Развитие личности ребенка в коллективной творческой деятельности

Развитие личности ребенка в коллективной творческой деятельности thumbnail

Личностное развитие учащихся

в процессе коллективно-творческой деятельности

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Развитие творческих возможностей детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

«Малышей надо посадить за парту лишь для того, – говорил Ш.А. Амонашвили, – чтобы создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них задатков, которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют важное значение для дальнейшего успешного продвижения в своей познавательной деятельности».

Старательно выполняя репродуктивные задания учителя, дети стремятся быть исполнительными, четкими, усидчивыми. Это необходимые качества для усвоения программы, но из них не вырастают познавательные интересы и самостоятельность мышления, способность искать и находить какие-то нестандартные решения. Поэтому, наряду с требованиями «делай как я», необходимо предусматривать задания на всех уроках и во внеклассной работе, направленные на проявление творчества учащихся.

Способность к творчеству формирует и искусство. Здесь оно – сильнейший инструмент в руках педагогики. Есть такое понятие: «счастье творческого труда». Это счастье труда, в котором проявляется твоя личность.

Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Мне близка программа по изобразительному искусству, разработанная Б. Неменским. Близка и понятна своими методами – формами проявления ее содержания в процессе обучения. Любое художественное познание нереально, ложно без радости, получаемой от него. На уроках изо и художественного труда дети получают огромное удовольствие от эмоциональной атмосферы, царящей на них.

Драматургия уроков – игра, которая начинается с 1 класса. Во 2 классе программа предлагает игру в трех братьев-мастеров: «Мастер изображения, Мастер украшения, Мастер постройки».

Метод коллективных и групповых работ на таких уроках – резерв активации деятельности и мышления.

Замечателен пример из одного венгерского фильма о трех путях художественного образования, который приводит Б. Неменский в своей книге «Мудрость красоты». Результаты разных подходов проявились предельно наглядно в процессе съемок скрытой камерой.

«Класс начальной школы был разделен на три части – и дети, и помещение. Учительница разделила между группами одинаковые материалы (красный, желтый и белый пластилин), но поставила совершенно разные задачи и применила разные методы работы. Первой группе было дано задание вылепить одинаковые по форме, объему и цвету предметы по данному образцу (яйцо). Второй группе детей было разрешено лепить все, что они хотят. Третьей группе была рассказана сказка о зайце, белочке и ежике и предложено вместе вылепить ее персонажей и ее предметный мир.

В первой группе учительница проверяла соответствие вылепленных предметов поставленной задаче (точный размер, форма, пропорции). Во второй дала полную свободу (если спрашивали – советовала). В третьей организовала беседу, совместное раздумье – кто сделает ежика, кто белочку, кто морковку, как все это составить в единую композицию.

Вначале во всех трех группах атмосфера была одинаковой (разделили ведь детей без отбора), но постепенно она начала меняться… В первой становилось все напряженнее и тише. Во второй все шумнее и безалабернее – кто-то начал что-то делать, кто-то ничего не придумал, кто-то кого-то толкнул под локоть, кто-то швырнул пластилин и т.д. В третьей стоял рабочий шумок, ребята тихо разговаривали, советовались, смотрели, сравнивали, старались.

К концу работы в первой группе на столах были поставлены абсолютно одинаковые яйца. Дети стояли сзади них красные, очень гордые, неулыбчивые, каждый сам по себе, – и в то же время в чем-то, как и их лепка, одинаковые. Было удивительно наблюдать эти изменения. Во второй группе – ни одной работы, но стены, пол, столы и сами ребята были в разводах слез и пластилина, кто-то кого-то дубасил, кто-то плакал, кто-то победно восседал на столе. В третьей группе была выполнена коллективная работа – целый рассказ в пластилине, и ребята весело говорили с учительницей.

Вот вам воспитание через обучение искусству. Какое разное!».

В коллективно-творческих работах проявляются как индивидуальные возможности детей, так и совместные усилия. В каждой четверти есть работы, которые выполняются коллективно. Склеиваются два ряда обоев, получается большое полотно. Одна группа (мастера изображения) работает гуашью, красками, другая (мастера постройки) вырезает из бумаги фигурки людей, машинки, изготавливают уличные фонари, светильники. Все выполненные поделки раскладываются на отдельной парте. А третья группа (мастера украшения) сначала обдумывают, обсуждают, как расположить все это на общем полотне, как украсить, обязательно советуются с мастерами изображения, находят все вместе решение, и вот конечный результат – вырос город. Полотно вешается на стену в школьной рекреации, подходят ученики из других классов, смотрят, обсуждают, приходят родители – им очень нравятся такие работы детей. Я всегда вывешиваю результат коллективно-творческих работ во время родительского собрания. Среди таких работ были: «Осенина» – образ девушки, наряд которой составлен из осенних листьев, «Аквариум», «Русская деревня», «Деревенская ярмарка», «Народные праздники».

Читайте также:  Год ребенку развитие развлечения

Интересно наблюдать за детьми в процессе таких работ: как проявляют инициативу, как отстаивают свою точку зрения, как считаются с мнением других ребят. А в результате ребята довольны, улыбаются, а иногда и удивляются тому, что сумели сделать своими собственными руками. Конечно, малышей надо учить работать вместе. Но если начать это делать с 1 класса, то такие коллективно-творческие дела становятся праздником творчества.

Малыш переступает порог школьного дома. Как важно создать такую обстановку, атмосферу, чтобы ему было легко учиться, чтобы у него всегда присутствовало желание идти в школу. Учителю необходимо тщательно продумывать каждый урок с точки зрения эмоционального благополучия детей!

А оно зависит не только от уроков, но и от успешной работы учителя как классного руководителя.

В.А. Сухомлинский писал, что в многогранном и многосложном процессе воспитания «ясно различаются две позиции – утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить, преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависит действенность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царят творческий труд и взаимное доверие, там учителю и ученикам легко живется. Там же, где в своих отношениях с детьми приходится прежде всего отрицать, запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной».

В настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность.

Начало этой работы, конечно, должно быть положено в начальной школе.

Когда намечаю какие-то коллективно-творческие дела, думаю о том, как через них развивать и воспитывать детей, способных к самостоятельной творческой деятельности. Стараюсь, чтобы каждое мероприятие не только оставляло яркий эмоциональный след в душе ребенка, но и вызывало желание познать себя, свои возможности, побуждало к дальнейшей творческой деятельности.

Широко привлекаю к таким коллективно-творческим делам родителей учащихся. Вместе с детьми они участвуют в создании общего дела: готовят декорации, костюмы и т.д. Музыкальные спектакли, поэтический вечер, «Широкая Масленица», «Новогодняя елка в лесу» – все это результат коллективного творчества. Часто распределение ролей в музыкальных спектаклях осуществляют сами ребята, используя свои наблюдения на уроках музыки, литературного чтения. А как радуются дети, когда видят своих родителей непосредственными участниками праздников: мамы в роли Снегурочки, Масленицы, папы в роли Деда Мороза, бабушки в роли Бабы-Яги и т.д.!

Коллективно-творческая деятельность содействует развитию каждой личности, учит заботе друг о друге, о своем коллективе. Она коллективная, потому что планируется, готовится, проводится, анализируется всеми ребятами. Она творческая, так как нет шаблона, а есть возможность творить. Отмечу еще одну важную положительную сторону КТД. Всегда в классе есть дети-лидеры. Они во всех делах стремятся быть первыми. Это хорошо, но в то же время другие ребята остаются «в тени». При использовании КТД нет деления на актив и пассив. В течение учебного года каждый ребенок может проявить себя. Сегодня ты, а завтра я, но всегда делаем все вместе.

Важным является для учителя проанализировать, какими стали дети, какими ценностями овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько самостоятельны, инициативны, честны, отзывчивы.

Таким образом, коллективно-творческая деятельность должна быть ориентирована на личность ребенка.

Литература

  1. Неменский Б. «Мудрость красоты», Москва, «Просвещение», 1987 г.
  2. Уманский Л.П. «Психология организаторской деятельности», Москва, «Просвещение», 1980 г.
  3. Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе», Москва, «Сентябрь», 2000 г.

Источник

коллективный творческий младший школьник

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника.

Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.

Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом.

От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской[6], обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью – то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.

В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро укомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу.

Группа – главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, надо использовать конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

КТД дают возможность ученику:

реализовать и развивать свои способности

расширить знания об окружающем мире

приобрести навыки проектирования

проявить организаторские умения

закрепить коммуникативные навыки

формировать способности к рефлексии (анализу)

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества. [11]

Создать условия для всестороннего развития личности младшего школьника помогают коллективные творческие дела.

Основатель методики КТД Игорь Петрович Иванов.

В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом:

КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

В настоящее время существуют различные виды коллективных творческих дел: общественно-политические, познавательные, трудовые, экологические, спортивные, досуговые, коллективные творческие дела в работе с активом, коллективно творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место.

КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. КТД позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей.

КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Читайте также:  Развитие самосознания и самостоятельности ребенка в раннем возрасте

Источник