Развитие личности ребенка в процессе творческой игры

Развитие личности ребенка в процессе творческой игры thumbnail

Игра, как метод развития творческих способностей

личности ребёнка.

Игра, учение и труд являются важнейшим фактором формирования потребностей личности. Специфическое место в развитии ребёнка занимает игра. Именно в игре «…раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности». (Сухомлинский В.А.)

Детские игры- это форма включения ребёнка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как

Формирование произвольного поведения ребёнка, его социализации.

Существует ряд видов игровой деятельности:

  1. Спортивные, способствующие развитию физических и интеллектуальных

сил человека;

  1. Ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п;
  2. Художественные, передающие образ, явления природы, настроение и пр;
  3. Дидактические, формирующие знания, учения и навыки;
  4. Деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующих систему отношений характерных для определённого вида деятельности;
  5. Военные, прогнозирующие ход сражения.

Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринуждённо познать самого себя и окружаюший мир, органично войти в него.

Для направления игры, как педагогического процесса в нужное русло необходимо владеть законами развития игрового действия. Существуют общие

Требования к играм, выполняемые на определённых этапах их организации и проведения.

Во-первых, необходимо сформулировать педагогическую цель, которая в свою очередь определяет форму, как характер и содержание избираемой игры.

Во-вторых, в процессе учебно-воспитательной работы игра может быть использована, как игровой момент с целью релаксации.

В третьих, игра может быть использована, как педагогический приём для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков.

В четвёртых, игра может быть использована, как дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания. Дидактическая игра и игровые приёмы, выступающие, как средство пробуждения детей к определённым видам деятельности должны использоваться в учебном процессе.

Игровая деятельность в любом её проявлении строится на инициативе, творческой импровизации и в этом её ценность. Игра приподнимает над обыденностью, всеобщая «заряженность» переносит детей в обыденную обстановку. Даже замкнутым детям игра помогает активно включаться в учебный процесс, отсутствие боязни выглядеть смешным создаёт ощущение лёгкости и веры в себя.

С одной стороны, игра не имеет возрастных границ, с другой при организации игровой деятельности каждая возрастная группа отличается своей спецификой.

Игры для детей дошкольного возраста должны быть динамичными, непродолжительными по времени. Следует помнить о быстроте утомляемости детей и неустойчивости их внимания, музыкальное оформление игры придаёт ей особый колорит веселья и задора. Страсть к подражанию животным, растениям, звукам окружающего мира, повышенная эмоциональность увлекает детей, побуждает их к активному участию.

Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий:

– игра должна нести положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях;

– в ней должны быть задействованы все дети и осуществляется постоянная смена ролей участвующих;

– она должна предусматривать преодоление определённых трудностей, усложняющихся в процессе игры;

– в игру необходимо включить элемент состязательности.

Творческое развитие личности, её обучение осуществляется тем успешнее, чем активнее используется игра, как метод обучающего воздействия. Игра в руках знающего педагога является инструментом, с помощью которого осуществляется изящный переход от детского любопытства к целенаправленной образовательной деятельности.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №8 “Виктория”

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Доклад на тему:

«Игра – средство развития творческой личности дошкольников»

(из опыта работы)

Автор:

воспитатель

высшей кв. категории

Н.П. Бибарисова

Татарстан г. Бавлы ул. Горюнова 3а

Особая роль в развитии детей принадлежит игре. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудов и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Активная игровая позиция дошкольников выполняет важные функции в его развитии:

– дает возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать «как взрослый» врачом, поваром, моряком;

– открывает широкие горизонты для общения, прежде всего, со сверстниками, дает возможность взаимодействовать, как внутри разных ролей, так и просто обсудить «несерьезные» детские дела;

– служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;

– помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: лететь на самолете, плыть на корабле и др.;

– способствует развитию психологических познавательных процессов дошкольников: внимания, мышления, речи и т.д. (в этом кроется успех даль-нейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка);

Читайте также:  Особенности развития ребенка и функции матери

– служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности.

Подготовка к сюжетно-ролевой игре требует много усилий, терпения, знаний. Много читаю специальной литературы, подбираю литературные произведения, стихи, рассказы, загадки (по «Программе воспитания и обучения в детском саду»), нахожу иллюстративный материал: делаем атрибуты для игр. В этом принимают активное участие и другой педагог группы, музыкальный руководитель (подбирает музыкальное сопровождение), швея детского сада (пошив костюмов), родители (мамы шьют и вяжут наряды для кукол, папы ремонтируют машины). Все это дает возможность детям ощутить всю полноту погружения в сюжет игры, вызывает чувства восторга и удивления.

В нашей группе дети играют в такие игры: «Дочки-матери», «Больничка», «Парикмахер», «Магазин», «Строитель», «Шофер», «Зоопарк» все действия малышей несложные, так как они только начинают овладевать рядом правил, возникающих в процессе коллективной игры.

Дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. В игре дети живут и развиваются, познают окружающий мир, учатся общаться друг с другом; дети свободно двигаются. Во время игры я включаюсь в игру с детьми на правилах партнера, и ребенок может поспорить со мной, а я поправить, если тот «ошибся». Подготовка и ориентация сюжетно-ролевых игр сплачивает коллектив, помогает развивать фантазию, побуждает искать что-то новое, узнавать много интересного.

Поводов к возникновению творческих игр много в детской жизни. Некоторые темы игр придумываю сама, привлекая к этому и детей (например, грязная кукла сидит за столом; приход Хрюши и Степашки, которые не умеют вести себя в гостях). Дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы (кормление, укладывание спать, прогулку и т.д.), то есть те жизненные ситуации, в которых они сами постоянно участвуют. Знакомим детей с трудом взрослых, организовав экскурсии (в медицинский кабинет, на кухню). Некоторые экскурсии, например, в магазин, в парикмахерскую, предложила осуществить родителям. К каждой экскурсии разработала вопросы, заставляющие детей не просто перечислить то, что они видели, а осознать увиденное.

В процессе экскурсии включаю детей в активную деятельность. Так, в медицинском кабинете медсестра Нурия Альтаповна нескольким детям измерила рост, вес, прослушала фонендоскопом. В конце посещения всем детям дала витамины, подарила пустые коробочки от лекарств, чтобы в группе можно было с ними развернуть игру. После каждой экскурсии провожу беседу, во время которой дополнялись и закреплялись полученные детьми знания.

В каждой игре, игровой ситуации стараюсь восхитить детей, разбудить их фантазию, воображение. Этому служат просмотр детских передач («Теле-няня», «Спокойной ночи, малыши!» и другие), посещение театра. В детский сад очень часто приходят артисты с театральными представлениями, что вызывает интерес к новым темам; дети получают удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

Для развития детской игры большое значение имеют игрушки и предметы – заместители. Для маленьких детей характерно использование игрушки не только по ее прямому назначению. Поэтому даю игрушки, которые пригодны для разнообразного использования, например: мишки, куклы – «девочки» и «мальчики». Много радости дает ребенку игрушка, уточняет его знания об окружающем, помогает придумывать и развивать игру, будит разнообразные чувства. В оснащении игровой среды особое место отвела предметам-заместителям (кондитерские изделии – сделаны из ваты; вазы с цветами – из бросового материала, салфетки – из ткани). Предметы-заместители и игрушки разнообразили и обогатили игровые действия детей.

Рассматривая вопрос «Игра – средство развития творческой личности дошкольников» провела анкетирование родителей, выяснила, что игровые сюжеты у ребенка появляются чаще после просмотра мультфильмов, сказок, чтения художественных произведений. Игрушки для ребенка выбирают родители, учитывая его пожелания. Наши дети, несмотря на свой маленький возраст, могут играть самостоятельно в течение длительного времени. Это радует, так как ребенок в игре изображает то, что увидел, о чем узнал и это углубляет его чувства, уточняет представления.

Сюжетно-ролевая игра предоставляет неоценимые возможности для развития творчества. Нам, взрослым, необходимо только понять склонность маленького ребенка к фантазированию, его любовь к игре, и тогда легче будет найти ключ к его уму и сердцу, усилить особенности его поведения.

Источник

Из опыта работы

«Формирование личности ребенка в процессе игры»

Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Другое трактование природы, игры удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревнование. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме даёт возможность удовлетворить неосуществлённые желания.

Читайте также:  Как открыть клуб развития ребенка

И. Гейзина, автор классического произведения «Гомо-людекс» (Человек, который играет»), подчёркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы.

Уже в мире животных она рушит границы физического существования.

Животные могут играть, значит, они уже где-то больше, чем просто механизмы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит мы больше чем просто умные существа, потому что игра-занятие очень умное «С точки зрения линейного дитерминированного мира, игру можно рассматривать только как надмерность, которая не опирается на какой -либо традиционный фундамент».

Игра, – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создаёт свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это прежде всего свободная, большая деятельность.

Игра протекает рядом нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра – это деятельность, которая изображает отношения личности к миру, что её окружает.

Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и тоже действие, которое приносит удовлетворение, даёт возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.

Ребёнок в игре и артист, сочиняющий слова и действия для своей роли, зритель, воспринимающий их, он же и дикоратор -рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он и техник-изобретатель – создаёт в игре новые конструкции машин, мостов, домов, новые модели платьев, изготовляет мебель.

Тематика игр дошкольников различна. Из поколений в поколение дети традиционно играют в семью, в больницу, в школу, в параход и т.д. Однако без участия воспитателя и искреннего интереса его к этому крайне важному виду детской деятельности, без его умения увлечённо, не подделываясь под детей, играть с ними содержание и характер игр старших дошкольников во многом могут оставаться на таком же уровне, что и у малышей. Если же взрослый живёт игрой, если он верный знающий партнёр, старший товарищ, добрый друг, с которым интересно играть, культура детской игры постоянно растёт и сама игра становится в руках умелого воспитателя важным средством влияния на поведение детей.

Уровень развития взаимоотношений в игре зависит от многих факторов, и прежде всего от тех условий, в которых ребёнок находиться не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности его навыков коллективной жизни. По степени развития детских знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни. По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определённого климата коллективных взаимоотношений в игре, можно выделить основные четыре подгруппы детей:

Первая подгруппа – дети активные, общительные, дисциплинированные c достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. Однако и среди детей первой подгруппы встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам.

Вторая подгруппа – дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений (вырезать, рисовать, конструировать и др).

Третья подгруппа – дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.

Четвёртая подгруппа- это дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно не мешают педагогу проводить работу.

Знание особенностей характеров всех детей группы даёт возможность воспитателю подобрать и использовать при руководстве играми наиболее эффективные педагогические приёмы. Задача педагога – объединить детей в совместной игре в дружный коллектив.

Подготовила: Цыкова Наталья Александровна

воспитатель старшей группы

Источник

Консультация для воспитателей по теме: «Игра- средство развития творческой личности ребёнка».

Игра – это поле свободной творческой деятельности. Для того чтобы игра была интересной. Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.

Читайте также:  Развитие ребенка в чреве

Развивающие игры – это большой потенциал для развития творческих способностей детей.

Там, где ребёнка не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно

Какие развивающие игры и игровые задания мы можем использовать в своей работе?

– «Оживший предмет»

Цель: представить, что это живой предмет, каким был бы эго характер, о чем и как мог говорить.

– «Что бывает?»

Цель: выяснить форму, цвет, предполагаемый предмет (например, круглым и жёлтым, могут быть солнце, мячик и т.д.).

– Говорить от имени»

Цель: иллюстрация или фотография, например дерева. Рассказать от его имени.

– «Найди предмет с заданным характером или настроением»

Цель: выявить личное отношение к предметам, выражать это в речи, (например: найди самую грустную куклу).

– «Оживший предмет»

Цель: учить детей оживлять группу предметов и действовать сними (пример: грецкие орехи – гномы, каждый берет на себя роль, сочиняет сюжет, играет).

– Игровая ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, придумывает сюжет.

– «Игра-соревнование»

Цель: кто больше назовет красивых слов, проведет больше линий, быстрее пройдет по извилистой дороге.

Для организации работы по развитию творческих способностей в разных видах деятельности необходимы игры, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Любое творчество ребенка означает попытку выразить себя, свое отношение к миру.

Для успешного развития творческих способностей необходимо

-Первое условие – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста.

– Второе условие эффективного развития способностей – это необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали его.

Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, мастерскую с материалами и инструментами, строительные материалы, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач и многое другое. Все это составляет развивающую среду, существенно раздвигает мир детей, расширяет их возможности познавать. При этом предоставляется ребятам большая свобода в выборе занятий, их последовательности во времени и способах работы.

-Третье условие для успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления.

– Четвертое условие. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет ребёнку на пользу.

– Пятое условие, играя в эти игры с детьми, взрослые, незаметно для себя, приобретают очень важное умение, это умение сдерживаться, не мешать детям самим, размышлять и принимать решение.

А сейчас уважаемые коллеги я хочу предложить вам проверить ваш творческий потенциал.

Упражнение «Незаконченный рисунок»

Педагогам предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др.

Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы.

Игра «Рифмоплет»

Я называю слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка, картина- корзина, ромашка- бумажка, пышка- мышка), а педагоги сочиняют двустишья на заданные рифмы.

«Хорошо-плохо»

Я называю предмет или явление, а педагоги должны досказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например:

  • утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься,

  • ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

  • свеча:……

«Нестандартные задачки»

1 способ:

Найдите предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п.

Придумайте необычный способ использования

  • зеркала,

  • стола,

  • кружки,

  • мяча и другим предметам.

2 способ:

  • В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители?

  • Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку?

«Что будет, если…»

  • все люди станут великанами,

  • кошки заговорят человеческим языком.

Спасибо за внимание! Я вам желаю творческих успехов!

Источник