Развитие личности ребенка в образовательном процессе
Елена Кузнецова
Становление личности ребенка в образовательной среде
Аннотация: В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Образовательная среда выступает одним из основных факторов становления и развития личности.
Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, личность, становление личности.
На современном этапе становление личности ребенка в образовательной среде становится приоритетным направлением воспитательного и образовательного процесса. Образование сегодня признано основным ресурсом социальноэкономического и политического развития государства и гражданского общества. Целью образования является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина.
Согласно ФГОС дошкольного образованияперед педагогами в данном контексте стоят следующие задачи:
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Процесс становления и развития личности подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим их подробнее.
В старшем дошкольном возрасте дети приобретают устойчивые психологические характеристики, влияющие на их действия и поступки, произвольность поведения.
Целостная структура личности, по Л. С. Выготскому, определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности дошкольника состоит из постепенного осознания своего места в мире и развития чувств и воли, обеспечивающих соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
В процессе становления личности дошкольника происходит формирование самосознания (представлений ребёнка о себе, своём месте в мире, оценивании собственных поступков по сравнению с окружающими). В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Именно в дошкольном возрасте происходит активное личностное развитие ребенка: среди мотивов начинают преобладать познавательные и социальные мотивы, формируются навыки саморегуляции и произвольности, самостоятельность в практической и познавательной деятельности, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью. В дошкольном возрасте дети уже способны управлять собственным поведением, нести ответственность за свои поступки.
Образовательная среда рассматривается в контексте понимания образования как сферы социальной жизни, а среды, как фактора образования. Среда – это окружение, совокупность условий вокруг человека. Проблемой развития образовательной среды занимались Г. А. Ковалев, В. И. Панов, А. В. Петровский, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин, а также зарубежные ученые А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс.
Образовательную среду определяют как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий для развития личности обучающегося. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение.
Проблема образовательной среды становится все более актуальной в настоящее время. По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; историкокультурным компонентом. Как пишет С. Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В. И. Слободчиков говорит о том, что, среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. В. В. Степанова и Н. Н. Толстых придают большое значение организации образовательной среды, под которой они понимают единство компонентов реальности, имеющих как культурное, так и природное происхождение. Предполагается, что взаимодействие культурной и природной среды дает возможность развивать и изменять способности личности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что образовательная среда является совокупностью различных факторов образовательного процесса и специально организованных психологических и педагогических условий для становления и развития личности.
Образовательная среда ДОУ относится к особому типу среды. Дети находятся в детском саду по 810 часов каждый день. В это время они посещают логопедические, физкультурные, музыкальные, психологические, общеразвивающие занятия. Образовательная среда ДОУ информационно насыщенна и многообразна в коммуникационном плане.
Именно в дошкольном возрасте закладываются общественные основы направленности личности, развиваются навыки поведения в обществе. Это определяет именно детский сад как основную организационную форму воспитания ребенка.
Приходя в детский сад, ребенок становится членом группы сверстников во главе с воспитателем. Наряду с родителями и членами семьи, воспитатель становится значимым взрослым в жизни ребенка.
Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать и развивать социальные контакты, познавать себя и других, оказывает воздействие на особенности и развитие его коммуникативных навыков. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном. И таким образом субъектсубъектные отношения выходят на первое место в дошкольном возрасте.
В связи с возрастными особенностями дошкольников воспитатель оказывает на ребенка педагогическое воздействие и своими интеллектуальными, и педагогическими способностями, и личностными качествами.
По мнению Л. С. Выготского, воспитание и образование в качестве единого целенаправленного формирования личности ребенка можно определить,как поле активного взаимодействия трех компонентов: дошкольника, педагога и среды между ними.
Образовательная среда в детском саду должна являться средством развития природных способностей, а для этого она должна быть разнообразной и вариативной, включая как различные проекты, конкурсы и изготовление поделок, продолжая компьютерными программами и интерактивными приложениями. В такой среде у дошкольника будет возможность испытать себя в различных учебных и игровых ситуациях, погружаясь в различные виды деятельности. В то же время, образовательное пространство должно быть максимально насыщено предметным и нравственно-эстетическим содержанием.
Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в этом пространстве создавать для дошкольника ситуацию успеха в выбранном виде деятельности.
Образовательное пространство необходимо насыщать ситуациями, способствующими развитию творческого подхода. В творчестве дошкольник не только концентрируется на отдельной задаче, но и получает со стороны сверстников и значимых взрослых положительное эмоциональное подкрепление при выполнении определенной деятельности, необходимое для того, чтобы поддержать развитие способности на должном уровне.
Образовательная среда ДОУ – это многообразная система, элементы которой в своей совокупности обеспечивают развитие личности дошкольника.
Список литературы
1. Васильева К. Е. Управление в дошкольном образовании. – М., 2015.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2013.
3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенкадошкольного возраста: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014.
4. Солодянкина О. В. Система планирования в ДОУ. – М., АРКТИ, 2013.
5. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155).
Источник
2.1 Особенности психологического развития личности ребенка в условиях современного образования
Особенности развития личности в условиях современного общества
Одна из главных целей современного образования, состоит в развитии у обучающихся таких личностных качеств, которые помогут в становлении и развитии каждого человека, его жизнедеятельности, заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обусловливает в дальнейшем становление его как личности, способной к построению своей деятельности, ее изменению и развитию.
Полноценное развитие человека неотделимо от его личностного развития – в основе которого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации.
Подобное понимание развития личности ставит вопрос о необходимости реконструкции принципов психолого-педагогической теории, системы психологических понятий, методов исследования и поиска адекватного современным представлениям общенаучного подхода к его изучению.
Анализ основных научных подходов к изучению человека, существующих сегодня в психологической науке (системноструктурного, процессуальнодинамического и деятельностного), показал, что они значительно различаются между собой и в то же время взаимодополняют и взаимополагают друг друга. Они могут быть объединены в рамках личностно развивающего подхода, позволяющего понять объект и условия, механизм и движущие силы, генезис и динамику развития личности.
В личностно – развивающем подходе мы выделяем три основных направления развития личности: содержательное (содержание процесса развития: разработка концептуальных и технологических моделей развития личности), динамическое (все временное поле развития личности с момента поступления ребенка в школу через стадию самостоятельного и осознанного выбора профессии к творческой самореализации личности) и институциональное (институт личностного развития, включая тип социума, в котором живет и развивается человек, образовательные системы и конкретные социальные группы, в которых реализуется процесс развития).
Указанные направления не следует рассматривать как обособленные друг от друга. В индивидуальном жизненном пути очерченные линии анализа тесно переплетены между собой, и было бы неправомерно пытаться их разорвать либо противопоставить друг другу. Вместе с тем в сугубо аналитических целях вполне допустимо поэтапное обращение к каждой из них и прежде всего к содержательной, концептуальной разработке представлений о развитии личности.
Идеи целостности, единства личностного развития человека легли в основу концепции, где фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом развития и формой реализации творческого потенциала являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность и эмоциональная и поведенческая гибкость. Выделенные интегральные характеристики личности являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности (хотя и в разной степени). Каждая интегральная характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, существенных для успешного действования в рамках той или иной жизненной ситуации. Фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности являются осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в деятельности.
По С.Л.Рубинштейну [14], проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. Предельно обобщая, можно выделить два способа существования человека. Первый из них – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь весь человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его пределы, он связан с появлением ценностно-смыслового определения жизни.
Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации личностного развития является необходимость делать выбор: ощущать свободу, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет, – с другой.
Рассматривая личностное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, можно выделить в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках “Я и высшее (творческое) Я”. На этой стадии формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность, тем самым субъект не только достигает определенного мастерства, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь.
Подводя итог сказанному, осуществим хотя бы приблизительную оценку описанным процессам. Важно при этом определить, какое воздействие они оказывают на процесс формирования личности ребенка, затем молодого человека, а затем уже следующего поколения, по отношению к которому они будут отцами и матерями, в каком соотношении они окажутся с теми законами, по которым осуществляется процесс формирования личности.
В связи с этим необходимо, чтобы общество строго соблюдало законы развития личности.
Таким образом, формирование и развитие личности – актуальная проблема современной педагогической науки. Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос, который заключатся в изучении характера взаимодействия между обществом и индивидом (индивид является основой развития личности).
Блок самоконтроля:
- Какое влияние оказывает социальная ситуация на развитие личности ребенка?
- Каким образом взаимосвязаны между собой системноструктурный, процессуально-динамический и деятельностный подходы в современной системе образования?
- В личностно-развивающем подходе какие три основных направления развития личности можно выделить?
- Какие три основные стадии психологической перестройки личности можно выделить?
- Как в образовании должны учитываться психологические законы развития личности?
Психологические основы развития личности в контексте задач введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения
Основной теоретический материал:
видеозапись лекции М.Р.Битяновой, кандидата психологических наук, профессора Московского городского психолого-педагогического факультета, директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»
Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения ставят перед образованием цель воспитания самостоятельной самоактуализирующейся личности. Для этого образованию необходимо создать такие условия, при которых на выходе из образовательного учреждения учащийся должен обладать необходимыми знаниями (предметная грамотность), способностью принимать решения (ключевые компетентности), умением успешно взаимодействовать с окружающими (социальный опыт).
Чтобы понять каких именно условий ждет от образования общество хочется обратить внимание на само понятие «самоактуализация». Автором этого термина является известный американский психолог А.Маслоу. В это понятие он вкладывал следующее.
«Во-первых, самоактуализация означает полое, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя. Ключом к этому является бескорыстие…
Во-вторых, необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день – значит десять раз продвинутся к самоактуализации…
В-третьих, само слово «самоактуализация» подразумевает наличие Я, которое может актуализироваться. Человек – это не «tabula rasa» и не податливый воск. Он всегда уже есть нечто… Имеется собственное Я, и то, что иногда называлось «прислушиванием к голосу импульса», означает предоставление возможности этому «Я» проявляться. Большинство чаще всего прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиции и т. д…
В-четвертых, когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными. Обращаться к самому себе, требуя ответа, – это значит взять на себя ответственность…
Пятое. Для того, чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом…
Шестое. Самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий… Самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать…»
По мнению А. Маслоу самоактуализация является наивысшей потребностью человека, вершиной пирамиды человеческих потребностей. В основании пирамиды лежат биологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются потребности в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии); еще выше – потребность в уважении, престиже (в компетентности, уважении, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребности (стремление знать, исследовать); далее расположены эстетические потребности (в гармонии, красоте, симметрии, порядке). Между потребностями существует иерархическая зависимость. Вышележащие потребности начинают управлять поведением человека только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня.
Если сопоставить требования стандарта к результатам образования с пирамидой потребностей мы увидим следующее. Социальный опыт – это то, что дает возможность удовлетворить потребности в принадлежности, принятии, уважении и признании. Без удовлетворения этих потребностей потребность в познании не возникнет. Удовлетворение потребностей в уважении и познании дает возможность самостоятельного принятия решений, что является необходимым условием самоактуализации.
Хочется обратить внимание на роль и место образования в воспитании личности. Главными институтами воздействия на развивающуюся личность являются семья и школа. Эффективность воспитания будет зависеть от единообразия целей этих институтов, поэтому так необходимо взаимодействие школы и семьи. Образовательные стандарты II поколения и выдвигают одним из условий включенность семьи в образовательный процесс.
Теперь о сопровождении. В требования к кадровому обеспечению реализации основных образовательных программ включены психологи и социальные педагоги. Какие же задачи стоят перед этими специалистами?
Если в семье ребенка не удовлетворяются потребности, лежащие в иерархии ниже познавательных (потребность в пище, тепле; безопасности; любви; уважении), то снизить негативное влияние среды на ребенка – миссия социального педагога. Миссия психолога – помогать педагогу выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными способностями и возможностями здоровья.
На психологическом сопровождении хочется остановиться подробнее. Психолог может оказать компетентную помощь при обучении, воспитании ребенка, при взаимодействии школы с семьей. Сегодня важный вопрос как эту помощь осуществлять. Формальная диагностика не дает полного представления об индивидуальных особенностях ребенка, поэтому, на мой взгляд, необходимо привлекать психолога в работу творческих групп при разработке учебных и воспитательных программ для учащихся и разработке мероприятий для родителей. Только в таком тесном взаимодействии можно добиться эффективных результатов в образовательном процессе в целом.
К результатам образования педагог ведет ребенка своей личностью. Для того, чтобы достичь высоких результатов в предметной грамотности, ключевых компетенциях и социальном опыте педагог должен сам иметь высокий уровень развития в этих сферах. Чтобы воспитать самоактуализирующуся личность, педагог должен сам быть личностью самоактуализирующейся: уважать свое «Я», свою индивидуальность, самостоятельность и видеть самостоятельность, индивидуальность и личность в своих учениках.
Блок самоконтроля:
- Раскройте понятие «Самоактуализация», с опорой на концепцию А. Маслоу.
- Какова роль образования в развитии личности?
- Каким образом образовательные стандарты II поколения рассматривают включенность семьи в образовательный процесс?
- Какие задачи стоят перед специалистами службы сопровождения при реализации ФГОС нового поколения?
Источник