Развитие личности ребенка в проекты в доу

УДК 373 А.А. Мясникова
воспитатель
О.Н. Мотина
воспитатель
(АНО ДО «Планета Детства «Лада» д/с № 99 «Капелька» г.Тольятти)
Развитие личности ребенка средствами проектной деятельности
В данной статье освещен опыт работы педагогов по внедрению в практику технологии детской проектной деятельности, отвечающей современным федеральным государственным требованиям, активно формирующей у дошкольников интерактивные качества личности.
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
(древняя китайская пословица)
От современного образования требуется не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Ребенок – это маленький исследователь, который стремиться к активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Ребенок стремиться к самопознанию, самовыражению, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.
Педагоги детского сада № 99 организовывают деятельность детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово «занятие» вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. Актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Эту возможность представляет метод проектов, который интегрирует в себе различные виды деятельности для осуществления единой цели, что соответствует Федеральным Государственным Требованиям. Метод проектов ведёт к результативности в работе не только по формированию предпосылок исследовательской деятельности, но и развитию интегративных качеств личности.
Проектная деятельность стала частью воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду: она внедряется в практику работы педагогов детского сада с 2006 года. Первыми откликнулись, и с большим интересом начали осваивать эту форму работы воспитатели старших и подготовительных групп. Работая в подготовительной к школе группе, наши дети выбрали тему «Наш волжский край».
Дети столкнулись с проблемой – хотели узнать как можно больше о родном крае, но не нашли достаточного количества доступной информации. Педагогами была определена цель проекта развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе ознакомления с родным краем, а также создание мини-музея «Здравствуй, сказочный край!».
Были поставлены основные задачи:
- повысить мотивацию к процессу приобретения знаний;
- развить позицию ребенка – исследователя в проекте;
- активизировать работу педагогов и родителей;
- обогатить краеведческий уголок в группе.
Проект проходил в пять этапов – поисковый, аналитический, практический, презентационный и оценочно-рефлексивный.
На поисковом этапе беседуя с детьми, мы определились с названием проекта, разделились на группы, у каждой из которых была своя обязанность, сформулировали цель. Вместе с родителями разработали план совместных мероприятий.
Приступив к аналитическому этапу, с детьми были проведены ряд бесед о родном крае, городе. Совместно с педагогами, родителями и детьми прошла викторина «Наш волжский край», с целью определения уровня знаний по выбранной теме. Составили алгоритм, определяющий ход выполнения проекта.
В рамках практического этапа проводились экскурсии по улицам города и к достопримечательностям совместно с родителями, беседы о разных домах. Дети приносили в группу фотографии домов, в которых они живут. В результате были собраны фотоальбомы «Улицы родного города» и «Дом, в котором я живу» с комментариями детей, рассказами и рисунками. Собирая информацию, фотоматериалы, рассказы и рисунки детей о родном городе мы изготовили книгу «Тольятти стал моей судьбой», в группах оформили тематические выставки на темы: «Татищев – основатель города», «Замечательные люди нашего города», «Моё древо жизни», «Мы юные архитекторы» и другие. Совместно с родителями изготовили макет «Улицы нашего города». Был проведен конкурс «Достопримечательности нашего города».
Дети с удовольствием добывали знания, сведения, материалы, используя различные источники информации: книги, энциклопедии, словари, общение со взрослыми, детские журналы и газеты.
С целью активизации у дошкольников интереса к данному проекту разработали мульти-медийную презентацию «Город, в котором я живу». Цель электронного пособия: формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному городу, людям, населяющим его, способствовать усвоению нравственных ценностей, вызвать у детей интерес к истории родного города, историческим и памятным местам.
Использование пособия позволило нам решить следующие задачи:
- расширить у детей представление о родном городе;
- познакомить с достопримечательностями города Тольятти;
- развить интерес к истории города;
- вызвать у детей чувство гордости за город Тольятти
Данное обучающее пособие разработано для детей подготовительной к школе группы, оно может быть использовано при проведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Детская проектная деятельность – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые. В процессе работы и в ходе реализации проекта педагог получает огромное количество информации, которую необходимо анализировать адаптировать к усвоению детьми дошкольного возраста.
Приступив к презентационному этапу, мы оборудовали в группе мини-музей «Здравствуй, сказочный край!». Провели экскурсии для родителей и детей других групп по мини-музею с использованием путеводителей, сделанных руками детей.
Участие детей в детской проектной деятельности способствовало достижению достаточно высокому уровню сформированности у детей следующих интегративных качеств:
- «Любознательный, активный» – дети проявляли интерес к информации, которую получали в процессе общения, к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
- «Эмоционально отзывчивый» – эмоционально откликались на информацию, полученную от приглашенных гостей во время тематических встреч.
- «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» – дети овладели умением решать спорные вопросы, убеждать, доказывать, объяснять.
- «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» – научились использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.
- «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе» – научились рассказывать о своем городе, крае.
- «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» – дети выполняют индивидуальные и коллективные поручения, ответственно относятся к порученному заданию, стремятся выполнить его хорошо.
Можно сделать вывод, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, умение ставить цели и выполнять задачи.
Детская проектная деятельность актуальна и результативна в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Позиция ребёнка – исследователя в проекте – это позиция субъекта, способствующая интенсивному интеллектуальному, эмоциональному развитию личности и способности к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Литература:
- «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.
- Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один из путей развития активности ребёнка / О.В.Дыбина, В.В.Щетинина. – Тольятти, ТГУ.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход»: учеб. пособие / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. – М ., 2005.
- Ивин, А.А. “Искусство правильно мыслить”, Москва, “Просвещение”, 1986.
- Киселева, Л.С. Данилина, Т.А. “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения”, Москва 2004.
- Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания./ А.И. Савенков – Ярославль: Академия развития, 2003.
Источник
В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.
Одним их эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности.
Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание нормативных ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоение культурно заданных средств и способов анализа действительности.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.
Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Проектная деятельность имеет следующие особенности:
- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
- участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
- проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Педагоги нашего детского сада разделяют позицию доктора биологических наук Т.В.Потаповой о том, что предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект, который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду комплексной программы “Детство” Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой.
Представляем информационную карту проекта, проведенного в нашем детском саду.
Информационная карта проекта
МАДОУ “Детский сад № 49”
- Полное название проекта:
“Кормушка для птиц”.
- Авторы проекта:
- Мачужак М.Г., Авдеева Л.В., Хвостанцева Н.И., Жевлакова Н.И., Алиева Р.М.
- Руководитель проекта:
- Мачужак М.Г.
- Кадры:
- педагоги группы № 9, 12
- Тип проекта:
- исследовательско-творческий
- Проблема:
- узнать, какую помощь можно оказать крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
- Цель:
- исследовательская деятельность по изучению жизни птиц зимой, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной ситуации, а также природоохранная деятельность.
- Задачи:
- расширить знания детей о приспособлении птиц во время зимовки;
- учить быть настойчивым в поиске ответа на поставленный вопрос, используя различные способы познания;
- поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться, аргументировать свой выбор;
- оказывать помощь в создании продукта деятельности.
- Краткое содержание проекта.
В рамках биологической экологии:
1. Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
2. Изучение взаимодействия птиц с окружающим миром в ходе наблюдение экологических игр во время совместной деятельности.
3. Систематизация знаний в процессе наблюдений и экспериментирования.
В рамках прикладной экологии:
1. Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
2. Природоохранная деятельность (осуществление экологической акции “Подари птичке кормушку”).
3. Планирование и проведение организованной деятельности, совместной деятельности, режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
10. Вид проекта: межгрупповой.
11. Сроки проведения: краткосрочный (неделя 09.11 – 12.11).
12. Участники: педагоги, дети, родители.
13. Возраст детей: 5-6 лет.
14. Форма проведения: дневная (в рамках организации образовательного процесса и в повседневной жизни с учетом принципов интеграции).
15. Ожидаемые результаты (продукт проекта)
- Повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников.
- Осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом направлений экологии (биологического, прикладного).
- Гармоничное формирование разных видов отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
- Развитие у детей устойчивого интереса к представителям природы – птицам.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- Успешное интеллектуально – личностное развитие воспитанников.
- Пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Проект “Кормушка для птиц”
Тип: исследовательско-творческий.
Участники: воспитатели старшей группы, дети, родители.
Масштаб: краткосрочный (2 недели).
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смодулированной проблемной ситуации.
Проблема: как помочь птицам пережить холодную зиму.
Задачи:
- расширять знания о зимующих птицах;
- поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
- воспитывать заботливое отношение к птицам;
- помочь в создании определенного продукта (кормушки).
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей 1. Моделирование ситуации. 2. Выявление проблемы.
3. Определение продукта деятельности.
1. Игровая ситуация: “Утром дети приходят в детский сад и видят за окном на карнизе птиц (ворона, сорока, голубь, воробей, синица).
Вместе с воспитателем дети выясняют, зачем к ним прилетели птицы?
2. Какая помощь нужна птицам? Что мы сможем сделать, чтобы им помочь?
3. Задача: сделать кормушки, запастись кормом для птиц.
1. Вхождение в игровую ситуацию. 2. Освоение и принятие проблемы: как помочь птицам?
3. Уточняют задачу: какие могут быть кормушки, чем питаются зимующие птицы (корм для птиц).
(Приложение 1)
2. Организация работы по решению проблемы. 1. Воспитатель помогает спланировать деятельность: – выбор объекта деятельности (зимующие птицы),
– форма сбора информации (кормушки разных видов, корм для зимующих птиц).
2. Помогает разделиться на группы, используя карточки-схемы.
1. Выбор объекта (зимующие птицы). 2. Планирование деятельности.
3. Разделение на группы.
(Приложение 2)
3. Практическая деятельность по решению проблемы. 1. Оказывает практическую помощь (информация о разных видах кормушек, карточки – схемы о корме для птиц). (Приложение 3)
1. Проводят деятельность в соответствии с задачей (приносят корм, изготовляют кормушки). 4. Презентация продукта деятельности. 1. Презентация кормушки. 1. Предоставление корма для птиц. Список литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений (текст). Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей (текст). Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
- Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – Изд.3-е. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 244 с.
Источник