Развитие личности ребенка в детском общественном объединении

Развитие личности ребенка в детском общественном объединении thumbnail

В.Б. Костылева (Пермь)

Задачи социального становления личности ребенка являются важным для любого государства. Особенно это важно для общества в период, когда формируется социальный опыт у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время и в будущем.

В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных объединений, направленных на создание условий для социализации личности подростка. В решении этой проблемы особенное место занимают детские общественные объединения (ДОО), работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей.

Обратимся к понятию «социализация». Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе. Усваивая общественный опыт, человек становится личностью, и приобретает, необходимые для жизни психические качества, знания, умения и навыки, в том числе и способность по-человечески общаться с людьми.

Успешность процесса социализации личности подростка в детском общественном объединении во многом зависит от определения содержания деятельности организации. Отметим, что сущность детского общественного объединения с позиции социальной психологии может быть определена как свойственная данной общности – социальному организму – ценностно-мотивационная основа, авансирующая удовлетворение социальных притязаний ребенка определенного возраста в его реальных взаимоотношениях с материальным миром, с окружающей действительностью, представляющая социальные интересы детей в различных общественных сферах, содействующая полноценному взаиморазвитию личностных качеств и средовых возможностей.

С точки зрения социологии сущность детского общественного объединения можно определить как специфическое социокультурное образование, интегрировано представляющее жизненные ценности детства, реальные возможности обеспечения разносторонних потребностей и интересов ребенка в данном социуме.

Сущность детского объединения с точки зрения педагогики может быть представлена как интегрированная совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообразующие взаимоотношения детей и взрослых как равноправных партнеров с различным социальным статусом, направленных на оптимизацию их социального взаиморазвития и совершенствование окружающего жизненного пространства.

Вышеизложенные дисциплинарные позиции в толковании сущности детских общественных объединений сформулированы в авторском варианте Е. Дмитриенко [1, с. 59].

Говоря о детском общественном объединении, авторы учебного пособия «Педагогика детского движения» Э.Л. Мальцева и Н.М. Костина рассматривают сущность детского общественного объединения, представляя ее так же в трех аспектах [2, с. 36-37].

Социальный аспект проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, включить их через детское общественное объединение в освоение опыта социальных отношений, т.е. направить социализацию ребенка в общественно одобряемом направлении. Через ДОО ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Психологический аспект связан с реализацией стремления детей к общению. ДОО расширяет представления ребенка о себе, способствует реализации идеальных представлений о своей роли, жизненном пути.

Педагогический аспект: ДОО занимает посредническую позицию между детством и обществом, создает условия для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений.

Согласно исследованию О.Д. Чугуновой, включенность в детское общественное объединение позволяет подростку наиболее полно удовлетворить свои социальные потребности, реализовать стремления и интересы, для которых в иных видах детских объединениях в силу их особенностей нет достаточных условий [3, с.63]. Именно в этом состоит роль ДОО в социализации личности подростка.

Стремление подростков к объединению – естественная потребность в этом возрасте, поскольку, объединяясь в группы, подростки стремятся самоутвердиться, самореализоваться.

Детские общественные объединения, по мнению О.Д. Чугуновой, могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивать необходимый уровень самооценки, поддерживать благоприятный социальный статус, служить условием защищенности подростка, восполнять недостаток событийности в жизни [194, с.64].

А.Г. Кирпичник, рассматривая значимость детских общественных объединений в процессе социализации личности подростка, указывает на необходимость детского движения детям для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.

Читайте также:  Развитие речи ребенка при впс

Полагаем, что детские общественные объединения можно рассматривать в качестве пространства социализации личности подростков.

Под пространством социализации личности подростков нами понимается педагогически освоенная среда, которая создает не только дополнительные, но и новые возможности в социализации личности подростков в детском общественном объединении.

Особое место ДОО в социализации определяется реализацией специфического воспитательного потенциала детской организации. Воспитательный потенциал детского общественного объединения есть определенная целостность социально-психологических факторов, обуславливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, творчества, саморазвития [4, с. 51].

ДОО является тем социальным институтом, которое способно предоставить подростку возможность самореализации и приобретения опыта участия в различных видах социально значимой деятельности. По мнению исследователей детского движения, принципиально важным для реализации потенциала детского объединения в социализации личности подростков является создание им реальных возможностей для осознания личностью целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем; актуализации и развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечение личностно-значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного и межвозрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений ДОО.

Детское общественное объединение предоставляет возможность подросткам широкого и разностороннего включения в систему общественных отношений, организует жизнедеятельность, удовлетворяющую потребность подростка в развитии. По мнению М.Е. Кульпединовой, Д.Н. Лебедева, открытость и добровольность членства, эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (большие по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможность выбора конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обуславливают особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения в социализации личности подростков.

Итак, возможности детского общественного объединения в социализации личности подростков расширяются за счет:

  • динамизма и включения подростков в разнообразные виды деятельности, которые способствуют социализации;
  • разнообразия реализуемых подростком в объединении социальных ролей (позиций);
  • расширения круга общения, наличия межвозрастного общения.

Подчеркнем, что детское общественное объединение создает условия для удовлетворения потребностей, интересов подростков, для конструктивного, творческого взаимодействия. При этом за ребенком остается как право свободного перехода из одного детского общественного объединения в другое, так и право выбора вида деятельности. Сила детских объединений в том, что в них воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации через социальное взаимодействие.

Социальный опыт ребенок получает не только в детском коллективе, но и вне его (в семье, в свободном общении). Однако этот же опыт, приобретаемый в ДОО с его общественно-значимой направленностью, широкими социальными связями, является качественно другим. Он полнее, нежели накопленная сумма конкретных умений и навыков деятельности в обществе и для общества, так как обогащен усвоением коллективных целей и ценностей, приобщением к соответствующим нормам внутриколлективных и межколлективных отношений. Предоставляемая возможность в детском общественном объединении каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением; наличие в ДОО субъект-субъектных отношений; наличие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведения; разнообразие реализуемых подростком в объединении социальных ролей (позиций), являются предпосылками для успешной социализации подростков.

Таким образом, детское общественное объединение, основанное, как правило, на общности интересов детей (а также взрослых), добровольном включении в совместную деятельность для решения конкретных задач, создает условия: для удовлетворения потребности подростка в равноправном положении со взрослыми; актуализации возможностей, не востребованных в других сообществах, членом которых он являлся или является; устранения дефицита содержательного общения (разновозрастного в том числе); развития социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, лидерских качеств. Это значительно повышает роль детского общественного объединения как фактора социализации, особенно в настоящее время, когда особенно остро обозначились такие проблемы, как вхождение подростков в социальную среду и трудности адаптации в ней.

Список литературы:

  1. ТИМ. Теория, история, методика детского движения: Инфор. Бюллетень.- Вып.4.- М.: Пресс- Соло, 1998.- 123 с.
  2. Мальцева Э.Л. Костина Н.М. Педагогика детского движения. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.- 516 с.
  3. Чугунова О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Дис… канд. пед. наук. Кострома, 2000.- 185 с.
  4. Кульпединова М.Е. Я становится богаче. Теория, история методика детского движения (ТИМ). Информационный бюллетень. Спец. Вып. М., 1995.- С. 51

Источник

Библиографическое описание:

Шалабаева, О. В. Детская организация как фактор социального становления личности ребенка / О. В. Шалабаева. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). – Уфа : Лето, 2011. – С. 60-62. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//18/808/ (дата обращения: 03.06.2021).

Читайте также:  Развитие ребенка до года окружность головы и груди

Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной активности и выявления лиде­ров в школе через детские общественные организации. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования.

Ключевые слова: социальная активность, детская организация, успешность, социальные способности.

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, когда на смену отрицания и агрессии к прошлому пришло время диалога в интересах будущего, все чаще в спорах и дебатах о будущем детей возвращаются к идее общественного объединения, приводя примеры положительного жизненного обретения ими гражданских качеств.

Именно поэтому проблема детских общественных объединений как значимого социального института общества актуальна и своевременна.

Следует признать, что детская организация уже довольно давно является объектом пристального внимания исследователей и практиков детского движения, многие из которых видят ее в качестве фактора социализации личности ребенка.

Детская организация ставит перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.

Детские общественные объединения имеют реальные возможности для расширения сферы своих интересов при позитивном отношении к детской инициативе и творчеству взрослой части объединений, что является свидетельством активности, гражданственности, инициативы подрастающего поколения России[3].

Таким образом, общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разно­образное по формам и механизмам ре­ализуемых программ и проектов.

Общественное движение детей и подростков в России – реально существующий факт. Отраден тот факт, что за последние десять лет детские общественные объединения не только стали особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.

Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общест­венных объединений различной терри­ториальной сферы деятельности: меж­дународные, общероссийские, межре­гиональные, региональные, местные.

Деятельность боль­шинства организаций направлена на решение конкретных проблем общест­ва, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию со­циальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодеж­ного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых та­лантов, национально-культурному воз­рождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.

На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с органами государственной власти позволяет определить цели, задачи, принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по его реализации. Государственная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании программ и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых проектов.

В то же время, проблема организации деятельности детских общественных объединений остается открытой и злободневной. Причина этого в глубоких социально-экономических изменениях, системном кризисе традиционных институтов социализации молодого поколения (в первую очередь семьи, школы). Наиболее актуальным и важным становится сегодня тенденция разрыва в преемственности ценностных ориентиров, зачастую огульного отрицания опыта, накопленного предшествующими поколениями в сфере общественной практики.

В сложившихся условиях наступило время осознать, что вклад в детей сегодня – это вклад в сегодняшнюю безопасность. Укрепление демократии требует хорошо образованного, хорошо информированного, независимого, активного гражданского населения, обладающего чувством солидарности и общей ответственности для достижения общей цели. Этот процесс культурной трансформации, который соединяет общественные и частные сферы жизни, и должен начинаться с раннего возраста[3].

Социально значимая деятельность детей и молодежи способствует социально-экономическому и культурному росту здорового, гуманного, справедливого обществе, уважающего достоинство людей. Через социально значимую деятельность укрепляются человеческие ценности, реализуется социальной потенциал каждого человека, а создание общественных организаций, поддерживающих социальные инициативы, способствует реализации прав каждого человека. Именно общественные организации являются механизмом реализации Декларации ООН: «Мы, народы, имеем силу изменить мир».

Организация Объединенных Наций объявила на период первого двадцатилетия нового века Всемирное движение в интересах детей – новый этап осуществления Конвенции о правах ребёнка. Стратегия этого движения предполагает активное участие самих детей в жизни обществ, характеризуется процессом становления новой педагогической концепции, в центре которой находится личность ребенка и молодого человека, которая обеспечивает самопознание, самоопределение и самореализацию растущей и развивающейся личности. Создание условий для реализации основных идей Конвенции о правах ребенка рассматривается как приобщение к общечеловеческим, гражданским ценностям через включение детей и подростков в реальные общественно-значимые отношения.

Читайте также:  Законы развития речи ребенка

Детская организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее.

Создание данной модели будет направлено на воспитание, содействие успешной социализации и социальную защиту подрастающего поколения юных граждан России, с целью консолидации их усилий, совместной выработке единого механизма государственной и общественной молодежной политики является объективной необходимостью[1].

Хотелось бы подчеркнуть, что в качестве основного критерия успешности воспитания в общественном объединении можно рассматривать уровень социальной активности подростков, что выражается в готовности осуществлять и защищать свои права и интересы, не посягая на права и интересы других; готовности к созидательному социальному взаимодействию; способности к социальным инициативам; самостоятельности и устойчивости собственных суждений; степени проявления культуры межличностных отношений и общения.

Надо отметить, что в современной детской организации идет не только обновление процесса развития, но и происходит актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, патриотизма. Имен­но в детской общественной организации получает человек свои первые социально значимые роли, берёт ответственность не только за самого себя, но и за уcпex всего дела, которое зачастую важно не только группе детей, но и для целого жило­го района, города, области, и даже страны.

Используя в детской организации коллектив – и как цель, и как средство воспитания, решается множество задач и среди них задачу формирования личности школьника так, чтобы по выходу из школы он умел жить работать в коллективе, гармонично сочетать свои собственные, групповые и коллективные интересы, имел опыт самоуправления и демократических форм поведения, опыт милосердия, гуманизма, потребность в апробации различных социальных ролей и позиций, а главное, ролей лидера, руководителя, цивилизованного гражданина, обладающего навыками защиты своих прав и интересов.

Огромное значение имеют предлагаемые виды и формы творческой деятельности по выбору детей, а также использование мотивации успеха и достижений, тренинговых занятий, ситуации размышления и восприятия информации в форме лекций, сообщений, бесед, экскурсий, конференций, встреч-диалогов, творческих встреч, культпоходов; ситуации формирования суждения, отношения, способности к общению (дискуссии, свободный диалог, ролевые игры, круглые столы, коллективное планирование, коллективное сочинительство); ситуации, требующей ответственности, способности к принятию решений (деловые игры, работа в микрогруппах, турниры, практикумы, индивидуальные и групповые исследования); ситуации успеха, признания достижений (конкурсы, выставки, игры, смотры, фестивали) [2].

Уверены в том, что «Патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, Забота об улучшении своей и окружающей жизни, Самодеятельность и Творчество, Стремление нести радость людям и самосовершенствоваться, Коллективизм и Товарищество, Гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой товарищеской требовательностью к Человеку, умная игра и активность, неуспокоенность» [3]..- вот что как нам кажется, лежит сегодня в основе детской организации как образа жизни, активной жизненной позиции человека, системы качеств юных граждан России, фактора социального становления личности ребенка.

Практика использования такого инструмента как детская общественная организация, дает тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.

Следовательно, детские общественные объединения на современном этапе выступают фактором социального становления личности ребенка и многогранном проявлении общественной и гражданской позиции жизни общества.

Литература:

1. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитания: Монография. – М.:Макс- Пресс МГУ, 2002. – С.224

2. «Молодежная политика» (в помощь организаторам общественных объединений) (выпуск5) Составили Житкова Е.И., Плеханов Л.Н., Сурикова Ю.В., Жигурова А.В. под ред. Лукьяненко Е.А., Емеличевой Е.А. // Молодежное информационное аналитическое агентство, Астрахань, 1998

3. Теория. Опыт. Методика.- Н.Новгород, изд-во ООО « Педагогические технологии», 2006.-68с.

Основные термины (генерируются автоматически): детская организация, объединение, подрастающее поколение, детская инициатива, детская общественная организация, общественное объединение, современный этап, социальная активность, социальное становление личности ребенка, юный гражданин России.

Источник