Развитие личности ребенка в микросреде
Влияние семейной микросреды на формирование личности ребенка
Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.
Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
Каково же влияние семейной атмосферы на формирование отдельных свойств личности детей, некоторых особенностей их поведения? Изучением этого вопроса занимались как психологи, так и психотерапевты.
Детские психиатры и психотерапевты утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного расстройства) и ряда других форм нарушений развития личности.
Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в работах отечественных педагогов и психологов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского (1973), Э. Г. Эйдемиллера (1990, 1999) и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся 1-го класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения при домашнем воспитании, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, спо-собствовали формированию неуверенности в своих силах.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индиви-дуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «Демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетво- ряющие их любознательность. «Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей детского возраста «авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических» семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т.
п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом ребенка среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый ха-рактер. Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявле-ние) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).
Влияет ли размер, состав семьи на формирование личности ребенка? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к лю-дям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживаниях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях детей.
Источник: Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер,2004. —480 с.. 2004
Источник
Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников
Без чувства долга, чести, гражданственности, коллективизма нет духовного богатства человека, нет человека в подлинном смысле слова.
Человеческая личность – это органическое, неразрывное целое, в котором подчас самые различные, но теснейшим образом связанные качества – и хорошие и дурные.
Поэтому и воспитание должно быть процессом цельным, рассчитанным на действие «по всему фронту», не распадающимся на отдельные педагогические мероприятия».
И все-таки есть фундаментальные начала психики, которые задают тон всему, которые стоят во главе угла любого характера.
Этот стержень, это «нравственный хребет», вокруг которого группируются остальные свойства человеческой натуры, составляет коллективистская, гражданская, патриотическая нацеленность личности. Именно эти высшие социальные чувства, в конечном счете, диктуют поведение человека, причем в самых различных и неожиданных на первый взгляд областях.
Семья – важный и во многом незаменимый этап в развитии каждого человека. Простое отсутствие ее влияния, в каком-то направлении уже само по себе часто перерастает в отрицательный фактор воздействия. Семья ни в коем случае не должна устраняться от воспитания гражданственности не только потому, что таков ее долг, но и потому, что без этого не сможет добиться устойчивых результатов и на иных «участках», «домашней педагогики».
Эффективность процесса формирования нового человека, его всестороннее развитие зависят от совершенствования целого ряда механизмов: последующего осуществления комплексного подхода к воспитанию и эффективного сочетания всех рычагов (экономических, политических, организационных и др.), улучшения индивидуальной работы с людьми. Особую значимость имеет создание целостной действенной системы социального становления личности, представляющий, как известно, конкретно – историческую совокупность различных носителей воспитательного воздействия, оказывающих влияние на человека с момента его рождения и далее на протяжении всей его жизни. К ним относятся: семья, детские дошкольные учреждения, школа, СМИ, общественные организации, учреждения культуры и др. Каждый из них играет определенную роль в развитии личности, и в каждом из них по-разному представлены элементы сознательного и стихийного воздействия на нее.
К сожалению, расхождения между общественным воспитанием в отдельных семьях не редкость. Процесс воспитания в частности семей не эффективно, стихийное влияние на ребенка подчас преобладает над сознательным, пассивное над активным, негативное над позитивным, значительные воспитательные резервы не приведены в действие и не используются. Более того, процесс формирования личности в ряде семей протекает в соответствии не с социально-значимыми целями, а с существенными отклонениям от них. Именно поэтому немало еще так называемых трудных детей, педагогически запущенных детей, не изжиты детская и подростковая преступность. Многие семьи несут ответственность за то, что в настоящее время приходиться сталкиваться с молодыми людьми, которым свойственны иждивенческие настроения, дурной вкус, приверженность к спиртному, узость духовных интересов, недостаточное владение культурным наследием.
Выяснение возможных каналов и путей оптимизации семейного воспитания чрезвычайно актуализирует в свою очередь задачу анализа реального состояния воспитательного потенциала семьи, всех факторов, оказывающих на него как прямое, так и опосредованное влияние.
Семья – клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.
Воспитатель, будь то учитель или родитель, должен знать и учитывать новые социальные и экономические явления, способные оказать влияние на формирование личности ребенка.
Сфера нравственного воздействия семьи на ребенка практически столь же широка, как диапазон общественного воспитания. Нет такого нравственного качества, в воспитании которого семья не могла бы принять участия. Она располагает неоценимыми возможностями для формирования у детей любви к отчизне, уважения к труду и т.п. Однако у нее есть обязанности, которые присущи ей в гораздо большей степени, чем скажем образовательные учреждения. К их числу, прежде всего, относится воспитание чувств, эмоциональная культура ребенка.
Огромная роль семьи в духовном становлении человека понятна. Конечно, ребенок – всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, он житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив – семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая – ее разносторонность. Семья – настоящий университет человеческих отношений. И учеба эта особенно прочна и действенна еще и потому, что не только и не столько проходит через холодный анализ разума, а воспринимается отзывчивым, чутким и ранимым ребячьим сердцем, которому свойственно, в отличие от рассудочной памяти, ничего не забывать, проносить порой через всю жизнь воспоминания о первых радостях, горе, несправедливостях и обидах.
Не менее важно и другое. Мир семейных, эмоционально-нравственных впечатлений обретает волшебную способность принимать или не принимать, окрашивать в свои личные цвета все богатство и разнообразие иных влияний, идущих из образовательных учреждений, кино, радио и газет, от друзей.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг другу, обилие проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка – все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизируются потом в новую неповторимую личность.
Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой как мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера.
Скудость, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Для эмоционального здоровья семьи важна подлинность, «неподменность» чувств, важно, что бы поступок находился в гармонии с душевным состоянием. Показатели этой гармонии – степень напряженности чувств, пропорциональность реакции существу дела, разумная сдержанность и тактичность, отсутствие фальшивых внешних эффектов.
Здоровая эмоциональная атмосфера семьи рождает у ребенка ощущение прочности бытия, веру в будущее, ожидание радостной, солнечной интересной жизни.
Важнейшим аспектом нравственного развития ребенка является формирование гуманистического отношения к людям. В последние годы психологи и педагоги часто обсуждает вопрос о взаимоотношениях между ребенком и окружающими его людьми. Исследователи ищут причины слабой социальной активности детей, их замкнутости, необщительности или, наоборот, агрессивности, душевной червствости, грубости. В каждом детском коллективе можно выделить детей, которые с большим трудом находят контакты со сверстниками. А ведь без контактов не может быть полноценного развития личности ребенка. Затруднения в отношениях со сверстниками вызывают у детей недоверчивость, озлобленность, трусливость, часто мешают развитию любознательности, творчества. Иногда недостаточное общение способствует появлению у детей безразличия к окружающим, равнодушие к событиям, происходящим вокруг них.
Воспитание детей в семье во многом зависит от того, каков его духовный климат, нравственные убеждения родителей. Определенные влияния на педагогические функции семьи оказывает ее структура, образование, возраст членов семьи.
Учет структуры семьи необходим при планировании работы с родителями. Нередко распаду семьи предшествуют сильные «бури» и «драмы», которые обязательно сказываются на душевном состоянии детей. В связи с этим дети из неполных семей, да и сами родители, требуют особого подхода со стороны педагога. Создание же новой семьи значительно отвлекает родителей от воспитания детей. Педагогам следует поддерживать связь с отцами, которые ушли из семьи, приглашать их на родительские собрания, консультации, рассказывать об успехах ребенка, давать советы, как при сложившихся условиях следует принимать участие в воспитании.
В работе с семьями, где живут три поколения, следует учитывать, что дедушки и бабушки (в силу занятости родителей) нередко являются основными воспитателями маленьких детей. Они, склонны в воспитании, руководствоваться лишь своим жизненным опытом, в то время как родители используют рекомендации педагогической литературы, принимают во внимание требования детского сада. В таких семьях чаще возникают конфликты из–за разногласий в вопросах воспитания детей.
Как уже отмечалось, основным содержанием нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование их гуманного отношения к людям. Первую школу отношений ребенок проходит в семье. Именно здесь он приобретает опыт человеческого общения, способность понимать и сочувствовать, взаимодействовать и помогать, т.е. все те качества, без которых невозможно жить среди людей. Одним из важных условий формирования положительного отношения к людям можно считать контакт ребенка с братьями и сестрами. Отношения между ними определяют позицию ребенка в семейном коллективе. По свидетельству многочисленных исследователей, намного легче происходит переход из семьи в дошкольное учреждение для тех ребят, у которых есть братья и сестра. Единственный ребенок в семье занимает центральное место, и ему сложно адаптироваться в коллективе сверстников.
Возраст родителей также имеет значение в воспитании детей. Нередко молодые родители не осознают своей ответственности перед ребенком, перекладывают заботы о нем на плечи своих родителей. Часто на воспитание детей сказывается и малый жизненный опыт родителей. Если же ребенок появляется у родителей зрелого возраста (особенно первый), то возникают другие препятствия для его правильного нравственного воспитания – родители стремятся пожертвовать всем ради его благополучия. Такого ребенка слишком опекают, ревниво относятся к его стремлению общаться с другими детьми и т.д.
Исследования по семейному воспитанию показывают, что большинство родителей, правильно понимая задачи воспитания, оценивая свои возможности, испытывают определенные затруднения в формировании всесторонне развитой личности. Как показал опрос, большая часть родителей в целях нравственного воспитания используют в основном словесные методы типа нравоучений, нотаций, порицаний, окриков и т. п., причем сами родители отмечают их малую эффективность. А ведь в семье есть большие возможности влияния на нравственную сферу путем организации совместной деятельности, делового и эмоционального общения.
Так, например, подготовка и проведение семейных праздников могут стать средством нравственного обогащения детей, их духовного сближения с родителями.
Еще один путь содержательного общения родителей с детьми – это проведение семейных чтений.
Одна из интересных форм проведения семейного досуга – походы и прогулки на природу. Дети с радостью ждут этих походов, во всем помогают взрослым. Кроме воспитания трудолюбия (подготовка к походу, выполнение различных трудовых обязанностей), физической закалки, большое значение имеет в таком виде деятельности и организация общения взрослых и детей. Дети принимают у старших их отношения к природе, учатся помогать другим, бережно относиться к людям.
Важной действенной формой организации общения родителей с детьми является игра. Игровая деятельность для старших дошкольников ведущая. В ней реализуется потребность в эмоциональных переживаниях, в увлекательной перспективе, в общении со взрослыми, со сверстниками. К сожалению, родители старших дошкольников не поощряют детей к игре. В какой – то степени стараются даже подавить детские игровые увлечения. А ведь, участвуя в игре, ребенок как бы включается в жизнь взрослых, познает новые явления, это стимулирует его развитие, способствует накоплению опыта. Игра дает большие возможности для усвоения простейших норм отношений между людьми, для адаптации к общественной жизни. Родители же, как правило, стремятся ускорить «взросление ребенка, заполнить его жизнь важными с их точки зрения занятиями – чтением книг, решением задач, заучиванием стихотворений и т. д.
Т.О., поощряя и организуя игры детей, родители могут обогащать их знания, развивать индивидуальные способности, создавать условия для нравственного развития, способствовать психологической готовности к восприятию воспитательных воздействий со стороны родителей и педагогов.
Совместная игра родителей и детей становится реальной основой их духовного сближения. Во-первых, интересные занятия создают особую психологическую атмосферу взаимных связей и контактов. Во-вторых, дают возможность родителям наблюдать проявления личности ребенка, сильные и слабые стороны его характера, развитие нравственности. В-третьих, в игре родители смогут лучше увидеть свою роль отца или матери, поскольку в игре проявляется не то, что они говорят о воспитании, а то, как реально воспитывают своего ребенка.
Одна из сторон социальной жизни детей – общение их со сверстниками. Именно в процессе общения формируются нравственные качества личности.
Совместные детские игры важны, по крайней мере, в трех отношениях привлечение в семью друзей ребенка: положительно влияет на социализацию личности, выработку морали и нравственных норм поведения; дает возможность родителям наблюдать своего ребенка в кругу друзей, замечать особенности его поведения, что труднее сделать в процессе семейного общения, учитывая что в большей части семей один ребенок; сближает родителей с детьми, дает возможность детям осознать ,что папе и маме близки их интересы, небезразлична их дружбах.
Семья и двор. Двор – понятие не только жилищно-бытовое, но и социальное, нравственное и психологическое.
Давно известно, что на любую прямую воспитательную атаку отвечают рефлекторной контратакой, ибо именно ей свойственно стремление оградить свой суверенный детский мир от внешних посягательств, взрослых. Для ребят огромное счастье – найти желанную среду всегда интересных, всегда ищущих сотоварищей. Однако круг единомышленников и друзей не только ищется, но образуется, от любого из нас зависит нравственный климат той или иной человеческой общности. А ведь все дети – наши. Каждый умный и преданный всем детям, а не только своим родитель способен придумать нечто такое, что другому не сделать. И это нечто – его личность, неповторимая человеческая судьба.
Конечно, сегодняшний папа очень занят, диапазон его забот и дел широк, и требовать от него усилий самодеятельного подвижничества нелегко. И все – таки папы и мамы способны решить проблему двора. А вместо этого некоторые папы и мамы до сих пор активно стремятся оградить своих детей от «дурного» влияния улицы и «распущенности» двора. Педагогика их запросов и ограничений беспристрастна – заполнить свободное время своего ребенка (музыкальная школа, балетный кружок, дополнительные занятия английским языком и фигурное катание).
За последние годы замечено стремление к комфорту собственных жилищ. Сколько выдумки и творчества вкладывают взрослые в интерьеры комнат, их планировку, в уют и эстетику своей личной домашней территории! Но ведь двору также нужна уют и эстетика. Вот вам первая сфера приложения сил отцов и детей. Та практика, что сложилась во многих дворах, не выдерживает никакой критики. Имеется в виду индивидуальность благоустройства в садиках – огородиках с примитивными заборчиками под собственными окнами. Не годится нам, так как способствует формированию невольно у ребят частнособственнические проявления: «Это наше дерево, отойдите от него, это наши цветы не смейте их рвать, это наша веревка не трогайте ее! Двору для полнокровной жизни всегда нужны свежие идеи, способные зажечь молодые умы огнем самого чистого и полезного энтузиазма.
Взаимоотношения детей и взрослых во дворах не всегда складываются легко. Сказываются и разные интересы (одним нужна тишина, другим – шум), и разные оценки явлений жизни.
Наверное, все–таки одно из самых главных умений взрослых – это умение уважать законы детства. Взрослые во дворе должны уметь ценить не только послушную кротость ребят, но и шум, озорство, стремление к выдумке. Если взрослые наставники не возьмут под негласный, умный и добрый контроль свободное время ребят, они будут продолжать свои «забавы». Как это страшно – «убивать» драгоценное время, время духовного мужания, приобретения социального опыта, время красивого и полезного общения.
Есть у всех родителей без исключения одна слабость, они любят показывать своих детей, гордиться их успехами. Двор – это театральные подмостки, гимнастический зал и т.п. Двор – место самовыражения детей. Порой, приглядываясь в хаотичной мозаике ребячьих проявлений во дворе, думаешь, что они только и делают, что демонстрируют себя, соперничают и конкурируют. Что ж детям вполне естественно стремление к самодемонстрации: кто быстрее, кто лучше, кто результативнее. Это соперничество, точнее неистребимое стремление к нему, порождает иногда формы уродливые. Конечно, есть во дворе и здоровое соперничество – спортивные игры, импровизированные концерты и т.п. И все–таки вольных необузданных затей больше. Родители знают, что от вольностей в разговорах до вольности в отношениях и поступках один шаг.
Детство – самый активный период накопления опыта. Прообраз человека в его раннем отношении к деятельности. Скажем, один мальчик строит дворцы из песка и глины, другой рушит. Если это не заметить, вырастить разрушитель. А вот строителя можно воспитать из любого, если, опять – таки, научить строить, помочь, оценить первые усилия созидания. Инерция вообще вещь очень опасная, а в семейном воспитании просто преступная. Откладывая на потом воспитание своих детей, теряя возможность общения из–за суеты дел, мы пропускаем не возвратное.
Двор – мир детства, мир особый, яркий и интересный. Во дворе все важно: устраивать шефский концерт для бабушек, ремонтировать хоккейную коробку, сидеть вечером на лавочке и говорить о жизни. Двор помогает родителям по настоящему познавать собственных детей, потому что мир двора – особый суверенный, интимный, сугубо детский. Двор продлевает нам ощущение детства.
Источник