Развитие личности ребенка в трудовой деятельности консультация
Консультация
Тема: «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности».
Слайд 2
Воспитание любви к труду, уважения к людям труда формирование элементарных трудовых навыков – важная задача дошкольных учреждений. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, волевых качеств.
Посильный «добрый» и «умный» труд, нередко связанный с игрой, – именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процессе его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценности периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Слайд 3
Решение задач предполагает освоение трудовых процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе. Содержание труда детей дошкольного возраста определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям о труде.
Усложнение программных требований предусматривает:
- Нарастание объема трудовой деятельности. Оно проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными результативными действиями в том или ином трудовом процессе.
Например, сначала приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем какие действия и в какой последовательности будет выполнять каждый участник, какое оборудование ему нужно. Такое предварительное обсуждение помогает правильному планированию и организации коллективного труда. Руководя совместным трудом детей, воспитатель решает две задачи: формирование коллективного труда и воспитание личности ребенка в процессе труда.
Слайд 4
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослым, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.
В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.
Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит, труд дошкольников может быть общественно ценен.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.
Слайд 5
Работа, выполняемая маленьким человеком, должна быть организована. Ребенку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовывать рабочее место. Он должен уметь вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда.
Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка.
Труд сам по себе, без вдумчивого руководства и помощи со стороны взрослых не может оказать нужного воздействия на личность ребенка.
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей:
- отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
- Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества.
- Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка, в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.
Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка. Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:
1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;
2) становление компонентов трудовой деятельности – овладение ребенком трудовым процессом;
3) становление разных видов труда.
Предварительное обсуждение – планирование труда: определив цель труда и выделив трудовые действия, дети договариваются, кто, что будет делать и сколько детей будет выполнять то или иное действие, исходя из его трудоемкости. Например, мытье кубиков занимает меньше времени, чем вытирание, значит, если мыть кубики будут двое, то вытирать – трое. Такое обсуждение формирует у детей представление об объеме труда, справедливом его разделении с учетом сложности. Здесь возможны и конфликты, если несколько детей захотят выполнять одно и то же более интересное действие. Воспитатель учит, как решать конфликты, договариваясь об очередности выполнения более интересных трудовых действий.
Обсуждение организации рабочего места: какое оборудование необходимо, как его расположить, чтобы было удобно работать. При таком обучении планированию труда резко возрастает самостоятельность детей: они сами распределяют участников работы, выбирая каждый себе место с учетом желания других детей, трудоемкости отдельных действий и своих умений. Но эта самостоятельность у каждого формируется постепенно. Выделяются дети-инициаторы, которые, хорошо зная состав и последовательность трудовых действий в трудовых процессах, берут на себя инициативу распределения участников работы по местам. Другие спрашивают у инициаторов, что им делать, не сразу включаются в труд.
Слайд 6
Роль воспитателя состоит в том, чтобы ввести правила, на основе которых обязанности распределяются справедливо (выполнение принципа очередности, учет желаний, трудовых умений и т. д.). Усваивая правила, дети становятся все более самостоятельными в организации и выполнении труда. В таком случае роль педагога состоит в оценке самоорганизации детей уже после ее окончания. В процессе организации труда важно продумать характер привлечения к работе всех детей. Те дети, которые включаются в работу на последних операциях, могут помочь тем, которые выполняют первые операции (например, поднести кубики для мытья), или приготовить место для «продукции» (вытереть полки, на которые будет уложен строительный материал, и т. п.). А затем дети, которые выполняли первые операции, помогают тем, кто завершает работу. Такой подход к деятельности детей позволяет сразу правильно организовать труд и руководить деятельностью всех участников, одновременно показывая им правила регулирования отношений в процессе труда.
Причинами конфликтов являются недостаточные умения детей, невнимание к качеству своей работы. Пути устранения этих конфликтов разные.
Слайд 7
Заключение
Слайд 8
Успешное выполнение задач трудового воспитания предусматривает ряд условий:
1. Наличие соответствующего оборудования для всех видов труда, удовлетворяющего следующим требованиям: функциональность, т. е. прочность и удобство для выполнения тех или иных операций, безопасность при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.), соответствие по весу и размерам возможностям детей, внешняя привлекательность и гигиеничность.
2. Хранение оборудования для разных видов труда в обусловленном месте в установленном порядке, свободный доступ для самостоятельного использования его детьми, поддержание постоянного порядка.
3. Повседневность труда и постоянство участия в нем всех детей, ведение учета участия каждого ребенка в различных видах и формах труда, уровня развития его трудовой деятельности.
4. Посильность труда, т. е. такая нагрузка, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь в виду как физические, так и психические нагрузки.
Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. Поэтому очень важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или меняя детей через каждые 7-10 минут.
Психическая нагрузка увеличивается при однообразном труде: прополка, накрывание на стол, уборка строительного материала, протирание стульчиков и т. д. Такой труд тоже должен быть ограничен во времени: допустимая длительность его составляет в младших и средних группах от 12 до 15 и от 25 до 30 минут в старших группах. Регулирование нагрузки осуществляется дозировкой объема работы. Так, в средней группе каждый дежурный сначала накрывает на один стол (поручение накрывать два стола, как правило, приводит к увеличению количества ошибок в среднем в два раза, к снижению внимания, самоконтроля, к увеличению числа отвлечений). К концу года отдельные дети справляются с накрыванием двух столов.
Слайд 9
Источник
Консультация для молодых воспитателей
на тему: «Развитие личности ребенка
в трудовой деятельности»
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Пролениться и хлеба лишиться.
Терпение и труд всё перетрут.
Умелые руки не знают скуки.
Работе время, а потехе час.
Судят не по словам, а по делам.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Что делано наспех, то и сделано на смех.
Дело мастера боится.
Было бы терпение – будет и умение.
Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.
Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Со времён становления дошкольного воспитания знание о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку-труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах.
Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:
ПЕРВАЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.
ВТОРАЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.
ТРЕТЬЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.
Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада.
Центральным звеном в содержании программы трудового воспитания дошкольников выступают знания о труде. Это обусловлено тем, что именно знания о труде обеспечивают, с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой – выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности детской личности, воспитания нравственных отношений к миру.
Формирование усложняющих знаний о труде, которые раскрывают детям в младших группах отличие трудовой деятельности от всякой другой – нетрудовой, и дают возможность в дальнейшем организовывать, руководствуясь приобретенными знаниями, собственную элементарную трудовую деятельность. Дети получают знания о результатах труда в разных трудовых процессах взрослых, о том, что эти результаты труда удовлетворяют различные потребности детей и взрослых, а также знания о том, что трудовой процесс включает постановку цели, последовательно выполняемые трудовые действия с инструментами по обработке материала или предмета труда.
Программа средней группы предполагает освоение знаний о составе (структурных компонентах) трудового процесса: постановка цели и её мотивация; отбор материалов и инструментов в соответствии с их качеством; получение итогового результата труда соответствующего поставленной цели и позволяющего удовлетворить потребности детей и взрослых. Дети осваивают первые обобщенные знания о видах труда и профессиях: труд няни, повара, прачки дворника.
Программа старших групп предполагает освоение детьми знаний о видах труда по созданию разнообразных предметов, о коллективном труде людей, формах его организации, о направленности коллективного труда. Формирование знаний об отношениях человека к труду, к своим обязанностям.
Программа старших групп предполагает освоение детьми обязанностей дежурных по столовой, занятиям, уголку природы: освоение всех простейших способов организации коллективного труда в повседневной трудовой деятельности (общий, совместный труд).
В соответствии с теорией социального наследования, позволяющей рассматривать становление трудовой деятельности в дошкольном возрасте как процесс овладения трудовым опытом предшествующих поколений, основными критериями для определения уровней освоения детьми программного содержания стали: полнота, дифференцированность и обобщенность знаний о трудовом процессе, его направленности, компонентах (от целеполагания до получения результатов) и последовательности их включения в трудовой процесс; овладение социально закрепленным способом осуществления трудового процесса (самостоятельность, целеполагания, отбора материала и трудового оборудования). Выполнения трудовых действий, получение промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целью, самостоятельность оценки труда; наличие интереса, бережного отношения к результатам труда, значимая и осознаваемая мотивация такого отношения, самостоятельность суждений.
Процесс социализации личности ребенка-дошкольника неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знания о социальных явлениях, важнейшим из которых является труд, призваны сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольника.
Ознакомление детей с трудом взрослых является основополагающим явлением общественной жизни.
Трудовое обучение в детском саду является средством трудового воспитания. Трудовое обучение это необходимый этап в подготовке детей к самостоятельной трудовой деятельности. Его цель – научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда, доступные детям дошкольного возраста. Воспитатели широко используют при руководстве повседневным трудом детей приёмы обучения отдельным, наиболее сложным действиям при выполнении ребёнком трудового задания.
Единицей трудовой деятельности выступает трудовой процесс, основными компонентами которого являются цель и мотивы труда, предмет труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда. Этими компонентами труда и должны овладевать дети, так как человек, освоивший деятельность сознательно определяет её цель, мотивирует, планирует и контролирует её выполнение. Отсюда обучение дошкольников трудовой деятельности должно быть направлено на освоение ими целостных трудовых процессов. Это обуславливает необходимость формирования общетрудовых (умение принять и самостоятельно поставить цель труда; умение спланировать основные этапы работы: умение отобрать предметы труда и трудовое оборудование в соответствии с целью трудового процесса; умение организовать рабочее место; умение поддерживать порядок на рабочем месте; умение оценить результат с точки зрения соответствия цели трудового процесса и т.д.) и специальных умений (намыливать, тереть и т.п.), а также требует обучения детей специальным действиям самоконтроль.
Трудовое обучение целостным трудовым процессам оказывает существенное воздействие и на освоение детьми системных знаний о труде, а также оно осуществляет в повседневной жизни и на занятиях и может быть индивидуальным и групповым.
Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными потребностями детей.
Следует оказывать ребенку только необходимую помощь, не торопиться делать за него.
Главная задача – показать рациональные способы организации и осуществления труда, акцентировать внимание на наиболее сложных трудовых действиях и способах самоконтроля.
Источник