний сделать стенд «Я коснулся счастья». Таким же образом можно провести игры о любви, радости и других понятиях.

Итог – обсуждение:

– Трудно ли вам было сочинить сказку?

-Что вызвало трудности, а что помогло?

2. Игра « Ледяной осколок».

Цель – развитие эмпатии и рефлексии к себе и

окружающим, развитие нравственных норм.

Дети делятся на группы. Каждая группа должна придумать добрые слова, которые растопили бы ледяной осколок Кая. Слова записать.

Итог – обсуждение:

– Трудно ли было подобрать добрые слова?

– Часто ли вы произносите добрые слова?

3. Игра « Я хороший»

Цель – научить детей красиво говорить комплименты,

формировать понятие о нравственных нормах.

Один ребенок выходит из комнаты. Сидящие в комнате, по кругу, говорят в адрес вышедшего какой-либо комплимент. Все комплименты записываются. Зовем ребенка, и все записанное читаем ему. Посредством игры можно дать почувствовать детям важность для каждого человека приятных слов, возможность приучить детей говорить друг другу хорошее.

Итог – обсуждение:

– Приятно ли было услышать о себе хорошее?

– Что легче говорить или принимать комплименты?

– Какие комплименты новые вы запомнили?

Использованная литература:

1. «Игры: обучение, тренинг, досуг п/р Р.В. Петрусинского, М. 2005г.

2. Никитин А.Ф. «Граждановедение», М.2007г.

3. Петрова В. «Азбука нравственного образования», М.2009г.

4. «Творческие игры, задание и тесты» п/р Дудко В.И., Донецк 2005г.

5. Турнер Д. «Ролевые игры», Питер:2008г.

6. Тылашенко О.А. «Твое совершенство», «Либерия», 2007г.

7. Яковлев С.А. «Проектирование педагогом культурной среды как фактор воспитания персональной системы ценностей» «Смоленск» 2006г.

Источник

Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка.

Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

Нравственное воспитание – основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте?

В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья.

Роль нравственного воспитания дошкольников в семье

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман. Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств. Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«У человека можно отнять все, кроме одного – выбрать собственный путь» В.Э. Франкл Влияние современного мира на нравственное развитие личности ребенка

2 слайд

Описание слайда:

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Общество нуждается в подготовке широко- образованных, нравственных людей , обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания В современном мире ребенок развивается , окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного , так и негативного характера

4 слайд

Описание слайда:

Проблемы Нет официальной идеологии Равнение на западную культуру Разрушены нравственные представления о браке и семье Антидуховная пропаганда СМИ Воспитательная функция школы не являлась приоритетной Состояние экономики

5 слайд

Описание слайда:

Привело к тому,что Выросла преступность Ухудшилось физическое здоровье Пьянство и наркомания Разводы Брошенные дети Низкая гражданская активность Не готовность к трудовой деятельности Не сформировано чувство ответственности

6 слайд

Описание слайда:

Ожегов Сергей Иванович «Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения. Определяемые этими качествами»

7 слайд

Описание слайда:

Духовность, нравственность Объединяющее начало общества, выражаемое в виде моральных ценностей. Показатель существования определенных ценностей, целей, смыслов Внутренние качества человека, этические нормы, правила поведение,определяемое этими качествами.

8 слайд

Описание слайда:

Духовно-нравственное воспитание Нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм) Нравственная позиция (способность различать зло и добро, проявление самоотверженности, любви, готовность преодолевать жизненные испытания) Нравственное поведение (готовность служить людям, Отечеству, проявление доброй воли, послушания)

9 слайд

Описание слайда:

Воспитательные факторы духовной нравственности Семейный уклад Образование Язык Песня, сказка,молитва Жизнь героев, гениев, святых История,искусство Армия Национальная территория Труд

10 слайд

11 слайд

Описание слайда:

Личность школьника

12 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс профессиональной переподготовки

Учитель-наставник

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

«У человека можно отнять все, кроме одного – выбрать собственный путь»

В.Э. Франкл

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

•Общество нуждается в подготовке широко- образованных, нравственных людей , обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности

•Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания

•В современном мире ребенок развивается , окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного , так и негативного характера

Оставьте свой комментарий

Источник